kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "А.С.Пушкин "Станционный смотритель". Несовпадение представлений героев о счастье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку литературы в 7 классе по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" соответствует требованиям ФГОС. Она позволяет увидеть все этапы урока, деятельность учителя (как он подводит к  формулировке темы урока, организует постановку детьми целей, выделение противоречий и проблем) и учащихся, вопросы для обсуждения в творческих мини-группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 7 классе "А.С.Пушкин "Станционный смотритель". Несовпадение представлений героев о счастье"»

Технологическая карта урока

Название предмета – литература

Класс – 7

Урок № 18

Дата 12.11.2018

Тема: А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Несовпадение представлений героев о счастье.

Цели:

Образовательные:

  • научить глубокому осмыслению повести;

  • сформировать навыки работы над художественной деталью;

  • подвести к выводу о нравственной ответственности за свое поведение в семье на основе глубокого осмысления повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Развивающие:

  • учить анализировать поведенческие ситуации героев повести

  • развивать умение давать аргументированную оценку литературного образа

  • развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению

  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Место урока в системе уроков данного раздела – 3

Тип урока – комбинированный урок

Основные термины и понятия: повесть, герои, композиция, тема, проблема, идея, притча, понятие «счастье»

Наглядность: презентация к уроку, конверты с вопросами для обсуждения в творческих группах, тексты повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Формы работы на уроке: коллективная работа, работа в мини-группах



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Уметь сотрудничать с учителем и со сверстниками. (Коммуникативные УУД)




  1. Актуализация имеющихся знаний и постановка проблемы

Организует формулировку темы урока детьми. (Дома вы выполняли небольшое домашнее задание, связанное с толкованием значения слова «счастье». Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?) Организует постановку детьми цели урока, выделение противоречий и проблем. (Какие проблемы, исходя из темы урока, мы будем решать? – Что такое счастье в представлении Самсона Вырина, Дуни? Счастливы ли герои?)

Предлагает составить кластер

об истории создания повестей Белкина (автор, издатель, где написаны, в каком году, какие еще повести входят в цикл)

Отвечают на вопросы учителя, включаются в диалог. Формулируют тему урока. Выделяют противоречия и проблемы.





Составляют кластер об истории создания повестей Белкина,

обосновывая свое мнение.


Уметь определять тему урока

Уметь формулировать цель, задачи на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).


  1. Совместное «открытие» новых знаний

Организует беседу.

- Каково значение слова «счастье»?

- В каком контексте употреблено это слово в повести Пушкина?

- Чтобы в конце урока ответить на вопрос, как сложилась судьба героев, счастливы ли они или, может быть, были счастливы когда-то, мы поработаем в группах.


Организует работу в творческих группах

1 группа –Образ Самсона Вырина

- Сравните две встречи рассказчика со станционным смотрителем (комната, детали портрета, какое впечатление производит?)

- Как в рассказах о Дуне проявляются черты характера С.Вырина? (любящий, заботливый отец, переживает за судьбу дочери)

-Что стало с отцом после похищения Дуни? Найдите и запишите слова и словосочетания, которые помогают понять психологическое состояние героя.

Почему герой отправился в Петербург?

Почему герой свою дочь называет «заблудшей овечкой»?

Почему отец решил, что Дуня будет несчастной? (Обманули отца, без его согласия уехали; отец не благословлял дочь; Дуня не жена Минского. Дуня не знает жизни. Петербург - «опасный» город)

-Как представляет отец будущее своей дочери? («Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра…метут улицу вместе с голью кабацкою»)

2 группа –Образ Дуни

-Как описывает автор героиню в начале повести?

- Почему отец говорит о Дуне: «Ею дом держался»?

- Какова причина поступка Дуни – побег с гусаром Минским?

- Какой стала Дуня, живя в Петербурге?

-Любит ли Дуня Минского?

-Она счастлива?

-Почему упала в обморок?

-В чем ее вина?

-Попробуйте воспроизвести внутренний монолог Дуни на могиле отца.

3 группа –Образ Минского

- Прочитайте портрет героя? Что вы можете сказать о его характере?

(веселый, беспечный, хитрый, коварный)

-Какие поступки выдают в Минском бесчестного человека?

-Как Минский встретил смотрителя, пришедшего к нему за дочерью? («вспыхнул», «повел в кабинет», «запер дверь», «она будет счастлива», «зачем тебе ее)

-Понятны ли ему чувства отца?

-Зачем он дает ему деньги?

-Стремился ли Минский сделать Дуню счастливой?

Помогает в оценивании работы своей группы (назовите самого активного, кто являлся генератором идей) и ответов других учеников (Чье выступление понравилось больше? Кто был более убедителен? Красноречив?)

Помогает подвести итог урока, обобщает сказанное.

Отвечают на вопросы.

Работают с толковым словарем (домашнее задание), читают определение понятия «счастье», находят это слово и однокоренные слова в контексте повести.

Работают в группе.

Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы решения проблем, ищут по тесту факты, аргументируют ответы цитатами из текста.

Дают сравнительную характеристику героям.

Сопоставляют притчу о блудном сыне и историю Дуни.

Работая в группах, анализируют повесть с разных точек зрения.

Слушают ответы одноклассников, дополняют и корректируют свою и иные точки зрения, задают вопросы на уточнение, оценивают свою работу и работу других учеников.











Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

(Регулятивные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Уметь оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

Знать содержание текста повести

Уметь провести анализ и синтез текста.

Владеть навыками составления сравнительной характеристики героев.

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

  1. Самостоятельное применение знаний

Предлагает сделать небольшой письменный вывод по проблеме урока: каково представление о счастье у разных героев повести – у Самсона Вырина, у Дуни? Счастлива ли Дуня? Кто оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая? (Сын, потому что он был прощен отцом, а Дуня – нет)

Дети формулируют вывод по проблеме урока, письменно отвечая на вопросы.

Пробудить чувство ответственности за поступки (Личностные УУД)

  1. Рефлексия

Задает вопросы:

- Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли ее?

- Чему вы сегодня научились?

- Все ли задания выполнены? Что вызвало затруднение в процессе работы?

Поставьте себе оценку за сегодняшний урок по 3-балльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») и заполните таблицу «Знаю/ Не знаю/ Хочу узнать»

Ставят себе оценку за сегодняшний урок по 3-балльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») и заполняют таблицу «Знаю/ Не знаю/ Хочу узнать»

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

Оценка результатов деятельности

(Регулятивные УУД)

  1. Домашнее задание

Комментирует домашнее задание:

  1. Прочитать повесть Н.В.Гоголя «Шинель» - стр.222-252

  2. Составить словарик трудных (непонятных) слов, обратить внимание на сноски при чтении повести.

Записывают задание







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Каргу Наталья Эйновна

Дата: 28.05.2020

Номер свидетельства: 551676


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства