kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока « Композиционный анализ прозаического текста ( А. П. Чехов «Дама с собачкой») ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока : научить анализировать текст художественного произведения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока « Композиционный анализ прозаического текста ( А. П. Чехов «Дама с собачкой») ».»

1

Технологическая карта урока « Композиционный анализ прозаического текста ( А. П. Чехов

«Дама с собачкой») ».

ФИО:

Предмет: литература

Место урока в изучаемой теме: В рамках подготовки к Итоговому сочинению по литературе

Дата


Класс

10 класс

Тема урока

Урок литературы « Композиционный анализ прозаического текста ( А. П. Чехов

«Дама с собачкой») ».

Цель урока

Научить анализировать текст художественного стиля, писать сочинение по литературе

Задачи урока

Образовательные: продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;учить анализировать содержание исходного текста; учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие: развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас;формировать бережное и сознательное отношение к языку.

Формировать УУД: личностные: формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности, формирование мотивации к самосовершенствованию, формирование нравственного мировоззрения;

предметные: научиться интерпретировать прочитанное;

познавательные:понимание проблемы, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства; умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов; умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис;

регулятивные:умение корректировать написанное, понимание алгоритма работы,умение удерживать собственную мысль, контроль правильности выполнения задания,уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено;

коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию, умение полно и ясно выражать свои мысли, оценка убедительности собственного рассуждения, выбор языковых средств в соответствии с ситуацией, умение отвечать на поставленный вопроспонимание вопроса задания.


Планируемые результаты обучения

Предметные:

Работа с текстом художественного стиля, интерпретация его, написание сочинения – прямая подготовка к ИС по литературе.

Метапредметные:

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, учатся анализировать художественный (публицистический) текст, фиксировать и оформлять результаты; учатся работать с разными источниками информации.

Личностные:

Сформированность умения читать, комментировать, анализировать, интерпретировать прочитанный текст, овладение возможными алгоритмами смыслов, заложенных в текстах разных стилей, создание собственных текстов, достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств.


УУД

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, умение полно и ясно выражать свои мысли,владение монологической и диалогической формами речи.

Тип урока:

Урок комплексного применения знаний

Основные понятия

Художественный стиль, проблема, позиция автора, исследование текста, композиция, аргументация

Межпредметные связи

Родной русский, обществознание, изобразительное искусство

Ресурсы

Девайсы, гаджеты, презентация MSPowerPoint,

Работа с текстом (А.П. Чехов рассказ «Дама с собачкой»)

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная

Методы

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Технологии

Технология смыслового чтения на уроках литературы (работа с текстом после чтения, работа с ключевыми словами, ведение диалога с текстом), Технология развития критического мышления

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для достижения планируемых результатов

Примечания

1. Организационный этап, вызов

Организация работы. Сообщение темы урока. Ребята, сегодня мы с вами проводим урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения. Для анализа вам будет предложен фрагмент текста А.П.Чехова «Дама с собачкой»

Внимательно слушают, открывают из электронных файлов материалы для работы во время урока

Оформление материала в тетради.


Презентация

2. Актуализация знаний

Презентация теоретического материала. Учитель напоминает особенности художественного стиля и публи, обращает внимание на тонкости (автор-рассказчик).

Акцентировать внимание на плане композиционного анализа прозаического текста

Конспектирование информации


Конспект.

Ответы на вопросы.


Презентация

3.Освоение нового материала, осмысление

Анализ текста: указание на нужные детали.

Стимулирование мыслительной деятельности учащихся вопросами по тексту.

Предлагает разные приёмы работы с текстами разных стилей, которые помогут интерпретировать текст (написать сочинение-рассуждение)



Читают, исследуют текст.

«Диалог с текстом» строится на:

-осмысление содержания

(информационная функция);

-чтение текста небольшими

отрывками с обсуждением содержания,

пометки на полях;

- «чтение с остановками»;

-«двойной дневник», приём, позволяющий по ходу чтения заполнить таблицу,

состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели

наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй

графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и

ассоциации они вызвали;

Анализируют позицию автора.

Ответы на вопросы. Конспектирование новой информации, оформление цитат.

Анализируют позицию автора, выражают (согласие-несогласие) с позицией автора.

Анализ и привлечение существующего читательского опыта.


Работа с текстом

Презентация

Приложение 1

4. Рефлексия

Задаёт вопрос: Какие методы работы с текстом возьмут для дальнейшего применения учащиеся? На что будут обращать особое внимание при работе с текстом художественного стиля?

Размышляют, отвечают на вопросы.

Выполняют задание: используют на заключительном этапе

творческой интерпретации

текста:«Составление телеграммы»


Вопросы для размышления.

«Составление телеграммы»-этот приём помогает научить отбирать

наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом,

лаконичном виде.



5. Обобщение, рефлексия (по уроку)

Подводит итоги урока, задавая обобщающие вопросы. Выставление оценок за урок.

Отвечают на вопросы, подводят итоги урока.

Вопросы на закрепление


6. Домашнее задание

Объявляет и объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Домашнее задание: Собрать сочинение по алгоритму, подобрать два аргумента


Презентация


Приложение 1



Приложение 1

Анализ фрагмента рассказа А.П. Чехова "Дама с собачкой"

Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда. Анна Сергеевна привязывалась к нему всё сильнее, обожала его, и было бы немыслимо сказать ей, что всё это должно же иметь когда-нибудь конец; да она бы и не поверила этому.



Он подошёл к ней и взял ее за плечи, чтобы приласкать, пошутить, и в это время увидел себя в зеркале.

Голова его уже начинала седеть. И ему показалось странным, что он так постарел за последние годы, так подурнел. Плечи, на которых лежали его руки, были теплы и вздрагивали. Он почувствовал сострадание к этой жизни, еще такой теплой и красивой, но, вероятно, уже близкой к тому, чтобы начать блекнуть и вянуть, как его жизнь. За что она его любит так? Он всегда казался женщинам не тем, кем был, и любили они в нём не его самого, а человека, которого создавало их воображение и которого они в своей жизни жадно искали; и потом, когда замечали свою ошибку, то всё-таки любили. И ни одна из них не была с ним счастлива. Время шло, он знакомился, сходился, расставался, но ни разу не любил; было всё что угодно, но только не любовь.

И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил, как следует, по-настоящему — первый раз в жизни.

Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья; им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем; и точно это были две перелётные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках. Они простили друг другу то, чего стыдились в своём прошлом, прощали всё в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих.

Прежде, в грустные минуты, он успокаивал себя всякими рассуждениями, какие только приходили ему в голову, теперь же ему было не до рассуждений, он чувствовал глубокое сострадание, хотелось быть искренним, нежным...

— Перестань, моя хорошая, — говорил он. — Поплакала — и будет... Теперь давай поговорим, что-нибудь придумаем.

Потом они долго советовались, говорили о том, как избавить себя от необходимости прятаться, обманывать, жить в разных городах, не видеться подолгу. Как освободиться от этих невыносимых пут?

— Как? Как? — спрашивал он, хватая себя за голову. — Как?

И казалось, что ещё немного — и решение будет найдено, и тогда начнётся новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца ещё далеко-далеко и что самое сложное и трудное только ещё начинается.



  1. Что вам известно о героях рассказа - Дмитрии Дмитриевиче и Анне Сергеевне? Какую внутреннюю драму переживает каждый из них?

  2. Почему для Гурова "было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро"? Чем подкреплялась эта очевидность?

  3. В чём смысл эпизода, когда Гуров видит себя в зеркале? Почему ему "показалось странным, что он так постарел за последние годы, так подурнел"?

  4. Какое качество Гурова в отношениях с женщинами подчёркивает Чехов? Почему женщины не были с ним счастливы?

  5. Почему ранее Гуров не осознавал, что его отношения с женщинами - "всё что угодно, но только не любовь"? Что он осознал теперь?

  6. Можно ли объяснить привязанность к Гурову Анны Сергеевны? Есть ли в рассказе ответ на вопрос "За что она его любит так?"?

  7. Почему герои не находят ответа на вопрос "Как освободиться от этих невыносимых пут?"?

  8. Что означают слова, которыми завершается рассказ: "...самое сложное и трудное только ещё начинается"?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Шеина Елена Владимировна

Дата: 22.04.2022

Номер свидетельства: 605496


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства