окунуться в эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству;
2) провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа; проследить изменения, произошедшие в главном герое; вызвать у ребят искренний интерес и восхищение главным героем.
2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы;
3) формировать представление о герое произведения на основе сопоставления словесного и графического образо
6) развивать речь школьников, работая над выразительным чтением учащихся на примере чтения ведущих актеров
( работа с фонохрестоматией, которая является приложением к новому учебнику для 5 класса)
1) воспитание нравственных качеств личности на примере главного героя рассказа;
2)развивать умение работать в микрогруппе (паре): умение планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД |
Организационный момент 1 мин | Приветствие учителя. Сообщение «правил урока»: работа в парах, четверках, шестерках. Ознакомление с системой оценки (лист успеха в форме дуба) Сообщение темы урока. «Муму». История создания и тема рассказа. Образ Герасима. | Запись в тетрадь темы урока | | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Целеполагание 1 мин | Перед нами стоит цель: выяснить, почему рассказ получил такое название, когда был создан, что стало его темой; познакомиться с главным героем произведения. | Активно участвовать в уроке, формулировать цели и задачи | Определение целей урока. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Проверка домашнего задания 2 мин ТЕСТ | Раздает тесты, контролирует работу, осуществляет проведение взаимопроверки и выставление оценок. | Работают с тестом, затем осуществляют взаимопроверку (пара у пары), выставляют оценку. | Выполнение теста, взаимопроверка. | 1) Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
Изучение нового материала Вопрос 1 мин Работа в группах, подготовка сообщений 3-4 мин . + 1 мин. каждое сообщение, т.е. около 6-7 мин. | Организация беседы по вопросу «Почему рассказ получил такое название?» Организует работу с карточками-информаторами (по 8 человек, вместе работают четыре пары, отвечает один). | Поиск ответа на вопрос, формулировка ответа. Работа с карточками-информаторами по группам (восемь человек в группе, отвечает один учащийся от группы). 1 группа - «История создания рассказа». 2 группа - « Тема рассказа». 3 группа - «Прототип Герасима». Выступают с сообщениями. | Работа над вопросом. Работа с информацией, подготовка сообщения. 1 группа – 8 человек. 2 группа – 8 человек. 3 группа – 4 человека. | 1) Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
ФИЗМИНУТКА 1 мин. | Организует проведение минутки отдыха. Мёл, носил, рубил, сторожил, возил воду и т.п. | Выполняют задание: без слов, с помощью мимики и жестов показать действие (работу), которое должен был выполнять Герасим «по новой должности». | Работают парами. Задача каждой группы назвать действие (работу), которую должен был выполнять Герасим «по новой должности» | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Изучение нового материала Работа в микрогруппах (в парах) Работа в микрогруппах (в парах) Проблемный вопрос | Аудиозапись с одновременным включением презентации. Организует работу по анализу текста (лексическая работа). Герасим был двенадцати вершков роста. А сколько это? 196 см. Что изменило Герасима? | Слушают фрагмент записи. Сравнивают словесный портрет и портреты, выполненные художниками. Анализ текста, работа с лексическим значением слов и выражений. Учащиеся ищут ответ, предлагают варианты. Новые условия жизни изменили Герасима. | Слушание, сопоставление словесного портрета Герасима и портретов художников П. Боклевского и А.Кулешова. Получив данные (аршин, вершок), пытаются вычислить рост Герасима. Аршин – 0,71 м. Вершок – 4,4 см. | 1) Регулятивные: целеполагание как остановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. 2) Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Закрепление нового материала Работа в четверках | Организует работу с синквейном. | Составление синквейна ГЕРАСИМ Чтение синквейна (по времени: одной или нескольких групп) | Составляют синквейн | Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Рефлексия 1-2 мин. | Выразите свое отношение к уроку без слов, с помощью мимики и жестов. Выполнили ли вы ваши задачи на уроке? Справились ли с поставленными задачами? Вернемся к целям, к заветному дубу И.С.Тургенева | Выражают отношение Ответы на вопросы | Анализ урока, возвращение к целям, подведение итогов | 1) Познавательные: умение структурировать знания -оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
Подведение итогов. Домашнее задание 1 мин | Оценки за урок Пояснить домашнее задание: Задания по группам. 2. Прочитать фрагмент рассказа (с.227-238) , подготовить рассказ на тему «Герасим и Татьяна». | Проводят подсчет заработанных баллов. | Выставляют оценки согласно заработанным баллам. | 1) Познавательные: -умение структурировать знания -оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |