"Свои и чужие" (урок внеклассного чтения по рассказам Н.Тэффи «Свои и чужие» и К. Паустовского «Телеграмма»)
"Свои и чужие" (урок внеклассного чтения по рассказам Н.Тэффи «Свои и чужие» и К. Паустовского «Телеграмма»)
Урок литературы на тему: « Свои и чужие» в 9 классе
(по произведениям Н.Тэффи «Свои и чужие» и К.Г. Паустовского «Телеграмма»)
Цель: аналитическая работа с текстом.
Задачи:
на основе чтения и анализа текстов приблизиться к пониманию авторами взаимоотношений между людьми, понять авторскую жизненную позицию и определить свою;
поддержать инициативу и творчество учеников, способствовать их познавательной активности;
способствовать стремлению совершать добрые поступки, радовать родных и близких людей, быть ответственными за принятие решений нравственного характера.
Тип урока: комбинированный.
Форма: внеклассное чтение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Свои и чужие" (урок внеклассного чтения по рассказам Н.Тэффи «Свои и чужие» и К. Паустовского «Телеграмма») »
Урок литературы на тему: « Свои и чужие» в 9 классе
(по произведениям Н.Тэффи «Свои и чужие» и К.Г. Паустовского «Телеграмма»)
Цель: аналитическая работа с текстом.
Задачи:
на основе чтения и анализа текстов приблизиться к пониманию авторами взаимоотношений между людьми, понять авторскую жизненную позицию и определить свою;
поддержать инициативу и творчество учеников, способствовать их познавательной активности;
способствовать стремлению совершать добрые поступки, радовать родных и близких людей, быть ответственными за принятие решений нравственного характера.
Тип урока: комбинированный.
Форма: внеклассное чтение.
Оборудование: ИКТ, презентация, видеоинтервью, плакат с изображением раскрытых ладоней.
Инсценированное чтение рассказа Тэффи «Свои и чужие».
Приложение 1
Слово учителя.
Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору стал рассказ замечательной русской писательницы начала 20 века Н.Лохвицкой, в литературе именуемой Тэффи. Её проза поражает своей точностью, остроумием, наблюдательностью и чудесной насмешливостью. ( Справка о писательнице и рассказе, слайд)
Итак, кто же они, «свои» и «чужие», повествование о которых пронизано горьким, печальным юмором Тэффи. И почему те, кому предназначено быть ближе и роднее, становятся подчас холодными и эгоистичными, чёрствыми и равнодушными? А совершенно чужие люди оказываются гораздо человечнее…
Давайте определимся, кто для вас «свои» и «чужие». На бумажных ладошках, лежащих на столах, запишите по 1-2 слова. (Ладошки прикрепляются на размещенном плакате, внутри изображенных ладоней, записи озвучиваются)
Определившись в понимании «своих» и «чужих», попытаемся постичь трудности их взаимоотношений. В этом нам помогут группы «литераторов», «психологов» и «социологов», которые работали во взаимодействии.
Какие исследования провели «социологи»? Попросим их поделиться.
Презентация «социологов».
«Социологи» рассказывают о результатах проведенного в школе соцопроса, связанного со взаимоотношениями между чужими и близкими, демонстрируют диаграммы, видеоинтервью, в котором корреспондент задает прохожим один вопрос: «Почему мы порой к чужим относимся лучше, чем к своим?» Делают свои выводы.
Приложение 2.
Выступление «психологов».
Изучив результаты соцопроса и видеонаблюдения, «психологи» пришли к следующим выводам. Каждый человек на различном уровне играет ту или иную роль. Близкие люди принимают нас такими, каковы мы есть, и любят нас со всеми нашими достоинствами и недостаками, потому, осознавая это, в общении с ними мы не всегда бываем корректны. Для посторонних наша сущность во многом скрыта. Перед ними мы вынуждены постоянно самоутверждаться, самовыражаться, стараемся вести себя так, чтобы нас « по достоинству» оценили. Поэтому один и тот же человек в схожих обстоятельствах добр и терпелив по отношению к «чужим» и совершенно нетерпим к «своим».
V.Слово «литераторов»
Поднятая проблема, связанная со взаимоотношениями «своих» и «чужих», рассматривается во многих произведениях различных авторов. Показательным является рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма» (справка об авторе и произведении, слайд).
Приложение 3.
VI. Беседа с учащимися по произведению К.Г.Паустовского «Телеграмма»
Вопросы к рассказу.
С чего начинается рассказ? Какая картина представляется?
На какую тональность повествования настраивает автор?
Душевное состояние обитательницы дома?
Роль эпизода встречи с кленом?
Детали в рассказе (портрет, пейзаж).
Метафоры, повторы.
Что узнаём о Насте, её отношении к своим, чужим?
Отношение матери к Насте? Есть ли хоть один отрицательный отзыв о ней? Откуда же берётся наша неприязнь?
Настю называли «Сольвейг – солнечный луч», была ли она им для чужих, для своих? Верите ли вы в её бескорыстие?
Сопоставьте описание жилищ матери и скульптора Тимофеева, случаен ли этот параллелизм? Кому из героев нужна помощь?
Поведение Насти во время получения телеграммы? Почему эта сцена введена именно на празднике? Почему письмо читается вдали от всех? Что пробудило сознание Насти?
Кто же оказался ближе Катерине Ивановне?
Почему же чужие так чутки к ней?
Роль образа молодой учительницы?
Наиболее яркая сцена рассказа?
Что потрясло в рассказе? О чём думалось после прочтения?
Смысл заглавия? В чём подтекст заголовка? Почему в рассказе говорится о двух телеграммах, настоящей и фиктивной?
За что вы осудили героиню? Всегда ли сами внимательны к близким?
В чём смысл истинного и ложного милосердия?
Почему сегодня так остро стоит вопрос об отношении к «своим» и «чужим»?
С каким созвучным произведением нас познакомят «литераторы»?
Чтение стихотворения А.Дементьева
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
«Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.
Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать – старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли,
Вот, поди же, всех вас собери».
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети, срочно, только очень срочно
Приезжайте: заболела мать!»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко,
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь.
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте, у кого есть мамы,
Приезжайте к ним без телеграмм!
VII. Выводы.
Как часто о любви и благодарности своим близким мы говорим несвоевременно. Человек не застрахован от ошибок. Но пусть слова прощения за эти ошибки будут произнесены вовремя, а не тогда, когда это, к сожалению, поздно. Любите тех, кто вам дорог, кем бы они ни были: родители, друзья, соседи (каждый из нас определил круг «своих»), радуйте их вниманием. Ежедневно, ежечасно, ежеминутно испытывайте потребность совершать ради них самые добрые поступки. Не скупитесь на тепло и доброту, не жалейте своей души. А главное – будьте ответственны за принятие своих решений нравственного характера. Помните, что все отношения со «своими» и «чужими», вся наша жизнь – в наших руках.