kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. «Муму». История создания и тема рассказа. Образ Герасима.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели

Образовательные:

1) познакомить учащихся с историей создания рассказа «Муму»,

окунуться в эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству;

2) провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа; проследить изменения, произошедшие в главном герое; вызвать у ребят искренний интерес и восхищение главным героем.

Развивающие:

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения;

2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы;

3) формировать представление о герое произведения на основе сопоставления словесного и графического образо

4) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

6)  развивать  речь школьников, работая над выразительным чтением учащихся на примере чтения ведущих актеров

( работа с фонохрестоматией, которая является приложением к новому учебнику для 5 класса)

Воспитательные:

1) воспитание нравственных качеств личности на примере  главного героя рассказа;

2)развивать  умение работать в микрогруппе (паре):  умение планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 5 классе. «Муму». История создания и тема рассказа. Образ Герасима.»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Ф.И. О. педагога: Якимкина Ирина Ивановна

Предмет: литература

Класс:

Тема: «Муму». История создания и тема рассказа. Образ Герасима.

Тип урока: урок изучения нового материала

Технологии: исследование, синквейн.

Цели

Образовательные:

1) познакомить учащихся с историей создания рассказа «Муму»,

окунуться в эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству;

2) провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа; проследить изменения, произошедшие в главном герое; вызвать у ребят искренний интерес и восхищение главным героем.

Развивающие:

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения;

2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы;

3) формировать представление о герое произведения на основе сопоставления словесного и графического образо

4) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

6) развивать речь школьников, работая над выразительным чтением учащихся на примере чтения ведущих актеров

( работа с фонохрестоматией, которая является приложением к новому учебнику для 5 класса)

Воспитательные:

1) воспитание нравственных качеств личности на примере главного героя рассказа;

2)развивать умение работать в микрогруппе (паре): умение планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки.





Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

Организационный момент

1 мин

Приветствие учителя.

Сообщение «правил урока»: работа в парах, четверках, шестерках.

Ознакомление с системой оценки

(лист успеха в форме дуба)


Сообщение темы урока. «Муму». История создания и тема рассказа. Образ Герасима.

Запись в тетрадь темы урока



Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Личностные:

смыслообразование.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


Целеполагание

1 мин

Перед нами стоит цель:

выяснить, почему рассказ получил такое название, когда был создан, что стало его темой; познакомиться с главным героем произведения.

Активно участвовать в уроке, формулировать цели и задачи


Определение целей урока.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Личностные:

смыслообразование.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Проверка домашнего задания

2 мин

ТЕСТ

Раздает тесты, контролирует работу, осуществляет проведение взаимопроверки и выставление оценок.

Работают с тестом, затем осуществляют взаимопроверку

(пара у пары), выставляют оценку.

Выполнение теста, взаимопроверка.

1) Познавательные:

общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Изучение нового материала

Вопрос

1 мин





Работа в группах,

подготовка сообщений

3-4 мин . + 1 мин. каждое сообщение,

т.е. около 6-7 мин.

Организация беседы по вопросу «Почему рассказ получил такое название?»



Организует работу с карточками-информаторами

(по 8 человек, вместе работают четыре пары, отвечает один).







Поиск ответа на вопрос, формулировка ответа.


Работа с карточками-информаторами по группам (восемь человек в группе, отвечает один учащийся от группы).

1 группа - «История создания рассказа».

2 группа - « Тема рассказа».

3 группа - «Прототип Герасима».

Выступают с сообщениями.


Работа над вопросом.


Работа с информацией, подготовка сообщения.

1 группа – 8 человек.

2 группа – 8 человек.

3 группа – 4 человека.


1) Познавательные:

общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

ФИЗМИНУТКА

1 мин.

Организует проведение минутки отдыха.

Мёл, носил, рубил, сторожил, возил воду и т.п.

Выполняют задание: без слов, с помощью мимики и жестов показать действие (работу), которое должен был выполнять Герасим «по новой должности».

Работают парами.

Задача каждой группы назвать действие (работу), которую должен был выполнять Герасим «по новой должности»

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Личностные:

смыслообразование.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Изучение нового материала

Работа в микрогруппах (в парах)



Работа в микрогруппах (в парах)


Проблемный вопрос

Аудиозапись с одновременным включением презентации.





Организует работу по анализу текста (лексическая работа).

Герасим был двенадцати вершков роста. А сколько это? 196 см.

Что изменило Герасима?


Слушают фрагмент записи.

Сравнивают словесный портрет и портреты, выполненные художниками.


Анализ текста, работа с лексическим значением слов и выражений.

Учащиеся ищут ответ, предлагают варианты.

Новые условия жизни изменили Герасима.

Слушание, сопоставление словесного портрета Герасима и портретов художников П. Боклевского и А.Кулешова.



Получив данные (аршин, вершок), пытаются вычислить рост Герасима.

Аршин – 0,71 м.

Вершок – 4,4 см.

1) Регулятивные:

целеполагание как остановка учебной задачи,

планирование,

прогнозирование.

2) Познавательные:

умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Закрепление нового материала

Работа в четверках

Организует работу с синквейном.

Составление синквейна

ГЕРАСИМ



Чтение синквейна

(по времени: одной или нескольких групп)

Составляют синквейн

Личностные:

смыслообразование.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Рефлексия

1-2 мин.

Выразите свое отношение к уроку без слов, с помощью мимики и жестов.

Выполнили ли вы ваши задачи на уроке?

Справились ли с поставленными задачами? Вернемся к целям, к заветному дубу И.С.Тургенева

Выражают отношение


Ответы на вопросы


Анализ урока, возвращение к целям, подведение итогов

1) Познавательные:

умение структурировать знания

-оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Подведение итогов.


Домашнее задание

1 мин

Оценки за урок


Пояснить домашнее задание:

  1. Задания по группам.

2. Прочитать фрагмент рассказа (с.227-238) , подготовить рассказ на тему «Герасим и Татьяна».


Проводят подсчет заработанных баллов.

Выставляют оценки согласно заработанным баллам.

1) Познавательные:

-умение структурировать знания

-оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ирина Ивановна Якимкина

Дата: 05.04.2021

Номер свидетельства: 577523

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства