1. Индивидуальное сообщение учащегося по биографии Куприна 2. .Аналитическая беседа по содержанию произведения ( групповая работа). 1 группа - Как Мерцалов стал безработным? Как герой пытался заработать деньги? Могли ли люди ему помочь? Почему не помогли? Как можно было помочь Мерцаловым? 2 группа -В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с незнакомцем? - Как вы оцениваете мысли Мерцалова о самоубийстве? 3 группа Как именно доктор помог Мерцаловым? Как он представился? Что взял за работу? 3. Индивидуальное задание (игра «Конструктор»): расположи иллюстрации к рассказу по порядку. 4. Прототипом доктора из рассказа А.И.Куприна является Н.И.Пирогов. Послушайте рассказ о жизни этого замечательного человека, который расскажет его коллега (ролевая игра). Николай Иванович Пирогов, профессор медицины, родился 13 ноября 1810 года в Москве. Примечателен тот факт, как Пирогов стал доктором. Пирогова-ребёнка поразил профессор Мухин, которого пригласили к больному брату Николая. Он приезжал каждый вечер. Николай запомнил его голос, убедительный, не поверить которому нельзя. Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И Николай Пирогов стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, он стал студентом Московского университета. Нелёгким был его путь в медицине. Он многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда его понимали и принимали. А он был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений. Он лечил всех. И императора Александра, когда во время прогулки по летнему саду в него выстрелил террорист, и будущего всемирно известного химика Дмитрия Менделеева. Но более всего в его приёмной ждали бесчисленные пациенты из бедных людей. Они шли к нему толпами. Он помогал им как мог. Выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И он попросту раздавал деньги беднякам. За годы своей жизни Пирогов сделал сотни сложнейших операций, оказывал помощь раненым в двух войнах ,создал и описал в книге теорию военной хирургии. Умер Н.И.Пирогов 23 ноября 1881 года в своей усадьбе в селе Вишня. 5. Работа с иллюстрациями. У витрины Какой эпизод изобразил художник. Расскажите от лица одного из мальчиков. Что привлекло мальчиков? Почему? Выделите эпитеты,, рисующие счастливую жизнь. В подземелье Мерцаловых. Как автор описывает жилище Мерцаловых? Найдите эпитеты, рисующие неприметную жизнь (пустые щи). Какой прием использует автор? (антитеза) Кто помогает семье? Где происходит встреча героев? (в зимнем саду) - Представьте, что мы с вами тоже в сказочном саду. вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг. Направо – горные вершины, Налево – ёлок длинный ряд, А сверху – облака на диво, Внизу сугробов встал отряд. Деревья ветви распушили, Нечаянно снег вдруг уронили И снова к небу потянулись, Затем опять к земле пригнулись И распрямились. Почему одну и ту же картину Мерцалов и незнакомец воспринимают по-разному?Как реагирует доктор на приступ отчаянной злобы? Какие качества проявляются в поступке доктора? (добрый, отзывчивый, сочувтсвующий, щедрый, внимательный, бескорыстный= милосердный) Какой совет дает доктор Мерцалову? (Не падайте духом никогда – верьте в чудо) Как вы понимаете это выражение? Какой факт биографии одного из сыновей Мерцалова свидетельствует о том, что известный врач Пирогов стал для него примером для подражания на всю жизнь? Можно ли согласиться со словами, что то «великое, мощное, святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»? 6. Составьте синквейн о Пирогове. 7. Аналитическая беседа по выявлению идеи текста. На что всегда сначала мы должны посмотреть для определения основной мысли текста? (название). - Как называется рассказ? Почему именно так его назвал Куприн? - подберите синонимы к слову «чудесный» (волшебный, удивительный, необычный, очаровательный, поразительный, исключительный) Почему Куприн из этих слов выбирает именно чудесный? (объединяет остальные признаки) Кто из героев рассказа совершает чудеса? Почему герои рассказа нуждались в этих чудесах? Какое чудо совершает Пирогов? Для доктора этот поступок – чудо? (это обычное чудо) Какую мысль автор хотел донести до нас, читателей (Нужно быть внимательнее к окружающим) 8. Аналитическая беседа по выявлению жанра Как эпитет в названии рассказа чудесный связан с со временем действия рассказа? Когда происходят события? Рождество – время чего? Есть жанр рождественского рассказа. Лесков сформулировал четкую характеристику рождественского рассказа. Прочитайте. Сформулируйте и запишите правила, по которым должен строиться рождественский рассказ? В рассказе «Жемчужное ожерелье Н. С. Лесков пишет, что «от святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества до Крещения, чтоб он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец – чтобы он оканчивался непременно весело». Особенности рождественского (святочного) рассказа | Пример из рассказа Куприна | События приурочены к Рождеству | сочельник | Наличие чуда | Помогает Мерцалову, когда все отвернулись | Мораль(назидательность) | Нужно делать добрые дела, быть милосердным | Счастливый конец | Маша выздоравливает, мальчики поступают в гимназию на казенный счет, Мерцалов находит работу | Герой- ребенок | Герои мальчики, больная девочка | Поработайте в парах. Докажите, что рассказ Куприна рождественский рассказ. Заполните вторую колонку. От чьего лица ведется повествование? Как называется такое построение рассказа? (Рассказ в рассказе) |