kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературного чтения в 4-ом классе, содержащая работу по формированию читательской грамотности учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Планета знаний"

Тема урока: А.Твардовский "Рассказ танкиста".

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Урок построен в технологии формирования правильного типа читательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения в 4-ом классе, содержащая работу по формированию читательской грамотности учащихся.»

Конспект урока литературного чтения, составленный для занятия с учащимся, имеющим задержку психического развития, обучающимся индивидуально.

Образовательная программа «Планета знаний».

Класс: 4.

Тема урока: А.Твардовский «Рассказ танкиста».

Место урока: это третье произведение раздела «Прошла по земле война». На его изучение отводится один час.


Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Урок построен в технологии формирования правильного типа читательской деятельности.

На уроке также используются развивающие технологии коррекционного обучения: здоровьесберегающие технологии, информационные компьютерные технологии.

Цель деятельности учителя: способствовать развитию умения анализировать переживания, внутреннее состояние автора читаемого произведения; определять цель написания произведения и его главную мысль.

Образовательные задачи:

  • обогащение знаний о поведении людей на войне;

  • формирование умения характеризовать героев по их поступкам, эмоциональному состоянию;

  • формирование умения находить изобразительные средства, помогающие понять эмоционально – смысловое содержание произведения;

  • развитие умения работать с текстом на всех трёх этапах.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать патриотические качества личности; формировать чувство сопричастности к истории своей страны, гордости за свою Родину, народ;

  • воспитывать интерес к урокам литературного чтения;

  • воспитывать нравственные качества (уважение, чувство благодарности по отношению к людям, прошедшим войну).

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие внимания через выполнение специального упражнения «Внимательный художник».

Формирование (совершенствование) когнитивной деятельности: совершенствование мыслительной активности, воли, внимания.

Коррекция самооценки:

  • воспитывать позитивное отношение к критике: корректировать отрицательные реакции на замечания (флегматичность, обидчивость);

  • устранять навыки некритичности, неустойчивости.


Коррекция речи:

  • учить последовательности выражения мысли;

  • учить   самостоятельно   применять   правила   построения устной речи.


Формирование УУД

Познавательные:

  • формирование нового знания об авторе А.Т.Твардовском и его произведении «Рассказ танкиста»;

  • уметь подбирать прилагательные к заданному существительному;

  • определять главную мысль текста, цель текста;

  • учить смысловому восприятию художественного текста, выделять существенную информацию из текста.


Предметные:

  • извлекать информацию из текста;

  • уметь расставлять сигналы в тексте: вопрос, ответ, зеркало, проверка;

  • отвечать на вопросы по тексту, находить в тексте нужный отрывок;

  • анализировать внутреннее состояние, переживания другого человека;

  • совершенствовать навыки правильного, беглого, осознанного чтения.

Регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль собственной деятельности;

  • удерживать цель деятельности на уроке;

  • ориентироваться в расставленных сигналах;

  • учить самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные:

  • корректно строить высказывания при решении коммуникативных задач;

  • отвечать на поставленные вопросы полными предложениями;

  • научить формулировать собственное мнение и позицию, описывать собственные чувства и переживания;

  • адекватно понимать собеседника (автора).

Личностные:

  • понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств;

  • формирование познавательной мотивации и интереса к читательской деятельности;

  • уметь осуществлять самооценку успешности своей деятельности, сопоставлять её с оценкой учителем;

  • сформировать чувство сопричастности к истории своей страны, гордости за свою Родину, народ.


Материалы и оборудование: Э.Э.Кац «Литературное чтение. 4 класс. Учебник в трех частях. Часть 2», М: Астрель, 2013 г.; тетрадь на печатной основе для уроков литературного чтения; учебный нетбук; презентация к уроку; звуковая презентация «Стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»; материалы для самооценки: (лесенка успеха), кружки трех цветов: зеленый, желтый, красный, смайлики самооценки.

Структура урока

Этапы урока

Время

1

Организационно-мотивационный этап

30 сек

2

Проверка домашнего задания

5 мин

3

Постановка задач урока

30 сек

4

Формирование нового знания об авторе

4 мин

5

Работа с текстом

Строится в 3 этапа


1 этап

Работа с текстом до чтения

3 мин


Физкультминутка для органов зрения

1 мин 30 сек

2 этап

Работа с текстом во время чтения

8 мин


Физкультминутка на снятие общего утомления

2 мин

3 этап

Работа с текстом после чтения

6 мин


Физкультминутка для мелкой моторики пальцев рук

1 мин


Продолжение работы

6 мин

6

Подведение итогов урока. Рефлексия

1 мин 30 сек

7

Информация о домашнем задании

1 мин

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Организационно-мотивационный этап

Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация.

Рифмованное начало урока

Вот опять звенит звонок,

Приглашает на урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Проверил? Садись!

И с усердием трудись!

Постарайся все понять

И внимательно читать.

Настраивается на рабочую обстановку, готовится к учебной деятельности.

Регулятивные: навыки саморегуляции

Проверка домашнего задания

  1. Проверяет подготовку домашнего задания

Задает учащемуся фрагмент и контролирует деятельность ученика.




  1. Предлагает оценить успешность выполнения задания


  1. Оценивает учащегося

Выразительное чтение фрагментов произведения Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина». Находит нужный фрагмент и зачитывает его.

Осуществляет самооценку, используя лесенку успеха.

Сопоставляет свою оценку с оценкой учителем.

Предметные: использует навыки беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения.



Личностные: умеет выполнять самооценку и сопоставлять с оценкой учителя, умеет признавать свои ошибки

Постановка задач урока

-Сегодня мы будем читать новый рассказ, а какой – ты узнаешь чуть позже.

Слушает учителя.

Регулятивные: воспринимает слова учителя

Краткая биографическая справка об авторе

Показывает портрет писателя (слайд 1)

Задает вопросы по прочитанному.

Читает сведения о писателе в учебнике.

Отвечает на вопросы, пользуясь текстом учебника.

Познавательные: формирование нового знания об А.Т.Твардовском.

Работа с текстом до чтения

1 этап

(Просмотровое чтение)















Коррекционно-развивающая работа по развитию внимания

(Прием «антипация»: предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, создание мотива для чтения)

-Прочитай название текста.


-Предположи, о каком времени пойдет речь в произведении?

-Какое слово помогло тебе ответить на этот вопрос?

- Какие эмоции ты испытываешь, когда слышишь или произносишь слово «война»? (показывает картинку с изображением военных действий на слайде презентации)

Упражнение «Внимательный художник».

-Внимательно рассмотри картинку. Учащемуся предлагается по памяти подробно описать картинку.

-Какими синонимами можно заменить это слово?

-Какие прилагательные ты бы поставил рядом с этим словом? Война: какая она?




-Что ты знаешь о Великой Отечественной Войне?

-Как ты думаешь, о чем может быть это произведение? О чем может рассказать нам танкист? (слайд 4)

-Ты хочешь проверить свои предположения и узнать, о чем же рассказывает в произведении танкист?






Читает название «Рассказ танкиста». (слайд 2)

+О военном времени.


+Танкист.


Высказывается на заданную тему.

(Тревога, беспокойство, печаль, ужас, страх)





Работает со слайдом 3 презентации к уроку.



+Смерть, разруха, страх, горе, голод, слезы, плач…

Подбирает имена прилагательные (жестокая, беспощадная, голодная, разрушительная, безжалостная, кровавая, страшная, зверская и т.п.)

+Она началась в 1941 году 22 июня.

Высказывается на заданную тему.



+













Коммуникативные: грамотно строит речь при оформлении своих мыслей и чувств в устной форме.

Познавательные: умеет подбирать синонимы к слову «война»; подбирать имена прилагательные к заданному существительному.










Регулятивные: воспринимает задание учителя

Физкультминутка для органов зрения

Подготовь глазки к активной работе.

Упражнение для глаз

Выполняется сидя за партой.

1.  Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2.  Движения глазными яблоками.

- глаза вправо - вверх.

- глаза влево - вверх.

- глаза вправо - вниз, глаза влево - вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. От­дых 10-15 сек.

 Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 сек. Ладони на стол. Открыть глаза.

Выполняет предложенный комплекс упражнений.


Работа с текстом во время чтения

2 этап

(Изучающее чтение)

(Диалог с автором, вычитывание подтекста)

  1. Первичное чтение

- Сейчас я предлагаю тебе прослушать стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста». Исполняет А. Елизаветский.

Включает электронный ресурс

- звуковая презентация. (приложение 1)

  1. Выявление совпадений первоначальных предположений с содержанием прочитанного текста.

-Насколько близки оказались твои предположения?


Эмоциональный отклик на прочитанное:

-Оцени своё настроение.

3. Перечитывание текста

Задание перед чтением

-По ходу чтения расставь в тексте сигналы: В – вопрос, О – ответ, З – зеркало, П – проверка.

Медленное, вдумчивое повторное чтение всего текста. Использование приема «Диалог с автором».

-Какие вопросы к автору возникли у тебя по ходу чтения текста? Где поставил букву «В»?

-Нашёл ли ты ответы на свои вопросы? Где поставил букву «О»?

-В каком месте при чтении текста ты заглянул в волшебное зеркало (пофантазировал)?

-Где тебе удалось проверить свои предположения и фантазии?

4. Беседа по содержанию текста

-Какие чувства, мысли и настроение вызвало у тебя стихотворение?

- Кто из героев привлек тебя? Кто тебе больше понравился в этом произведении? К кому ты испытываешь чувство симпатии?

-Почему?

-Мальчик из стихотворения А.Т.Твардовского – неизвестный, безымянный герой.

-Как ты думаешь, зачем (с какой целью, почему) автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень?

5. Прием «Комментированное чтение»

Найди в тексте четверостишия, соответствующие иллюстрациям и подписям на слайдах 6-11.

По ходу чтения учеником фрагментов учитель прерывает его и комментирует фразы и слова: нынче, спросонку, бедовый, главарь, примостился, вмяли в чернозем. (демонстрирует слайды к отдельным фрагментам текста)








Рассматривает картинки презентации, слушает стихотворение.





Использует кружки трёх цветов, выбирает один: зелёный – так и думал, жёлтый – не совсем близко, красный – далёк от истины.

Выбирает смайлик настроения (эмоции).




Вспоминает, о каких сигналах идёт речь (работа со слайдом 5 )


Читает текст про себя и расставляет сигналы.



Показывает, где поставил букву «В».


Показывает, где поставил букву «О».


Показывает, где поставил букву «З», рассказывает о своих фантазиях.

Показывает, где в тексте поставил букву «П».


+ Чувство страха, гордости, интереса, опасности.



+Мальчик.



+Он совершил героический поступок.




+ Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу.





Рассматривает слайд, находит нужный отрывок, зачитывает отрывок.






Познавательные: формирование нового знания.

Регулятивные: удерживает цель учебной деятельности.









Личностные:

осуществляет самооценку.






Предметные: умеет расставлять сигналы в тексте: вопрос, ответ, зеркало, проверка.


Регулятивные: ориентируется в собственных сигналах.


Коммуникативные:

корректно вести диалог с учителем.











Личностные: определяет и озвучивает свои чувства, мысли, настроение, отношение к героям произведения.


Коммуникативные: грамотно строит высказывания для описания собственных эмоций.




Предметные: умеет находить нужный отрывок в произведении.

Регулятивные: воспринимает комментарии учителя.


Физкультминутка на снятие общего утомления

Предлагает учащемуся выполнить комплекс упражнений физминутки «У меня спина прямая»

У меня спина прямая,



Я наклонов не боюсь:

Выпрямляюсь, прогибаюсь,



Поворачиваюсь.

Раз, два. Три. Четыре.

Три. Четыре, раз. Два.

Я хожу с осанкой гордой.



Прямо голову держу,



Никуда я не спешу.

Раз. Два. Три. Четыре,

Три. Четыре, раз, два.

Я могу и поклониться.

И присесть, и наклониться,

Повернись туда – сюда!



Ох, прямешенька спина!

Раз, два, три, четыре

Три, четыре, раз, два.


Выполнянт следующие движения:


(Ходьба на месте, руки за спину.)



(Наклон вперед.)

(Наклон назад, выпрямиться.)



(Повороты туловища.)

(Наклон вперед и выпрямиться.)

(Повороты туловища.)

(Наклон вперед и выпрямиться.)



(Ходьба на месте, руки за спину.)



(Повороты туловища.)

(Ходьба на месте, руки за спину.)



(Поклон и выпрямиться.)

(Присед, наклон вперед.)

(Повороты туловища направо –налево.) 

(Наклон вперед и выпрямиться.)

(Повороты туловища.)



Работа с текстом после чтения

3 этап

(Рефлексивное чтение)

(Понимание авторского смысла)

1. Анализ внутреннего состояния автора.

-Как ты думаешь, как автор относится к своему герою? Зачитай.

- Кроме обычных качеств, присущих любому человеку, мальчику еще свойственны смелость, отвага, бесстрашие, храбрость. И тем самым он нравится автору и нам. Что испытывал танкист во время боя? Докажи словами из текста. Какой будет интонация?

-Какие чувства испытывал мальчик?




- Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении? Докажи словами из текста.


(слайд 12)





2. Работа над выразительным чтением

- В стихотворении несколько раз встречаются многоточия. Они обозначают паузу, которая может быть вызвана какой-то мыслью или переживанием. Давай перечитаем эти строки и объясним, почему они поставлены (пер. – воспоминания о встрече, вт.-внутреннее состояние мальчика: запыхался, волнуется, посл. – переживает воспоминания: восхищается ребенком, звучит благодарность )

-Прочитай четверостишие из произведения. Расставь паузы и логическое ударение.

- Какие литературные приемы использует Твардовский?

- Почему поэт начинает и заканчивает стихотворение одними словами?










- Какой прием использован для того, чтобы выразительней описать предметы?

- Найди приемы сравнения.

-Найди в тексте рифмующиеся слова.

Выразительное чтение стихотворения учащимся

3. Концептуальная беседа по тексту.

-Рассмотри портрет писателя.

-Представь, что автор изображён во время работы над этим произведением.

-Какое у него выражение лица?

-Как ты считаешь, о чём он думает, размышляет?

-В каких словах заключена главная мысль стихотворения?

-За что героям стихотворения можно сказать спасибо?


- С какой целью автор его написал? Какова главная мысль?

-Нельзя забыть подвиг солдата, нельзя забыть трудовой героизм тружеников тыла, но также незабываемо и трудное военное детство детей войны. Украденное войной детство…

-Произведения А.Т.Твардовского о войне – это не только память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта в нашей жизни, напоминание о долге человека перед обществом.




+ С уважением, гордостью, мальчик ему нравится.


+ Трудность – прорывались, удовлетворение – врага вмяли в чернозем, усталость – вытер пот, благодарность к мальчику, чувство вины перед мальчиком – дети не должны воевать.




+ Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения. Боялся, что враг может сменить свое место расположения.

+ Трудолюбивый - не считает за труд, носить воду ведрами.

Приветливый – встречает как гостей.

Нежадный, щедрый – сливы сует.

Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал, где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут.

Скромный – показал и убежал.















Работает в тетради на печатной основе стр. 26 задание 2.

Выполняет задание.

+ Повтор. Повторение строфы в начале и в конце стихотворения.

+Поэт использует повтор, чтобы показать, что бой действительно трудный и поступок мальчика заслуживает награды. Поразил не страшный бой, а мужество мальчика, это автор запомнил на всю жизнь. Ценой собственной жизни мальчишка спасал землю от врагов. Танкист испытывает сожаление. Ребенок совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет.

+ Прием сравнения.

+ Мальчика – с главарем,

рубаху – с пузырем,

пули – с гвоздями.

Называет пары рифмующихся слов.

Выразительно читает стих-ние.




Рассматривает портрет писателя


(слайд 14)


+Задумчивое.

Отвечает на вопросы, рассуждает


+


+За мирное небо над головой. За то, что они рисковали своей жизнью, чтобы мы могли жить.

+Чтобы мы понимали героизм, самоотверженность солдатов и не смели забывать о том, что они для нас сделали. Мы просто не имеем права забыть это.








Читает слова А.Т.Твардовского на слайде 15.




Предметные: умеет описывать, оценивать чувства и переживания автора





Коммуникативные: грамотно строит предложения, отвечая на поставленные вопросы.






















Предметные: знает и может объяснить цель использования многоточий.














Предметные: знает данные литературные приемы, находит их в тексте.




Коммуникативные: корректно строить речевые высказывания при решении коммуникативных задач.









Предметные: знает, что такое «рифма», ориентируется в стихотворном произведении, способен найти рифмы.


Предметные: совершенствует навык беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения.







Предметные: умеет определять главную мысль произведения



Предметные: определяет главную мысль произведения.







Познавательные: формирование нового знания об авторе.

Физкультминутка для мелкой моторики пальцев рук

Проводится с использованием специальных шариков.

Катает шарики в ладонях.


Продолжение работы

4. Творческое задание, опирающееся на сферы читательской деятельности – эмоции и художественные формы.

Словесное рисование

-Закрой глаза и представь, что ты оказался в том месте и времени, которое описывает А.Т.Твардовский. Что ты видишь? Какая картина возникает в твоем воображении? Если бы ты рисовал эту картину, что бы ты изобразил в ее центре?

-А вот какой рисунок нарисовал Михайлянич Максим, которому всего 7 лет. (слайд 16)

-А теперь попробуй нарисовать рисунок к этому произведению. Подпиши рисунок строками стихотворения А.Т.Твардовского.









Выполняет задание.






Рассматривает рисунок.




Работает в тетради на печатной основе стр. 26 задание 4.

Выполняет задание.


Личностные: передача своих чувств, эмоций через рисунок






Коммуникативные: корректно строить речь при решении коммуникативных задач;

отвечать на вопросы полными предложениями.

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Предлагает ответить на вопросы.

(слайд 17 )

-Закончи фразу.


Отвечает на вопросы, анализирует свою деятельность на уроке.

Для ответа на последний вопрос выбирает смайлик настроения.

Коммуникативные: грамотно строит высказывания.

Личностные: умеет осуществлять самооценку своей деятельности на уроке, своего эмоционального состояния.

Информация о домашнем задании

Подготовить выразительное чтение произведения, в тетради на печатной основе стр. 26 задание 3.

Записывает задание в дневник.

Регулятивные: воспринимает задание учителя.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Анна Алексеевна Степанова

Дата: 31.03.2020

Номер свидетельства: 544763

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства