В игре может участвовать от трех до девяти человек. Ученик, правильно ответивший на вопрос, получает право выбирать следующее задание. За неверный ответ игрок теряет то количество баллов, в которое оценивается данный вопрос. Отвечать может любой из участников, первым поднявший руку или табличку. Если выпадает "Аукцион", каждый из игроков имеет право повысить "цену" вопроса, но она не должна превышать имеющейся на его счету суммы. "Кот в мешке" означает вопрос не по теме и передачу ответа другому игроку. Викторина состоит из трех раундов, в каждом из них участвуют по три человека. Из девяти игроков трое выйдут в финал, в котором определится победитель.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Своя игра по "Сказкам об Италии" М.Горького »
ФИО автора материала: Сазонова Ирина Анатольевна
Место работы (название образовательного учреждения): МБОУ СОШ
п. Леки Краснинского района Липецкой области»
Должность автора: учитель русского языка и литературы
Урок-игра в 8 классе по «Сказкам об Италии» М.Горького.
Цель: расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Горького; познакомить их со «Сказками об Италии»;
Задачи:
1.Образовательные:познакомить учащихся с историей создания цикла «Сказки об Италии»; помочь им понять оригинальность жанра.
2.Развивающие: развитие устной речи, развитие навыков применения на практике полученных знаний.
3.Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству М.Горького, умение объективно оценивать свои знания.
Ход урока.
Слово учителя.
«Сказки об Италии» М.Горький создал, живя в этой стране. Имя его было очень популярно в Италии. Его лубочный портрет встречали в рабочих порталах рядом с портретом Гарибальди.
Свои «Сказки» М.Горький писал по живым впечатлениям. Он жил в Италии на острове Капри в разное время; первым его «итальянским» периодом были 1906 – 1913 годы. В эти годы Горький не мог вернуться на родину, его не отпускала из солнечной Италии болезнь. В этот каприйский период он и создал свой итальянский цикл сказок. С 1911 года сказки печатались в газетах и журналах; первые неполные издания их вышли в 1912 и 1913 годах, целиком же цикл был опубликован в 1915 году.
«А как хорош ансамбль сказок! – писал В.В.Вересаев Горькому 18 сентября 1912 года. – Сколько в них света и солнца – физического и духовного, и как это нужно именно в нынешнее время».
«Жизнь во всем ее объеме, во всей широте и разнообразии,- прекрасна, увлекательна, как процесс вольного и невольного совершенствования людей, она подобна волшебной сказке», - писал Горький летом 1910 года с Капри Э.Филоваровой.
У Горького «сказка» - это, можно сказать, сам предмет изображения: сказка самой жизни, ее идеальное содержание. Художник изображает живое присутствие идеала в реальной жизни, Горький называл себя «собирателем», а о задаче своего творчества в этот период говорил как о задаче «духовного собирания Руси». Автора итальянских новелл можно назвать собирателем идеала.
Повествование ведется в двух планах: конкретном, реальном, близком подчас достоверности факта, и в романтико-символическом плане. Оба плана существуют рядом, иногда изолируясь друг от друга, иногда сливаясь в одной сказке, в одной теме, в одном образе.
Но «Сказки об Италии» - не только плод итальянских впечатлений. Они написаны как бы на фоне мысли о родине, «с русским подтекстом».
Горький поет песню об Италии, но в течение всей своей творческой жизни рассказывает «сказку» о России. В письмах с Капри и в статьях тех лет он говорит о сказочных русских фигурах Толстого и Шаляпина. «…Верю, - писал он И.Шмелеву в марте 1910 года, - в некоторые прирожденные особенности народа, еще не стертые в нем новой его историей, верю в его исключительную талантливость». Это национальное чувство питало общечеловеческий, интернациональный пафос итальянского цикла.
Разбудить энергию своего народа, поднять в нем чувство собственного достоинства, «привить ощущение радости бытия» считал писатель задачей литературы.
Оформление класса. Портрет М.Горького.
Эпиграф:
«А как хорош ансамбль сказок! Сколько в них света и солнца – физического и духовного, и как это нужно именно в нынешнее время».
В. Вересаев
«Жизнь во всем ее объеме, во всей широте и разнообразии,- прекрасна, увлекательна, как процесс вольного и невольного совершенствования людей, она подобна волшебной сказке».
М.Горький
3. Своя игра.
I раунд
Темы первого раунда
1.Сердце
10
20
30
40
50
2.Матери
10
20
30
40
50
3.Одежда
10
20
30
40
50
4.Город
10
20
30
40
50
5.Имена
10
20
30
40
50
1.Сердце.
10 баллов. «Доктор сказал, что она умерла от разрыва сердца». О ком идет речь? (О Нунче.)
20 баллов. Почему Марианна убила себя, вонзивнож в сердце? (Осталась со своим сыном, сделав для родины все, что смогла.)
30 баллов. Кто из матерей предложил дочери испытать, «чье сердце сильнее»? (Нунча.)
40 баллов. «Она дышала на нас жарким дыханием, от него замирало сердце, голова становилась тяжелой и болели кости». О чем идет речь? (О земле во время строительства Симплонского туннеля.)
50 баллов. У кого «сердце было закрыто для сострадания 30 лет»? (У Тимура.)
2.Матери.
10 баллов. О ком, по мнению Горького, можно рассказывать бесконечно? (О матерях.)
20 баллов. Как поступила со своим сыном мать изменника? (Убила его ножом в сердце.)
30 баллов. Как звали женщину-мать, которая бежала быстрее своей дочери? (Нунча.)
40 баллов. Сколько лет искала своего сына мать, пришедшая к Тимуру? (4 года.)
50 баллов. Аукцион. Сердце какой матери Горький сравнивает с весами? Почему?
(Сердце Марианны. Любовь к сыну на одной чаше, любовь к городу – на другой.)
3.Одежда.
10 баллов. «…пестрые лохмотья болтаются на узеньких плечах, и в бесчисленные
дыры выглядывает кожа, темная от солнца и грязи». (Пепе.)
20 баллов. «Женщина, с головой закутанная в черный плащ». (Марианна.)
30 баллов. «На нем широкая одежда из шелка небесного цвета. Ее осыпают зерна
жемчуга – не больше пяти тысяч крупных зерен». Кто это? (Тимур.)
40 баллов. Какая из женщин умела одеться так, что ее красота выигрывала? (Нунча.)
50 баллов. «Эта довольно зловещая группа людей в треуголках, коротеньких
плащах, с красными, как две струи крови, лампасами на брюках». О каких
людях идет речь? (О карабинерах.)
4.Город.
10 баллов. Город, где забастовали служащие трамвая? (Неаполь.)
20 баллов. Рабочие какого города отправили детей, начавших хворать от
Голода, в Геную? (Генуи.)
30 баллов. Аукцион. «Завтра я возьму этот проклятый город». О каком городе идет
речь? (О городе, где родился изменник.)
40 баллов. В каком городе детей встречали члены муниципалитета со знаменами и
гимном Гарибальди? (В Генуе.)
50 баллов. Почему Марианне открыли ворота и выпустили ее из города? (Она
была матерью изменника.)
5.Имена.
10 баллов. У какого мальчика не было даже приличных брюк? (У Пепе.)
20 баллов. Как звали мать изменника? (Марианна.)
30 баллов. К кому мать решила обратиться за помощью в поисках сына?
(К Тимуру.)
40 баллов. Кого Горький называет страшным человеком? Почему? ( Тамерлана.)
50 баллов. Назовите имя человека, получившего медаль за строительство
Симплонского туннеля. (Паоло.)
II раунд
Темы второго раунда
1.Цифры.
20
40
60
80
100
2.Досопримечательности.
20
40
60
80
100
3.Звери.
20
40
60
80
100
4. Драгоценности.
20
40
60
80
100
5.Деньги.
20
40
60
80
100
1.Цифры.
20 баллов. Сколько лет Пепе? (10 лет.)
40 баллов. Сколько лет Тимур ни разу не улыбнулся? Почему? (30 лет.)
60 баллов. Повелителем скольких стран света был Тимур? (Трех.)
80 баллов. В каком возрасте Нунча осталась вдовой? (В 23 года.)
100 баллов. Кот в мешке. Как звали изменника? (У него нет имени.)
2.Достопримечательности.
.
20 баллов. Аукцион. Женщина-красавица, которая была гордостью квартала святого
Якова. (Нунча.)
40 баллов. Статуя какого великого человека была установлена в Генуе?
(Колумба.) Почему? (Он там родился.)
60 баллов. Частью какой достопримечательности были мраморные дети? (Фонтана.)
80 баллов. В честь какой достопримечательности квартала носил имя святого
Якова? (Церкви.)
100 баллов. Кто из великих писателей любил отдыхать в квартале святого
Якова? (Боккачио.)
3.Звери.
20 баллов. Кто из героев сказок был «быстрый, как ящерица»? (Пепе.)
40 баллов. Кого Горький называет «хромым барсом»? (Тимура.)
60 баллов. Аукцион. «…завертелась Нунча, извиваясь, как змея, - глубоко понимала
она этот танец страсти…» Как назывался этот танец? (Тарантелла.)
80 баллов. Кто считает, что звери «любят сильнее, борются упорнее, чем люди»?
(Тимур.)
100 баллов. Кто напоминает в начале сказки «стаю волков, окруженных собаками»?
(Забастовщики.)
4. Драгоценности.
20 баллов. Кот в мешке. Что сделали забастовщики, чтобы победить? (Легли на
рельсы.)
40 баллов. Чьи «глаза узкие, но видят все, и блеск их подобен холодному блеску
царамута, любимого камня арабов»? (Тимура.)
60 баллов. На чьей голове была «белая шапка с рубином на острой верхушке»?
(Тимура.)
80 баллов. Чье оружие было в драгоценных камнях? (Изменника.)
100 баллов. У кого из героев «Сказок об Италии» был «золотой перстень с камеей»,
Золотой с двумя рубинами жетон и опал в галстуке? (У Горбуна.)
5.Деньги.
20 баллов. Почему Пепе не смог заработать, хотя нужно было отнести корзину яблок,
чтобы получить деньги?
рельсы.)
40 баллов. Кто дал Пепе франк, хотя мальчик испортил его брюки? (Американец.)
60 баллов. Чей пояс стоил 25 аскеров, хотя он, по мнению поэта Кермани, не стоил ни
гроша? (Тимура.)
80 баллов. «Когда же у нее не хватало денег, чтобы платить за труд, она платила
смехом, песнями». О какой героине «Сказок об Италии идет речь? (О Нунче.)
100 баллов. Какой способ зарабатывания денег подсказали соседи матери урода?
(«Посади его на площадь у старой церкви! – советовали ей соседи. – Там
ходят иностранцы, они не откажутся бросить ему несколько медных монет каждый
день».)Последовала ли мать этому совету? (Нет.) Почему?
Финал.
В качестве эпиграфа к «Сказкам об Италии»Горький взял следующие слова: «Нет
сказок лучше тех, которые создает сама жизнь». Чьи это слова? (Андерсена.)
4. Подведение итогов. Награждение победителей.
Описание игры.
В игре может участвовать от трёх до девяти человек. Ученик, правильно ответивший на вопрос, получает право выбирать следующее задание. За неверный ответ игрок теряет то количество баллов, в которое оценивается данный вопрос. Отвечать может любой из участников, первым поднявший руку или табличку. Если выпадает «Аукцион», каждый из игроков имеет право увеличить «цену» вопроса, но она не должна превышать имеющейся на его счету суммы. «Кот в мешке» означает вопрос не по теме и передачу ответа другому игроку. Викторина состоит из трёх раундов, в каждом из них участвуют три человека. Из девяти игроков трое выйдут в финал, в котором определится победитель. В том случае, если участники не дадут правильного ответа на вопрос, к игре можно привлечь зрителей, среди которых определяется лучший, ему также можно разрешить участвовать в финале.