kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока: "Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: выявление уровня подготовленности учащихся к восприятию курса литературы в 7 классе.

Задачи:

  1. образовательные: показать значение вдумчивого чтения, помогающего запоминать, обдумывать, представлять себя в гуще событий;
  2. развивающие: развивать воображение, умение рассказывать о прочитанных произведениях;
  3. воспитательные:  воспитывать интерес к чтению художественных произведений как духовную потребность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: "Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".»

Технологическая карта урока литературы в 7 классе

(УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса)

Тема: Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы.

Тип урока: Комбинированный урок

Цели: выявление уровня подготовленности учащихся к восприятию курса литературы в 7 классе.

Задачи:

  1. образовательные: показать значение вдумчивого чтения, помогающего запоминать, обдумывать, представлять себя в гуще событий;

  2. развивающие: развивать воображение, умение рассказывать о прочитанных произведениях;

  3. воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественных произведений как духовную потребность.

Планируемые результаты:

Метапредметные: в результате проведенного урока ученики получили возможность научиться самостоятельно рассуждать и делать выводы.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Предметные: уметь видеть в произведениях важнейшие идейно-нравственные проблемы литературы, уметь находить взаимосвязи русской литературы с культурой и историей России и мира.

Материально-техническое обеспечение урока:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • доска, экран;

  • Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Автор: В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 2015 г.;

  • дифференцированные задания (карточки);

  • анкета для каждого ученика;

  • план сочинения – рассуждения (на карточках).


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

Регулятивные УУД

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.


Познавательные УУД

уметь видеть в произведениях важнейшие идейно-нравственные проблемы литературы, уметь находить взаимосвязи русской литературы с культурой и историей России и мира.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Строить рассуждения.


Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.


Личностные результаты

Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Формирование восприятия текста как произведения искусства.






Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности


Вот и закончилось лето, и мы с вами снова вместе, снова начинаем делать шаги к познанию нового, интересного. В этом учебном году нам предстоит совершить путешествие в мир произведений писателей разных столетий, открыть для себя их мир, их чаяния, надежды, научиться чему-то новому, что – то осознать.

Давайте возьмем в руки учебник и познакомимся с этим «проводником в новое», который будет с нами на протяжении всего 7 кл. Знакомство с учебником – хрестоматией для 7 кл:

Слайды 2-6

  1. Оформление (титул, форзацы, портреты писателей, иллюстрации). Содержание.

  2. Справочный аппарат учебника, словари.

  3. Блоки вопросов и заданий.

Анкетирование по выявлению читательских интересов воспитанников:

  1. Какое произведение вы хотели бы перечитать? Назовите его (их).

  2. Какое произведение вы посоветовали бы прочитать одноклассникам?

  3. Назовите 5 причин, почему полезно читать книги.

II.Актуализация знаний

Работа по теме урока.




















































Подводится итог выступлениям.



















Стадия осмысления










Когда вы открываете незнакомую книгу, вы словно остаетесь один на один с умным и взрослым другом – писателем. Читая одну страницу за другой, вдруг понимаете, что с вами происходит что – то чудесное: вы словно проживаете вместе с героями в их мире: путешествуете, попадаете в различные приключенческие истории, видите неповторимые картины. Сражаетесь с врагами, вместе с героями терпите поражения и побеждаете. Задумывались ли вы, почему писателю удается покорять нас силой своего художественного слова?

Давайте сформулируем проблемный вопрос урока:

Изображение человека – нрав­ственная проблема литературы.

Перед вами высказывания о чтении, о роли книг в жизни человека. Обсудите в группе данные высказывания, объясните их смысл, аргументируйте свою позицию, приведите примеры.

Слайд 8 Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. (А.Блок)

Слайд 9 Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно. (В. Сухомлинский)

Слайд 10 Величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги…( Юрий Бондарев)

Слайд 11 Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотревши его библиотеку. ( Шарль Блан - французский художественный критик, историк, искусствовед и гравёр, член Французской академии. )

Слайд 12 Просматривать, перелистывать книгу — это не чтение. Читать надо так, как слушаешь исповедь человека. Углубляясь в книгу. Тогда она раскроет себя, и ты постигнешь ее прелесть. ( К.А.Федин)

Слайд 13 Шесть-семь лет занятий классической литературой сообщают уму такое благородство, такое изящество, силу и красоту которых не достичь никакими иными средствами. (А.Франс – французский писатель и литературный критик)

Слайд 14 Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим. (Джордж Бернард Шоу)

Слайд 15 Главное в чтении — не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя. (Н.А.Рубакин)


Слайд 16 Чтение на стр. 3 учебника «Читайте не торопясь…»

Как вы понимаете слова С.Я. Маршака о том, что «литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели»?

Слайд 17 В этом году мы познакомимся с удивительной исторической повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», которую он переписывал множество раз, переделывал, совершенствуя свое произведение. «Только после восьмой переписки, непременно собственной рукой, – писал Гоголь, – труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания!..»

Но чтобы понять и осмыслить текст, читателю также следует проделать определенную работу, иначе многое может остаться в тени, незамеченным, непонятым, не оцененным по достоинству.


Слайд 18 Давайте с вами составим для себя «Памятку читателя», сформулировав в ней советы читателю.

Выбирайте подходящую окружающую среду для чтения. Вы будете читать быстрее и понимать больше, если делаете это в обстановке, которая наиболее удобна для вас.

Если вы начали читать, то не бросайте. Прочтите то, что выбрали, до конца. Если вы закончили, но у вас остались вопросы, вернитесь назад и перечитайте соответствующие разделы. Если у вас нет вопросов, значит, вы получили то, что вам нужно, и готовы двигаться дальше.

Сосредоточьтесь. Помните, что вы читаете с определенной целью, поэтому сосредоточьтесь на этой цели и читаемом материале. Если вы начинаете терять интерес, сделайте перерыв или почитайте что-нибудь другое. Вы можете отслеживать то, что читаете, помогая себе рукой или пальцем. Этот простой прием поможет вам сосредоточиться и повысить концентрацию внимания.

Практикуйте Чем больше вы читаете, тем более хорошим читателем вы становитесь (и более умным тоже). Поэтому читайте больше, чтобы питать и закалять свой ум.

Деятельность учеников

















Работа по группам

Учитель раздает карточки сформированным группам. После обсуждения в течение 3-4 минут ученики выступают, поясняя свою позицию, аргументируя ее, подтверждая примерами.



















































Учащиеся предлагают свои советы для памятки. В беседе с учителем создаётся памятка для читателя.








Результат совместной деятельности: изучен учебный материал урока, проведена работа в группах, проведен фронтальный опрос по изученному материалу.


Рефлексия деятельности


Чему вы сегодня научились на уроке, что нового узнали?

Ученики отвечают.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


Технология оценки учебных умений.

Результат совместной деятельности: подведены итоги урока, получен ответ на проблемный вопрос, обозначенный в начале урока, оценены учебные умения, выставлены отметки за работу на уроке.

IV. Домашнее задание.

Слайд 19 На стр. 3-5 учебника познакомиться с советами по чтению, выбрать самый интересный, написать сочинение-рассуждение по плану:

Основная мысль высказывания.

Позиция автора.

Согласны ли вы с позицией автора ( Я согласен / я не согласен с позицией автора, потому что…)

Аргументы (не менее двух):

Во – первых,….

Во – вторых, … . В – третьих,… .




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Аладина Наталья Николаевна

Дата: 10.12.2020

Номер свидетельства: 566489


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства