kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературы на тему "Обломов в системе образов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена технологическая карта урока литературы в 10 классе "Обломов в системе образов"(анализ первых глав романа).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы на тему "Обломов в системе образов"»

МБОУ СШ № 2 г. Котово

Учитель: Евсеева Л.П.

Технологическая карта урока литературы на тему

«Обломов в системе художественных образов»

(анализ первой части романа) 10 класс.

Предметные результаты:

познакомиться с романом Гончарова «Обломов»; научиться внимательно читать произведение; научиться замечать художественные детали; проанализировать личность человека как результат воздействия внешней среды и воспитания; раскрыть характер главного героя через описание его внешности и интерьера; показать роль второстепенных персонажей произведения И.А. Гончарова «Обломов» в выявлении авторской позиции; научить понимать симпатии автора к героям; развить умение самостоятельно анализировать художественное произведение.

Метапредметные результаты:

коммуникативные: формирование действий по ведению учебного диалога, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы; уметь учитывать позицию другого человека; устанавливать и сравнивать разные мнения на один вопрос, а после – формулировать вывод и принимать решения; отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов, не враждебным для оппонентов образом;

регулятивные: развитие логического мышления и умения отстаивать свою точку зрения; формирование умения ставить новые учебные цели и задачи, составлять план по их реализации, что будет способствовать совершенствованию создания жизненных целей; выбирать эффективные методы достижения целей, оценивать свои решения по результату и по способу действия; развивать навыки групповой работы; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и редактировать способы действия на пути к реализации целей.

познавательные: устанавливать в ходе анализа художественного текста причинно-следственные связи; учить основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; уметь определить тему и идею текста; выделять главное и второстепенное в художественном произведении; выбрать наиболее эффективные методы решения задач.

Личностные результаты: умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; умение выбрать правильный жизненный путь, ставить цели, добиваться их осуществления, нести ответственность за свой выбор; занимать активную жизненную позицию; заниматься социально-значимой деятельностью, быть общественно полезным.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемно-обобщающие, частично-поисковые, исследовательские методы, самоконтроль и самопроверка.

Формы работы: индивидуальная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, контроль учителем.

Средства обучения: проектор, портрет Гончарова, текст художественного произведения, презентация.

Предварительная работа: 3 группы учащихся проводят исследовательскую работу по следующим темам:

Исследователи. Анализ образа гостей Обломова по плану: говорящая фамилия, внешний вид, возраст, род деятельности; тема разговора; отношение к жалобам Обломова.

Языковеды. Словарная работа. С помощью толкового словаря определить значение слов, необходимых для раскрытия темы: шлафрок, сибарит, апатия (По ходу урока обращаемся к членам группы).

Историки. Презентация на тему «Интерьер комнаты Обломова»









Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный этап. Цель: создание условий для восприятия нового материала.

Приветствует учащихся.

Создает психологический настрой, эмоциональную атмосферу. Устанавливает  контакт

с обучающимися.

- Каким было домашнее задание?

- Кто прочитал 1 часть романа?

- Кто прочитал весь роман? Кому он был интересен?


Самоорганизация на учебную деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.


личностные: формирование мотивации обучения, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем; учение слушать и слышать .

регулятивные: развитие навыков активного включения в деятельность на уроке, саморегуляции.

2. Постановка учебной задачи, целеполагание (формулировка темы урока).

Цель: самостоятельное определение темы и цели урока.

Задает вопросы, ответы на которые приводят к проблемной ситуации и формулированию темы и целей.

- Какого героя мы видим на первых страницах романа?

- Как вы думаете, с чего мы должны начать работу по анализу текста?

- Однако герой лишь на первых страницах романа представлен автором один, а потом появляются другие герои. Какие?

- Как называются такие герои в художественном произведении?

- Какова цель нашего урока?

Отвечают на вопросы учителя. Предлагают варианты формулировки темы урока.


коммуникативные:

умение строить речевое высказывание; вести диалог.

регулятивные: умение самостоятельно определять границы своих знаний по теме, умение обобщать и кратко формулировать мысль, определять тему урока.

познавательные: формулировать умение наблюдать, выделять ключевые моменты, осмыслить взаимосвязь событий в художественном тесте.

3. Мотивация учебной деятельности.

Цель: осознать необходимость изучения темы.

Представляет значимость темы, указывает на пользу приобретаемых в процессе изучения темы знаний, их дальнейшее применение в жизни, в учебной деятельности на уроках литературы и других учебных дисциплинах.

- Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в…  кисель».

Главный герой – вечный тип человека. Поэтому, читая и анализируя текст, мы должны вынести для себя какие-то нравственные качества, и решить, нужно ли взять за образец поведение и поступки главного героя и второстепенных персонажей.


Внимательно слушают учителя, отвечая на вопрос: «Зачем мне нужно изучить эту тему? Где и когда пригодятся мне приобретенные знания?»


коммуникативные: умение слушать и высказывать свое мнение.

познавательные: понимание важности знаний, получаемых при изучении темы.

4. Актуализация имеющихся знаний.

Цель: повторение усвоенного ранее материала для открытия нового знания.

Организует проверку знаний. Обсуждает с обучающимися усвоенные ранее знания, которые необходимы для осмысления материала новой темы.

Отмечает затруднения, помогает разобраться с трудностями.

- Какие способы создания характера использует автор, знакомя читателя со своим героем?

- Какого литературного героя русской литературы первой трети 19 века напоминают те качества Обломова, которые проявились в первых эпизодах?

Отвечают на вопросы, вспоминают, анализируют имеющуюся информацию.

личностные: умение высказывать своё отношение к литературным героям и событиям художественного произведения;

познавательные: понимание методов работы;

регулятивные: умение оценить объем имеющихся знаний, умение выразить свою точку зрения, коммуникативные:   умение формулировать речевой высказывание; умение воспринимать новый материал, вступать в диалог с учителем и учащимися


5. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: «погружение» в тему.

Организует индивидуальную работу, дает план и алгоритм работы, консультирует учащегося.

- Перед работой над анализом романа необходимо узнать историю создания произведения.

Работа по поиску и переработке информации при работе над индивидуальным сообщением на тему «История создания романа Гончарова «Обломов».

познавательные:  умение работать с разными источниками информации, выделять главное, перерабатывать исходный текст;

коммуникативные: умение создавать речевое высказывание;

личностные: умение формулировать свою позицию по отношению к герою и событиям;

регулятивные: умение ставить цели работы и планировать деятельность.


6. Проблемное объяснение нового материала. Работа над раскрытием образа Обломова.

Цель: организация условий, направленных на активизацию деятельности обучающихся.

Проводит эвристическую беседу. Помогает осмыслить художественный текст, расширяет информацию по теме. Приводит к выводам о связи сюжета и героя художественного текста с жизнью.

Организует индивидуальную домашнюю работу, дает план и алгоритм работы, консультирует учащегося по ходу выполнения презентации и сообщения о толковании слов.

- Давайте обратимся к тексту произведения и посмотрим на детали, составляющие образ Обломова.

- Каким мы его видим и где?

- Не все слова, употребляемые Гончаровым при описании внешнего облика Ильи Ильича Обломова, понятны современному человеку. Поэтому Аня должна была с помощью толкового словаря или иных источников информации найти разъяснения деталям одежды героя: Шлафрок.

- Обратимся теперь к описанию одежды Обломова (цитаты).

- Какие художественные детали использует Гончаров в описании внешности Ильи Ильича?

- Какую черту характера Обломова символизируют эти детали

- Чем занимается герой?

- Диван и туфли Обломова являются настолько важными деталями, что на родине писателя — в городе Ульяновске — в 2005 г. установили памятник дивану и тапочкам Обломова, как объекту с глубоким философским смыслом. Фото дивана

- Художественные детали мы также встречаем при описании интерьера комнаты Обломова. Поэтому исследовательская группа должна была подготовить презентацию об интерьере комнаты Обломова.

Сравнение с иллюстрацией к роману:

- Давайте посмотрим иллюстрацию к роману и сравним внешность героя и описание комнаты.

- О чем думает Обломов? Какие вопросы пытается решить?

- Какое отношение у вас к нему?

Отвечают на вопросы учителя, анализируют роман, выражают свое мнение, основанное на знании прочитанного текста.

Проводят исследовательскую работу по поиску и переработке информации при работе над индивидуальными заданиями: индивидуальная работа с толковыми словарями (групповая домашняя работа);

презентация на тему «Интерьер комнаты Обломова: соотношение с реалиям» (индивидуальная домашняя работа учащегося).

познавательные:  умение анализировать художественный текст, выделять главное; работать со словарями, перерабатывать исходный научный текст; умение сравнивать явления.

коммуникативные: умение создавать речевое высказывание в устной и письменной форме; участвовать в учебном диалоге; слушать и слышать собеседника;

личностные: умение формулировать свою позицию по отношению к герою и событиям;

регулятивные: умение ставить цели работы и планировать деятельность.


7. Практическая исследовательская деятельность обучающихся.

Анализ сцены «Парад гостей» в форме мини-проектов.

Цель: формирование целостного восприятия темы.

Организует учебный диалог. Подготавливает работу в группах, ставит задачи и дает план работы, давая необходимые консультации.

Помогает осмыслить художественный текст, расширяет информацию по теме. Приводит к выводам о связи сюжета и героя художественного текста с жизнью.

- Сколько пришло гостей к Обломову? -Назовите их фамилии.

- Чтобы понять, зачем автору нужно было вводить эту систему героев, нам необходимо проанализировать образ каждого гостя, найти сходства и различия?

- Дома вы должны были подготовить характеристики этих героев по плану: внешний вид, род деятельности, тема разговора; смысл фамилии (ОТВЕТЫ)

- Давайте теперь вместе разберемся, что объединяет всех гостей, исходя из представленного анализа? Чем отличается внешний образ жизни Обломова и его гостей?

- Какой вопрос Обломов пытался решить, прося помощи у своих визитёров?

- Как они относились к его жалобам?

- О чем задумывался Обломов, когда каждый из гостей уходил от него?

- Почему Обломов не видит ничего ценного в этом бесконечном движении?

- Т.е. только лишь лень мешает Обломову встать с дивана? - Почему герой выбирает бездействие?

- Для чего Гончаров вводит сцену «парад гостей»?

Объединяются в группы. Проводят исследовательскую работу по поиску и переработке информации при работе над групповыми заданиями. Работают командой, находят общее решение и представляют результаты групповой работы.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют необходимые главы романа, выражают свое мнение, основанное на знании прочитанного текста.


регулятивные:  решать учебные задачи; отбирать необходимую информацию; анализировать; осуществлять работу по плану; поэтапно планировать свою деятельность; делить задания в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда;

познавательные:   умение анализировать художественный текст, выделять главное; умение сравнивать явления, события, героев, умение моделировать информацию.

коммуникативные:     выстраивать речевое высказывание; сотрудничать в группе, осуществлять взаимопомощь; выслушивать разные позиции; аргументировано доказывать свою позицию.

личностные: умение высказывать своё отношение к литературным героям и событиям художественного произведения.


8. Первичная проверка понимания через мозговой штурм.

Цель: обучение обобщению и систематизации знаний, осознанию темы.

Организует работу. Отбирает ряд проблемных вопросов.

- Изменилось ли первоначальное впечатление об Обломове? 

-Настолько ли легок образ Обломова, как кажется на первый взгляд?

-За счет чего складывается эта некая усложненность образа главного героя?

- Для чего живет человек? Должна ли быть у него цель в жизни?

-Есть ли у Обломова цель?

Анализируют, размышляют, рассуждают, приводят разные точки зрения, доказательно высказывают свое мнение, обобщают полученные знания; дополняют ответы друг друга.

регулятивные:  решать учебные задачи; анализировать уровень своих знаний;

познавательные:   умение сравнивать явления, события, героев, делать выводы.

коммуникативные:     выстраивать речевое высказывание; выслушивать разные позиции; аргументировано доказывать свою позицию.

личностные: умение высказывать своё отношение к литературным героям, вырабатывание навыков обобщения и систематизации знаний

9. Первичное закрепление материала через составление синквейна.

Цель: обучение обобщению и систематизации знаний, осознанию темы.

Организует самостоятельную работу, напоминает алгоритм работы.

- Чтобы обобщить сказанное о герое, давайте сделаем синквейн по образу Обломова.


Самостоятельно создают синквейн по образцу, формулируют свою позицию, организуют свои мысли в строгую форму, представляют результат работы.




регулятивные:  решать учебные задачи; отбирать необходимую информацию; осуществлять работу по плану;

познавательные:   умение найти главное, умение структурировать информацию.

коммуникативные:     аргументировано доказывать свою позицию, строить письменный текст по образцу.

личностные: умение высказывать своё отношение к литературным героям, вырабатывание навыков обобщения и систематизации знаний, самооценки.

10. Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

Цель: осознание обучающимися учебной деятельности.

Подводит итоги урока; обращает внимание на итоговый результат деятельности на уроке, на применение полученных знаний в жизни.

Организует рефлексию обучающихся по поводу их эмоционального состояния, работы на уроке.

Дает оценку работы группы на учебном занятии, характеризуя деятельность отдельных обучающихся и класса в целом, обращая на успех работы и недостатки.

- Какую работу проделывали? На что она была направлена?

- Давайте подумаем, зачем мы читаем художественные произведения? Что нам даст прочтение романа Гончарова?


Показывают свои знания, уровень усвоения и осознания темы.

Отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог.

Делают самооценку работы на уроке.

регулятивные: умение объективно оценить свою работу и знания, формирование навыков самоанализа, умение соотносить цель работы с результатом.

коммуникативные: умение выразить свои мысли и свою точку зрения в соответствии с поставленными задачами; познавательные: умение оценивать свою работу.


11. Домашнее задание

Цель: включение новых знаний в систему изученного материала.

Сообщает домашнее задание.

Читаем роман, обязательно прочитать 2 часть.

На следующем занятии нам надо выяснить причины лежания на диване главного героя, узнать истоки этого добровольного образа жизни. Поэтому при чтении романа особенно обратите внимание на главу «Сон Обломова». Атмосфера Обломовки и его влияние на внутренний мир героя.

3.Рассмотреть пару «Штольц и Обломов». Синквейн «Штольц».


Записывают домашнее задание.


коммуникативные: умение воспринимать информацию, при необходимости уточнять задание;

регулятивные: умение планировать;

познавательные:

умение осмыслить информацию, определить алгоритм выполнения задания.  





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока литературы на тему "Обломов в системе образов"

Автор: Евсеева Любовь Павловна

Дата: 29.03.2023

Номер свидетельства: 628612


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства