Работа с текстом до чтения 1 этап (Просмотровое чтение) Коррекционно-развивающая работа по развитию внимания | (Прием «антипация»: предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, создание мотива для чтения) -Прочитай название текста. -Предположи, о каком времени пойдет речь в произведении? -Какое слово помогло тебе ответить на этот вопрос? - Какие эмоции ты испытываешь, когда слышишь или произносишь слово «война»? (показывает картинку с изображением военных действий на слайде презентации) Упражнение «Внимательный художник». -Внимательно рассмотри картинку. Учащемуся предлагается по памяти подробно описать картинку. -Какими синонимами можно заменить это слово? -Какие прилагательные ты бы поставил рядом с этим словом? Война: какая она? -Что ты знаешь о Великой Отечественной Войне? -Как ты думаешь, о чем может быть это произведение? О чем может рассказать нам танкист? (слайд 4) -Ты хочешь проверить свои предположения и узнать, о чем же рассказывает в произведении танкист? | Читает название «Рассказ танкиста». (слайд 2) +О военном времени. +Танкист. Высказывается на заданную тему. (Тревога, беспокойство, печаль, ужас, страх) Работает со слайдом 3 презентации к уроку. +Смерть, разруха, страх, горе, голод, слезы, плач… Подбирает имена прилагательные (жестокая, беспощадная, голодная, разрушительная, безжалостная, кровавая, страшная, зверская и т.п.) +Она началась в 1941 году 22 июня. Высказывается на заданную тему. + | Коммуникативные: грамотно строит речь при оформлении своих мыслей и чувств в устной форме. Познавательные: умеет подбирать синонимы к слову «война»; подбирать имена прилагательные к заданному существительному. Регулятивные: воспринимает задание учителя |
Работа с текстом во время чтения 2 этап (Изучающее чтение) | (Диалог с автором, вычитывание подтекста) Первичное чтение - Сейчас я предлагаю тебе прослушать стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста». Исполняет А. Елизаветский. Включает электронный ресурс - звуковая презентация. (приложение 1) Выявление совпадений первоначальных предположений с содержанием прочитанного текста. -Насколько близки оказались твои предположения? Эмоциональный отклик на прочитанное: -Оцени своё настроение. 3. Перечитывание текста Задание перед чтением -По ходу чтения расставь в тексте сигналы: В – вопрос, О – ответ, З – зеркало, П – проверка. Медленное, вдумчивое повторное чтение всего текста. Использование приема «Диалог с автором». -Какие вопросы к автору возникли у тебя по ходу чтения текста? Где поставил букву «В»? -Нашёл ли ты ответы на свои вопросы? Где поставил букву «О»? -В каком месте при чтении текста ты заглянул в волшебное зеркало (пофантазировал)? -Где тебе удалось проверить свои предположения и фантазии? 4. Беседа по содержанию текста -Какие чувства, мысли и настроение вызвало у тебя стихотворение? - Кто из героев привлек тебя? Кто тебе больше понравился в этом произведении? К кому ты испытываешь чувство симпатии? -Почему? -Мальчик из стихотворения А.Т.Твардовского – неизвестный, безымянный герой. -Как ты думаешь, зачем (с какой целью, почему) автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень? 5. Прием «Комментированное чтение» Найди в тексте четверостишия, соответствующие иллюстрациям и подписям на слайдах 6-11. По ходу чтения учеником фрагментов учитель прерывает его и комментирует фразы и слова: нынче, спросонку, бедовый, главарь, примостился, вмяли в чернозем. (демонстрирует слайды к отдельным фрагментам текста) | Рассматривает картинки презентации, слушает стихотворение. Использует кружки трёх цветов, выбирает один: зелёный – так и думал, жёлтый – не совсем близко, красный – далёк от истины. Выбирает смайлик настроения (эмоции). Вспоминает, о каких сигналах идёт речь (работа со слайдом 5 ) Читает текст про себя и расставляет сигналы. Показывает, где поставил букву «В». Показывает, где поставил букву «О». Показывает, где поставил букву «З», рассказывает о своих фантазиях. Показывает, где в тексте поставил букву «П». + Чувство страха, гордости, интереса, опасности. +Мальчик. +Он совершил героический поступок. + Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу. Рассматривает слайд, находит нужный отрывок, зачитывает отрывок. | Познавательные: формирование нового знания. Регулятивные: удерживает цель учебной деятельности. Личностные: осуществляет самооценку. Предметные: умеет расставлять сигналы в тексте: вопрос, ответ, зеркало, проверка. Регулятивные: ориентируется в собственных сигналах. Коммуникативные: корректно вести диалог с учителем. Личностные: определяет и озвучивает свои чувства, мысли, настроение, отношение к героям произведения. Коммуникативные: грамотно строит высказывания для описания собственных эмоций. Предметные: умеет находить нужный отрывок в произведении. Регулятивные: воспринимает комментарии учителя. |
Физкультминутка на снятие общего утомления | Предлагает учащемуся выполнить комплекс упражнений физминутки «У меня спина прямая» У меня спина прямая, Я наклонов не боюсь: Выпрямляюсь, прогибаюсь, Поворачиваюсь. Раз, два. Три. Четыре. Три. Четыре, раз. Два. Я хожу с осанкой гордой. Прямо голову держу, Никуда я не спешу. Раз. Два. Три. Четыре, Три. Четыре, раз, два. Я могу и поклониться. И присесть, и наклониться, Повернись туда – сюда! Ох, прямешенька спина! Раз, два, три, четыре Три, четыре, раз, два. | Выполнянт следующие движения: (Ходьба на месте, руки за спину.) (Наклон вперед.) (Наклон назад, выпрямиться.) (Повороты туловища.) (Наклон вперед и выпрямиться.) (Повороты туловища.) (Наклон вперед и выпрямиться.) (Ходьба на месте, руки за спину.) (Повороты туловища.) (Ходьба на месте, руки за спину.) (Поклон и выпрямиться.) (Присед, наклон вперед.) (Повороты туловища направо –налево.) (Наклон вперед и выпрямиться.) (Повороты туловища.) | |
Работа с текстом после чтения 3 этап (Рефлексивное чтение) | (Понимание авторского смысла) 1. Анализ внутреннего состояния автора. -Как ты думаешь, как автор относится к своему герою? Зачитай. - Кроме обычных качеств, присущих любому человеку, мальчику еще свойственны смелость, отвага, бесстрашие, храбрость. И тем самым он нравится автору и нам. Что испытывал танкист во время боя? Докажи словами из текста. Какой будет интонация? -Какие чувства испытывал мальчик? - Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении? Докажи словами из текста. (слайд 12) 2. Работа над выразительным чтением - В стихотворении несколько раз встречаются многоточия. Они обозначают паузу, которая может быть вызвана какой-то мыслью или переживанием. Давай перечитаем эти строки и объясним, почему они поставлены (пер. – воспоминания о встрече, вт.-внутреннее состояние мальчика: запыхался, волнуется, посл. – переживает воспоминания: восхищается ребенком, звучит благодарность ) -Прочитай четверостишие из произведения. Расставь паузы и логическое ударение. - Какие литературные приемы использует Твардовский? - Почему поэт начинает и заканчивает стихотворение одними словами? - Какой прием использован для того, чтобы выразительней описать предметы? - Найди приемы сравнения. -Найди в тексте рифмующиеся слова. Выразительное чтение стихотворения учащимся 3. Концептуальная беседа по тексту. -Рассмотри портрет писателя. -Представь, что автор изображён во время работы над этим произведением. -Какое у него выражение лица? -Как ты считаешь, о чём он думает, размышляет? -В каких словах заключена главная мысль стихотворения? -За что героям стихотворения можно сказать спасибо? - С какой целью автор его написал? Какова главная мысль? -Нельзя забыть подвиг солдата, нельзя забыть трудовой героизм тружеников тыла, но также незабываемо и трудное военное детство детей войны. Украденное войной детство… -Произведения А.Т.Твардовского о войне – это не только память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта в нашей жизни, напоминание о долге человека перед обществом. | + С уважением, гордостью, мальчик ему нравится. + Трудность – прорывались, удовлетворение – врага вмяли в чернозем, усталость – вытер пот, благодарность к мальчику, чувство вины перед мальчиком – дети не должны воевать. + Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения. Боялся, что враг может сменить свое место расположения. + Трудолюбивый - не считает за труд, носить воду ведрами. Приветливый – встречает как гостей. Нежадный, щедрый – сливы сует. Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал, где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут. Скромный – показал и убежал. Работает в тетради на печатной основе стр. 26 задание 2. Выполняет задание. + Повтор. Повторение строфы в начале и в конце стихотворения. +Поэт использует повтор, чтобы показать, что бой действительно трудный и поступок мальчика заслуживает награды. Поразил не страшный бой, а мужество мальчика, это автор запомнил на всю жизнь. Ценой собственной жизни мальчишка спасал землю от врагов. Танкист испытывает сожаление. Ребенок совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет. + Прием сравнения. + Мальчика – с главарем, рубаху – с пузырем, пули – с гвоздями. Называет пары рифмующихся слов. Выразительно читает стих-ние. Рассматривает портрет писателя (слайд 14) +Задумчивое. Отвечает на вопросы, рассуждает + +За мирное небо над головой. За то, что они рисковали своей жизнью, чтобы мы могли жить. +Чтобы мы понимали героизм, самоотверженность солдатов и не смели забывать о том, что они для нас сделали. Мы просто не имеем права забыть это. Читает слова А.Т.Твардовского на слайде 15. | Предметные: умеет описывать, оценивать чувства и переживания автора Коммуникативные: грамотно строит предложения, отвечая на поставленные вопросы. Предметные: знает и может объяснить цель использования многоточий. Предметные: знает данные литературные приемы, находит их в тексте. Коммуникативные: корректно строить речевые высказывания при решении коммуникативных задач. Предметные: знает, что такое «рифма», ориентируется в стихотворном произведении, способен найти рифмы. Предметные: совершенствует навык беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения. Предметные: умеет определять главную мысль произведения Предметные: определяет главную мысль произведения. Познавательные: формирование нового знания об авторе. |