kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по литературе. И. И. Обломов и А. И. Штольц – антиподы или двойники. (10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет ученикам выявить особенности авторской позиции через сопоставление героев (И.И. Обломова и А.И. Штольца).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературе. И. И. Обломов и А. И. Штольц – антиподы или двойники. (10 класс)»

Технологическая карта урока по литературе


Предмет

Литература

Класс

10

Тема урока

И. И. Обломов и А. И. Штольц – антиподы или двойники.

Тип урока

Урок закрепления

Цели урока

а) обучающие: составление сравнительной характеристики героев; определение роли А. И. Штольца в романе «Обломов».

б) воспитывающие: воспитание любви к русской литературе и культуре, обогащение духовного мира и эстетического опыта учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы.

в) развивающие: развитие у учащихся навыков работы с текстом, умения наблюдать, обобщать и делать выводы; развитие образного восприятия, творческого мышления, владения терминологическим аппаратом.

Основные термины и понятия

Антиподы, обломовщина.

Образовательные ресурсы

Литература. 10 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / Ю. В. Лебедев. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2022. – 367 с. : 1 ил. – ISBN 978-5-09-037585-6.











Планируемые результаты

Предметные результаты


  • Знание текста романа

  • Составление сравнительной характеристики героев

  • Определение роли А. И. Штольца в романе «Обломов»;

  • Умение отвечать на вопросы, вести диалог с учителем и одноклассниками;

  • Умение работать с текстом художественного произведения.

Личностные результаты


  • Воспитание любви к русской литературе и культуре;

  • Обогащение духовного мира и эстетического опыта учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы.


Метапредметные результаты


  • Умение самостоятельно определять учебные задачи;

  • Умение организовывать собственную деятельность и оценивать её.

  • Умение самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

  • Умение давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения;

  • Развитие интереса к художественному слову как средству создания образа.

  • Умение пользоваться аппаратом учебника.

  • Владение навыками нахождения главного в тексте.

  • Развитие навыков выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи;

  • Обогащение словарного запаса.




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Предметные результаты

Деятельность учителя.
Методы и приемы учения

Образова-тельные ресурсы

ФОУД

Деятельность
учащихся

Формируемые
УУД

Этап 1. Этап организации урока (3минуты)





Приветствие учителя.


- Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть. Надеюсь, что наше общение будет приятным и полезным.















Ф.

Приветствие учителя.

Психологический и эмоциональный настрой на урок.















Умение организовывать собственную деятельность (Р.).

Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала (10 минут)


Ребята, мы с вами продолжаем работать с той же темой, что и на прошлом уроке.


Как Вы думаете, чем мы займёмся сегодня на уроке?




На прошлом уроке мы познакомились ещё с одним главным героем - А. И. Штольцем.


Ребята, что Вы можете сказать об этом человеке?







































Как проявляется отношение автора к Штольцу?















Хорошо, молодцы!!!


Проверка домашнего задания:

А теперь обратимся с Вами к табличке со сравнительной характеристикой героев. Дома Вы должны были заполнить всё кроме последних двух пунктов (отношение к любви и итоги жизни). Давайте проверим, что у Вас получилось.



1. Внешность и происхождение.






































































2. Воспитание и отношение к родителям.


















































































3. Образование, отношение к жизни.



























































































































4. Отношение к службе, отношение к обществу.

















































































4. Отношение к учению, отношение к дружбе.



























































Ребят, Вы молодцы, справились с домашним заданием. Теперь мы дальше продолжаем сравнивать двух героев, чтобы заполнить таблицу до конца. Обратимся к анализу эпизода.









Книга

Ф.





1) продолжим характеризовать главных персонажей;

2) поработаем с таблицей.







Штольц рос и воспитывался в семье немецкого предпринимателя и обедневшей дворянки. От отца Андрей унаследовал практицизм, стремление к деятельности и любовь к труду. Мать дала Штольцу хорошее образование, характерное светскому обществу. С самого детства Штольц брал ответственность за свои поступки, родители не помогали ему в преодолении трудностей, поэтому он привык, что вся жизнь находилась только в его руках. Отец хотел, чтобы Андрей вырос самостоятельным человеком, поэтому отправил его в Петербург. Полная самостоятельность способствовала тому, что он добивался собственных целей путем долгого и упорного труда. Герой смог добиться высокого положения в обществе, а также получить карьерный рост. Такая характеристика говорит о том, что он является сильной личностью, готовой бороться ради достижения своих целей. Сам герой говорит так: «Труд – цель, стихия и образ жизни».

Отношение автора к Штольцу неоднозначно: Гончаров, с одной стороны, надеялся, что в скором времени «много штольцев явится под русскими именами», с другой – понимал, что в художественном отношении назвать образ Штольца удачным, полнокровным вряд ли возможно, признавался, что образ Штольца «слаб, бледен - из него слишком голо выглядит идея».



Один человек даёт связанный ответ по табличке, остальные дети дополняют.







Внешность:

Обломов – полный мужчина с темно-серыми глазами, лицо у него было неопределенного цвета, здоровье слабое. Для мужчины он был слишком изнежен. Отличался мягкостью характера, добротой.

Штольц – худой мужчина с зелёными глазами, смуглым лицом, отличался крепким здоровьем. Человек твёрдый и суровый. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь».

Происхождение:

Обломов – дворянин. Из богатого дворянского рода с патриархальными традициями, его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные. Истинно русский человек, дворянин.

Штольц – мещанин. Выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Ш. блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Ш. строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения. Идеал Ш.- мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви.

Вывод:

Уже отсюда видно, что Обломов и Штольц совсем разные. Обломов мягкотелый, добрый, ленивый, а Штольц мужественный, трудолюбивый. Обломов – барин, он привык, что с самого детства за него всё делали мамки, да няньки, поэтому не приспособлен к жизни, а Штольц, наоборот, с самого детства привык к труду.


Обломов:

Родителям хотелось преподнести Илюше все блага «как-нибудь подешевле, с разными хитростями», родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в Обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства.

Обломова даже не выпускали на улицу. «А слуги на что?». Вскоре Илья сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее.

Штольц:

Отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. Отец научил его тому, что главное в жизни - это деньги, строгость и аккуратность. Его воспитание - трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь.

Отношения с родителями:

Обломов:

К родителям Обломов относится очень нежно, особенно он любит мать, воспоминания о ней зачастую вызывают слезы на его глазах. Он вообще очень ценит семью, семейные связи, воспоминания о детстве в Обломовке для него самые приятные и теплые. Но при этом собственная семья для него - что-то абстрактное, он понимает семейную жизнь как-то по-сказочному: без особых забот и хлопот, без всяких трудностей, без труда (и над отношениями в том числе). Поэтому и с Ольгой отношения у него разрываются.

Штольц:

Любит мать и с нежностью вспоминает её, уважает отца, который воспитал его, стремился сделать из него настоящего мужчину, он был сторонником суровых методов воспитания и не позволял своей жене жалостью и излишней заботой вмешиваться в его общение с сыном.

Вывод:

Воспитание у мальчиков было разное, Илюшу ничем лишний раз не обременяли, он делал то, что хотел, но под присмотром няни, а у Андрея воспитание было строгое, под присмотром отца, тот не давал ему спуску и с детства приучал к труду.

К матерям оба относились одинаково, очень любили их, отцов уважали.


Образование:

Обучались в небольшом пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве. Оба закончили в Москве университет.

Штольц:

С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака». Занимался репетиторством в пансионе, куда устроил его отец.

Вывод:

Образование получили одинаковое, только по-разному устроились в жизни.

Обломов:

Мечта. Прозябание и сон – пассивное начало находил утешение в своих любимых «примирительных и успокоительных» словах «авось», «может быть» и «как-нибудь» и ограждал себя ими от несчастий. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности выбранного человека (так он доверился мошенникам, обобравшим его имение).

«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».

Штольц боялся мечтать, его счастье было в постоянстве, энергия и бурная деятельность - активное начало. « Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает – бог весть».

Отношение к жизни:

Обломов:

«Жизнь: хороша жизнь!», - говорит Обломов, - «Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества !…Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?».

Цель жизни – «Прожить жизнь счастливо; так, чтобы она «не трогала». 

Обломов хочет делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Штольц познает жизнь, спрашивает у нее: «Что делать? Куда идти дальше? » И идет! Без Обломова… «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей».

Жизнь — счастье в труде; жизнь без работы — не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И, слава богу!” — сказал Штольц».

Штольц хочет иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь — вот что было его постоянною задачею…”, “Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

Вывод:

Обломов хочет жить спокойно, не утруждаться; а Штольц не останавливается на достигнутом, он хочет идти дальше и совершенствоваться, он не мечтатель, он реалист.


Обломов:

Илья Ильич хотел бы, чтобы служба была чем-то вроде необязательного и необременительного занятия. Если бы дело обстояло именно так, без сомнения, он охотно ходил бы на службу. Но при столкновении с действительностью Илья Ильич понял, что служба требует значительных сил, которые он совсем не готов был тратить на нее. «Жизнь в его глазах разделилась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья. От этого главное поприще — служба на первых порах озадачила его самым неприятным образом».

Обломов  любой ценой старается освободиться от службы. Он стремится к отдыху и удовольствиям, не сознавая, что на самом деле отдых хорош и приятен только после выполненных дел. Илья Ильич не готов нести ответственность за свои поступки. 

Штольц:

Для Штольца труд - это “образ, содержание, стихия и цель жизни”. К службе Штольц относился ответственно, был трудолюбив, никогда не ленился, всегда выполнял до конца поставленные задачи при выполнении работы. Трудился он не ради высокой цели, а ради личного преуспевания.

Вывод:

Обломов не хотел работать, служба для него была чем-то обременительным, а Штольц относился к службе ответственно, трудился для своего блага.

Отношение к обществу:

Обломов считает, что все члены света и общества – «мертвецы, спящие люди», им свойственны неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин», он не сторонник прогрессивных форм ведения хозяйства.

По мнению Штольца, с помощью устройства “школ”, “пристаней”, “ярмарок”, “шоссейных дорог” старые, патриархальные “обломовки” должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход.

Вывод:

Обломов не был сторонником прогрессивных реформ, а Штольц был за благоустройство в обществе.



Обломов:

«Отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов». «И все в доме были проникнуты убеждением, что ученье и родительская суббота никак не должны совпадать вместе, или что праздник в четверг — неодолимая преграда к ученью на всю неделю. И недели три Илюша гостит дома, а там, смотришь, до страстной недели уж недалеко, а там и праздник, а там кто‑нибудь в семействе почему‑то решит, что на фоминой неделе не учатся; до лета остается недели две — не стоит ездить, а летом и сам немец отдыхает, так уж лучше до осени отложить».

Штольц:

 «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака».

Вывод:

Родители Илюши считали учёбу не обязательной, а родители Андрея, наоборот, развивали его в разных сферах.

Отношение к дружбе:

Обломов:

Ещё в юности «холодно простился с толпой друзей», есть знакомые и один единственный друг.


Штольц:

Друзей у Штольца всегда было достаточно, люди тянулись к нему. Он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным.

Вывод:

К дружбе они относились одинаково.








Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно (Р.).

Умение слушать (Л.).

Умение отвечать на вопросы, поставленные учителем (К.).

Этап 3. Чтение и анализ художественного произведения (20-25)


Обратимся к части 4, главе 2.


Место эпизода в романе.


Почему приехали гости?


Что является ключевой сценой в данном эпизоде?




Как отреагировал Обломов на приезд очередного гостя?


Как Вы думаете почему?



Когда Обломов услышал, что приехал Штольц, как он себя повёл?



Как отреагировали гости на его появление?








Как вы понимаете авторские ремарки?



А чего они испугались?


С какой целью приехал Штольц?






С чего начал разговор Штольц, когда они остались наедине с Обловым?


Как отреагировал на его слова Обломов?









Так почему же Обломов не приехал за границу?


Знает ли Штольц что-то об отношениях Ольги и Обломова?


О чём это говорит?




Ребята обратите внимание на такую художественную деталь как ветка сирени. О ней мы поговорим позже.


Считает ли Штольц виноватым Обломова в расставании с Ольгой?


Штольц спрашивает Обломова: «Зачем ты забился в эту глушь?».



«Помилуй, здесь та же Обломовка, только гаже» - говорил Штольц, оглядываясь.


Какое предложение Штольц делает Обломову?


С какой целью?


Принимает Обломов его предложение или нет?




Почему Обломов просит дать ему время?


Да, ребята, Обломов стал не тот.

О чем говорит ему Штольц?



























Какой вывод можно сделать из данного высказывания?





Штольц предлагает ему поехать в Обломовку, посмотреть, как обстоят дела с хозяйством, но Обломов отказывает ему.


Как обстоят дела в Обломовке?









Штольц понимает, что Обломова обманули: «Ты ограблен кругом, с трёхсот душ полторы тысячи рублей!». «- Ну, Илья, ты в самом деле умер, погиб! – заключил он. – Одевайся, поедем ко мне».


Как характеризует Обломова данная ситуация?



Как реагирует Обломов на предложение Штольца поехать к нему?








Почему Штольц берёт на себя такие обязанности?



А что Обломов?




Штольца удивляют его слова, что же он отвечает ему?













Как Обломов возражает Штольцу?








Что Штольц отвечает на слова Обломова?








Обломов говорит, что ничего не умеет делать, а Штольц возражает. Как?











Ребята, заметили ли Вы подтверждение тех выводов, которые вы делали при анализе эпизода «Сон Обломова»?

Если вы были близки к этим выводам, то получили хорошую оценку за сочинение, если Вы отошли от них, значит и оценка у Вас ниже.

Всё началось в Обломовке и Обломов живёт по-прежнему.


Соглашается ли Обломов с его словами?


Штольц уезжает, а Обломов остается наедине со своими мыслями.


Продолжаем сравнительную характеристику героев.

Часть 4, глава 6.


Как ведет себя Обломов, услышав, что приехал Штольц?



Каким видит Штольц Обломова?





Что случилось с Обломовым?


Какая обстановка в комнате Обломова?


С чего начинает разговор Обломов?


Какую новость сообщает Штольц Обломову?


Как реагирует Обломов на эту новость?



Обломов интересуется, кто же стал её мужем?


Как он воспринимает эту новость?











Что отвечает Штольц на его слова?



Штольц приглашает Обломова в гости, но тот отказывает, в чём причина?





Это воля Ольги, она не отстанет. Это такой огонь, такая жизнь, вспомнишь прошлое и начнешь шевелиться.


Штольц настаивал на том, чтобы Обломов ехал с ним.


Ребят, соглашается ли Обломов поехать с ним или нет?






















Да, Обломов готов поехать в Обломовку.


Штольц спрашивает у Обломова: «-А знаешь, что делается в Обломовке?».


Что нового произошло в Обломовке?



Во время обеда разговор заходит о хозяйке и тут Обломов случайно проговаривается о долге.


Как ведёт себя Штольц, когда слышит о долге?



Как Обломов хочет выйти из разговора?


Верит ли ему Штольц?



Кому же должен Обломов и за что?


Как ведёт себя Штольц?




Что он делает дальше?





Знает ли она что-то об афере?

Какой вывод делает Штольц из сложившейся ситуации?


Что он просит у Агафьи Пшеницыной?



Штольц пытается увезти Обломова.

Что отвечает Обломов на его предложение?





Что говорит Штольц Обломову перед отъездом?





Какую роль играет данный эпизод в романе «Обломов»?






Ребят, как Вы думаете, кто же нужнее России: Обломов или Штольц?






Ф.

И.


















Потому что у Обломова были именины.

Приезд Штольца. «На двор въехал экипаж, и кто-то спрашивал Обломова. Все и рты разинули?».


Он просил передать, что его нет дома.


Он устал уже от визитов гостей.


Он громко воззвал к нему и бросился обнимать.




«При появлении Штольца Тарантьев первый проворно переправился через плетень и шагнул в огород; за ним скрылся за беседку Иван Матвеевич и исчез в светлицу. Хозяйка тоже поднялась с места».


Они испугались.



Что Штольц узнает об их махинациях.


Штольц приехал на две недели, по делам, и отправлялся в деревню, потом в Киев и ещё бог знает куда.


Он спросил его: «Стало быть, никогда?».



Он сделала вид, что не понимает о чём идёт речь. Обломов говорит, что дела его идут хорошо, что он не лежит так же праздно, план почти окончен, выписывает журналы; книги читает, которые ему оставил Штольц.


Всё дело в Ольге.



Да, он знает всё, что происходило между ними.


Что Штольц и Обломов по-прежнему близки, знают многое друг о друге.







Нет, он виноват больше всех в их разладе с Ольгой.



«Покойно здесь, тихо, никто не мешает», - отвечает ему Обломов.






Поехать в Обломовку.



Чтобы отвлечься, заняться хозяйством.

Да. «В деревню…хорошо, пожалуй: там же стройка начнется скоро. Только не вдруг, Андрей, дай сообразить…».

Потому что ему приготовиться нужно и здоровье у него не очень стало.



 «ПослушайИльясерьезно скажу тебечто надо переменить образ жизни, иначе ты наживешь себе водяную или удар. Уж с надеждами на будущность — кончено: если Ольга, этот ангел, не унес тебя на своих крыльях из твоего болота, так я ничего не сделаю. Но избрать себе маленький круг деятельности, устроить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить — все это ты должен и можешь сделать... Я от тебя не отстану. Теперь уж слушаюсь не одного своего желания, а воли Ольги: она хочет – слышишь? – чтоб ты не умирал совсем, не погребался заживо, и я обещал откапывать тебя из могилы…».


Что Штольц уже не в силах бороться с Обломовым и если бы не Ольга, он бы давно уже, может быть, сложил руки.







«Он стал хвастаться перед Штольцем, как не сходя с места, он отлично устроил дела, как поверенный собирает справки о беглых мужиках, выгодно продаёт хлеб и как прислал ему полторы тысячи, и, вероятно, соберет и пришлет в этом году оброк».








Он очень доверчив и не понимает, что его обманывают.


Он не хочет ехать, но Штольц его насильно увозит к себе, он пишет доверенность на себя и объявляет, что берет Обломовку на аренду до тех пор, пока Обломов сам приедет в деревню и привыкнет к хозяйству.


Ему жалко Обломова, он хочет помочь ему.



Он говорит, что жизнь трогает и не даёт покоя, лег бы он и заснул навсегда.


«- То есть погасил бы огонь и остался в темноте! Хороша жизнь! Эх, Илья, ты хоть пофилософствовал бы немного, право! Жизнь мелькнёт как мгновение, а он лег бы да уснул! Пусть она будет постоянным горением! Ах, если б прожить лет двести, триста! – заключил он. – Сколько бы можно переделать дела!».


«Ты другое дело, Андрей, у тебя крылья есть: ты не живешь; ты летаешь; у тебя есть дарования, самолюбие» ты вон не толст, не одолевают ячмени, не чешется затылок. Ты как-то иначе устроен…».


«Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо, да и думает, что природа послала ему эту ношу! У тебя есть крылья, да ты отвязал их».



Он говорит, что Обломов не хочет уметь, нет таких людей, чтобы ничего не умели, когда он захотел написать Ольге письмо, он сделал это, не задумываясь.

«Ты свое умение затерял в детстве, в Обломовке, среди теток, нянек и дядек. Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить».














Да, но ничего не воротишь.



Слушай меня и делай, как я говорю, тогда всё воротишь.




Краткий пересказ 6 главы.



Обломов взволнован, он боится, что скажет Штольц, когда увидит его.


Войдя в комнату к другу, Штольц увидел, как тот переменился, обрюзг, бледен.


Он болеет.


В комнате очень гадко.



Он вспоминает об Ольге.



То, что Ольга вышла замуж.



Он удивлён, даже испуган. Он радовался от души, подпрыгивал.


А. И. Штольц.



Сначала он испугался, побледнел, затем бледность постепенно сошла с его лица, он обрадовался, во взгляде его было умиление и слезы. Он обнял друга и сказал: «Вас благословил сам бог! Боже мой! Как я счастлив!». Обломов считает, что он не достоин Ольги.


«Нет, ты стоил ее: у тебя сердце, как колодезь, глубоко!».


«Боюсь зависти: ваше счастье будет для меня зеркалом, где я все буду видеть свою горькую и убитую жизнь; а ведь уж я жить иначе не стану, не могу».






«-Нет, Андрей, нет, не поминай, не шевели, ради бога! – Мне больно от этого, а не отрадно. Воспоминания – или величайшая поэзия, когда они воспоминания о живом счастье, или – жгучая боль, когда они касаются засохших ран… Поговорим о другом. Да, я не поблагодарил тебя за твои хлопоты о моих делах, о деревне. Друг мой! Я не могу, не в силах; ищи благодарности в своем собственном сердце, в своем счастье – в Ольге…Сергеевне, а я…я… не могу! Прости, что я сам до сих пор не избавил тебя от хлопот. Но вот скоро весна, я непременно отправлюсь в Обломовку».






Обломов не знает, потому что не читал писем.



Мост построили, дом возвели под крышу, хозяйничает новый управляющий.





Он, как грозный учитель смотрел на Обломова. Он удивлен.


Он говорит, что соврал.



Нет, потому что врать Обломов не умеет.


Хозяйке за припасы.



Он изменился в лице, поймав истину. На него пахнуло холодом.


Он идёт к Агафье Матвеевне, чтобы разобраться с долгом.



Нет, в этом замешан её брат.

Что Обломов стал жертвой мошенников.


Чтобы она написала расписку, что Обломов ей ничего не должен.




Он просит оставить его на месяц, чтобы кончить все расчеты, сдать квартиру, уладить дела с Петербургом, приискать экономку.


«-Смотри, Илья, не упади в яму. Простая баба; грязный быт, удушливая сфера тупоумия, грубости – фи!...».


Он помогает раскрыть характер Обломова.


Индивидуальное задание:

Чем заканчивается сюжетная линия Обломов и Штольц?

Конечно, такие прогрессивные люди как Штольц, просто необходимы, особенно в начале третьего тысячелетия. Но Обломовы никогда не умрут, частичка Обломова есть в каждом из нас, все мы в душе немного Обломовы.

Умение выразительно читать текст (Л.).

Развитие интереса к художественному слову как средству создания образа (Л.)

Умение пользоваться аппаратом учебника (Л.).

Владение навыками нахождения главного в тексте (Л.).

Умение отвечать на вопросы, поставленные учителем (К.).

Этап 4. Обобщение. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 минуты)


Штольцу в романе Гончарова отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя. Удалось ли это ему? А почему?






































Ребята, как вам кажется, мы добились поставленной в начале урока цели?

Аргументируйте!  Какие ценностные установки (кого из героев) вы возьмёте в свой жизненный багаж?

Ребята! Готовьте уже сейчас себя к дальнейшей взрослой самостоятельной жизни. И помните слова Н.В. Гоголя «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет суровое, ожесточающее мужество, забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

Выставление и комментирование оценок.


Ф.

Нет, увы, не удалось, Илья Ильич не готов был меняться даже ради Ольги, которую полюбил всем сердцем. Штольц пытался сделать из Обломова подобие самого себя, пытался привить герою идеалы и устремления, ему совершенно несвойственные. А это неправильно. Нельзя сделать из человека то, чем он, по сути, не является. Ведь, хотя в детстве Обломов и рос энергичным мальчиком, семейная забота задушила в нем все эти задатки. Илья Ильич с детства привык к ничегонеделанию. Он даже возмущается, когда его слуга Захар посмел сравнить его с «другими». Ведь он барин в полном смысле этого слова. А Штольц пытался поменять психологию героя в обратную сторону, пытался пояснить, что «барин» - это не тот человек, который ни разу в своей жизни сам себе чулок не надел, а тот, в подчинении у которого множество людей, о которых необходимо заботиться. Но Обломов не мог понять, что не люди существуют для него, а он для людей. Как не мог он понять и многих других вещей.


Ответы учеников.

Осознание личностного смысла учения (Л.).

Осуществить самооценку работы, соотносить результаты работы с задачами (Р.).


Этап 5. Домашнее задание (2 минуты)


Прочитать 2 часть (главы: 5, 6,7, 9,10, 12).


И.

Ф.

Записывают задание в дневник.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Шутова Анна Алексеевна

Дата: 17.12.2023

Номер свидетельства: 642608


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства