kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока: Надежда Теффи "Преступник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы на тему: чтение призведения Надежды Теффи "Преступник", 4 класс. УМК: Перспективная начальная школа.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: Надежда Теффи "Преступник"»

Технологическая карта урока.


Ф.И.О: Шабанова Анна Сергеевна

Программа УМК: Перспективная начальная школа

Класс: 4

Дата проведения: 03.03.2020 г.

Тема урока: Надежда Тэффи «Преступник»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: познакомить учащихся с произведением Надежды Александровны Тэффи «Преступник»

Задачи:

  1. Образовательные: продолжить изучение поэтических произведений; совершенствовать навыки сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения; совершенствовать умения находить в тексте контраст, подтверждать свои ответы отрывками из текста.

  2. Развивающие: развивать умение анализировать литературные произведения; развивать умение понимать идею произведения; развивать умение творческого воображения.

  3. Воспитывающие: создавать условия для формирования нравственных и эстетических качеств личности ребёнка; создавать условия для формирования внимательного отношения к слову писателя.

Формы работы: фронтальная, общеклассная, индивидуальная, групповая, парная.

Методы: исследовательский метод; метод творческого чтения; метод интерпретации текста; метод самостоятельной работы; частично – поисковый метод.

Приёмы: выразительное чтение; ответы на вопросы; работа по произведению.

Контроль: устный

Оборудование: презентация (портрет писателя)



Ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.

Цель: ввести учащихся в учебную ситуацию.

- Здравствуйте ребята!

Давайте друг другу улыбнёмся и начнём урок.


- А начнём мы с вами с речевой зарядки:

Быстро и чётко повторяйте за мной, в конце вам нужно продолжить чистоговорки.

*Ща-ща-ща, ща-ща-ща –

Стебель вьётся у...(плюща)

*Щи-щи-щи, щи-щи-щи –

В дождь наденем мы…(плащи)

- Откройте ваши учебники на странице 58 и скажите, какое произведение мы будем сегодня изучать?

- А кто автор этого произведения?

- Всё верно ребята. Скажите, какая цель вы для себя поставите на сегодняшний урок?


- Итак, начинаем.

Приветствуют учителя. Улыбаются друг другу и настраиваются на учебный процесс.











- Сегодня мы будем изучать произведение «Преступник»


- Надежда Тэффи


- Сегодня мы должны познакомиться с произведением «Преступник» и проанализировать его.

(Л) – у ученика сформирована учебная мотивация;

(Р) – ученик осознаёт то, что уже усвоено, а что ещё надо усвоить;

(К) – умеет сотрудничать с учителем.

(Р) – ребёнок может решить учебную задачу на основе того, что уже известно.

  1. Первичный синтез.

Цель: познакомить учащихся с биографией писателя; подготовить к восприятию нового материала.

- Сегодня мы с вами познакомимся с биографией замечательной русской писательницы и поэтессы.

Слово о поэте:

(На слайде портрет Н.А.Тэффи)

Тэффи Надежда Александровна (настоящая фамилия Лохвицкая). Родилась в Санкт – Петербурге и прожила 80 лет. Происхождение псевдонима Тэффи до сих пор неизвестно. Она заполучила репутацию писателя остроумного, наблюдательного и доброго.


(К) – ребёнок умеет слушать и слышать.

  1. Анализ текста.

Цель: формировать умения анализировать и понимать содержание произведения, замысел автора, выражать его понимание интонационно.

- Ну а сейчас давайте приступим к чтению первого отрывка произведения.

- Да-да. Где волны морские — там бури, где люди — там страсти.

Под старость, конечно, страсти стихают — от усталости, от привычки подавлять их. Но в молодости бороться с ними трудно.

Вовка думать этого не мог, но чувствовал определённо и ясно. Бороться было трудно. Особенно потому, что предмет, возбуждающий его страсть, вертелся под самым его носом по несколько часов в день. Иногда даже снился ночью.

Предмет этот был большой красный карандаш. Внутри он был чёрный, как самый обыкновенный, но снаружи блестящий, круглый, красный и ужасно большой. Красоты нечеловеческой.

Такой карандаш годится не только для писания, а и для многих других надобностей. Можно его просто катать по полу, можно им стучать по столу, как барабанной палочкой. Да и вообще — быть владельцем такой роскошной, такой огромной красной штуки уже само по себе упоительно.

Классная комната скучная, серенькая; чёрная доска, седоватая учительница в тёмном платьишке, замурзанные ребята с грязными лапками — всё блёклое, унылое, и среди них — он, яркий, блестящий, сверкающий, единственная радость мира. Кра-со-та!

Можно держать себя в руках день, два, три, но не вечно же. Больше выдержать было уже трудно. Как человек по натуре вполне порядочный, Вовка испробовал сначала легальный путь. Нахмурил те места, где у взрослых бывают брови, и спросил деловито у хозяина карандаша:

— Это разве твой карандаш?

— Конечно, мой, — ответил хозяин и, на всякий случай, засунул карандаш себе за пазуху.

— У меня был такой же, — вдохновился Вовка. — Это ты, верно, мой взял.


Но дело не выгорело.

На другой день он переменил тактику.


— Дай мне порисовать твоим карандашом.


Не прошло и это.

После — другого выбора уже не было. Путь к обладанию желанным предметом оставался один. И путь этот был преступный. Вовка отлично понимал, что совершил преступление, иначе на вопрос матери: «Что это за карандаш?» — не хмурил бы те места, где у взрослых бывают брови, и не отвечал бы басом: «Это нам в школе дали».

А потом, чтобы переменить разговор, не стал бы скакать на одной ноге по всей комнате и при этом ещё орать во всё горло. Играть карандашом он залезал под диван. Там было спокойнее для преступного наслаждения. Он катал карандаш по полу и тихонечко пел бессловесную песню, не очень музыкальную и всегда вызывавшую громкий окрик: «Кто там воет под диваном? Если это волк залез, так надо его капканом словить».

Он никогда не писал этим карандашом. Карандаш был ему нужен как красота, а не как польза. Приятно было смотреть на него, вертеть в руках, катать по полу, поглаживать. Но главное — любоваться на его чудесный ярко-красный цвет.

Когда старшая сестра, большая, шестилетняя, Буба, дотронулась до этого удивительного предмета, Вовка завизжал, как от боли.


— Ты не имеешь права, это моё!

— Я только посмотреть хотела.

— Не имеешь права смотреть, это моё!

Дело с карандашом, пожалуй, так бы и затихло, но такой же карандаш, даже лучше, потому что длиннее и новее, оказался ещё у одного мальчика.

Тут уже раздумывать было нечего. Коготок увяз, и всей птичке конец.

Под диваном стали кататься два карандаша.


- Ребята, а теперь давайте проверим, как внимательно вы прочитали произведение.

- Сколько лет Вовке, если он уже ходит в школу, но младше своей сестры Бубы?







- Найди в тексте описание карандаша. Подтверди, что карандаш вызывает восторг у мальчика.








- Обратите внимание на восклицательную интонацию, с которой описывается карандаш. Найди контраст, который усиливает впечатление красоты карандаша.

- Читают


























































































































































- Поскольку в тексте говорится о Бубе как о старшей, шестилетней, сестре Вовы, то можно предположить, что Вовке не более пяти лет. Подтверждение этого в словах «пятилетнее сердце не выдержало».

- Чтобы найти описание карандаша, нужно ещё раз просмотреть первую часть текста. То, что карандаш воспринят восторженным взглядом, подтверждают слова: «красоты нечеловеческой»; «сверкающий, единственная радость мира. Кра-со-та!».

- Контраст, который усиливает впечатление красоты карандаша, создаётся с помощью описания классной комнаты. Она «скучная, серенькая; всё блёклое и унылое», а карандаш – «яркий, блестящий, сверкающий…».

(Р) – ученик умеет составлять план действий;

(П) – ребенок умеет формулировать проблемы и решать их; умеет вести поиск и выделение необходимой информации; ученик владеет способами решения проблем;

(К) – владеет диалогической и монологической формами речи

  1. Физкультминутка.

Цель: снять физическое напряжение и усталость.

Раз – мы встали

Раз – мы встали, распрямились.

Два – согнулись, наклонились.

Три – руками три хлопка.

А четыре - под бока.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место сесть опять.



  1. Вторичный синтез.

Цель: продолжение работы по теме урока; анализ произведения.

- Подтверди, обращаясь к тексту, что Вовка испробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш.








- Перечитайте фрагмент текста, выделенный рамочкой. Объясните, что автор хотел сказать с помощью пословицы.






- Молодцы! Вы очень внимательно прочитали первый отрывок текста, теперь приступаем к чтению второго отрывка.

- Прочитайте высказывание Анишит Йокоповны:

Во-вторых, — продолжала Анишит Йокоповна, — дело ведь не только в этих карандашах. Мама очень боится, что…

- Догадываетесь, о чём хочет сказать Анишит Йокоповна? Чего же опасается Вовкина мама?

- Учащиеся читают отрывок из текста, из которого видно, что Вовка сначала пытался выдать карандаш за свой; затем он пробовал попросить карандаш порисовать.

И только когда завладеть карандашом легальным путём не вышло, Вовка решился встать на «преступный путь».

- Пословица, которую мы обнаружим в тексте, такова: «Коготок увяз, и всей птичке конец». Автор с помощью этой пословицы хочет сказать, что, позволив себе один раз взять чужую вещь, Вовка уже не может остановиться.

- Читают второй отрывок произведения Н.Тэффи «Преступник»



- Читают (слушают высказывание)






- Высказывания Анишит Йокоповны помогают понять мотивы поведения Вовкиной мамы. Если мама сама вернёт карандаши мальчикам, то они сразу поймут, кто их взял, и Вовка будет опозорен перед товарищами. К тому же мама боится, что Вовка не считает преступлением то, что он взял чужое. Она опасается, что он может привыкнуть брать чужое. Ведь если просто отобрать у Вовки карандаши и вернуть их мальчикам, то Вовка, в силу своего малолетства, может прийти к выводу, что нехорошо брать именно карандаши, а что-то другое брать можно. Маме очень важно, чтобы Вовка осознал, что брать чужое нельзя. Этими опасениями мама и делится со своей подругой Верой. Мама хочет придумать какой-то способ, чтобы Вовка сам понял необходимость возвращения чужих вещей. Но план, придуманный Верой, не сработал: Вовка не в силах расстаться с прекрасными карандашами.

(К) – умеет сотрудничать с другими людьми в поисках информации; умеет интегрировать в группу сверстников.

(П) – ребёнок может анализировать ход и способ действий; ребёнок может устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Итог урока.

Цель: закрепить и обобщить изученный материал; подвести итог изученного произведения.

- С каким произведением мы сегодня с вами познакомились?


- Кто автор?


- Вам понравился наш урок?

- Что больше всего запомнилось из нашего сегодняшнего урока?


- Сегодня мы познакомились с произведением «Преступник».

- Надежда Александровна Тэффи.

- Ответы учащихся.


- Ответы учащихся.

(Р) – у ученика развита рефлексия; ученик способен к оценке полученных знаний;

(П) – ученик умеет формулировать проблемы и решать их.

  1. Задание на дом.

Цель: дать установку на повторение и тренировку изученного.

Открываем дневники, записываем д/з: пересказать кратко один из двух изученных отрывков.

Записываю д/з.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока: Надежда Теффи "Преступник"

Автор: Шабанова Анна Сергеевна

Дата: 16.12.2020

Номер свидетельства: 567285

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства