Актуализация имеющихся знаний и постановка проблемы | Организует формулировку темы урока детьми. (Дома вы выполняли небольшое домашнее задание, связанное с толкованием значения слова «счастье». Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?) Организует постановку детьми цели урока, выделение противоречий и проблем. (Какие проблемы, исходя из темы урока, мы будем решать? – Что такое счастье в представлении Самсона Вырина, Дуни? Счастливы ли герои?) Предлагает составить кластер об истории создания повестей Белкина (автор, издатель, где написаны, в каком году, какие еще повести входят в цикл) | Отвечают на вопросы учителя, включаются в диалог. Формулируют тему урока. Выделяют противоречия и проблемы. Составляют кластер об истории создания повестей Белкина, обосновывая свое мнение. | Уметь определять тему урока Уметь формулировать цель, задачи на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
Совместное «открытие» новых знаний | Организует беседу. - Каково значение слова «счастье»? - В каком контексте употреблено это слово в повести Пушкина? - Чтобы в конце урока ответить на вопрос, как сложилась судьба героев, счастливы ли они или, может быть, были счастливы когда-то, мы поработаем в группах. Организует работу в творческих группах 1 группа –Образ Самсона Вырина - Сравните две встречи рассказчика со станционным смотрителем (комната, детали портрета, какое впечатление производит?) - Как в рассказах о Дуне проявляются черты характера С.Вырина? (любящий, заботливый отец, переживает за судьбу дочери) -Что стало с отцом после похищения Дуни? Найдите и запишите слова и словосочетания, которые помогают понять психологическое состояние героя. Почему герой отправился в Петербург? Почему герой свою дочь называет «заблудшей овечкой»? Почему отец решил, что Дуня будет несчастной? (Обманули отца, без его согласия уехали; отец не благословлял дочь; Дуня не жена Минского. Дуня не знает жизни. Петербург - «опасный» город) -Как представляет отец будущее своей дочери? («Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра…метут улицу вместе с голью кабацкою») 2 группа –Образ Дуни -Как описывает автор героиню в начале повести? - Почему отец говорит о Дуне: «Ею дом держался»? - Какова причина поступка Дуни – побег с гусаром Минским? - Какой стала Дуня, живя в Петербурге? -Любит ли Дуня Минского? -Она счастлива? -Почему упала в обморок? -В чем ее вина? -Попробуйте воспроизвести внутренний монолог Дуни на могиле отца. 3 группа –Образ Минского - Прочитайте портрет героя? Что вы можете сказать о его характере? (веселый, беспечный, хитрый, коварный) -Какие поступки выдают в Минском бесчестного человека? -Как Минский встретил смотрителя, пришедшего к нему за дочерью? («вспыхнул», «повел в кабинет», «запер дверь», «она будет счастлива», «зачем тебе ее) -Понятны ли ему чувства отца? -Зачем он дает ему деньги? -Стремился ли Минский сделать Дуню счастливой? Помогает в оценивании работы своей группы (назовите самого активного, кто являлся генератором идей) и ответов других учеников (Чье выступление понравилось больше? Кто был более убедителен? Красноречив?) Помогает подвести итог урока, обобщает сказанное. | Отвечают на вопросы. Работают с толковым словарем (домашнее задание), читают определение понятия «счастье», находят это слово и однокоренные слова в контексте повести. Работают в группе. Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы решения проблем, ищут по тесту факты, аргументируют ответы цитатами из текста. Дают сравнительную характеристику героям. Сопоставляют притчу о блудном сыне и историю Дуни. Работая в группах, анализируют повесть с разных точек зрения. Слушают ответы одноклассников, дополняют и корректируют свою и иные точки зрения, задают вопросы на уточнение, оценивают свою работу и работу других учеников. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника (Регулятивные УУД). Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). Уметь оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД). Знать содержание текста повести Уметь провести анализ и синтез текста. Владеть навыками составления сравнительной характеристики героев. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
Самостоятельное применение знаний | Предлагает сделать небольшой письменный вывод по проблеме урока: каково представление о счастье у разных героев повести – у Самсона Вырина, у Дуни? Счастлива ли Дуня? Кто оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая? (Сын, потому что он был прощен отцом, а Дуня – нет) | Дети формулируют вывод по проблеме урока, письменно отвечая на вопросы. | Пробудить чувство ответственности за поступки (Личностные УУД) |
Рефлексия | Задает вопросы: - Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли ее? - Чему вы сегодня научились? - Все ли задания выполнены? Что вызвало затруднение в процессе работы? Поставьте себе оценку за сегодняшний урок по 3-балльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») и заполните таблицу «Знаю/ Не знаю/ Хочу узнать» | Ставят себе оценку за сегодняшний урок по 3-балльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») и заполняют таблицу «Знаю/ Не знаю/ Хочу узнать» | Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) Оценка результатов деятельности (Регулятивные УУД) |