Регулятивные УУД самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные УУД уметь видеть в произведениях важнейшие идейно-нравственные проблемы литературы, уметь находить взаимосвязи русской литературы с культурой и историей России и мира. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Формирование восприятия текста как произведения искусства. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | Вот и закончилось лето, и мы с вами снова вместе, снова начинаем делать шаги к познанию нового, интересного. В этом учебном году нам предстоит совершить путешествие в мир произведений писателей разных столетий, открыть для себя их мир, их чаяния, надежды, научиться чему-то новому, что – то осознать. Давайте возьмем в руки учебник и познакомимся с этим «проводником в новое», который будет с нами на протяжении всего 7 кл. Знакомство с учебником – хрестоматией для 7 кл: Слайды 2-6 Оформление (титул, форзацы, портреты писателей, иллюстрации). Содержание. Справочный аппарат учебника, словари. Блоки вопросов и заданий. Анкетирование по выявлению читательских интересов воспитанников: Какое произведение вы хотели бы перечитать? Назовите его (их). Какое произведение вы посоветовали бы прочитать одноклассникам? Назовите 5 причин, почему полезно читать книги. |
II.Актуализация знаний Работа по теме урока. Подводится итог выступлениям. Стадия осмысления | Когда вы открываете незнакомую книгу, вы словно остаетесь один на один с умным и взрослым другом – писателем. Читая одну страницу за другой, вдруг понимаете, что с вами происходит что – то чудесное: вы словно проживаете вместе с героями в их мире: путешествуете, попадаете в различные приключенческие истории, видите неповторимые картины. Сражаетесь с врагами, вместе с героями терпите поражения и побеждаете. Задумывались ли вы, почему писателю удается покорять нас силой своего художественного слова? Давайте сформулируем проблемный вопрос урока: Изображение человека – нравственная проблема литературы. Перед вами высказывания о чтении, о роли книг в жизни человека. Обсудите в группе данные высказывания, объясните их смысл, аргументируйте свою позицию, приведите примеры. Слайд 8 Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. (А.Блок) Слайд 9 Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно. (В. Сухомлинский) Слайд 10 Величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги…( Юрий Бондарев) Слайд 11 Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотревши его библиотеку. ( Шарль Блан - французский художественный критик, историк, искусствовед и гравёр, член Французской академии. ) Слайд 12 Просматривать, перелистывать книгу — это не чтение. Читать надо так, как слушаешь исповедь человека. Углубляясь в книгу. Тогда она раскроет себя, и ты постигнешь ее прелесть. ( К.А.Федин) Слайд 13 Шесть-семь лет занятий классической литературой сообщают уму такое благородство, такое изящество, силу и красоту которых не достичь никакими иными средствами. (А.Франс – французский писатель и литературный критик) Слайд 14 Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим. (Джордж Бернард Шоу) Слайд 15 Главное в чтении — не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя. (Н.А.Рубакин) Слайд 16 Чтение на стр. 3 учебника «Читайте не торопясь…» Как вы понимаете слова С.Я. Маршака о том, что «литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели»? Слайд 17 В этом году мы познакомимся с удивительной исторической повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», которую он переписывал множество раз, переделывал, совершенствуя свое произведение. «Только после восьмой переписки, непременно собственной рукой, – писал Гоголь, – труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания!..» Но чтобы понять и осмыслить текст, читателю также следует проделать определенную работу, иначе многое может остаться в тени, незамеченным, непонятым, не оцененным по достоинству. Слайд 18 Давайте с вами составим для себя «Памятку читателя», сформулировав в ней советы читателю. Выбирайте подходящую окружающую среду для чтения. Вы будете читать быстрее и понимать больше, если делаете это в обстановке, которая наиболее удобна для вас. Если вы начали читать, то не бросайте. Прочтите то, что выбрали, до конца. Если вы закончили, но у вас остались вопросы, вернитесь назад и перечитайте соответствующие разделы. Если у вас нет вопросов, значит, вы получили то, что вам нужно, и готовы двигаться дальше. Сосредоточьтесь. Помните, что вы читаете с определенной целью, поэтому сосредоточьтесь на этой цели и читаемом материале. Если вы начинаете терять интерес, сделайте перерыв или почитайте что-нибудь другое. Вы можете отслеживать то, что читаете, помогая себе рукой или пальцем. Этот простой прием поможет вам сосредоточиться и повысить концентрацию внимания. Практикуйте Чем больше вы читаете, тем более хорошим читателем вы становитесь (и более умным тоже). Поэтому читайте больше, чтобы питать и закалять свой ум. | Деятельность учеников Работа по группам Учитель раздает карточки сформированным группам. После обсуждения в течение 3-4 минут ученики выступают, поясняя свою позицию, аргументируя ее, подтверждая примерами. Учащиеся предлагают свои советы для памятки. В беседе с учителем создаётся памятка для читателя. |