Организационный момент. Цель: ввести учащихся в учебную ситуацию. | - Здравствуйте ребята! Давайте друг другу улыбнёмся и начнём урок. - А начнём мы с вами с речевой зарядки: Быстро и чётко повторяйте за мной, в конце вам нужно продолжить чистоговорки. *Ща-ща-ща, ща-ща-ща – Стебель вьётся у...(плюща) *Щи-щи-щи, щи-щи-щи – В дождь наденем мы…(плащи) - Откройте ваши учебники на странице 58 и скажите, какое произведение мы будем сегодня изучать? - А кто автор этого произведения? - Всё верно ребята. Скажите, какая цель вы для себя поставите на сегодняшний урок? - Итак, начинаем. | Приветствуют учителя. Улыбаются друг другу и настраиваются на учебный процесс. - Сегодня мы будем изучать произведение «Преступник» - Надежда Тэффи - Сегодня мы должны познакомиться с произведением «Преступник» и проанализировать его. | (Л) – у ученика сформирована учебная мотивация; (Р) – ученик осознаёт то, что уже усвоено, а что ещё надо усвоить; (К) – умеет сотрудничать с учителем. (Р) – ребёнок может решить учебную задачу на основе того, что уже известно. |
Анализ текста. Цель: формировать умения анализировать и понимать содержание произведения, замысел автора, выражать его понимание интонационно. | - Ну а сейчас давайте приступим к чтению первого отрывка произведения. - Да-да. Где волны морские — там бури, где люди — там страсти. Под старость, конечно, страсти стихают — от усталости, от привычки подавлять их. Но в молодости бороться с ними трудно. Вовка думать этого не мог, но чувствовал определённо и ясно. Бороться было трудно. Особенно потому, что предмет, возбуждающий его страсть, вертелся под самым его носом по несколько часов в день. Иногда даже снился ночью. Предмет этот был большой красный карандаш. Внутри он был чёрный, как самый обыкновенный, но снаружи блестящий, круглый, красный и ужасно большой. Красоты нечеловеческой. Такой карандаш годится не только для писания, а и для многих других надобностей. Можно его просто катать по полу, можно им стучать по столу, как барабанной палочкой. Да и вообще — быть владельцем такой роскошной, такой огромной красной штуки уже само по себе упоительно. Классная комната скучная, серенькая; чёрная доска, седоватая учительница в тёмном платьишке, замурзанные ребята с грязными лапками — всё блёклое, унылое, и среди них — он, яркий, блестящий, сверкающий, единственная радость мира. Кра-со-та! Можно держать себя в руках день, два, три, но не вечно же. Больше выдержать было уже трудно. Как человек по натуре вполне порядочный, Вовка испробовал сначала легальный путь. Нахмурил те места, где у взрослых бывают брови, и спросил деловито у хозяина карандаша: — Это разве твой карандаш? — Конечно, мой, — ответил хозяин и, на всякий случай, засунул карандаш себе за пазуху. — У меня был такой же, — вдохновился Вовка. — Это ты, верно, мой взял. Но дело не выгорело. На другой день он переменил тактику. — Дай мне порисовать твоим карандашом. Не прошло и это. После — другого выбора уже не было. Путь к обладанию желанным предметом оставался один. И путь этот был преступный. Вовка отлично понимал, что совершил преступление, иначе на вопрос матери: «Что это за карандаш?» — не хмурил бы те места, где у взрослых бывают брови, и не отвечал бы басом: «Это нам в школе дали». А потом, чтобы переменить разговор, не стал бы скакать на одной ноге по всей комнате и при этом ещё орать во всё горло. Играть карандашом он залезал под диван. Там было спокойнее для преступного наслаждения. Он катал карандаш по полу и тихонечко пел бессловесную песню, не очень музыкальную и всегда вызывавшую громкий окрик: «Кто там воет под диваном? Если это волк залез, так надо его капканом словить». Он никогда не писал этим карандашом. Карандаш был ему нужен как красота, а не как польза. Приятно было смотреть на него, вертеть в руках, катать по полу, поглаживать. Но главное — любоваться на его чудесный ярко-красный цвет. Когда старшая сестра, большая, шестилетняя, Буба, дотронулась до этого удивительного предмета, Вовка завизжал, как от боли. — Ты не имеешь права, это моё! — Я только посмотреть хотела. — Не имеешь права смотреть, это моё! Дело с карандашом, пожалуй, так бы и затихло, но такой же карандаш, даже лучше, потому что длиннее и новее, оказался ещё у одного мальчика. Тут уже раздумывать было нечего. Коготок увяз, и всей птичке конец. Под диваном стали кататься два карандаша. - Ребята, а теперь давайте проверим, как внимательно вы прочитали произведение. - Сколько лет Вовке, если он уже ходит в школу, но младше своей сестры Бубы? - Найди в тексте описание карандаша. Подтверди, что карандаш вызывает восторг у мальчика. - Обратите внимание на восклицательную интонацию, с которой описывается карандаш. Найди контраст, который усиливает впечатление красоты карандаша. | - Читают - Поскольку в тексте говорится о Бубе как о старшей, шестилетней, сестре Вовы, то можно предположить, что Вовке не более пяти лет. Подтверждение этого в словах «пятилетнее сердце не выдержало». - Чтобы найти описание карандаша, нужно ещё раз просмотреть первую часть текста. То, что карандаш воспринят восторженным взглядом, подтверждают слова: «красоты нечеловеческой»; «сверкающий, единственная радость мира. Кра-со-та!». - Контраст, который усиливает впечатление красоты карандаша, создаётся с помощью описания классной комнаты. Она «скучная, серенькая; всё блёклое и унылое», а карандаш – «яркий, блестящий, сверкающий…». | (Р) – ученик умеет составлять план действий; (П) – ребенок умеет формулировать проблемы и решать их; умеет вести поиск и выделение необходимой информации; ученик владеет способами решения проблем; (К) – владеет диалогической и монологической формами речи |
Вторичный синтез. Цель: продолжение работы по теме урока; анализ произведения. | - Подтверди, обращаясь к тексту, что Вовка испробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш. - Перечитайте фрагмент текста, выделенный рамочкой. Объясните, что автор хотел сказать с помощью пословицы. - Молодцы! Вы очень внимательно прочитали первый отрывок текста, теперь приступаем к чтению второго отрывка. - Прочитайте высказывание Анишит Йокоповны: Во-вторых, — продолжала Анишит Йокоповна, — дело ведь не только в этих карандашах. Мама очень боится, что… - Догадываетесь, о чём хочет сказать Анишит Йокоповна? Чего же опасается Вовкина мама? | - Учащиеся читают отрывок из текста, из которого видно, что Вовка сначала пытался выдать карандаш за свой; затем он пробовал попросить карандаш порисовать. И только когда завладеть карандашом легальным путём не вышло, Вовка решился встать на «преступный путь». - Пословица, которую мы обнаружим в тексте, такова: «Коготок увяз, и всей птичке конец». Автор с помощью этой пословицы хочет сказать, что, позволив себе один раз взять чужую вещь, Вовка уже не может остановиться. - Читают второй отрывок произведения Н.Тэффи «Преступник» - Читают (слушают высказывание) - Высказывания Анишит Йокоповны помогают понять мотивы поведения Вовкиной мамы. Если мама сама вернёт карандаши мальчикам, то они сразу поймут, кто их взял, и Вовка будет опозорен перед товарищами. К тому же мама боится, что Вовка не считает преступлением то, что он взял чужое. Она опасается, что он может привыкнуть брать чужое. Ведь если просто отобрать у Вовки карандаши и вернуть их мальчикам, то Вовка, в силу своего малолетства, может прийти к выводу, что нехорошо брать именно карандаши, а что-то другое брать можно. Маме очень важно, чтобы Вовка осознал, что брать чужое нельзя. Этими опасениями мама и делится со своей подругой Верой. Мама хочет придумать какой-то способ, чтобы Вовка сам понял необходимость возвращения чужих вещей. Но план, придуманный Верой, не сработал: Вовка не в силах расстаться с прекрасными карандашами. | (К) – умеет сотрудничать с другими людьми в поисках информации; умеет интегрировать в группу сверстников. (П) – ребёнок может анализировать ход и способ действий; ребёнок может устанавливать причинно-следственные связи. |