Технологическая карта урока литературы в 9 классе.
Тема урока: «Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
УМК: Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс». Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2016
Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. « Читаем, думаем, спорим... : Дидактические материалы. 9 класс»- М.: Просвещение, 2010 Комедия «Горе от ума», Издательство: «Эксмо» 2016 г.
Музыкальное сопровождение: вальс А. С. Грибоедова
Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями для групповой работы, модели кластеров.
Текст комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова
Оборудование: проектор, экран, иллюстрации, импровизированная сцена.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Педагогические технологии: диалоговые технологии, технологии групповой работы, интерактивные технологии
Цель: рассмотреть систему образов пьесы, выявить роль каждого персонажа в раскрытии «проблемы ума» в комедии «Горе от ума», проанализировать проблемную ситуацию, сформировать работу учеников в группах, управлять диалогом в группах, нацелить учеников на создание собственных образов в процессе подготовки к инсценированию.
Предметные УУД: Знать особенности содержания произведения; уметь характеризовать персонаж, сопоставлять его с другими героями; делать выводы, рассуждать, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению и критической статье.
1) по источнику получения знаний: практические (работа с текстовым материалом); наглядные (текст художественного произведения, кинофильмы по мотивам комедии)
исследовательские методы: развитие умений видеть проблемы; развитие умений выдвигать гипотезы; развитие умений задавать вопросы; развитие умений классифицировать; развитие умений наблюдать; развитие умений взаимодействия с парадоксами; развитие умений высказывать суждения.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приёмы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Орг. момент. Постановка учебных задач. Просмотр эпизода из спектакля «Горе от ума»1937г. Диалог Фамусова и Чацкого.(3 мин.) | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Подход к проблеме: О чем диалог Чацкого и Фамусова» | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Обращает внимание на парадоксальное сочетание слов ГОРЕ от УМА | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Высказываются по определению понятия УМ, приводят примеры из текста, из жизни | -Выделять существенную информацию из текста -Строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей -Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения |
2. Совместное исследование проблемы. Учитель путем погружения в текст вовлекает обучающихся в активный диалог с опорой на текст | Поиск решения учебной задачи. Погружение в текст в критические материалы по комедии «Горе от ума» | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Основной вопрос: В чем, на ваш взгляд, проблема? Почему она возникает в комедии? | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Чтение письма Грибоедова А.С. к Катенину. Осознанно строят речевые высказывания о неоднозначности трактовки понятия УМ, рефлексия своих действий, работа в ключе ВОПРОС -ОТВЕТ Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. | - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - формулировать проблему; воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух Самостоятельно находить ключевые слова Формулировать основную мысль текста Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции |
З. Моделирование Главные действующие лица ученики. | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Необходимо определить в высказываниях какого героя эта проблема практически сформулирована? | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Чтение от лица Софьи монолога с ключевыми словами: «Да этакий ли ум семейство осчастливит? » | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Заполнение кластера по проблеме цитатный материал. Воспринимают ответы обучающихся, дополняют, комментируют ключевыми словами из текста. Осуществляют самоконтроль Принимают сохраняют учебную цель и задачу. Возвращение проблеме урока. Озвучивание и выделение гипотез, ориентируясь на мнение А. С . Пушкина | - формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; -систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию; | Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь отношение автора к герою |
4. Конструирование нового способа действия. Настрой на работу в группах (5 групп) 1 группа: Проанализируйте все высказывания, касающиеся «ума» Чацкого. Каким «умом» обладает этот герой, по мнению других персонажей пьесы? | Построение ориентированной основы нового способа действия, определить цели и задачи работы каждой группы. 2 группа: -Почему Пушкин отказывает Чацкому в уме? Согласны ли вы с мнением поэта? Сформулируйте своё мнение в отношении этого вопроса. | Организует учебное исследование для выделения понятия. Направляет организует работу групп, эффективность работы в группах, призывает продуктивному диалогу. Труппа: - Проанализируйте все высказывания представителей «фамусовского общества» по поводу того, что значит быть умным в | Проводят коллективное исследование, конструируют свой комментарий ответа, формируют общий ответ от группы 4 группа: Проанализируйте высказывания. Чацкого по поводу существующего отношения образованию. Что по поводу этого Участвуют в обсуждении содержания материала, слушают и анализируют высказывания друг друга, работают в диалоге. 5 группа. Какое решение конфликта находит фамусовское общество? Принимают сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль, корректируют возможный ответ На обобщение и сбор материала отводится 15 минут (работа с цитатами, текстом, критической статьей) В каждой группе по 5 человек. Во время работы групп звучит вальс из спектакля «Горе от ума» | - сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - высказывать и обосновывать свою точку зрения. - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); | Формулировать основную мысль текста Составлять простой и сложный план текста |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия, консультирование ответственных в группе | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Контрольные вопросы к группам. Ответ учеников | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Подводят итоги своей работы, вычленяют ключевые слова высказывания. Учатся формулировать собственное мнение и позицию, обсуждают конечный вариант ответа, подводят итог своих размышлений Осуществляют самоконтроль, делегируют ответственного на выступление группы. | - делать выводы по результатам работы; - осуществлять самоконтроль; | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осознанно, правильно, выразительно читать вслух Осваивать навыки театрализации (инсценирование) |
6.Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. Подготовка конечных ответов групп, уточнение регламента выступления. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Консультирует группы (дает необходимые указания и советы), выступает модератором новых ответов. | Применяют новый способ, базируют рефлексию в инсценировках. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Оформляют итоговый вариант ответа на бланке и готовят окончательный ответ. Строят рассуждения понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль результату. | - анализировать, сравнивать, группировать; - применять знания в нестандартной ситуации; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; - контролировать и корректировать свою деятельность; | Понимать и формулировать своё отношение к авторской позиции Формировать и применять навыки театрализации |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. Подведение Итогов групповой работы, возврат к проблемному вопросу, комментирование ответов | Контроль и оценивание ответов. Самооценивание. | Диагностическая работа (на выходе): -организация дифференцированной коррекционной работы, -контрольно оценивающая деятельность. Создание свободной эмоциональной атмосферы. Диалоговое сотрудничество. Д/задание: Написать сочинение рассуждение на одну из тем: 1 «Возможен ли современный Чацкий?» 2. «Чацкий и мой современник» З. «Кто «блаженствует на свете» Чацкие Молчалины?» Составить кластер ЛУЧШИХ цитат комедии «Горе от ума» | Выполняют работу, анализируют свои ответы, контролируют и оценивают результат. Дают оценку каждой группе и делают выводы можно по проблеме урока Рефлексия своих действий Ученики: Тимофеева: Я поняла, что Грибоедов в своей комедии показал философию общества, которая сводится к достижению личной выгоды. Заприй: Я считаю, что так заниматься интересно. Этот урок учит получать информацию самостоятельно. Трофимов: Мы учимся выражать мысли, применять аргументы, отстаивать свое мнение. Чернышёв: Мы учимся слушать чужое мнение и не боимся высказывать свое Ерополова: Отвечаем более уверенно, так как это уже стало предметом обсуждения е группе. Тарасов: Мы учимся грамотно спорить, а это, я думаю, актуально для нашей жизни. Саморукова: Люблю театр, очень понравился спектакль, лучше понимаю Чацкого, после того как его сыграла. Осуществляют пошаговый контроль по результату. Обращают внимание на неточности в суждениях, отмечают промахи в подборе критического материала по комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова | - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. - систематизировать, обобщить изученное; - осуществлять контроль, различать результат и способ действия; - осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов. - оценивать правильность выполненных действий; - анализировать и оценивать результаты своей деятельности. | Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; Наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. |