- познакомить с произведением А.Л. Барто «В школу»
- работать над навыком осознанного чтения, прививать любовь к чтению.
Этап урока Цели и задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организация начала занятия Цель: содействие настрою учеников на активную работу Задача: - создать благоприятную психологическую атмосферу | Здравствуйте! - А теперь тихонько сели девочки, и ещё тише мальчики. -Следим за посадкой: спинки прямые, ножки стоят прямо, руки на парте. | Здороваются | |
2.Подготовка к основному этапу занятия: целеполагание, мотивация и актуализация опорных знаний Цель: создание условий для подготовки учащихся к усвоению новых знаний и способов деятельности. Задачи: - содействовать осознанию и самостоятельной формулировке учащимися цели урока; - стимулировать познавательный интерес; - воссоздать знания, необходимые для овладения новым материалом; | — Ребята, с произведениями какой писательницы вы знакомились на прошлом уроке? - Какие стихи вы прочитали? - Посмотрите на экран, как вы считаете к какому стихотворению эта иллюстрация? - рёбята, кому посвящено это стихотворение? - от чьего имени написано стихотворение? - поднимите руку, кто подготовил это стихотворение выразительно наизусть? - хорошо, к сожалению всех на уроке мы выслушать не сможем. (к доске приглашаются несколько человек, читают стихотворение) Анализ стихотворений: - Что вам понравилось в чтении учащихся? Отметьте хорошее. (Прочитала без запинки, с выражением, передали чувства, эмоции.) - какие рекомендации дадите чтецам? На что необходимо обратить внимание? - Могла ли история, которая описана в стихотворении произойти на самом деле? - Что тогда случилось бы? - Что можно сказать о девочке Наташе? Какая она? Речевая разминка Обратите внимание на доску, сначала я вам прочитаю, а вы внимательно слушайте. Давайте прочитаем все вместе. Была тишина, тишина, тишина... (тихо, медленно) Вдруг грохотом грома сменилась она! (громче, быстрее) И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? (тихо) Закрапал, закрапал, закрапал по крыше... (тихо, быстрее) Наверно, сейчас барабанить он станет... (тихо: прислушиваемся) Уже барабанит! Уже барабанит! (громко, весело) | (А. Барто) (Верёвочка, Мы не заметили жука) Мы не заметили жука (девочке Наташе) (от имени девочки) соблюдать интонацию, например, видеть знаки препинания…. да мы бы напугались, позвали бы маму добрая, эмоциональная, заботливая | П: умение строить высказывание К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Планирование учебного сотрудничества Л: самоопределение |
3.Первичное усвоение новых знаний и способов действий Цель: создание условий для восприятия и осмысления новых знаний ПЕРВИЧНЫЙ СИНТЕЗ Задача: - эмоционально настроить на восприятие текста; 1)Подготовка к первичному восприятию текста | - Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением известной поэтессы и писательницы Агнии Львовны Барто. Но сначала немного поговорим о её творчестве. Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи. Вспомним некоторые из них. - посмотрите на экран. Постарайтесь вспомнить, из каких стихов Агнии Барто эти слова. Прочитайте стихотворение Бычок Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! Зайка Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок. Мячик Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. Мишка Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, Потому что он хороший - кто написал эти стишки? - О чем говорится в стишках? - Как вы думаете, для чего Барто их написала? Чем они могут нам помочь в жизни? А теперь, послушайте песенку и подумайте о чем мы сегодня прочитаем стихотворение? ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «УЧАТ В ШКОЛЕ» Верно, мы поговорим о школе – Ребята, если вы отгадаете загадку. То узнаете конкретнее о стихотворении с которым мы будем знакомиться. Стоит дом, Кто в него войдет - Тот ум приобретет. - Кто ходит в школу? - Что ученик берёт собой? - По поднятой руке называйте по 1 предмету, который пригодится в школе - портфель собрали, молодцы! Вот теперь можно в школу! | (А.Барто) О мишке, зайке, бычке, мячике Уметь контролировать свои эмоции, не расстраиваться, помогать (ученики) (портфель) | П: рефлексия деятельности Поиск информации К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Л: самоопределение |
3.Первичное усвоение (открытие) новых знаний и способов деятельности: правил, понятий, алгоритмов Цель: создание условий для восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний Задачи: - познакомить с новым произведением - узнать значение непонятных слов | - Открываем учебник на стр. 45. - Посмотрите на стихотворение. Сколько четверостиший оно содержит? - На с. 45 прочитайте название следующего стихотворения. Рассмотрите иллюстрацию. Вам ничего не показалось странным? - Как вы думаете, о чем нам хочет рассказать автор? - Послушаем стихотворение и все узнаем. ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ - Какое незнакомое слово вы нашли? Розовым цветом у вас выделены слова: отложной воротничок. Как вы думаете, почему воротничок называют отложным? (его можно отогнуть) Новичок — новый ученик. Toт, ктo недавно ознакомился c чем- нибудь, недавно начал заниматься чем — нибудь Вдогонку — вслед за убегающим, водящим (при глаголах движения). Пуститься за кем-н. вдогонку. - Знакомо ли вам волнение Пети? - Расскажите, как вы пошли первый раз в первый класс. -В стихотворении есть строки: «Он ужасно испугался?..» Можно ли сказать, что Петя трус? - Можно ли назвать это стихотворение юмористическим? - Как вы понимаете эго слово? - В каких строчках ярко выражено юмористическое отношение автора? | (5) мальчик Петя бежит ночью с рюкзаком о походе в школу ответы Ответы детей Нет, т.к он просто волновался Да, это произведение шутливого характера просыпался 10 раз, он проснулся ночью темной…. | П: умение строить высказывание К: умение выражать свои мысли Л:самоопределение |
Физкультминутка | Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя) Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны) Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают) Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх) | | |
| Давайте разберем каждое четверостишие. Давайте прочитаем 1 четверостишие? о чем говорится в 1 четверостишие? Какие чувства нужно передать голосом при чтении ? Давайте прочитаем 2 четверостишие? о чем говорится в 2 четверостишие? Какие чувства нужно передать голосом при чтении 2 четверостишия? Давайте прочитаем 3 четверостишие? о чем говорится в 3 четверостишие? Какие чувства выражает 3 четверостишие? Давайте прочитаем 4 четверостишие? о чем говорится в 4 четверостишие? - Какая главная мысль? - Интересно, а кто-нибудь из вас боялся опоздать в школу 1 сентября? - Почему? - Кто вас разбудил? Предлагаю вам быть очень внимательными и прочесть тот отрывок, где Петя испытывал волнение, а теперь отрывок, где говорится о бабушке, а теперь тот, где говорится, что Петя стал учеником. — А сейчас прочитаем стихотворение целиком, но прежде чем мы начнем, я хочу напомнить вам правила выразительного чтения: вспомните с какой интонацией читал мастер слова. Хочу, чтобы и вы выразительно и эмоционально прочли стихотворение - Интонация чтения должна передавать настроение или отношение к сюжету героя или автора - Соблюдать логическое ударение - Прочитаем стихотворение ещё раз, постарайтесь предать чувства, которые испытывал мальчик – гордость, ужас, юмор. (повторное выразительное чтение детьми) | (Петя плохо спал ночью) Волнение, тревога (он стал учеником) (гордость) (он проснулся и испугался) (ужас) (оделся быстро и побежал в школу) В этом рассказе автор учит нас справляться с переживаниями, не боятся и обязательно раньше ложится спать, что бы хорошо выспаться. Также не нужно бояться школы, потому что там очень интересно и хорошо. Ответы детей | |
5. Закрепление знаний и способов действий: пробное, в знакомой ситуации и в изменённой ситуации Цель: создание условий для повышения уровня осмысления учащимися изученного материала. Задача: - обеспечить самостоятельное выполнение учащимися заданий на применение новых знаний в знакомой ситуации; | — Ребята, что нужно выполнять, чтобы не опоздать в школу? — Вы соблюдаете режим дня? Сейчас проверим! — Зачем человек придумал часы? — Я желаю вам быть дисциплинированными и никогда не опаздывать. Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Ваша задача слушать внимательно и ответить на мои вопросы. «Я ненавижу слово «спать»! Я ежусь каждый раз, Когда я слышу: «Марш в кровать!» Уже десятый час! Как хорошо иметь права Ложиться спать хоть в час! Хоть в два! В четыре! Или в пять! А иногда, а иногда (И в этом, право, нет вреда»!) Всю ночь совсем не спать! - Согласны ли вы с героем этого стихотворения? Почему? - А зачем человеку нужен сон? - Чтобы проснуться с хорошим настроением и прекрасным самочувствием, надо выспаться. Недаром говорят: «Утро вечера мудренее». Во сне мозг отдыхает, возвращаются силы. Поэтому ребенок должен спать не менее 10 часов. Значит, к 21 часу (к 9 часам вечера) он должен уже спать. - Поиграем с вами в игру «Плохо-хорошо пред сном». Я буду вам вслух читать высказывания, а вы, если согласны, должны хлопнуть в ладоши, а если не согласны – потопать ногами». -Мыть ноги, руки, - Много есть и пить - перед сном принимать душ -Чистить зубы. Ложится спать в грязной одежде - Проветривать комнату. Смотреть страшные фильмы. - Гулять на свежем воздухе. Слушать громкую музыку. - Заниматься спортом. - Молодцы! Стать здоровым ты решил Значит, выполняй … - Так что же такое режим? (Ответы детей). - Молодцы! Режим – это правильное распределение времени, при котором разумно чередуются труд и отдых. У человека, который соблюдает режим дня, всегда хватает времени и на дела, и на развлечения, сохраняются силы и здоровье. Ваш труд – это учение. Надо так организовать этот труд, чтобы меньше уставать и лучше учиться. | (режим дня) Для того, чтобы не опаздывать. Чтобы все свои дела делать вовремя. Чтобы следить за тем, чтобы время не пропало даром Ответы детей режим | П:умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
6. Подведение итогов занятия Цель: установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами. Задачи: - проанализировать успешность овладения знаниями и способами деятельности; | - Какое стихотворение мы с вами читали? - Кто написал его? - Что должен соблюдать каждый школьник? | (В школу) А.Барто (Режим дня) | П: рефлексия деятельности Смысловое течение |
7.Рефлексия Цель: создание условий для мобилизации внимания учащихся на рефлексию учебной деятельности Задача: - помочь учащимся осознать смысл учебной деятельности; | Мне удалось на уроке… Мне понравилось… Я порадовался за… Я могу похвалить себя за … -С каким настроением заканчиваем урок? | | П: рефлексия деятельности |
8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: обеспечение понимания учащимися цели и содержания домашнего задания. Задача: - довести до сознания учащихся цель, задачи и содержание домашнего задания | - Дома выучить любое из двух стихотворений, которые мы сегодня изучили. | Записывают | |