kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Светлая печаль рассказа В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: в процессе работы над содержанием астафьевского произведения обозначить его проблемы; подвести учащихся к пониманию жизненных уро­ков, извлеченных героем из данной истории.

Теперь-то я знаю: самые счастливые игры — недоигранные, самая чистая любовь — недолюбленная, самые лучшие песни — недопетые... И все-таки грустно, очень грустно и жаль чего-то.

В.П. Астафьев

Ход урока

Слово учителя

В.П. Астафьев всегда пишет о том, что ему близко и понят­но. Потому его творчеством интересуются самые разные чита­тели: от детей до ветеранов Великой Отечественной войны. Писатель-фронтовик, автор известнейших произведений о вой­не, никогда не забывает о «далекой и близкой сказке» своего деревенского детства.

Став взрослым, человек начинает понимать, что ... «самые счастливые игры — недоигранные, самая чистая любовь — не­долюбленная, самые лучшие песни — недопетые», что самый глубокий след оставляют уроки, которые он получает в детстве.

Какие уроки извлек автор из истории, рассказанной в «Коне с розовой гривой»? Обратимся к содержанию рассказа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Светлая печаль рассказа В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой" »

СВЕТЛАЯ ПЕЧАЛЬ РАССКАЗА В.П. АСТАФЬЕВА «КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ»

Цели: в процессе работы над содержанием астафьевского произведения обозначить его проблемы; подвести учащихся к пониманию жизненных уро­ков, извлеченных героем из данной истории.

Теперь-то я знаю: самые счастливые игры — недоигранные, самая чистая любовь — недолюбленная, самые лучшие песни — недопетые... И все-таки грустно, очень грустно и жаль чего-то.

В.П. Астафьев

Ход урока

Слово учителя

В.П. Астафьев всегда пишет о том, что ему близко и понят­но. Потому его творчеством интересуются самые разные чита­тели: от детей до ветеранов Великой Отечественной войны. Писатель-фронтовик, автор известнейших произведений о вой­не, никогда не забывает о «далекой и близкой сказке» своего деревенского детства.

Став взрослым, человек начинает понимать, что ... «самые счастливые игры — недоигранные, самая чистая любовь — не­долюбленная, самые лучшие песни — недопетые», что самый глубокий след оставляют уроки, которые он получает в детстве.

Какие уроки извлек автор из истории, рассказанной в «Коне с розовой гривой»? Обратимся к содержанию рассказа.

 

Беседа

Учитель. Где и когда происходят события в рассказе?

(Действие рассказа происходит в конце 20-х годов в одном из сел Красноярского края на берегу Енисея.)

Учитель. С какой целью отправился герой рассказа в лес «по землянику»?

(Бабушка пообещала продать в городе собранные мальчиком ягоды и купить ему пряник конем.)

Учитель. Что было предметом мечтаний всех деревенских малышей?

(Все деревенские дети мечтали о прянике в виде коня: Юн белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розо­вый, глаза розовые, копыта тоже розовые».)

Учитель.  Почему?

(В бедной крестьянской жизни белый конь с розовой гривой, купленный в городском магазине, воплощал в себе красивую, сы­тую жизнь, о которой дети могли только мечтать.)

Учитель. Расскажите о семье Левонтия.

(Бывший моряк Левонтий работал на бадогах. Когда он прино­сил домой полученные деньги, в его бедном доме, «где были одни ре­бятишки, начинался пир горой*. После выпитого Левонтий «зада­вал один и тот оке вопрос: «Что оке такое жисть?!» и начинал буянить. Тетка Васеня — жена Левонтия — была вечно забитой,загнанной. Однако «когда дети были сыты, не дрались и ничего не ис­требляли, можно было слышать, как в разбитые окна, в распахнутые двери выплескивался дружный хор».)

Учитель. Что привлекало героя в «боевом семействе» дяди Ле­вонтия?

(Мальчик любил Левонтия за широту его натуры. Дядя Левонтий жалел сироту, окружал его «редкостным вниманием» ... «.та­кая доброта охватывала людей, что все-все высыпалось и выва­ливалось на стол, и все наперебой угощали меня, ... а потом затягивали песню, и слезы лились рекой...».)

Учитель. «С орлами дяди Левонтия и отправился я по зем­лянику, чтобы трудом своим заработать пряник». Расскажите о дне, проведенном героем в компании левонтьевских ребя­тишек.

(Учащиеся представляют подготовленный дома рассказ.)

Учитель. Из всей левонтьевской детворы особо выделен Сань­ка. Охарактеризуйте его.

(«Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми гла­зами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Он был инициатором всех неблаговидных дел, но вместе с тем обладал смелостью и решительностью характера.)

Учитель. Именно Санька спровоцировал героя съесть собран­ные для продажи ягоды. Как это произошло?

(«... Санька назвал меня поганым словом»; «Скажи уж лучше — боишься ее (бабушки) и еще жадный!» «...Чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться», герой рассказа «вытряхнул ягоды на траву: — Вот! Ешьте вместе со мной!»)

Учитель. Что заставило пойти мальчика на обман?

(С подачи Саньки, из-за боязни ответить за свой проступок герой натолкал в туесок травы, а сверху положил ягод.)

Учитель. Один обман тянет за собой другой. Подтвердите ска­занное примером из текста.

(Санька грозился рассказать все бабушке и заставил героя пе­ретаскать все калачи из кладовой.)

Учитель. Расскажите о душевном состоянии мальчика.

(Герой рассказа терзался всю ночь и хотел обо всем расска­зать бабушке, но она утром рано ушла из дома. «Вот как хо­рошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чем не думай. А те­перь что?» Мальчик очень переживал о содеянном и каялся в нем.)

Учитель. Почему бабушка, несмотря на обман, все-таки купи­ла внуку пряник?

(Она любила и жалела мальчика, понимала, что всякий может ошибиться, что в этой ситуации не обошлось без влияния левонтьевской детворы. Катерина Петровна, купив пряник, застави­ла мальчика осознать свою вину еще в большей степени.)

Учитель. Какие жизненные уроки извлек герой из данной ис­тории?

(Он осознал, что обманывать нельзя: «Надо было двигаться к столу, садиться, глядеть на людей. Ах ты господи! Да чтоб я еще хоть раз сплутовал!»

«Сколько лет прошло с тех пор! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки,1 нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к за­кату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».)

Учитель. Какие уроки из прочитанного извлекли вы?

Выводы. Обман, жульничество — из разряда человеческих пороков. Воспоминания о них светлыми не назовешь. Однако рассказ «Конь с розовой гривой» оставляет радостный след в душе читателей. Почему?

Во-первых, герой осознал свой проступок, глубоко пережил его.

Во-вторых, бабушка понимала, что* ожидание наказания страшнее самого наказания.

В-третьих, мечта о бело-розовом прянике символизирует мечту о самом детстве, светлом и печальном одновременно.


Домашнее задание: Написать сочинение «Какие уроки из рассказа В. П. Аста­фьева «Конь с розовой гривой» я извлек».


Используемая литература:

1. Критарова Ж.Н., Самойлова Е.А. «Конспекты уроков для учителя литературы: : кл.: Пособие для учителя». – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003 – 224 с. – (Конспекты уроков)

ISBN 5-691-00838-2.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Светлая печаль рассказа В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Автор: Козинцев Алексей Викторович

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 102880


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства