kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тарас Бульба-народный герой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доказать на уроке,что Гоголь в образе Тараса Бульбы создал героический народный характер.Воспитывать на уроке чувство патриотизма,товарищества и гордости за страну и народных героев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тарас Бульба-народный герой.»

Тема «Тарас Бульба – народный герой».

«Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила, которая

не пересилила бы русскую силу».

Н.В. Гоголь.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цели:

Образовательные:

- развить умение анализировать эпизоды,

- уметь сопоставлять и сравнивать героев,

-доказать, что Гоголь в образе Тараса Бульбы создал героический народный характер,

-научить находить в произведении главную информацию,

-развивать аналитическое чтение,

Развивающие:

- развивать познавательные способности,

-формировать интерес к чтению

-познакомить с репродукциями картин по повести;

Воспитательные:

-воспитывать чувство патриотизма, товарищества и гордости за страну и народных героев,

-развивать представление об эстетической ценности произведений искусства.

Оборудование: портрет Гоголя с краткой биографией(в центре доски), плакат с высказываниями о Гоголе(на левом крыле доски), плакат с крылатыми выражениями из повести(справа), выставка репродукций по повести, выставка произведений Н.В. Гоголя, тема урока(напечатана на плакате), эпиграф.


Ход урока:

I.Организационный момент:

II. Вступительное слово учителя: Дорогие ребята, мы с вами завершаем изучать великое творение Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Много интересного и нового узнали мы из этого произведение. Что именно?

Ответы учеников: а) Что такое Запорожская Сечь, какими законами и порядками она жила, с какой целью была сформирована.

Б) делали историческую справку о том, кто такие казаки, что формировало их характеры, в чем они видели смысл жизни.

В) познакомились с двумя главными героями – Остапом и Андрием. В ходе работы над сравнительной характеристикой героев пришли к выводу…

III. Реализация домашнего задания. Вывод из сравнительного анализа характеров Остапа и Андрия по эпизодам (опрос 2-3 учеников). Остап – воинственный, твердый, решительный молодой казак, он больше руководствуется разумом; Андрий же живет чувствами, он более ведомый, впечатлительный и романтичный. Эта слабость и чувствительность и сгубила его.

IV. Актуализация. Слово учителя:

Мы с вами поговорили обо всем, кроме …. (главного героя). Как вы думаете, что станет предметом нашего разговора сегодня? (образ Тараса Бульбы). Итак, тема урока « Тарас Бульба – народный герой». Я обращаю ваше внимание на доску(чтение эпиграфа). Эти слова являются финальным выражением в повести. Подумайте, почему я выбрала этот эпиграф, именно про силу?

Ответ учеников: Потому что Тарас Бульба обладал и силой характера, и физической силой.

Учитель: Давайте проследим, как поведение героя , его речь, отношение к сыновьям, жене, товарищам, к жизни раскрывают его сильный характер. Вы познакомились со всеми героями и событиями повести. Автор портретной характеристики главного героя не дает, но, когда я думаю о Тарасе и вспоминаю его поступки и высказывания, мне он представляется сильным, крупным, рослым, плечистым человеком крепкого телосложения.

-Каким вы представляете Тараса?

Ответы учеников: все видят его в первую очередь сильным, похожим на русского богатыря.

Учитель: Посмотрите, каким представляли Тараса Бульбу русские художники(рассмотрение репродукций). Что же это за герой? Почему мы назвали его народным героем?? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами будем работать по эпизодам повести.

Какие из них вы считаете самыми значимыми?

Ученики:

1.Приезд сыновей из бурсы.

2.Размышления во время дороги.

3.Жизнь в Запорожье.

4.Речь о товариществе.

5.Убийство Андрия.

6.Поведение во время казни Остапа.

7.Поведение во время своего сожжения. Финал повести.



Кадр из фильма «Тарас Бульба»

















I.Анализ первой главы. Выявление черт характера главного героя.

Ученик 1:Ладно, согласен. Но не слишком ли Тарас суров к своим близким? Он резок и груб в обращении с ними. Не жалко ли тебе «бедную старушку», жену Тараса?

2) Жалко. Так того требовал жестокий век. Тарас не мог быть другим в условиях того «бранного времени». Высшей ценностью для мужчины той эпохи были бранные подвиги, патриотизм, вера в бога и родную землю. Время требовало твердости и даже жестокости, порой несовместимых с нежными чувствами к жене, детям, к родному дому. Поэтому казак отправляется с сыновьями на Запорожье, объясняя свое желание…( не договаривает, его перебивает ученик с парты)

Ученик 3: Можно я отвечу?(читает со слов «Какого дьявола мне здесь ждать!» до слов «Ну так что ж, что нет войны?»



II.Анализ эпизода «Размышления в дороге».

Сообщение ученика «О чем думает Тарас в дороге? Что мы узнаем о нем?»

Старый Тарас вспоминал свою молодость, как он почти всю жизнь провел в сражениях, редко появляясь дома и взваливая все заботы на плечи жены. Более всего он размышлял о своих товарищах, о тех, с кем провел много трудных минут, кто ни раз спасал его от смерти. Он вычислял, кто из них уже умер, кто еще мог быть жив. Как мы убедимся позже, дружба для Тараса – одна из важных составляющих его жизни. Казак расчувствовался, по его щекам текут слезы, а «поседевшая голова его уныло понурилась».

Дополнения класса к ответу:

Что еще мы узнаем о Тарасе Бульбе из 1-2 главы?

-Тарас Бульба – коренной старый полковник, «он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».

-Перессорился с теми товарищами, которые были склонны к польской стороне,

-Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия,

-Считал, в 3 случаях имел право взяться за саблю: когда перед старшими не снимали шапок, когда глумились над православием и когда перед ним стоял бусурманин(враг)

III.Работа по 3-4 главе. Отношение Тараса к жизни в Запорожье. Форма работы – заполнение таблицы.



Тарас и Запорожская Сечь.

С какой целью везет Тарас своих сыновей в Запорожскую сечь?




По каким законам она жила?





Какие чувства испытывает Бульба, наблюдая за сыновьями в Запорожской Сечи?


Как проводят время казаки?







Чем не доволен старый казак, чего ждет?







Вывод:









IV. Прослушивание речи Тараса Бульбы о товариществе с комментированием учителя.

«И когда все было сделано, как нужно, сказал речь козакам, не для того, чтобы ободрить и освежить их, - знал, что и без того крепки они духом, - а просто самому хотелось высказать все, что было на сердце».

Предварительные вопросы:

-Что такое товарищество?

Товарищество – взаимные отношения между членами какого-либо коллектива и обязанности каждого по отношению к другим, это соблюдение верности, чести, взаимоуважения и преданности друг другу.

-Внимательное прослушивание записи поможет вам ответить на вопрос: какую связь монолог Тараса имеет с дальнейшим развитием событий? » (звучит речь о товариществе)

Последующие вопросы:

-Какую ключевую фразу вы выделили в речи героя?(«Нет уз святее товарищества»

-Какими качествами русских восхищается Тарас?

Комментарий учителя:

Сам истинный патриот, верный своему военному делу, Тарас Бульба восхищается русским народом и считает, что нет в других землях таких товарищей, как в Русской земле. «Так любить, как русская душа… так любить никто не может». Тарас Бульба говорит о способности человека к жертвенной любви, способности отдать жизнь за другого человека, за родину. С глубоким презрением и ненавистью рассказывает он о предателях(называет их «подло»), не подозревая, что в ближайшем сражении его сын окажется им.

В законах Сечи предательство даже не упоминалось, так как среди казаков никогда не было предателей.

Автор вставляет этот монолог перед боем, в котором столкнется с Андрием, не случайно. Гоголь заранее оправдывает страшный поступок своего героя, объясняя его тем, что для Тараса чувство братства гораздо выше родственных уз. «Нет уз святее товарищества!»

Есть пословица: «Сам погибай, а товарища выручай»; если человек предает своих товарищей, Родину, он погибает, пусть не сразу, но чувство вины никогда не покинет его: личного счастья нельзя достигнуть изменой Родине.


V. –Какой эпизод для вас самый трогательный?( Убийство Андрия отцом).

-Что испытывает Тарас, узнав в прекрасном рыцаре сына-предателя?

Выразительное чтение данного отрывка со слов «Так и оторопел Тарас..» до слов «Тарас выстрелил»( звучит печальная музыка, под нее слова наизусть: «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп».

VI. Анализ финала повести (предварительное самостоятельное исследование финала). Сообщение ученика. «Изменился ли Тарас Бульба?»

1)Осталось в жизни Тараса самое дорогое – сын Остап, но не знает старый казак, где он, жив ли. Тоскует отец, «заметно стал пасмурен и печален. Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и больше никогда не сходили с него». Выздоровев, Тарас Бульба, забыв о риске(за его голову назначили высокую цену), принимает решение во что бы то ни стало пробраться на площадь казни Остапа, чтобы в последний раз испытать гордость от стойкости сына. Знает Тарас, что в последние минуты жизни он будет искать глазами в толпе самое дорогое – отца - и на слова сына «Батько, где ты? Слышишь ли ты?» твердо скажет: «Слышу!»

Во время своей казни наш самоотверженный герой думает не об огне, когда уже лизал его ноги, он кричит своим товарищам, прижатым врагами к лесу, чтобы они шли к реке: там стояли лодки, на которых можно было отступить.

Рефлексия.( На карточках со словами «Тарас Бульба» написать одно предложение или прилагательное, что вас поразило в главном герое.)

VII. Заключительное слово учителя:

Герои не погибают - они обретают бессмертие, т.к. “не погибнет ни одно великодушное дело”.. Об этом - последние слова Тараса Бульбы. В этой вере в бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало. Именно поэтому Н.В. Гоголь заканчивает повесть так: «Козаки … говорили про своего атамана».

Почти пятьсот лет прошло с тех времен, какие изображены в повести Гоголя. Далеки от нас и гоголевские запорожцы, умирающие за святую Русь и православную веру. Но, читая повесть Гоголя, мы гордимся нашими предками. А горячая, пламенная речь Тараса продолжает жить и оборачивается замечательными строками в творчестве современных поэтов:



По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирают товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился.

(К.Симонов)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тарас Бульба-народный герой.

Автор: Галиахметова Лилия Нурахметовна

Дата: 19.12.2019

Номер свидетельства: 532827


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства