kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»: анализ произведения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

анализ литературного произведения В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница»

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»: анализ произведения".»

Технологическая карта урока литературного чтения

МОУ «НОШ № 238»
Класс:
4
Учитель: Брагова С.В
Дата: 17.11.2022
Тема: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»: анализ произведения.

Тип: анализ изученного литературного произведения.
Педагогическая цель: анализ литературного произведения В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница».
Планируемые результаты:

Предметные: умение анализировать художественный текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации в книге; ориентироваться в учебной и художественной книге, делать самостоятельный и целенаправленный выбор.

Коммуникативные УУД: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль, адекватно воспринимать критику.

Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Личностные: умение проявлять познавательный интерес, познавательную активность; формирование системы нравственных ценностей.

Обучающийся научится: устанавливать взаимосвязь между мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста.
Обучающийся получит возможность научиться: высказывать собственное суждение о прочитанном произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; устанавливать ассоциации с жизненным опытом.
Основные понятия: авторская сказка, народная сказка, ирония, сарказм, кластер.
Ресурсы: учебник Литературное чтение (Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова), ИКТ, презентация, раздаточный материал (карточки с тестовой работой), карточки для кластера.





Технологическая карта урока

Структурная часть урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивационный этап

I. Организационный момент.

- Ребята, у нас на уроке сегодня присутствуют гости, поприветствуем их.

- А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

- Всё на месте,

Всё в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка.

- Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».


- Дорогие ребята, я хочу пожелать вам, чтобы сегодняшний урок научил вас чему-то и каждый что-то усвоил для себя.



Приветствуют гостей, учителя, друг друга

II. Речевая разминка.

Работа со скороговоркой.


- Обратите внимания на слайд.

(СЛАЙД)

Лягушка - квакушка квакала лягушке на ушко.


1)Прочитайте предложение про себя.
2)Прочитайте все вместе орфографически, следя за указкой.
3) Прочитайте орфоэпически, следя за указкой.

4) Прочитайте тихо с нарастанием.
5) Читать громко с переходом на тихое чтение.
6) Вопросительно.
7) С радостью.

8) Печально.


- Ребята, к какому жанру относится данное предложение?

- Верно. Кто готов прочитать скороговорку согласно особенностям её чтения? (2-3 чел.)

-Какой звук встречается чаще всего? (звук [к])

-Кто прочитает, выделяя звук [ш]?

-Для чего мы выполняем данные упражнения?





Чтение скороговорки



Чтение согласно заданию









Скороговорка.







Для развития речи, дикции, выразительности.

III. Прогнозирование и определение темы урока. Постановка цели и задачи урока.

- Ребята о ком идет речь в этой скороговорке?

- Как вы думаете, почему я выбрала именно эту скороговорку?

- А какие произведения о лягушках вы знаете?

- С каким же произведение мы сегодня познакомимся? Тема нашего урока…


- Какие цели можем поставить перед собой?


(СЛАЙД)

(Читает ученик)






- Откройте учебник на с. 102. Кто написал эту сказку?

(СЛАЙД)

- Посмотрите на портрет писателя. Что вы можете сказать о человеке, изображённом на нём?


- Действительно, этот писатель прожил тяжёлую жизнь, которая наложила отпечаток даже на его внешность.

Родители Всеволода были из дворянского рода. С раннего детства мать привела у него любовь к литературе, мальчик рано научился читать.

В возрасте 5 лет он остался вместе с отцом, так как родители расстались и мать уехала в Петербург.

Годы, проведённые с отцом, – это не только чтение книг; это и деревенская природа, степное раздолье, птицы и животные. Всеволод целыми днями бродил по окрестностям, собирал грибы, наблюдал за насекомыми, ящерицами, жуками, лягушками, изучал повадки зверей, их жизнь, наблюдал за ними. Наверное, именно детство, проведенное рядом с природой, помогло ему написать "Лягушку-путешественницу".

В. М. Гаршин был очень добрым, честным, справедливым человеком. Он часто не мог смириться с той несправедливостью, которая его окружала, поэтому сильно страдал. Это отразилось на его психическом здоровье. Гаршин заболел и очень рано (в 33 года) умер.

К сожалению, он очень мало успел написать. Некоторые сказки и рассказы посвятил детям. Сказку «Лягушка-путешественница» он написал незадолго до смерти в 1887 году.

- Сколько лет этой сказке? (135 лет)


О лягушке.

Предположения детей. (Будем знакомиться с произведением о лягушке.)



В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»


На уроке познакомимся с новым произведением и его автором.

Определим жанр произведения,

будем учиться составлять план сказки, читать выразительно,

давать характеристику главному герою сказки,

развивать внимание и сообразительность.


Всеволод Михайлович Гаршин


Человек печален.










Слушают дополнительные сведения об авторе.


IV. Актуализация знаний.

- К какому жанру можно отнести это произведение?

- Это народная или литературная сказка?


Работа в паре.

- Давайте составим модель обложки к произведению.


Это сказка.

Литературная, авторская.



Составляют модель.

Этап «открытия» новых знаний

V. Работа по теме урока.


  1. Словарная работа.












  1. Первичное восприятие текста.



















































  1. Упражнение на релаксацию.

















































  1. Обобщающая беседа.






























- Ребята, давайте познакомимся с этим произведением.

Но сначала проведём словарную работу.

Вам встретятся незнакомые слова. Понять их значение нам поможет…?

(СЛАЙД)

- Конечно, «Толковый словарь» Ожегова.


Паяц (бумажный паяц) – …


Скирды (хлеб в скирдах) – …


Цеп (стук цепов) – …



- Первую часть предлагаю прослушать.

(СЛАЙД)

(Аудиозапись)



-Где жила лягушка? (В болоте)

-Как жилось лягушке в болоте? (Жила благополучно,беззаботно, ловила комаров и мошку.)

-О чём думала, когда сидела на сучке? Прочитайте. (выразительное чтение слов лягушки)

-Чем наслаждалась лягушка? (Наслаждалась тёплым мелким дождиком.)

– Как автор относится к героине?

- Как можно озаглавить эту часть? (Беззаботная жизнь лягушки на болоте.)

- Слушаем вторую часть.

(Аудиозапись)

-Кого увидела лягушка на болоте? (Лягушка увидела уток.)

-Куда летели утки? (На юг.)

-Что интересного рассказали утки лягушке про юг? Прочитайте. (выборочное чтение)

-Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? (Она очень хотела побывать на юге?)

-Какую черту характера мы увидели в лягушке? (Она любознательная.)

-Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев? (Нет.)

-Как это её характеризует? (Она настойчивая.)

-Попробуйте сформулировать главную мысль этой части. О чём в ней рассказано? (Лягушка встретилась с утками. Она много узнала о юге и решилась лететь вместе с утками.)

-Подберите заголовок ко 2 части. (Решение лягушки лететь с утками.)



Чтение 3 части. Читаем вслух по одному абзацу.

-Что же придумала лягушка? Объясните способ её передвижения.

-Как отреагировали утки на её предложение? (Утки назвали лягушку самой умной.)

-Какую черту характера вы бы отметили у лягушки? (Это находчивость, сообразительность.)

-Что главное в этой части? (Лягушка придумала способ передвижения. Утки взяли её с собой.)

-Придумайте заголовок. (Сообразительность лягушки.)



«Путешествие на облаке».

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два, три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина,

удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается наше путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Облако вас катает по небу и тихо опускает. Сойдите с облака и поблагодарите его за то, что оно вас покатало. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.


Чтение четвёртой части способом «жужжащее чтение».


-Почему она просила уток лететь ближе к земле? (У неё кружилась голова. Она боялась свалиться.)

-Как вы думаете, действительно ли у лягушки от высоты кружилась голова? Для чего она попросила уток лететь пониже? (Ей было очень интересно увидеть и услышать, что говорят.)

-Что слышала наша героиня, когда летела? (Люди удивлялись. Называли это чудом.)

-Сформулируйте заголовок этой части. (Восхваление лягушки.)

Чтение пятой части по одному предложению по цепочке.

- Почему закричала лягушка?

- Что с ней произошло, когда она закричала?

- Куда упала лягушка? (В грязный пруд.)

- Кого она встретила там? (лягушек)


- Озаглавьте эту часть. (Падение лягушки в пруд. Результат хвастовства.)



Чтение шестой части самостоятельно про себя.

-Придумайте вопросы по содержанию этой части и задайте их своим товарищам.


- Озаглавьте эту часть. (Хвастливые рассказы лягушки.)


-Почему так печально закончилась удивительная история лягушки?



-Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран?


-Что вам понравилось в лягушке?




-Охарактеризуйте тогда героиню.

Приём «Кластер»

(Водоем с надписью «Лягушка – Путешественница» и кувшинки с надписями слов: любопытная, сообразительная, страх, спокойствие, глупая, скользкая, болтливая, зеленая, жадная, решительная, печаль, хвастливая, хитрая, умная, осторожная)

- Выберите те качества, которыми обладала лягушка.


-Как вы думаете, какая черта характера лягушки помешала окончить путешествие вместе с утками?


-Можно ли сказать, что люди тоже обладают отдельными достоинствами и недостатками, которые характерны для главного действующего лица сказки – лягушки?


- Чему нас научила эта сказка?

Обобщение: -Проблема хвастовства лежит в основе произведения. Автор относился к лягушке с иронией. Знаете ли вы, что значит слово «ирония»?

(Ирония-скрытая насмешка.)

Работа в группах

-Возьмите карточки для тестирования. Выберите, правильный ответ на вопрос

– Передайте с последней парты на первую.




(СЛАЙД)

-Прочитайте пословицы и поговорки. Обсудите в паре и объясните, как вы понимаете смысл каждого высказывания?

«Заяц от листа, лягушка от зайца»

«Высоко взлетишь, да низко упадешь» (Упадешь в прямом и переносном значении)

«Хвастовство само себя наказывает»


-Какая из пословиц подходит к главной мысли произведения?







- С каким произведением мы работали сегодня?


- Достигли мы целей, которые себе ставили в начале урока?

- Что нового узнали, чему научились?


-Если вы считаете, что урок прошёл для вас успешно, выберите и посадите в наше болото улыбающуюся лягушку.

Если вам было что-то непонятно, вы не могли включиться в работу – задумчивую лягушку.

Работа над сказкой «Лягушка-путешественница».





– Человек, который паясничает.


– Стога сена.


– Ручное орудие для молотьбы.










(Размышляют, высказывают своё мнение.)




– Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается.













Отвечают на вопросы учителя.
















Отвечают на вопросы учителя.




Высказывают своё мнение







Потому что она захотела похвастаться


Высказывают своё мнение


Слушают учителя






Высмеивает её хвастовство


Выполняют упражнения за учителем

Выполняют тестовую работу





Читают, высказывают своё мнение
























(Вопросы учащихся:

- Что рассказывала лягушка?

- Кого ждала лягушка весной?

- Почему утки не вернулись?)



(Лягушка не смогла долго молчать и поэтому открыла рот. Она хотела всем рассказать о своей находчивости и сообразительности.)


(Виновата сама лягушка, её хвастовство.)


(Понравилась сообразительность, смелость и любознательность лягушки. Лягушка хотела побывать на юге и увидеть новые места.)












(Лягушке помешала такая черта характера, как хвастовство.)


(Люди тоже имеют такие черты характера, как сообразительность, смелость, но и хвастливость.)



(Хвастовство не приводит к добру. Надо быть скромным и сдержанным. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга.)





























Самооценка, самоанализ.





VI. Тестирование








VII. Работа с пословицами

VIII. Итог урока. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.


Выделить для себя яркий эпизод и подготовить пересказ от имени лягушки.

Или выполнить задания в литературной тетради.

Запись д.з. в дневники.















любопытная сообразительная страх спокойствие глупая скользкая болтливая зелёная жадная решительная печаль хвастливая хитрая умная осторожная



Номер группы_________________________ _________________


  1. Лягушка сидела на сучке высунувшись из воды коряги и наслаждалась:


А) теплым солнышком

Б) теплым дождиком

В) прохладной погодой


  1. От восхищения она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что уже:


А) была осень

Б) была весна

В) было лето


  1. Утки не стали есть лягушку, потому что:


А) были сыты

Б) она была слишком велика

В) она была далеко от них


  1. Что особенно интересовало лягушку в рассказе о юге?

А) много ли там червяков

Б) много ли там других лягушек

В) много ли там мошек и комаров

  1. Чтобы хорошо подумать, лягушка спряталась:

А) в песок

Б) в тину

В) в кусты

6. Что нужно было для того, чтобы лягушка смогла путешествовать с утками?

А) чтобы утки не крякали, а лягушка не квакала
Б) чтобы утки летели медленно, а лягушка не квакала





  1. Лягушка прицепилась к прутику:

А) ртом

Б) лапками

В) ртом и лапками

  1. Она отцепилась, потому что:

А) боялась

Б) устала

В) закричала

  1. Путешественница упала:

А) в грязный пруд

Б) в болото

В) в реку

10. Какая черта характера едва не погубила лягушку?

А) неосторожность;
Б) хвастовство;
В) любознательность.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Брагова Светлана Вячеславовна

Дата: 30.12.2022

Номер свидетельства: 622081


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства