Светлая печаль рассказа В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Светлая печаль рассказа В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Цели: в процессе работы над содержанием астафьевского произведения обозначить его проблемы; подвести учащихся к пониманию жизненных уроков, извлеченных героем из данной истории.
Теперь-то я знаю: самые счастливые игры — недоигранные, самая чистая любовь — недолюбленная, самые лучшие песни — недопетые... И все-таки грустно, очень грустно и жаль чего-то.
В.П. Астафьев
Ход урока
Слово учителя
В.П. Астафьев всегда пишет о том, что ему близко и понятно. Потому его творчеством интересуются самые разные читатели: от детей до ветеранов Великой Отечественной войны. Писатель-фронтовик, автор известнейших произведений о войне, никогда не забывает о «далекой и близкой сказке» своего деревенского детства.
Став взрослым, человек начинает понимать, что ... «самые счастливые игры — недоигранные, самая чистая любовь — недолюбленная, самые лучшие песни — недопетые», что самый глубокий след оставляют уроки, которые он получает в детстве.
Какие уроки извлек автор из истории, рассказанной в «Коне с розовой гривой»? Обратимся к содержанию рассказа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Светлая печаль рассказа В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой" »
СВЕТЛАЯ ПЕЧАЛЬ РАССКАЗА В.П. АСТАФЬЕВА «КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ»
Цели: в процессе работы над содержанием астафьевского произведения обозначить его проблемы; подвести учащихся к пониманию жизненных уроков, извлеченных героем из данной истории.
Теперь-то я знаю: самые счастливые игры — недоигранные, самая чистая любовь — недолюбленная, самые лучшие песни — недопетые... И все-таки грустно, очень грустно и жаль чего-то.
В.П. Астафьев
Ход урока
Слово учителя
В.П. Астафьев всегда пишет о том, что ему близко и понятно. Потому его творчеством интересуются самые разные читатели: от детей до ветеранов Великой Отечественной войны. Писатель-фронтовик, автор известнейших произведений о войне, никогда не забывает о «далекой и близкой сказке» своего деревенского детства.
Став взрослым, человек начинает понимать, что ... «самые счастливые игры — недоигранные, самая чистая любовь — недолюбленная, самые лучшие песни — недопетые», что самый глубокий след оставляют уроки, которые он получает в детстве.
Какие уроки извлек автор из истории, рассказанной в «Коне с розовой гривой»? Обратимся к содержанию рассказа.
Беседа
Учитель. Где и когда происходят события в рассказе?
(Действие рассказа происходит в конце 20-х годов в одном из сел Красноярского края на берегу Енисея.)
Учитель. С какой целью отправился герой рассказа в лес «по землянику»?
(Бабушка пообещала продать в городе собранные мальчиком ягоды и купить ему пряник конем.)
Учитель. Что было предметом мечтаний всех деревенских малышей?
(Все деревенские дети мечтали о прянике в виде коня: Юн белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые».)
Учитель. Почему?
(В бедной крестьянской жизни белый конь с розовой гривой, купленный в городском магазине, воплощал в себе красивую, сытую жизнь, о которой дети могли только мечтать.)
Учитель. Расскажите о семье Левонтия.
(Бывший моряк Левонтий работал на бадогах. Когда он приносил домой полученные деньги, в его бедном доме, «где были одни ребятишки, начинался пир горой*. После выпитого Левонтий «задавал один и тот оке вопрос: «Что оке такое жисть?!» и начинал буянить. Тетка Васеня — жена Левонтия — была вечно забитой,загнанной. Однако «когда дети были сыты, не дрались и ничего не истребляли, можно было слышать, как в разбитые окна, в распахнутые двери выплескивался дружный хор».)
Учитель. Что привлекало героя в «боевом семействе» дяди Левонтия?
(Мальчик любил Левонтия за широту его натуры. Дядя Левонтий жалел сироту, окружал его «редкостным вниманием» ... «.такая доброта охватывала людей, что все-все высыпалось и вываливалось на стол, и все наперебой угощали меня, ... а потом затягивали песню, и слезы лились рекой...».)
Учитель. «С орлами дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник». Расскажите о дне, проведенном героем в компании левонтьевских ребятишек.
(Учащиеся представляют подготовленный дома рассказ.)
Учитель. Из всей левонтьевской детворы особо выделен Санька. Охарактеризуйте его.
(«Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Он был инициатором всех неблаговидных дел, но вместе с тем обладал смелостью и решительностью характера.)
Учитель. Именно Санька спровоцировал героя съесть собранные для продажи ягоды. Как это произошло?
(«... Санька назвал меня поганым словом»; «Скажи уж лучше — боишься ее (бабушки) и еще жадный!» «...Чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться», герой рассказа «вытряхнул ягоды на траву: — Вот! Ешьте вместе со мной!»)
Учитель. Что заставило пойти мальчика на обман?
(С подачи Саньки, из-за боязни ответить за свой проступок герой натолкал в туесок травы, а сверху положил ягод.)
Учитель. Один обман тянет за собой другой. Подтвердите сказанное примером из текста.
(Санька грозился рассказать все бабушке и заставил героя перетаскать все калачи из кладовой.)
Учитель. Расскажите о душевном состоянии мальчика.
(Герой рассказа терзался всю ночь и хотел обо всем рассказать бабушке, но она утром рано ушла из дома. «Вот как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чем не думай. А теперь что?» Мальчик очень переживал о содеянном и каялся в нем.)
Учитель. Почему бабушка, несмотря на обман, все-таки купила внуку пряник?
(Она любила и жалела мальчика, понимала, что всякий может ошибиться, что в этой ситуации не обошлось без влияния левонтьевской детворы. Катерина Петровна, купив пряник, заставила мальчика осознать свою вину еще в большей степени.)
Учитель. Какие жизненные уроки извлек герой из данной истории?
(Он осознал, что обманывать нельзя: «Надо было двигаться к столу, садиться, глядеть на людей. Ах ты господи! Да чтоб я еще хоть раз сплутовал!»
«Сколько лет прошло с тех пор! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки,1 нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».)
Учитель. Какие уроки из прочитанного извлекли вы?
Выводы. Обман, жульничество — из разряда человеческих пороков. Воспоминания о них светлыми не назовешь. Однако рассказ «Конь с розовой гривой» оставляет радостный след в душе читателей. Почему?
Во-первых, герой осознал свой проступок, глубоко пережил его.
Во-вторых, бабушка понимала, что* ожидание наказания страшнее самого наказания.
В-третьих, мечта о бело-розовом прянике символизирует мечту о самом детстве, светлом и печальном одновременно.
Домашнее задание: Написать сочинение «Какие уроки из рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» я извлек».
Используемая литература:
1. Критарова Ж.Н., Самойлова Е.А. «Конспекты уроков для учителя литературы: : кл.: Пособие для учителя». – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003 – 224 с. – (Конспекты уроков)