I I I .Первичное восприятие I V. Проверка первичного восприятия. V. Постановка учебной задачи. Чтение сказки детьми. VI. Анализ произведения. Физминутка. VII.Обобщение VIII.Рефлексия (чтение сочинений, написанных на «звёздочках», «зажигание звёзд» - закрепление их на магнитной доске) IX.Домашнее задание | 5 мин 5 мин 10 мин 7мин 2 мин 7 мин 2 мин | Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа (беседа по содержанию в целом, словарная работа, выборочное чтение) Работа в группах Индивидуальная работа Фронтальная работа | - Сегодня у нас с вами встреча с героями одной чудесной авторской сказки. Это очень романтичные, мечтательные герои. Чтобы их узнать, предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из мультфильма. А как называется этот мультфильм, вы мне ответите после просмотра ( Зимняя сказка) -Ну что ребята, узнали героев? - в каких мультфильмах они встречаются еще? -Ребята, а кто является автором рассказов, по которым сняты эти мультфильм? - Какие рассказы этого автора вами были уже изучены? - Сергей Козлов придумал очень забавных и трогательных героев - Ёжика и Медвежонка. Они ходят друг к другу в гости, вместе сумерничают, читают стихи великих поэтов. Ежик любит смотреть на звёзды, а Медвежонок водит знакомство с Солнечным зайцем и знает, как перехитрить время Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством этого удивительного автора, с его рассказом « Как Ежик с Медвежонком протирали звезды» - Попробуйте предположить, о чём может быть эта сказка? На фоне красивой лирической мелодии учитель читает сказку «Как Ёжик и Медвежонок протирали звёзды» просмотр видеоролика, на последнем кадре учитель говорит: -Красиво было так, что Ёжик время от времени вздрагивал: не снится ли ему всё это? -Понравилась ли вам сказка, ребята? Чем? Поделитесь впечатлениями ? • Как вы думаете, каким образом мог родиться замысел этой истории у автора? • А вы любите наблюдать за звёздами? Почему? • А вы замечали, что звёзды на небе не всегда сверкают ярко, иногда они светят тускло, а бывают ночи, когда звёзд на небе не видно совсем. Вы не задумывались над тем, почему так бывает? • А какое сказочное объяснение даёт этому автор? А звёзды падают, потому что иногда…. Знаете, ребята, сказка, которую мы с вами читаем, сказка непростая. Это сказка – притча. Вам знакомо это слово? • Чтобы понять иносказательный смысл сказки «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды», понять авторский замысел, сказку необходимо внимательно прочитать вновь. • Вы хотите прочитать сказку ещё раз? В каком темпе вы будете читать сказку? Почему? (спокойное неторопливое повествование предполагает спокойный темп чтения) • А с какими интонациями? Почему? (рассказ о хрупком бережном отношении к красоте предполагает соответствующие интонации: нежные, мягкие, мелодичные) Скажите, ребята, каким вы представляете Ёжика, какой он? Откуда это видно? Докажите текстом • Что больше всего волнует Ёжика? (что звёзды, эти прекрасные звёзды могут потускнеть, а красота не должна исчезнуть) Как сам он об этом говорит? (2 абзац) • Как Ёжик делает своё дело? Подтвердите примерами из текста.
Словарная работа. «Кропотливо» - это как? Подберите синонимы, родственные слова. -Интересно, что слово «кропотливый» произошло от старославянского «кропот» - ворчание, «кропотать» - ворчать, у Козлова Ёжик «ворчит», найдите это место в сказке. Для внимательных читателей, умеющих читать между строк, намёк на то, что Ёжик «трудолюбивый, усердный», а не ворчливый, недовольный. • А как протирает звёзды Медвежонок? Найдите подтверждение своих слов в тексте В жизни так случается: даже если очень стараешься, не всегда всё получается так как хочется. Вы со мной согласны? • Но останавливали Медвежонка неудачи? • Плохо ли то, что у Медвежонка иногда падали звёзды? • Почему Медвежонок считает что «протирать звёзды» - это «счастливая мысль»? • Для кого старались Ёжик с Медвежонком? • Они ждали награду за свою работу? • Можем ли мы с вами найти в сказке портреты героев, даёт ли автор оценку тому делу, которым они занимаются? • Благодаря чему автору удаётся передать своё отношение к героям сказки? Детальное, очень обстоятельное описание того дела, которым они занимаются – подчёркивает важность их дела и вызывает уважение к ним, использование слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами Давайте немного отдохнём. Представьте, что у вас в правой руке свежий веник, а в левой чистая тряпочка. Поднимем руки вверх. Осторожно обстучим веником звёздочку, осторожно, чтобы случайно не сбить с неба. А теперь переложим веник в правую руку, а тряпочку в левую и начнём протирать звёзды до блеска, тщательно, кропотливо. Если не мы, то кто же протрёт звёзды? Протёрли, давайте другую. Вон какая пыльная! Какая из пословиц подходит к сказке? Посоветуйтесь в группах Кто любит добрые дела, тому жизнь мила. Благородно только то, что бескорыстно. Доброе дело без награды не остаётся. • Можно ли в слова «протирать звёзды» вложить не буквальный, не прямой , а иносказательный смысл • Вот какую важную мысль доказывает в произведении автор. • А вы, хоть изредка, «протираете звёзды»? Как? -Я предлагаю вам поразмышлять на одну из выбранных тем, запишите свои мысли на звёздочках. Что я сделал хорошего? Чем я могу помочь людям? Что изменится, если мы чаще будем «протирать звёзды»? -Поднимите звездочки вверх, вот сколько хороших дел вы можете сделать. Значит, в наших силах изменить мир, сделать его лучше. Спасибо за урок, ребята. Вы замечательно работали. А звёздочки пусть останутся вам на память и напоминают о том, как это важно иногда «протирать звёзды». | -это Ежик, Заяц и Медвежонок - Трям! Здравствуйте! -Сергей Козлов -«Разрешите с вами посумерничать», «Как оттенить тишину» и т.д. Ответы детей -усердный, ответственный, смелый, старательный, трудолюбивый, не слагал ответственность с себя, не перекладывал её на других: «кто же протрёт звёзды» - эту важную работу нужно сделать самому, не ждать, что кто-то другой сделает её за тебя
-Усердно, старательно, детально; трудолюбивый, вникающий в мелочи -Тоже очень старался, но не всегда у него получалось -Значит, важно не останавливаться перед трудностями, продолжать делать хорошие дела
-На падающую звезду можно загадать желание, говорят, оно всегда сбывается -для всех, «все в лесу знали»
-нет, мы этого не видим, чувствуется, что они делали это бескорыстно. -нет, но ведь мы с вами сумели почувствовать симпатию к ним.
-делать хорошие дела, направленные на благо других, делать добросовестно, кропотливо, бескорыстно, не ожидая награды -Каждый должен делать хорошие дела, делать неустанно, бескорыстно, и тогда мир вокруг нас изменится, станет лучше ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ |