kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературы в 9 классе «Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока разработана в соответствии с нормами ФГОС. Использование технологии театрализации, групповой исследовательской работы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 9 классе «Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»»

Технологическая карта урока литературы в 9 классе.

Тема урока: «Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Учитель: Халимова Наиля Абдулхаковна

Место работы: МБОУ Школа №162 г.о.Самара

Класс: 9 А

УМК: Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс». Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2016

Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. « Читаем, думаем, спорим... : Дидактические материалы. 9 класс»- М.: Просвещение, 2010 Комедия «Горе от ума», Издательство: «Эксмо» 2016 г.

Оборудование урока: Трансляция отрывка спектакля «Горе от ума»

Иллюстрации к комедии «Горе от ума»

Музыкальное сопровождение: вальс А. С. Грибоедова

Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями для групповой работы, модели кластеров.

Текст комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова

Оборудование: проектор, экран, иллюстрации, импровизированная сцена.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: урок смешанного типа (проблемный урок + инсценировка)

Педагогические технологии: диалоговые технологии, технологии групповой работы, интерактивные технологии

Цель: рассмотреть систему образов пьесы, выявить роль каждого персонажа в раскрытии «проблемы ума» в комедии «Горе от ума», проанализировать проблемную ситуацию, сформировать работу учеников в группах, управлять диалогом в группах, нацелить учеников на создание собственных образов в процессе подготовки к инсценированию.

Планируемые результаты

Предметные УУД: Знать особенности содержания произведения; уметь характеризовать персонаж, сопоставлять его с другими героями; делать выводы, рассуждать, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению и критической статье.

Метапредметные УУД:

  • Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества

  • Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции, действует по плану

  • Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника и справочной литературы.

  • Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, участвует в диалоге.

Методы и приемы:

1) по источнику получения знаний: практические (работа с текстовым материалом); наглядные (текст художественного произведения, кинофильмы по мотивам комедии)

2) по уровню активности познавательной деятельности:

исследовательские методы: развитие умений видеть проблемы; развитие умений выдвигать гипотезы; развитие умений задавать вопросы; развитие умений классифицировать; развитие умений наблюдать; развитие умений взаимодействия с парадоксами; развитие умений высказывать суждения.

З) по способу подачи материала: индуктивно-дедуктивный

4) по способу организации деятельности: групповая

Ключевые компетенции, формируемые на уроке: речевая компетенция, филологическая компетенция, культуроведческая компетенция, коммуникативная компетенция.

Коммуникативная компетенция

  • Умение вести диалог (Диалогичность формы и содержания )

  • Диалог групп (суждения, толкования)

  • Диалог ученика с писателем

  • Культуроведческая компетенция

  • Умение определять культуроведческий код произведения: Культура дворянского общества и его досуга ( круг чтения героев, балы,салоны, еда, одежда)

  • Умение видеть жизнь литературного произведения в других видах искусства ( просмотр спектакля - отдельные эпизоды, музыкальное сопровождение, воспроизведение оригинала в театрализации)

Филологическая компетенция

  • Знание теории и истории литературы, владение текстом художественного произведения

  • Знание о самом произведении и истории его создания, знание особенностей эпохи, исторической основы произведения

  • Знание структурных особенностей самого произведения (композиция, сюжет)

  • Умение ориентироваться в системе образов

  • Умение распознавать авторскую позицию (как она выражается, как автор относится к герою)

Речевая компетенция

  • Умение работать с текстом (цитатный план, поисковая работа, внутренний мир героев)

  • Знание толкования слов и умение их сопоставлять, умение работать со словарем (сообщения отдельных учеников)

  • Умение работать с выразительными средствами текста, составлять кластер из лучших цитат произведения.

Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Орг. момент.

Постановка учебных задач. Просмотр эпизода из спектакля «Горе от ума»1937г. Диалог Фамусова и Чацкого.(3 мин.)

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Подход к проблеме: О чем диалог Чацкого и Фамусова»

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Обращает внимание на парадоксальное сочетание слов ГОРЕ от УМА

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Высказываются по определению понятия УМ, приводят примеры из текста, из жизни

-Выделять существенную информацию из текста

-Строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей

-Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками


Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения

2. Совместное исследование проблемы. Учитель путем погружения в текст вовлекает обучающихся в активный диалог с опорой на текст

Поиск решения учебной задачи. Погружение в текст в критические материалы по комедии «Горе от ума»

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Основной вопрос: В чем, на ваш взгляд, проблема? Почему она возникает в комедии?

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Чтение письма Грибоедова А.С. к Катенину. Осознанно строят речевые высказывания о неоднозначности трактовки понятия УМ, рефлексия своих действий, работа в ключе ВОПРОС -ОТВЕТ

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- формулировать проблему;

воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя.


Осознанно, правильно, выразительно читать вслух

Самостоятельно находить ключевые слова

Формулировать основную мысль текста

Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции


З. Моделирование

Главные действующие лица ученики.

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Необходимо определить в

высказываниях какого героя эта проблема практически сформулирована?

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Чтение от лица Софьи монолога с ключевыми словами: «Да этакий ли ум семейство осчастливит? »

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Заполнение кластера по проблеме цитатный материал.

Воспринимают ответы обучающихся, дополняют, комментируют ключевыми словами из текста. Осуществляют самоконтроль Принимают сохраняют учебную цель и задачу. Возвращение проблеме урока. Озвучивание и выделение гипотез, ориентируясь на мнение

А. С . Пушкина

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

-систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию;


Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь отношение автора к герою

4.

Конструирование нового способа действия.

Настрой на работу в группах (5 групп)

1 группа:

Проанализируйте все высказывания, касающиеся

«ума» Чацкого.

Каким «умом» обладает этот

герой, по мнению других персонажей пьесы?

Построение ориентированной основы нового способа действия, определить цели и задачи работы каждой группы.

2 группа:

-Почему Пушкин отказывает Чацкому в уме? Согласны ли вы с мнением поэта?

Сформулируйте своё мнение в отношении этого вопроса.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Направляет организует работу групп, эффективность работы в группах, призывает продуктивному диалогу.

Труппа:

- Проанализируйте все высказывания представителей «фамусовского общества» по поводу того, что значит быть умным в

Проводят коллективное исследование, конструируют свой комментарий ответа, формируют общий ответ от группы

4 группа:

Проанализируйте высказывания. Чацкого по поводу существующего отношения образованию.

Что по поводу этого

Участвуют в обсуждении содержания материала, слушают и анализируют высказывания друг друга, работают в диалоге.

5 группа.

Какое решение конфликта находит фамусовское общество?

Принимают сохраняют учебную цель и задачу.

Осуществляют самоконтроль, корректируют возможный ответ

На обобщение и сбор материала отводится 15 минут (работа с цитатами, текстом, критической статьей)

В каждой группе по 5 человек. Во время работы групп звучит вальс из спектакля «Горе от ума»

- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);


Формулировать основную мысль текста

Составлять простой и сложный план текста

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный

контроль за правильностью

выполнения способа действия, консультирование

ответственных в группе

Диагностическая работа (на входе),

оценивает выполнение каждой операции.

Контрольные

вопросы к группам.

Ответ учеников

Осуществляют работу по

выполнению отдельных операций.

Подводят итоги своей работы, вычленяют ключевые слова

высказывания.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию, обсуждают

конечный вариант ответа, подводят итог своих размышлений Осуществляют

самоконтроль, делегируют ответственного на выступление группы.

- делать выводы по результатам работы;

- осуществлять самоконтроль;


Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух

Осваивать навыки театрализации (инсценирование)

6.Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Подготовка конечных ответов групп, уточнение регламента выступления.

Организует

коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Консультирует группы (дает необходимые указания и советы), выступает модератором новых ответов.

Применяют новый способ, базируют рефлексию в инсценировках. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Оформляют итоговый вариант ответа на бланке и готовят окончательный ответ.

Строят рассуждения понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль результату.

- анализировать, сравнивать, группировать;

- применять знания в нестандартной ситуации;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- контролировать и корректировать свою деятельность;

Понимать и формулировать своё отношение к авторской позиции

Формировать и применять навыки театрализации


7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Подведение

Итогов групповой работы, возврат к проблемному вопросу, комментирование ответов

Контроль и оценивание

ответов.

Самооценивание.

Диагностическая работа (на выходе):

-организация дифференцированной

коррекционной работы,

-контрольно оценивающая деятельность.

Создание свободной эмоциональной атмосферы. Диалоговое сотрудничество.

Д/задание: Написать сочинение рассуждение на одну из тем: 1 «Возможен ли современный Чацкий?»

2. «Чацкий и мой современник»

З. «Кто «блаженствует на свете» Чацкие Молчалины?»

Составить кластер ЛУЧШИХ цитат комедии «Горе от ума»

Выполняют работу, анализируют свои ответы, контролируют и оценивают результат.

Дают оценку каждой группе и делают выводы можно по проблеме урока Рефлексия своих действий

Ученики:

Тимофеева: Я поняла, что Грибоедов в своей комедии показал философию общества, которая сводится к достижению личной выгоды.

Заприй: Я считаю, что так заниматься интересно. Этот урок учит получать информацию самостоятельно.

Трофимов: Мы учимся выражать мысли, применять аргументы, отстаивать свое мнение.

Чернышёв: Мы учимся слушать чужое мнение и не боимся высказывать свое

Ерополова: Отвечаем более уверенно, так как это уже стало предметом обсуждения е группе.

Тарасов: Мы учимся грамотно спорить, а это, я думаю, актуально для нашей жизни.

Саморукова: Люблю театр, очень понравился спектакль, лучше понимаю Чацкого, после того как его сыграла.

Осуществляют пошаговый контроль по результату.

Обращают внимание на неточности в суждениях, отмечают промахи в подборе критического материала по комедии «Горе от ума»

А.С.Грибоедова

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

- систематизировать, обобщить изученное;

- осуществлять контроль, различать результат и способ действия;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов.

- оценивать правильность выполненных действий;

- анализировать и оценивать результаты своей деятельности.


Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к

своим близким

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям

других людей;

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Халимова Наиля Абдулхаковна

Дата: 22.01.2019

Номер свидетельства: 496580


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства