Этап урока, цель | Методы, приёмы работы | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, оборудование | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг. момент Цель: подготовка учащихся к работе на уроке. | | Ф, И | | Приветствует учащихся: Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. - Присаживайтесь. | Приветствуют учителя. |
Актуализация знаний Цель: повторение ранее изученного материала, фиксация затруднения. | Методы: репродуктивный, метод интерпретации текста. Приемы: ответы на вопросы, дополнительные сведения об авторе. | Ф, И | Презентация Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 | - Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением уже знакомого вам поэта, с которым вы работали на прошлом уроке. Как его зовут? «Какой чистый и какой русский поэт» - так писали о нем. Посмотрите на портрет Есенина. Всмотритесь в это лицо. Что вы можете о нем сказать? Есенин – поэт Руси. Он взял у природы даже характерные черты своей внешности: чарующую синеву глаз – у бездонных озер и голубых небес; золото волос – у российских нив. «Душа моя – поле безбрежное», - так говорил о себе поэт. - Что вы знаете об этом русском поэте? - Ребята послушайте слова из произведений С.А. Есенина и скажите их названия. 1. Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. 2. Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. 3.На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой Бохрамой. - Какая тема главная в творчестве Есенина? - Да, все верно. Сергей Александрович Есенин (1895-1925) родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье. Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами. Вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда (отца матери). Можно без преувеличений сказать, что Есенин вырос на руках у бабушки Натальи Евтихиевны, которая знала много народных сказок и преданий. В доме у бабушки всегда было шумно и весело, сюда приезжали погостить и другие внуки. Детвора, после надоевших за день игр, спешила домой, к любимой бабушке, уговаривая её рассказать очередную сказку. Делала она это настолько мастерски и увлекательно, что каждый из присутствующих, включая Есенина, ощущал себя героем рассказанной истории, совершая подвиги. Став взрослым, поэт часто вспоминал свою бабушку с нежностью и теплотой. | - Сергей Александрович Есенин. Ответы детей. - «Я покинул родимый дом» - «Нивы сжаты, рощи голы» - «Береза» - Тема Родины, родной природы. |
Постановка темы и цели урока Цель: формирование умения формулировать тему, цель урока, составлять план по решению поставленной цели урока. | Методы: метод интерпретации текста, Приемы: ответы на вопросы | Ф, И | | - Как вы думаете, кому Есенин мог посвятить одно из своих стихотворений? - А что любил слушать маленький Есенин? - Итак, сформулируйте полностью тему. - Зная тему, поставьте цель. | - Он мог посвятить свое стихотворение, бабушке. - С. А. Есенин любил слушать бабушкины сказки. - «Бабушкины сказки». - Познакомиться со стихотворением С.А. Есенина «Бабушкины сказки». |
Усвоение новых знаний и способ действий Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способ действий. | Методы: метод творческого чтения, Приемы: выразительное чтение текста произведения, анализ текста. | Ф, И | Учебник | - Откройте учебник на странице 72 Сейчас я прочитаю вам стихотворение «Бабушкины сказки», а вы во время прослушивания постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении. Сядьте по удобнее и закройте глаза. 1) В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой По сугробам, по пригоркам Мы идем, бредем домой. 2) Опостылеют салазки, И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказки Про Ивана-дурака. 3) И сидим мы, еле дышим. Время к полночи идет. Притворимся, что не слышим, Если мама спать зовет. 4) Сказки все. Пора в постели… Но а как теперь уж спать? И опять мы загалдели, Начинаем приставать. 5) Скажет бабушка несмело: «Что ж сидеть-то до зари?» Ну, а нам какое дело, — Говори да говори. -О чем идет речь в стихотворении.? - Какие картины вы себе представили? - С каким чувством он вспоминает детские годы? -В какое время года происходят события? -Какими вы представили себе детей, когда они идут домой? -Чем дети заняты, когда пришли домой? -Как себя ведут дети, пока бабушка рассказывает сказку? -Почему? -А как начинают себя вести дети, мама зовет их спать? -Почему? | Открывают учебник, слушают стихотворение. - О сказках, которые бабушка читала на ночь детям. Ответы учащихся. - Чувством радости, веселья. - Зимой. - Маленькими, замерзшими, уставшими. - Слушают бабушкины сказки. - Сидят очень тихо, с интересом слушают сказку. - Потому что они любят слушать бабушкины сказки на ночь. - Притворяются, что не слышат её. - Потому что им нравится слушать сказки и совсем не хочется спать. |
Первичная проверка понимания Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала | Методы: метод творческого чтения, метод самостоятельной работы, репродуктивный метод. Приемы: работа над лексическим значением слов, анализ текста. | Ф, И | Учебник | Сейчас вы самостоятельно прочитаете стихотворение и подчеркнете карандашиком незнакомые вам слова. по задворкам – задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором разухабистой гурьбой –задорной толпой опостылеют – надоедают бредём – синоним – шагать Попробуйте заменить его словом «шагаем». Как лучше? А почему автор так написал – бредём домой? салазки – маленькие деревянные ручные санки Могли ли быть такие сани в детстве у Есенина? загалдели – заговорили одновременно, громко говорить Попробуйте заменить слово «загалдели» словом «заговорили». Как лучше? А почему ребята загалдели? - Посмотрите на иллюстрацию в учебнике внизу стихотворения, скажите, кто из этих детей может быть маленьким Есениным? Физкультминутка Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | - Лучше «бредем» - Да - Лучше «загалдели» - Устали идти. - Маленьким Есениным может быть мальчик, которого бабушка приобняла рукой. |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: применение нового способа действия, рефлексия достижения цели. | Методы: метод самостоятельной работы. Приемы: ответы на вопросы,. | Ф, И | Презентация Слайд 4 | - А сейчас вы самостоятельно выполните тест. На слайде представлены вопросы вам нужно записать номер вопроса и букву ответа. После чего мы с вами проверим. | Выполняют тест. Проверяют вместе с учителем. |
Включение в систему знаний и повторение Цель: включение нового в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Методы: метод творческого чтения, Приемы: выразительное чтение текста произведения, дополнительные сведения об авторе. | Ф, И | Учебник | - А теперь вы прочитаете стихотворение выразительно. Сергей Есенин прожил очень мало – всего 30 лет, и лишь половина жизни пришлась на его творчество. Но и за это время поэт достиг очень многого. Последние годы поэт жил в Москве. В декабре 1925 г. Он уехал из Москвы в Петроград, мечтая начать новую жизнь, но этим намерениям не суждено было сбыться. В ночь с 27 на 28 декабря поэта не стало. | Читают стихотворение выразительно. |
Итог урока Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока, рефлексия деятельности. | | Ф, И | | Наш урок подходит к концу, давайте с вами обсудим стихотворение. - Какое впечатление произвело на вас это стихотворение. - Какова идея данного стихотворения? - Сегодня вы хорошо поработали. Молодцы! Запишите домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Бабушкины сказки» | Ответы детей - Автор показывает быт, занятия детей, любовь к бабушке и её сказкам. Записывают домашнее задание. |