Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1) Мотивационный этап. 3 мин. | личностные: внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: мобилизация сил и энергии. | Психологический настрой детей на урок. Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины ХХ века. Русская природа с давних времен привлекала прозаиков и поэтов своей одухотворенной простотой. Пейзаж помогает писателям раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания. (Слайд 1,2). 3-4 мин. | Самоопределение. Оценивание готовности к уроку.Стихотворение И. Никитина читает ученик. (Звучит Музыка). Утро. Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом, – на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, – воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко, далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися, Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут... А восток все горит-разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. |
2)Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия 3 мин. | личностные:самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли. | Вызов к изучению темы.Учительсоздает эмоциональный настрой на урок. Обратимся к эпиграфу.(Слайд 3). 1 мин. Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце. А.И. Солженицын. - В эпиграфе есть слова «добро и зло», как вы понимаете значение этих слов? (Добро - поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой; зло - поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей). - Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой? (Нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлеты» и нравственные «падения») Послушаем песню гр. Дюна «Мой друг». (Звучит музыка).(Слайд 4). 2 мин. Уточнение понимания обучающимися поставленных целей урока. Вопросы:2 мин. - О чём песня? - Кому посвящается? Что такое взаимопомощь? (Слайд 5). Взаимопомощью, или взаимной помощью, принято называть сотрудничество двух и более людей, направленное на оказание помощи друг другу в какой-то деятельности. С давних времен взаимопомощь была присуща человеческому обществу, так как обеспечивала его выживаемость в суровых условиях. Что такое взаимовыручка?(Слайд 6). Взаимовыручка (по Ефремовой)- взаимная, обоюдная помощь,выручка в каком-л. деле. | Выявление желания продолжить изучение рассказа. Слушают песню группы Дюна «Мой друг». Отвечают на вопросы. Учащиеся участвуют в дискуссии, высказывают свои точки зрения. |
3) Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия 2 мин | познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. | Учитель выдвигает проблему.Напоминает обучающимся о том, какое домашнее задание было задано.Организует обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий). - Дома вы прочитали рассказ Ю.Казакова« Тихое утро». Исходя из темы эпиграфа, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? - Как стихотворение и песня связаны с нашим уроком? (Будем говорить о главных героях - Яше и Володе; рассмотрим и осмыслим поступок, который совершил Яша; о чём они думали, чувствовали; о добре и зле, понять идею рассказа). - Мы также будем говорить и о творчестве Ю.Казакова, обратим внимание на роль пейзажа в произведении Давайте сформулируем тему урока. («Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро».)(Слайд 7). Целии задачи урока: (Слайд 8). познакомиться с творчеством Ю.Казакова; совершенствовать навыки анализа текста; воспитать желание помогать друг другу. Проблемный вопрос: смогутли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийтиквзаимопониманию? | Ребята отвечает на вопросы. Учащиеся формулируют тему урока, а также цели и задачи. |
4) Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения 4 мин. | регулятивные:планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция; познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | - Записываем дату и тему урока (запись даты и темы на доске) - Давайте сначала познакомимся с писателем. Презентация. (Слайды 9-18). | Выступление учащегося. КАЗАКОВ Юрий Павлович родился 8 июля 1927 года в Москве в семье рабочего. С пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе, окончил музыкальное училище им. Гнесиных в 1951 и сразу был принят в состав оркестра Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. В “Автобиографии” он писал: “В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие”. Но уже в 1952 его увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь. Поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю.Казакова. Рассказ стал его излюбленным жанром. В 1950–60-е увидели свет книги: “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др. Особое отношение было у него к русскому Северу. Уже ранние рассказы говорили о любви к этому краю. В 1961 выходит книга очерков “Северный дневник”, которая с годами пополнялась все новыми историями путешествий писателя на рыболовецких сейнерах, героями которых были моряки и рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли. В 1969 выходит в свет сборник рассказов “Осень в дубовых лесах”, в 1977 – “Во сне ты горько плакал”. 29 ноября 1982 года в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался в Москве. Посмертно была издана книга “Две ночи” (“Разлучение душ”), в которой были собраны еще не опубликованные им произведения, в том числе и незаконченные. Запись в тетрадях. Ребята актуализируют знания, полученные ранее. |
5) Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. 1 мин. | познавательные:структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач; логические:выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство). | Учитель организует взаимопроверку, коллективную проверку выполнения упражнения. 5. Физминутка. Правильно утверждение - встаём, неправильно –сидим. 1 Юрий Петрович Казаков родился в Москве 2 Юрий Павлович Казаков родился в Москве 3 Казаков играл на виолончели и контрабасе 4 Казаков не имел музыкального слуха 5 Ю.П.Казаков учился в литературном институте им. М.Горького 6 Ю.П.Казаков написал книги “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др. 7 Ю.П.Казаков написал книги: “Хорошее отношение к лошадям”, “Юшка”, “В прекрасном и яростном мире”, “Кукла” 8 Любимый жанр Юрия Казакова – роман 9 Любимый жанр Юрия Казакова – рассказ 10 Юрий Казаков очень любил русский Север 11 После смерти Юрия Казакова продолжали печатать его книги 12 После смерти Юрия Казакова его книги больше не печатали Осмысление. Проверим ответы. (Слайд 19). | Учащиеся выполняют физминутку, закрепляют знания о писателе. |
6) Первичное закрепление нового знания. 11 мин. | коммуникативные:умение договариваться, находить общее решение; познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах; | Анализ рассказа «Тихое утро». Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Юрия Павловича Казакова “Тихое утро”, который вы прочитали дома. Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе “Тихое утро” (1954), о котором мы и поведём речь на сегодняшнем уроке. Откройте, пожалуйста, уже знакомый вам текст произведения и настройтесь на его анализ, цель которого – уяснение гуманистической проблематики рассказа и извлечение из него нравственных уроков. Давайте дадим толкование слова ГУМАНИЗМ. Учитель предлагает индивидуальные задания. Работа со словарём. 2 мин. Прочтем толкование слова “гуманизм” в толковом словаре Ожегова. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. Там же: человечный – достойный человека, отзывчивый. У Даля: гуманный – человеческий, человечный, лЮдской, свойственный человеку истинно просвещенному, человеколюбивый, милостивый, милосердый. Гуманность – человечность, людкость, благодушие, человеколюбие, милосердие, любовь к ближнему. Проблемный вопрос: смогут ли Яшка и Володя прийти к взаимопониманию? Учительпроводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. 5.2. Беседа. Жанр произведения. Тема, идея. 2 мин. а) - В теме урока уже определён жанр произведения – рассказ. б) - Анализ любого рассказа начинается с определения его темы и идеи. - Какова тема рассказа? (Дружба двух мальчиков, взаимовыручка, взаимопомощь). - Какова идея рассказа? (Идея – остаться человеком в любых обстоятельствах; взаимовыручку, проявленную Яшкой по отношению к Володе, можно считать мерилом нравственности человека. Дружба познается в беде). Учитель осуществляет индивидуальный контроль, выборочный контроль. Работа в группах. 1 группа под названием «Яшка», 2 группа – «Володя» 3 мин.Вы располагаетесь группами. 1.Составьте план к рассказу. Ребята тянут листочки с названием плана(листочки разрезаны, их нужно собрать в правильном порядке). (3 мин) 1.) План Обычный план(схема): 1. Ранним утром. 2. Яшка будит Володю. 3. По дороге на рыбалку. 4. Примирение. 5. Мрачный омут. 6. Ловля рыбы. 7. Володя упал в воду. 8. Володю надо спасать. 9. Яшка испугался, что Володя утопит его. 10. Спасение Володи. 11. Володя очнулся. Цитатный план (схема): 1. «Когда проснулся Яшка». 2. «Но для Яшки вся прелесть утра уже была отравлена». 3. «Ребята молча, не глядя друг на друга, пошли по улице». 4. «Володе стало необыкновенно весело…» 5. «В этом бочаге у нас никто не купается…» 6. «Ле-ещ!» 7. «Тонет! – с ужасом подумал Яшка. – Утягивает!» 8. «Яшка… прыгнул в воду, в два взмаха подплыл к Володе, схватил его за руку». 9. «Это он, Яшка, ударил, утопил его…» 10. «Яшка… тяжело вылез сам и вытащил Володю». 11. «Никого сейчас не любил Яшка больше Володи…» 5.4. Работа с текстом. Кто быстрее. 6 мин. - С чего начинается рассказ? (с описания утра; туман, предвещающий беду). Такое утро обещает прекрасный день. Найдите в тексте как они проснулись (Яшка и Володя) какое утро каксобирались на рыбалку по дороге на рыбалку (чтение по ролям) во время рыбалки погода у реки спасение Володи( 1 и 2 разы) 5.5. Вопросы друг другу. Каждая из групп должна сейчас подготовить по 6 вопросов по рассказу “Тихое утро”, исходя из гуманистической направленности нашего анализа. Примеры вопросов: Кого спас Яшка? Радовались ли мальчики наступившему утру и рыбалке? Что послужило поводом для ссоры? Как вначале поступил Яшка, увидев, что Володя тонет? Что (какое действие) примирило мальчиков перед рыбалкой? Что в природе удивляет Володю? Что в природе радует Яшку? Как проявляется у мальчиков чувство спасения от опасности? Примеры вопросов: Почему утро названо “тихим”? Почему Яшка обиделся на Володю? Почему Яшка, увидев, что Володя тонет, сначала убежал? Что заставило Яшку вернуться? Почему плакал Яшка после спасения Володи? Как это его характеризует? Что чувствовал Володя после спасения? Как это его характеризует? Сравните нравственные качества Яшки и Володи. Чем можно объяснить отличия? Зачем после рассказа о первой, неудачной попытке спасти Володю автор дает описание прекрасного тихого утра? Смог бы Яшка жить спокойно после смерти своего приятеля? | Ребята поделены на группы по названиями «Яшка» и «Володя». Ребята работают с словарём. Учащиеся участвуют в дискуссии, высказывают свои точки зрения. Учащиеся работают в группах, составляют план. Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания. Находят в тексте понятие, информацию. |
