kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока на тему "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева. Васюткино озеро"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока литературы в 5 классе  "Человек и природа в рассказе Астафьева Васюткино озеро", разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Цель: Создать условия для осознания обучающимися неразрывных связей между человеком и природой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева. Васюткино озеро"»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Жумалиева Венера Юрьевна
Класс: 5
Предмет: Литература
Тема урока: Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева.
Цель: создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности, развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста, коллективной работы.
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Планируемые результаты:
Предметные
научиться давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы.
Метапредметные УУД: познавательные уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков;
регулятивные уметь соотносить свои знания с оставленной целью, комментировать полученную информацию, уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;
коммуникативные уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе, оценивать действия партнёра; личностные формирование личностных ценностей на основе оценки содержания художественного произведения, поступков литературного героя.



Этапы урока



Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

I. Самоопределение

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

- Давайте улыбнемся друг друг!
- Садитесь.

Здороваются с учителем и улыбаются друг другу и учителю.


II. Актуализация знаний

Фронтальная работа
СЛАЙД № 1, 2
-Ребята, послушайте меня и догадайтесь, о чем мы будем говорить сегодня на уроке!?

( На фоне таежной музыки учитель задает вопросы):
1.Она величественна и похожа на океан.
Она щедра и сурова.
Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири. 
- Что это? (ТАЙГА)
- Действительно, это тайга. 
- Как вы думайте, что скрывает в себе тайга? (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)
Продолжаем слушать музыку тайги…
2.Он беззащитный и в то же время сильный.
Он сын и одновременно хозяин.
Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
Он совершает ошибку и исправляет ее. 
- Кто это? (Васютка) – Да, ребята это главный герой рассказа.
Слушают музыку тайги, пытаются понять тему урока.
-Молодцы, ребята!











слушают музыку, отвечают на вопросы.



(ТАЙГА)

(Тайну, загадку, силу, мощь, величие)


(Васютка)

III.Постановка учебной задачи, целей урока

- Эпиграфом к нашему уроку станут слова Виктора Петровича Астафьева: «Природа - не только источник жизни. Она и воспитатель души». (Слайд № 7)
- Как вы понимаете эти слова?


- Какие проблемные вопросы ставит перед нами автор? Над чем заставляет нас задуматься

Астафьев?

-В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка - главный герой рассказа В. П. Астафьева "Васюткино озеро".
- Что с ним произошло, напомните?
- Зачем он пошёл в тайгу?
Отправившись в тайгу за кедровыми орехами для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда - он заблудился.

-Какие ловушки устраивает природа Васютке?  - Почему он заблудился?


- Всегда ли природа друг человека? Раз она устроила такое испытание для Васютки?


- Какие уроки даёт природа герою и читателю?


- Значит автор ставит перед нами такие проблемные вопросы!

- После того как заблудился Васютка, он погиб? Почему?




- Что он вспомнил, что заставило его действовать?
Какие слова деда он вспомнил?
(“Тайга”, наша кормилица, хлипких не любит!”)

- Ребята, что значит хлипких? Давайте подберем синонимы к слову “хлипких”

- слабых

- слобохарактерных

- слабосильных

- малосильных

- бессильных

- бесхарактерных

- расслабленных

- тщедушных

- маломощных

- болезненных

- растерянных

- отчаявшихся



-Что значит природа для человека?


-Природа в этомпроизведении это не фон, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.


- Исходя из эпиграфа и проблемных вопросов, давайте сформулируем тему нашего урока и запишем ее в тетрадях.
- Какая тема нашего урока?

( Варианты: «Человек и природа в рассказе». «Уроки мудрости и добра». «Законы тайги» )

-А какова же тогда цель нашего урока? Попробуем сформулировать вместе.








Как вести себя наедине с природой? – на этот вопрос нам предстоит ответить, размышляя над рассказом В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Ответы детей.( Природа – это не только источник жизни, ну и многому может научить. Она может погубить и может помочь.


Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений, которыми обладал наш герой.

Отвечают на вопросы учителя.
(он заблудился)


- Ответы детей




решил подстрелить глухаря



- Природа друг или враг?



- нужно быть осторожным, внимательным, не торопиться, обдумывать каждый шаг



нет

Он хорошо знал тайгу, не раз там бывал, рос среди рыбаков, охотников. И слышал от них много чего …



ответы детей























(кормилица, матушка, красота,деревья, цветы….)

ответы








Называют тему и записывают в тетради.




Формулируют цель урока.

(1.Любить, беречь и охранять природу родного края;
2. Выяснить значение природы в жизни человека, выяснить какова взаимосвязь человека и природы.
3.Какие правила нужно знать и помнить человеку, если он оказался в лесу.

IV. Составление плана

- Что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели? (Работать в группах.)

- Сегодня мы работаем в группах. Каждая группа получила на прошлом уроке индивидуальные задания, которые помогут нам, достичь цели урока.
Мы отправляемся в тайгу вместе с героем. Для того, чтобы наш поход был не только интересным, но и познавательным, я предлагаю вам, ребята, необычную роль – представьте, что вы не ученики 5 класса, а защитники природы – юные натуралисты.


ПОМНИМ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ!

Задание для группы 1: рассказать о том, каким вы увидели главного героя в начале рассказа. Составить памятку «Советы идущему в лес».
(Что взял Васютка с собой в тайгу? Какие оплошности допустил? Что ещё взяли бы вы с собой, отправляясь в лес? Что надо помнить человеку, когда он идёт в тайгу?)
Памятка 1. «Советы идущему в лес»
1. Продумай тщательно маршрут.
2. Не забудь взять компас.
3.Возьми спички для костра.
4. Захвати с собой теплые вещи.
5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).


Задание для группы 2:
Проанализировать поведение Васютки в лесу. Составить памятку «Если ты заблудился в лесу»
(С какого события начались приключения Васютки? Найдите описание тайги, как рисует её автор? Почему же Васютка заблудился? Какую оплошность допустил? Что символизирует паутина, изображаемая автором? Что же помогает нам разобраться в чувствах и эмоциях героя?)
Памятка 2 «Если ты заблудился в лесу»
1. Не паникуй, успокойся.
2. Осмотри место, где находишься.
3. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
4. Разожги костер, приготовь пищу.
5. Подготовь место для ночлега.
6. Ищи путь домой, вспоминая сведения о лесе, народные приметы.
7. Если ничего больше сделать не можешь, спокойно ожидай спасателей.

Задание для группы 3: Проанализировать эпизоды «Открытие Васютки» и «Встреча Васютки с Енисеем». Нарисовать иллюстрацию озера, которое открыл Васютка.
(На какой день перед Васюткой оказалось озеро? Как оно выглядело? Найдите его описание. Как озеро спасло мальчика? Какие эмоции испытывал Васютка, когда он вышел к Енисею? Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

- Какие законы тайги помогли выжить Васютке? Давайте их назовём?

СЛАЙД№

- «От затесей далеко не отходи – сгинешь».

- «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички»

- Надо беречь патроны

- «Тайга хлипких не любит!»



V. Реализация выбранного проекта

- Изменился ли Васютка после пяти дней, проведенных в тайге?

Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу.


- Какие уроки преподнесла Васютке «Матушка-природа»?



- Какие черты характера проявила в нем?


- О чём же этот рассказ, как вы думаете?



- Происходили ли с вами истории, подобные этой?

- Как бы вы повели себя на месте героя?

- Что можно взять на заметку для себя из этого рассказа?


Ребята, давайте составим синквейн тему «Образ Васютки» в группах.


- я напомню вам порядок:

1) Первая строка – существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь

2) Вторая строка – два прилагательных

3) Третья строка – три глагола, описывающие действия объекта-предмета

4) Четвёртая строка – фраза из четырёх-пяти слов, выражающая ваше отношение к предмету-объекту

5) Пятая строка – одно слово-вывод, характеризующее суть предмета-объекта






-Молодцы ребята!

( Васютка оценил мудрость деда, те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.)
Ответы детей

 






-Природа преподнесла Васютке уроки мужества, уроки доброты:


Мужество, храбрость, смелость, доброту,выносливость, нахочивость.



(о преодолении трудностей, своего страха, о том, что нельзя сдаваться, не поддаваться отчаянию, нужно во что бы то ни стало бороться, не опускать руки и тогда всё получится)




Например, вот мой синквейн к рассказу «Васюткино озеро»:

Васютка

Выносливый, умелый

Не сдаётся, действует, выживает

Восхищает силой своего духа

Борец


Васютка.
Наблюдательный, находчивый.
Увлекся, заблудился, выдержал.
Природа не только источник жизни, но и воспитатель души.
Герой. Победитель.


Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности.

VI. Самостоятельная работа


- А сейчас поработайте самостоятельно.
Тест с проверкой по эталону.


Выполняют тест. Проверяют по эталону.


VII. Рефлексия

Подведение итогов урока. Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Любить, беречь и охранять природу родного края; выяснить значение природы в жизни человека, выяснить какова взаимосвязь человека и природы. Открыть для себя законы тайги, которые помогли Васютке выжить.)

Выполнили ли мы эту цель?
Итак, давайте сделаем вывод, каково значение природы для человека?
Человек и природа неразрывно связаны между собой.
Бережное отношение к природе помогает человеку использовать ее богатства себе во благо ( пища, кров, тепло).
Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.
И как общий вывод прозвучит для нас сейчас стихотворение Вадима Шефнера:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
СЛАЙД
Сегодня на уроке я узнал, что… 
Урок помог мне… 
Урок был интересным, потому что… 
После урока мне захотелось… 
Я хочу похвалить себя за… 

Д.З.









да

Знание законов природы помогает человеку выжить. 








Учащийся читает заранее подготовленное стихотворение










































1. жанр произведения

А) рассказ;

Б) повесть;

В) сказка-быль.

2. в основе произведения лежит:

А) повествование о трудной работе рыбаков;

Б) изображение природы Сибири;

В) повествование о приключениях героя
3. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу:
А) тетерев;
Б) глухарь;
В) кедровка.
4. Когда Васютка понял, что заблудился, он:
А) горько заплакал;
Б) запаниковал;
В) решил не сдаваться.
5. открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу:
А) в озере есть водоворот;
Б) озеро проточное;
В) ветер принесет непогоду.
6. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:
А) речка;
Б) болото;
В) озеро.
7. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:
А) его заметили с бота;
Б) его не заметили с бота;
В) он был очень рад рыбакам.
8. Родные Васютки:
А) были уверены в том, что он сам найдется;
Б) потеряли надежду найти его;
В) продолжали искать и надеяться.
9. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря:
А) богатейшей флоре и фауне;
Б) теплой осенней погоде;
В) умениям и навыкам таежного жителя.
10. Найдя озеро, Васютка:
А) стал известным на всю страну;
Б) зазнался;
В) принес пользу стране.
11. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге.
А) «С тайгой надо дружить!»
Б) «Тайга хлипких не любит!»
В) «В тайге одному делать нечего!»















1 - А 8 – А

2 - В 9 – А

3 – А 10 – В

11 – В
4 – Б 12 – В

6 – В 13 – Б

7 – Б

Шкала оценок: «5» - 13б; «4» - 9б-12б; «3» - 8б.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жумалиева Венера Юрьевна

Дата: 20.06.2018

Номер свидетельства: 473813


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства