kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта "Басня. Общее представление о жанре. Мораль басни Крылова "Мартышка и очки""

Нажмите, чтобы узнать подробности

щгыапсш рфйащ мшауа рмршарцыа м гышршмффшдшшшшшшшшшшш

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Басня. Общее представление о жанре. Мораль басни Крылова "Мартышка и очки""»

Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников

      Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших   задач  изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания людей в письменном общении. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

    Проблема формирования орфографической грамотности младших школьников остаётся нерешённой в силу разных причин: трудности самой орфографии, разрозненности изучаемых правил, отсутствие мотивации к орфографической деятельности, невнимания учащихся к слову, к родной речи, ограниченного словарного запаса, падение интереса к чтению.

      Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало  осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует всех учителей начальных классов и учителей русского языка.

      Проанализировав собственный опыт, а также работы известных методистов, я пришла к выводам:

  1. Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения к написанию. (Например: пенал, снег, ёжик)

  2. Ввести понятие «опасное место», чтобы настроить детей на появление возможной ошибки.

  3. Орфографические правила вводить с выполнением  нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.

  4. Развивать фонематический слух.

  5. Обучать правильному списыванию текста.

  6. Прививать интерес к чтению.

  7. Интегрировать уроки русского языка и чтения.

  8. Развивать словарный запас детей.

     При формировании орфографической зоркости, начиная с 1 класса, можно выделить несколько этапов.

I этап. Обучение постановки ударения. Задания предполагаются такие, где написание не расходится с произношением. ( Например: рыба, парта.)

II этап. Ввод слов, где написание расходится с произношением. Определение ударного звука как сильной позиции и безударного - «опасного места» в слове.

III этап. Отработка навыка правописания безударной гласной.

IV этап. Отработка умения проверять безударную гласную. Дети знакомятся с орфограммой, когда явно неоднозначно  произношение и написание. Возможны упражнения на замену букв. (Например: г(и, о)ря, р(и, е)ка) .

V этап. Восприятие на слух (объяснительные, выборочные диктанты, комментированное письмо).

      В I классе создается только основа для выработки навыка правописания безударных гласных, парных согласных и других орфограмм. Во II,III и IV классах проводится отработка навыка проверки слов.

Развитию орфографической зоркости способствует большое количество систематических упражнений.

  1. На каждом уроке - «орфографические зарядки», «орфографические минутки», нацеленные на умение учащихся обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия.

  2. Упражнения « Орфограммы в загадках» - развивают орфографическую зоркость, помогают учителю разнообразить работу на уроке, формируют любовь к народному творчеству, расширяют кругозор, обогащая словарный запас, развивают логическое мышление, приучая к размышлению и доказательству.

Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу
Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке.

                   (снежинки)
Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.

                  (шиповник)
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,

Солнышко застлала.

                    (туча)
Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен.

                  (чулок)
У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала.

                  (щука)

Правописание безударных гласных в корне  слова

 Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
 А зовут её …

                (лиса)

Сидит бабушка в очках

На ореховых сучках.
О-хо-хо да ах-ах-ах –

Худо бабушке в очках.
Видит ночью в темноте

И жучков, и паучков,
И ни зги не видит днем

Ни в очках, ни без очков.

                    (сова)
Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

                     (вода)
Правописание парных согласных в корне слова
Лежал, лежал, 
Да в реку побежал.

                 (снег)
То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Называюсь я …

                 (тетрадь)
Невысок и коренаст
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под ёлками 
Лист с зелёными иголками.

                      (гриб)

Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене -
Найдется сразу дело мне.

                      (лестница)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет.

                      (солнце)

1. Комментированное письмо с указанием  орфограмм. Это один из сложных видов работ, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке.

2.Объяснительные и предупредительные диктанты.

3. Выборочное списывание. Приём списывания как одно из лучших средств развития орфографической зоркости.

4. Использование зрительных диктантов.

5. Показ нужной орфограммы на карточках – сигналах.

6. Использование орфографического чтения для развития фонематического слуха. Очень полезно после разбора упражнения читать тексты, так, как они написаны.

7. Составление опорных таблиц и памяток, включающих в себя алгоритм работы с орфограммами.

8. Письмо по памяти.

     Перечень упражнений и заданий при необходимости можно продолжить. Но важнее всего - умение выстроить их в единую систему, которая даст возможность поднять на новый уровень эффективность словарно - орфографической работы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кудря Екатерина Эдуардовна

Дата: 21.04.2020

Номер свидетельства: 547448


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства