II. Актуализация знаний | Фронтальная работа СЛАЙД № 1, 2 -Ребята, послушайте меня и догадайтесь, о чем мы будем говорить сегодня на уроке!? ( На фоне таежной музыки учитель задает вопросы): 1.Она величественна и похожа на океан. Она щедра и сурова. Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы. Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм. Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири. - Что это? (ТАЙГА) - Действительно, это тайга. - Как вы думайте, что скрывает в себе тайга? (Тайну, загадку, силу, мощь, величие) Продолжаем слушать музыку тайги… 2.Он беззащитный и в то же время сильный. Он сын и одновременно хозяин. Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый. Он совершает ошибку и исправляет ее. - Кто это? (Васютка) – Да, ребята это главный герой рассказа. Слушают музыку тайги, пытаются понять тему урока. -Молодцы, ребята!
| слушают музыку, отвечают на вопросы.
(ТАЙГА) (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)
(Васютка)
|
III.Постановка учебной задачи, целей урока | - Эпиграфом к нашему уроку станут слова Виктора Петровича Астафьева: «Природа - не только источник жизни. Она и воспитатель души». (Слайд № 7) - Как вы понимаете эти слова? - Какие проблемные вопросы ставит перед нами автор? Над чем заставляет нас задуматься Астафьев? -В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка - главный герой рассказа В. П. Астафьева "Васюткино озеро". - Что с ним произошло, напомните? - Зачем он пошёл в тайгу? Отправившись в тайгу за кедровыми орехами для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда - он заблудился. -Какие ловушки устраивает природа Васютке? - Почему он заблудился?
- Всегда ли природа друг человека? Раз она устроила такое испытание для Васютки? - Какие уроки даёт природа герою и читателю? - Значит автор ставит перед нами такие проблемные вопросы!
- После того как заблудился Васютка, он погиб? Почему? - Что он вспомнил, что заставило его действовать? Какие слова деда он вспомнил? (“Тайга”, наша кормилица, хлипких не любит!”) - Ребята, что значит хлипких? Давайте подберем синонимы к слову “хлипких” - слабых - слобохарактерных - слабосильных - малосильных - бессильных - бесхарактерных - расслабленных - тщедушных - маломощных - болезненных - растерянных - отчаявшихся
-Что значит природа для человека? -Природа в этомпроизведении это не фон, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути. - Исходя из эпиграфа и проблемных вопросов, давайте сформулируем тему нашего урока и запишем ее в тетрадях. - Какая тема нашего урока? ( Варианты: «Человек и природа в рассказе». «Уроки мудрости и добра». «Законы тайги» ) -А какова же тогда цель нашего урока? Попробуем сформулировать вместе. Как вести себя наедине с природой? – на этот вопрос нам предстоит ответить, размышляя над рассказом В.П. Астафьева «Васюткино озеро». | Ответы детей.( Природа – это не только источник жизни, ну и многому может научить. Она может погубить и может помочь. Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений, которыми обладал наш герой. Отвечают на вопросы учителя. (он заблудился)
- Ответы детей решил подстрелить глухаря - Природа друг или враг?
- нужно быть осторожным, внимательным, не торопиться, обдумывать каждый шаг нет Он хорошо знал тайгу, не раз там бывал, рос среди рыбаков, охотников. И слышал от них много чего … ответы детей (кормилица, матушка, красота,деревья, цветы….) ответы Называют тему и записывают в тетради. Формулируют цель урока. (1.Любить, беречь и охранять природу родного края; 2. Выяснить значение природы в жизни человека, выяснить какова взаимосвязь человека и природы. 3.Какие правила нужно знать и помнить человеку, если он оказался в лесу. |
IV. Составление плана | - Что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели? (Работать в группах.) - Сегодня мы работаем в группах. Каждая группа получила на прошлом уроке индивидуальные задания, которые помогут нам, достичь цели урока. Мы отправляемся в тайгу вместе с героем. Для того, чтобы наш поход был не только интересным, но и познавательным, я предлагаю вам, ребята, необычную роль – представьте, что вы не ученики 5 класса, а защитники природы – юные натуралисты. ПОМНИМ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ! Задание для группы 1: рассказать о том, каким вы увидели главного героя в начале рассказа. Составить памятку «Советы идущему в лес». (Что взял Васютка с собой в тайгу? Какие оплошности допустил? Что ещё взяли бы вы с собой, отправляясь в лес? Что надо помнить человеку, когда он идёт в тайгу?) Памятка 1. «Советы идущему в лес» 1. Продумай тщательно маршрут. 2. Не забудь взять компас. 3.Возьми спички для костра. 4. Захвати с собой теплые вещи. 5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы). Задание для группы 2: Проанализировать поведение Васютки в лесу. Составить памятку «Если ты заблудился в лесу» (С какого события начались приключения Васютки? Найдите описание тайги, как рисует её автор? Почему же Васютка заблудился? Какую оплошность допустил? Что символизирует паутина, изображаемая автором? Что же помогает нам разобраться в чувствах и эмоциях героя?) Памятка 2 «Если ты заблудился в лесу» 1. Не паникуй, успокойся. 2. Осмотри место, где находишься. 3. Собери хворост, дрова для костра (на ночь). 4. Разожги костер, приготовь пищу. 5. Подготовь место для ночлега. 6. Ищи путь домой, вспоминая сведения о лесе, народные приметы. 7. Если ничего больше сделать не можешь, спокойно ожидай спасателей. Задание для группы 3: Проанализировать эпизоды «Открытие Васютки» и «Встреча Васютки с Енисеем». Нарисовать иллюстрацию озера, которое открыл Васютка. (На какой день перед Васюткой оказалось озеро? Как оно выглядело? Найдите его описание. Как озеро спасло мальчика? Какие эмоции испытывал Васютка, когда он вышел к Енисею? Почему отражение в Енисее удивило Васютку? - Какие законы тайги помогли выжить Васютке? Давайте их назовём? СЛАЙД№ - «От затесей далеко не отходи – сгинешь». - «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички» - Надо беречь патроны - «Тайга хлипких не любит!» | |
V. Реализация выбранного проекта | - Изменился ли Васютка после пяти дней, проведенных в тайге? Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу. - Какие уроки преподнесла Васютке «Матушка-природа»? - Какие черты характера проявила в нем? - О чём же этот рассказ, как вы думаете?
- Происходили ли с вами истории, подобные этой? - Как бы вы повели себя на месте героя? - Что можно взять на заметку для себя из этого рассказа? Ребята, давайте составим синквейн тему «Образ Васютки» в группах. - я напомню вам порядок: 1) Первая строка – существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь 2) Вторая строка – два прилагательных 3) Третья строка – три глагола, описывающие действия объекта-предмета 4) Четвёртая строка – фраза из четырёх-пяти слов, выражающая ваше отношение к предмету-объекту 5) Пятая строка – одно слово-вывод, характеризующее суть предмета-объекта -Молодцы ребята!
| ( Васютка оценил мудрость деда, те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.) Ответы детей
-Природа преподнесла Васютке уроки мужества, уроки доброты: Мужество, храбрость, смелость, доброту,выносливость, нахочивость. (о преодолении трудностей, своего страха, о том, что нельзя сдаваться, не поддаваться отчаянию, нужно во что бы то ни стало бороться, не опускать руки и тогда всё получится) Например, вот мой синквейн к рассказу «Васюткино озеро»: Васютка Выносливый, умелый Не сдаётся, действует, выживает Восхищает силой своего духа Борец Васютка. Наблюдательный, находчивый. Увлекся, заблудился, выдержал. Природа не только источник жизни, но и воспитатель души. Герой. Победитель. Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности.
|
VII. Рефлексия | Подведение итогов урока. Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Любить, беречь и охранять природу родного края; выяснить значение природы в жизни человека, выяснить какова взаимосвязь человека и природы. Открыть для себя законы тайги, которые помогли Васютке выжить.) Выполнили ли мы эту цель? Итак, давайте сделаем вывод, каково значение природы для человека? Человек и природа неразрывно связаны между собой. Бережное отношение к природе помогает человеку использовать ее богатства себе во благо ( пища, кров, тепло). Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя. И как общий вывод прозвучит для нас сейчас стихотворение Вадима Шефнера: Ты, человек, любя природу, Хоть иногда ее жалей; В увеселительных походах Не растопчи ее полей; В вокзальной сутолоке века Ты оценить ее спеши: Она – твой давний добрый лекарь, Она – союзница души. Не жги её напропалую И не исчерпывай до дна, И помни истину простую: Нас много, а она одна. СЛАЙД Сегодня на уроке я узнал, что… Урок помог мне… Урок был интересным, потому что… После урока мне захотелось… Я хочу похвалить себя за… Д.З. | да Знание законов природы помогает человеку выжить.
Учащийся читает заранее подготовленное стихотворение |