kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературы по теме "Тема милосердия в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор»

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта для 6 класса в соответствии с ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы по теме "Тема милосердия в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор»»

Технологическая карта урока литературы (6 класс)

Учитель: Дзейтова Э.И.

УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.

Класс: 6

Предмет: литература

Тема урока: Тема милосердия в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока

Создание условий для осмысления нравственной проблематики рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор».


Задачи

- Познакомить с фактами биографии А. И. Куприна, реальной основой рассказа и прототипом главного героя Н. И. Пироговым;

- Способствовать пониманию авторского замысла;

- Познакомить с художественными особенностями жанра рождественского рассказа на примере произведения А.И.Куприна «Чудесный доктор»;

- Способствовать формированию навыков анализа художественного текста, развитию умений анализа, синтеза и обобщения , а также развитию связной устной речи;

- Содействовать воспитанию таких нравственных качеств личности, как доброта, сострадание, милосердие.

Планируемые результаты обучения

Предметные УУД:

- Знать факты биографии А. И. Куприна, реальную основу произведения и прототипа героя Н. И. Пирогова, сюжет рассказа; особенности рождественского рассказа как жанра эпоса;

- Понимать смысл названия рассказа, авторский замысел;

- Уметь давать характеристику героя, находить черты рождественского рассказа в тексте, строить связное устное высказывание.

Метапредметные УУД:

- Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать учебные задачи, планировать пути достижения целей;

- Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

- Уметь анализировать, систематизировать учебный материал, делать выводы, строить логическое рассуждение;

- Уметь работать в паре и индивидуально.

Личностные УУД:

 - Проявлять ответственное отношение к учению, соотносить поступки героев и события рассказа с общепринятыми нормами поведения, высказывать своё отношение к героям, оценивать их поступки в соответствии с определённой ситуацией, проявлять эмпатию.

Ресурсы

Портрет А. И. Куприна, презентация к уроку, иллюстрации к рассказу, раздаточный материал.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы

Словесные: рассказ, работа с книгой, беседа, частичная дискуссия.

Наглядные: иллюстративная демонстрация (компьютерная презентация).

Метод практического обучения: кластер, таблица, сопоставление героев.

Методы проблемного обучения: проблемно – диалогическое изложение материала, исследование («Признаки жанра рождественского рассказа»)

Педагогические технологии

Проблемное обучение, технология развития критического мышления, уровневая дифференциация обучения, ИКТ, здоровьесберегающие технологии


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.Мотивация

учебной деятельности (1 мин)

Устное сообщение учителя, настрой на деловой ритм урока

Рада приветствовать вас на нашем уроке. Улыбнитесь друг другу широко-широко. Настроитесь на работу. Пожелайте друг другу справиться с заданиями. Пожмите друг другу руки.

Настраиваются на серьёзную работу






Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин)















3. Постановка учебной задачи (3 мин)












4. Построение проекта выхода из затруднения (1 мин)

1.Беседа

Послушайте куплет песни, подумайте, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?( о добре)

Что такое добро? Подберем Синонимы, составим кластер.«Добро» - сострадание, сочувствие, милосердие, гуманизм. (кластер)

Что обозначает приставка со- в этих словах?

От каких слов образовано «милосердие»?

А зачем помогать кому-то, разве надо? Хорошо подумайте. Я знаю одного персонажа, который считал по-другому.(просмотр видеофрагмента)

Итак Старуха Шапокляк готова с вами поспорить…И все же помогать или не помогать? Платон говорил : «Не помогайте людям, которые о помощи не просят».



Итак, на какой же вопрос мы сегодня должны дать ответ? (Нужно ли делать добро, быть милосердными?)

Какое произведение нам поможет разобраться в этом вопросе? («Чудесный доктор»). Попробуйте сформулировать тему урока.

–Откройте тетради запишите: дату и тему урока: Тема милосердия в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор»

Эпиграф: Жизнь дана на добрые дела. Как вы понимаете это выражение? И снова мы вернулись к вопросу: зачем в жизни делать добро?


Давайте наметим план действий, которые помогут нам ответить на вопрос. Сформулируйте задачи урока:

1. Познакомиться с биографией писателя

2. Вспомнить сюжет

3. Дать характеристику героям

4. Выявить идею текста

5. Определить жанр произведения

6 Сделать выводы

«Дорогою добра» из к/ф «Маленький Мук»

Слушают аудиозапись


Составляют кластер,

Высказывают свое мнение,










После обобщения всех ответов

предлагают варианты темы урока, ставят цель и задачи урока,










намечают план действий



Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.












Регулятивные:

- целеполагание,

- планирование,

- прогнозирование.








Регулятивные:

- целеполагание,

- планирование,

- прогнозирование.


5. Реализация построенного проекта

Биография (3 мин)


Сюжет(5 мин)
























Герои (3 мин)









































6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин)_

















Физкультминутка

(1 мин)













(2 мин)





















Смысл названия, идея


(3мин)




















Жанр (7 мин)




































7. Самостоятельная работа

1. Индивидуальное сообщение учащегося по биографии Куприна



2. .Аналитическая беседа по содержанию произведения ( групповая работа).


1 группа

- Как Мерцалов стал безработным?

Как герой пытался заработать деньги?

Могли ли люди ему помочь? Почему не помогли?

Как можно было помочь Мерцаловым?

2 группа

-В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с незнакомцем?

- Как вы оцениваете мысли Мерцалова о самоубийстве?

3 группа

Как именно доктор помог Мерцаловым?

Как он представился? Что взял за работу?


3. Индивидуальное задание (игра «Конструктор»): расположи иллюстрации к рассказу по порядку.


4. Прототипом доктора из рассказа А.И.Куприна является Н.И.Пирогов. Послушайте рассказ о жизни этого замечательного человека, который расскажет его коллега (ролевая игра).


Николай Иванович Пирогов, профессор медицины, родился 13 ноября 1810 года в Москве. Примечателен тот факт, как Пирогов стал доктором.

Пирогова-ребёнка поразил профессор Мухин, которого пригласили к больному брату Николая. Он приезжал каждый вечер. Николай запомнил его голос, убедительный, не поверить которому нельзя.

Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И Николай Пирогов стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, он стал студентом Московского университета. Нелёгким был его путь в медицине. Он многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда его понимали и принимали. А он был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений.

Он лечил всех. И императора Александра, когда во время прогулки по летнему саду в него выстрелил террорист, и будущего всемирно известного химика Дмитрия Менделеева.

Но более всего в его приёмной ждали бесчисленные пациенты из бедных людей. Они шли к нему толпами. Он помогал им как мог. Выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И он попросту раздавал деньги беднякам.

За годы своей жизни Пирогов сделал сотни сложнейших операций, оказывал помощь раненым в двух войнах ,создал и описал в книге теорию военной хирургии.

Умер Н.И.Пирогов 23 ноября 1881 года в своей усадьбе в селе Вишня.




5. Работа с иллюстрациями.

У витрины

Какой эпизод изобразил художник. Расскажите от лица одного из мальчиков.

Что привлекло мальчиков? Почему?

Выделите эпитеты,, рисующие счастливую жизнь.


В подземелье Мерцаловых.

Как автор описывает жилище Мерцаловых? Найдите эпитеты, рисующие неприметную жизнь (пустые щи).

Какой прием использует автор? (антитеза)

Кто помогает семье? Где происходит встреча героев? (в зимнем саду)





- Представьте, что мы с вами тоже в сказочном саду.

вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг.

Направо – горные вершины,

Налево – ёлок длинный ряд,

А сверху – облака на диво,

Внизу сугробов встал отряд.

Деревья ветви распушили,

Нечаянно снег вдруг уронили

И снова к небу потянулись,

Затем опять к земле пригнулись

И распрямились.


Почему одну и ту же картину Мерцалов и незнакомец воспринимают по-разному?Как реагирует доктор на приступ отчаянной злобы?

Какие качества проявляются в поступке доктора? (добрый, отзывчивый, сочувтсвующий, щедрый, внимательный, бескорыстный= милосердный)

Какой совет дает доктор Мерцалову? (Не падайте духом никогда – верьте в чудо) Как вы понимаете это выражение?

Какой факт биографии одного из сыновей Мерцалова свидетельствует о том, что известный врач Пирогов стал для него примером для подражания на всю жизнь?

Можно ли согласиться со словами, что то «великое, мощное, святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?


6. Составьте синквейн о Пирогове.




7. Аналитическая беседа по выявлению идеи текста.

На что всегда сначала мы должны посмотреть для определения основной мысли текста? (название).

- Как называется рассказ? Почему именно так его назвал Куприн?

- подберите синонимы к слову «чудесный» (волшебный, удивительный, необычный, очаровательный, поразительный, исключительный)

Почему Куприн из этих слов выбирает именно чудесный? (объединяет остальные признаки)

Кто из героев рассказа совершает чудеса?

Почему герои рассказа нуждались в этих чудесах?

Какое чудо совершает Пирогов?

Для доктора этот поступок – чудо? (это обычное чудо)

Какую мысль автор хотел донести до нас, читателей (Нужно быть внимательнее к окружающим)


8. Аналитическая беседа по выявлению жанра Как эпитет в названии рассказа чудесный связан с со временем действия рассказа? Когда происходят события? Рождество – время чего?

Есть жанр рождественского рассказа. Лесков сформулировал четкую характеристику рождественского рассказа. Прочитайте. Сформулируйте и запишите правила, по которым должен строиться рождественский рассказ?


В рассказе «Жемчужное ожерелье Н. С. Лесков пишет, что «от святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества до Крещения, чтоб он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец – чтобы он оканчивался непременно весело».

Особенности рождественского (святочного) рассказа

Пример из рассказа Куприна

События приурочены к Рождеству

сочельник

Наличие чуда

Помогает Мерцалову, когда все отвернулись

Мораль(назидательность)

Нужно делать добрые дела, быть милосердным

Счастливый конец

Маша выздоравливает, мальчики поступают в гимназию на казенный счет, Мерцалов находит работу

Герой- ребенок

Герои мальчики, больная девочка


Поработайте в парах. Докажите, что рассказ Куприна рождественский рассказ. Заполните вторую колонку.


От чьего лица ведется повествование?

Как называется такое построение рассказа? (Рассказ в рассказе)















В тетрадях записывают ключевые слова рассказа ученика.





Обсуждают вопросы в парах,

Высказывают свое мнение











Проверяют выполнение индивидуального задания


Слушают, делают выводы










































Рассматривают иллюстрации, строят свое высказывание, выборочно пересказывают текст







Беседа с выборочным чтением текста

Поиск версий ответов.





Смена деятельности

















Составляют кластер









Составляют синквейн








Высказывают свое мнение,

Обобщают высказывания, делают выводы.















Проводят мини-исследование

1. Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция





































































Познавательные:

построение логической цепи рассуждения

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности





























8. Включение в систему знаний и повторение

(3 мин)














9. Рефлексия (5 мин)
















Вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале урока.

Этот вопрос стоял перед доктором?

Зачем же все-таки помогать другим, совершать добро, проявлять милосердие?

Посмотрите видеофрагмент (фрагмент фильма «Пацаны»)

Для чего герой задает этот вопрос?

Совершая добрые, милосердные поступки, мы совершенствуемся сами, не черствеем.

Как вы думаете каких людей больше: таких как Пирогов или как швейцар, добрых или черствых? Почему?(устное эссе)



Вспомните свой добрый поступок, запишите. (на листочках сердцах). О добрых делах не принято говорить, поэтому я не буду просить вас озвучить то, что вы записали. Я раздам вам конверты –копилки, куда вы вложите этот листок. Записывайте свои хорошие поступки в течение недели для начала и складывайте в конверт, Через неделю подведите итоги. чудо может совершить любой человек, если он будет внимателен к людям и милосерден.


Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…, Я не умел… - Теперь умею…).

Просматривают фрагмент фильма «пацаны», высказывают свое мнение








Высказывают свою позицию и составляют эссе


















Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- построение логической цепи рассуждения

- оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

- волевая саморегуляция




Регулятивные:

оценка процессов и результатов деятельности

10.Дифференцированное домашнее задание

(1 мин)

Домашнее задание:

  1. Творческий пересказ рассказа от лица одного из героев С. 16 задание совершенствуем свою речь (Обязательное)

  2. Подготовить сообщение о человеке в истории нашей страны, который снискал славу человека, горячо любившего людей, старавшегося помочь им своим служением

Развернутый ответ на вопрос: «Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?»( на выбор)

Записывают в дневники

Регулятивные:

- волевая саморегуляция


Итог урока. Выставление оценок

Выставление отметок

Выставление отметок





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дзейтова Эсат Исмаиловна

Дата: 11.03.2020

Номер свидетельства: 542391


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства