1. Мотивация к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Наталья Евгеньевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Читайте Пушкина, читайте, И не живите днем одним. С ним и любите, и мечтайте, И размышляйте вместе с ним. И дружбой светлой дорожите, Её, как свет звезды неся, Как Пушкин пламенно любите, - Жить нам без Пушкина нельзя! Прочтем выразительно все вместе. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок Слушают высказывание Читают выразительно | ЛУУД1: Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Формирование готовности восприятия нового учебного материала |
2. Актуализация опорных знаний | Почему именно с этого стихотворения я начала наш урок? С творчеством Пушкина вы знакомитесь на протяжении уже нескольких уроков. Что вы узнали о нем? Какие произведения вы уже прочли? Что вам нужно было прочитать дома? | Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы «Няне», «Туча», «Унылая пора…» Сказку о Мертвой царевне и семи богатырях. | ЛУУД2. Формировать положительное отношение к урокам чтения | Беседа Повторение Иллюстрация |
3. Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание | Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях является последней в разделе о Пушкине. Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? Сегодня вы проанализируете сказку Пушкина, , а так же вспомним стихи Пушкина и поработаем над выразительным чтением и обобщим знания о творчестве Пушкина | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Предполагают цель урока | РУУД1. Учиться формулировать учебную задачу урока коллективно | Беседа |
3.2.Обобщение затруднений во внешней речи (учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, решают задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов) | Как вы думаете, почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой? Кто является главными героями в пушкинском произведении? Давайте подберем к портретам героинь прилагательные, которые будут их описывать. Найдите доказательство в учебнике. Как вы считаете, как автор относится к главным героиням? Объясните. Прочтите на 91 странице учебника вопрос под номером 4. Найдем эти строки. Прочитайте выразительно Прочтите 7 вопрос на 91 странице. Как вы считаете, что роднит пушкинскую сказку с народными? На основе чего написана эта сказка? Что вам больше всего запомнилось в этой сказке? | Отвечают на вопросы учителя Сопоставляют прилагательные к портретам героинь Проводят поиск нужной информации в тексте Отвечают на вопросы, объясняя ответ. Осуществляют поиск информации в тексте, выразительно читают. - На основе сказок, которые рассказывала ему няня Отвечают на вопрос | КУУД1. Учиться высказывать свою точку зрения по прочитанному произведению РУУД2. Формировать умение владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения ПУУД2. Формировать умение анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя и учебника | Беседа Практическая работа Работа с учебником Беседа Чтение вслух |
3.3.Повторение и включение в систему знаний | Предлагаю провести викторину. Я буду задавать вам вопросы, а вы за правильные и полные ответы будете получать жетоны, а в конце урока мы с вами подведем итоги: кто из вас больше получит жетонов, а значит больше узнал о Пушкине и его произведениях. У нас будет несколько туров. 1 тур 1.. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? 2. Кто в этой сказке Пушкина умер от восхищения? 3. С какими словами обращалась царевна к зеркальцу? 4. Что ответило царице зеркальце в конце сказки? 2 тур В каком году родился А.С. Пушкин? В каком городе родился А.С. Пушкин? В какой школе учился? К кому обращается А.С. Пушкин с такими словами: Подруга дней моих суровых. Голубка дряхлая моя…? 3 тур Герой из какой сказки описан в отрывке? Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. 4 тур «Доскажи словечко». Темной ночки Елисей Дождался в тоске своей. Только месяц показался, Он за ним с мольбой погнался. "Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный ..... Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех ….. Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу ….. Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)?
Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём?
Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!) заменить живых людей? Почему? | Слушают инструкцию от учителя Приступают к викторине Солнце, месяц, ветер Первая царица Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи- Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? "Ты прекрасна, слова нет; но царевна все ж милее, все румяней и белее" (1899, 1799, 1999) ( Москва, Петербург, Калуга) ( В Царскосельском лицее) К няне Арине Родионовне)
«Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях» - новая царица
(рожок) румяней и белее? звезда горит Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. В зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красИвей всех стало целью её жизни Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Нет, ведь это всего лишь предмет, без души и сердца | ПУУД1. Учиться находить необходимую информацию в тексте литературного произведения ЛУУД3. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Создание ситуаций успеха в обучении Инструктаж Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности Демонстрация Беседа |
3.4.Самостоятельная работа | Сейчас вам в парах нужно сложить пазлы. И сопоставить получившуюся картинку со стихотворением (прочитать его выразительно) или отрывком сказки о мертвой царевне и 7 богатырях (пересказать его) | Выполняют творческое задание Работают с учебником Выразительно читают и пересказывают | ПУУД3. Формировать умение понимать смысл и значение создания стихотворений и сказок великих классиков литературы КУУД2. Учиться использовать найденный текстовый материал в своих устных высказываниях и рассуждениях | Творческое задание Работа в парах Работа с учебником Выразительное чтение |
4. Рефлексия | Давайте посчитаем количество жетонов (Награждаем ребят, которые активно работали) Имя великого русского поэта и его творчество не забыто. Его именем названы города, площади, улицы, станции метро. Во многих городах установлены памятники Александру Сергеевичу Пушкину. А его произведения мы читаем и любим до сих пор. Творчество Александра Сергеевича Пушкина так полюбилось, что его произведения не только знают, но и читают наизусть как в России, так и за границей. Чему учат все эти сказки? – Урок окончен. До свидания. | Считают количество жетонов Получают медали за хорошую работу Слушают рассказ учителя Добру, любви, не быть жадными, трудолюбию, смелости, не быть завистливыми Прощаются с учителем | РУУД3. Понимать и принимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности | Поощрение в обучении Рассказ Беседа |