7) Самостоятельная работа и проверка по эталону. 8 мин. | познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей; логические: построение логической цепочки рассуждения; коммуникативные:умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. личностные: - оценивать результат учебной деятельности, стремление к речевому самосовершенствованию регулятивные: - соотносить полученный результат с поставленной целью. | 5.6. Работа в тетради. Составление сравнительной характеристики главных героев. 6 мин. 1. Учащиеся выполняют самостоятельную работу (анализ текста Солнце наконец взошло….стр.193 и до Рыба гуляла. на знание художественно-изобразительных средств). Изобразительно-выразительные средства. 2 мин. 1. Какой художественный прием использует автор при описании природы? Антитеза: туман - «река звенела», омут -«река волновалась», «тяжкие всплески», «черная вода – река порозовела». 2.Что означает слово «куга»? (осока), бочага (омут) ? Как называется такое художественное средство? (диалекты). - Какой художественный прием использует автор при описании природы в начале рассказа и в конце ? Метафора: - «Они прошли по деревне, и туман отступал… будто скупой хозяин» Сравнение: -«Деревня, будто пуховым одеялом была укутана» Олицетворение : «Тяжкие всплески» Создание сравнительной характеристики. Доводилось ли вам бывать в сложных ситуациях? - Мы с вами сегодня много говорили о главных героях. Сейчас, создавая сравнительную характеристику Яши и Володи, отметим общее и различное в поведении и характерах героев. - Работаем по группам по следующему плану: 1) Внешний вид 2) Речь 3) Черты характера 4) Поведение - Каждая группа записывает характеристику своего героя в тетради. Работаем параллельно: внешний вид Яши – внешний вид Володи. Проанализировали, проговорили вслух, записываем в тетрадь. Желательно, для характеристики находить цитаты в тексте. Яшка | Володя | «жаворонок», волевой, «переборол себя» ловкий, энергичный («весело затрусил к риге»)деревенский, близок к природе высокомерный, язвительный, смелый | неловкий, несобранный, медлительный городской, сдержанный, целеустремлённый | язвительный, грубый, импульсивный | скромный, сдержанный | хвастун, отходчивый | честный | знаток природы, любит рассказывать небылицы, самоуверенный умеет ценить красоту | любознательный, более образованный, чем Яшка, не уверенный в себе умеет ценить красоту | Оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Слайд 22. | Проблема, которую поднимает автор в своем рассказе очень актуальна в наши дни. Главное в жизни оставаться ЧЕЛОВЕКОМ, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным | Определяют характеристики героев. Строят свои высказывания, аргументируют ответы. Участвуют в дискуссии. Заполняют обобщающую таблицу. |
8) Включение в систему знаний и умений. 6 мин. | | Учитель побуждает к высказыванию своего мнения о главных героях. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке. Подводит обучающихся к выводу. Можно ли считать их друзьями? Почему? - Но судьба подготовила страшное испытание для Яши и Володи. - В этой драматической ситуации Володя становится случайной жертвой, а Яша, подчиняясь природному инстинкту самосохранения, сначала бежит с места происшествия. Только лишь страх владеет мальчиком в эти минуты. Но другое безотчетное чувство заставляет его вернуться к гибельному месту. Что это за чувство? (Стыд за то, что ударил в воде Володю, взаимопомощь, взаимовыручка) - Как объяснить, что Яшке после того, как все кончилось благополучно, не было ничего насвете милее бледного, испуганного страдающего лица Володи? - поменяйте ситуацию, поменяйте мальчиков местами. Как поступил бы Володя, если бы тонул Яша? 5.7. Вывод. (Слайд 23). - Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека. | |
9) Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. 2 мин. | | 1) - Какие чувства возникли у вас после прочтения рассказа? - Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой? - Вернёмся к эпиграфу: « Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце», вы говорили, что в человеке добра должно быть больше. - Современны ли сегодня вопросы, поднятые в рассказе Ю.Казакова? Почему? 2) «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть», - утверждал М.Горький. Можно ли Яшку назвать героем, а его поведение - героическим? 3) Стихотворение собственного сочинения о дружбе. (читает уч-ся). - Этим стихотворением хочется закончить наш разговор о нравственности. И если каждый из нас будет стараться помогать другому в трудной ситуации, то жизнь станет лучше, а мы все чуть-чуть добрее и милосерднее. - Попробуем заглянуть в будущее героев. Станут ли они друзьями? Почему вы так думаете? (Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным) 6. Выставление оценок. Домашнее задание .1 мин. 1.Первая группа. Написать письмо от Володи к Яше. 2.Вторая группа Написать сочинение. Человека в обществе будут уважать за… - Дополнительное чтение: Ю. Казаков «Дочечка», «Во сне ты горько плакал». Выбери фразу и продолжи. Сегодня я узнал…я понял, что… я научился…было интересно… было трудно…урок дал мне для жизни… | Чтение стихотворения «Дружба». Записывают домашнее задание. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |