Просмотр содержимого документа
«Свидетельство о публикации»
Тема урока: «Уметь любить человека» (по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)
Цель деятельности: создавать условия анализа рассказа Платонова «Юшка»; расширять понятия «характеристика литературного героя»; помочь выявить нравственные законы, определяющие отношения человека с человеком
Планируемые результаты:
Предметные: формировать навыки вдумчивого чтения художественного произведения.
развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, умения подбирать материал, пользуясь текстом; умения находить художественные средства в тексте;
личностные: развивать умения давать адекватную оценку собственной деятельности, осознавать границы собственного знания и незнания;
познавательные: развивать умения структурировать знания и осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, читать и слушать, извлекать нужную информацию, делать выводы;
регулятивные: развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать собственные действия;
коммуникативные: развивать умения формулировать собственное мнение, позицию.
Оборудование: карточки, презентация, творческие работы учащихся, литературная энциклопедия, словари.
Ход урока
- Сначала я хотела бы обратиться ко всем: - Поднимите руку, кого из Вас хоть раз кто-то сильно обидел? - Поднимите руку, кто из Вас хоть раз, вольно или невольно, обидел другого человека?- -
-А что переживается сильнее?
II. Актуализация опорных знаний- Почему же мы обижаем друг друга? Почему больнее своя обида? Чего недостает людям? (Любви, доброты, понимания, милосердия, сострадания.
Вот об этом мы сегодня и поговорим, обратившись к рассказу замечательного писателя Андрея Платоновича Платонова
Тема нашего урока: «Уметь любить человека» (по рассказу А.П.Платонова «Юшка») слайд(запишите на рабочих листах) -слайд-1, 2
-Обратите внимание, как связались слова – понятия между собой: продолжите
«Если ты человек, ты должен (уметь любить); «Чтобы уметь любить, ты должен быть (Человеком) «Если ты умеешь любить, ты (Человек) слайд - 3
III. Целеполагание - Попробуйте теперь сами сформулировать цель нашего урока, на какие вопросы мы должны будем найти ответ?
- Что значит быть человеком?- В чём сущность человека, его назначение?- Что значит любить человека?Слайд - 4
Ответы на поставленные вопросы мы попробуем найти в рассказе А.П.Платонова «Юшка», но для этого нам нужно будет всмотреться в каждую его строчку.
IV. Актуализация новых знаний. Умение работать по тексту, выбор ответа на поставленный ответ 1.Как вы думаете, ребята,почему рассказ назван именно так?(Рассказ назван по имени его главного героя - Юшки. Значит, герой рассказа А.П.Платонова был дорог автору) слайд-4
- Попробуем взглянуть на героя глазами тех, кто живёт рядом с ним. Предлагаю вам шапку вопросов: 1. Кто такой был Юшка? Юшка был «старый на вид человек. Работал подручным помощником у главного кузнеца. Он носил кузнецу воду, песок, уголь; раздувал мехом горн, … делал всякую другую работу, которую надо было делать».
2 . Какая внешность была у Юшки? Зачитайте его портрет. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы».
3. В какой одежде он ходил??«Одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой; зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару».
4.Где Юшка жил и чем питался?«Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар... У Юшки были свои: он их должен покупать на свое жалованье - 7 рублей и 60 копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, а пил воду...»
5. Как Юшка работал?Он работал с утра до ночи. «Утром он шел в кузницу. А вечером шел обратно на ночлег. Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон Юшка уж спать пошел».
Молодцы! У нас получился литературный портрет героя.
- А сейчас охарактеризуйте Юшку одним определением (каждый в группе по одному определению)СлабыйЖалкийНеказистыйТихийСкромный НевзрачныйНезаметныйКроткий«ветхий»
Словарная работа:Выясним лексическое значение слов: юрод и блаженный. Блаженный - 1.В высшей степени счастливый. 2. Не совсем нормальный.3.То же, что святой
Это отрицательные черты характера, которые иногда присущи и вам, нужно постараться избавиться от них.
Юродивый - безумный, божевольный, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. (Из словаря В.И.Даля).
Юрод – блаженный человек – аскет, обладавший, по мнению верующих, даром прорицания
- Какое впечатление производит на вас Юшка? Какие чувства должен бы вызывать?(сочувствие и сострадание у тех, кто находится рядом).
- А что же происходит на самом деле?
Поработаем в группах) и поразмышляем над образом Юшки.
1 группа отвечает на вопрос: “Каково отношение к Юшке детей?»
2 группа отвечает на вопрос: “Каково отношение взрослых к Юшке?”
3 группа отвечает на вопрос: “Каково отношение Юшки к людям?” диалог дочери кузнеца Даши и Юшки)
4 группа «Встреча Юшки с «весёлым прохожим».
1). Отношение детей к Юшке. (I группа)- Как относились дети к Юшке? «…ветки, камешки, сор …бросали в Юшку», «…удивлялись, что живой, а не серчает…»,«…хотели, чтобы отозвался злом и развеселил их…».«…радовались, что можно делать, что хочешь…»
- Почему они «удивлялись, что он живой»?- Что значит для них «живой»? (должен «серчать»!)( « Дети удивлялись, что он живой, а сам не серчает на них», « …пусть он лучше злится, раз он и вправду живёт на свете»).
- Почему они добивались того, чтобы он погнался за ними?(«…им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними»).
- Что доставляло им удовольствие?(«…чтоб отозвался им злом и развеселил их…», «…они радовались тому, что с ним можно было делать, что хочешь, а он им ничего не делает»).
- Так почему же дети стали такими же жестокими?
Вывод: Отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Дети ждут естественной реакции в подобной ситуации ( «как все большие делают») - зла в ответ на зло. Зло для детей – источник радости и веселья; им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злобой и развеселил их». Игра. К тому же дети повторяют поступки взрослых…
2). Как относятся к герою взрослые? (II группа). - Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? - Чем объясняет автор их поведение?«…злое горе или обида…»,«…сердце наполняется лютой яростью…» «…Что ты блажной, непохожий ходишь тут? Что ты думаешь такое особенное?»
«От кротости Юшки взрослый приходил в ожесточение.»,«Бил…и в зле забывал на время свое горе»(В процессе подготовки к уроку учащиеся должны уметь определить позицию автора и передать ее, используя слова из текста: «…бывало злое горе или обида; или они были пьяными…», «…сердца наполнялись лютой яростью»).
- Что ставили Юшке в упрёк?(«…живи, как я живу…», «…говори, будешь так жить, как надо?»).(Юшка раздражает их своей непохожестью, своей кротостью: «От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время своё горе»).
Вывод: Взрослые же бьют Юшку из-за его непохожести на других. Свое зло вымещают на Юшке. В отличие от детей делают это сознательно. Зло в природе людей.
-Что объединило взрослых и детей? (ЗЛО)
3). Юшка—Люди (III группа) - Как относится Юшка к людям? «Ничего не отвечал, не обижался на них»,«…Не закрывал своего лица» «Вы, должно быть, любите меня?».«Юшка тоже радовался. Он верил, что дети любят его, только они не умеют любить человека…и поэтому терзают его» «Меня, Даша, народ любит! Он меня без понятия любит! Сердце в людях бывает слепое»
- Но почему Юшка всех прощал, всегда кротко переносил побои и никогда не возражал своим мучителям? Он живёт по законам божьим, следует христианской заповеди в ответ на удар подставит свою щёку. - Он был уверен, что народ его любит.
Вспомним слова Юшки, обращённые к девочке Даше.- «Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое», - говорил Юшка.
Значит, причина зла – СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ «Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.
- Юшка говорит, люди забыли, не понимают, что такое любовь. Как вы думаете, почему это произошло?(Какие у них ценности? (для них главное в жизни – не любовь, а сытая жизнь.)
- Что в рассказе символизирует сытую жизнь?(Сытую жизнь символизирует чай с сахаром, так как взрослые пугают детей, когда те не слушаются: «И чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду»; чай пить пошел «веселый прохожий», можно предположить, тоже с сахаром, после того, как убил Юшку.)
Вывод: Юшка искренне считает, что люди не злые по природе своей, а поступают так из-за неумения любить.
4). Наблюдение над деталью.Описывая портрет Юшки, автор подчеркивает слабость героя, его незащищенность и акцентирует внимание на описании глаз: « в них всегда стояла влага, как неостывшие слёзы».
- Почему Платонов особо выделяет глаза Юшки? (Глаза – зеркало души. Что происходит на душе человека, внутри – все отражается в глазах)
- Что же отражается в глазах Юшки? ( Ему больно. В глазах слезы. Плачет душа.)
- Мы сейчас подумаем, что значит это выражение? (Душой мы сострадаем, любим, ненавидим; разумом – мыслим)
- За кого болит душа Юшки?за людей
- А вокруг вы часто встречаете таких людей,кто переживает за людей?А в литературе, в истории человечества? Библия (Иисус Христос)
- Так что же хотели сказать писатели, и в частности А. Платонов? (Нельзя на зло отвечать злом!)
5). « Веселый прохожий» и Юшка» - кульминация рассказа. (IV группа)Но Юшка не Господь Бог, не Иисус Христос. Однажды и он осерчал.
Подберите синонимы к глаголу осерчал –слайд - 6
Рассердился
Разозлился
Разгневался
Возмутился
Вознегодовал
А он «Осерчал» - это по-детски, как любящий дедушка на внука…
Беседа с учащимися:
- Что стало причиной того, что Юшка осерчал?
- Что отвечает Юшка на слова «веселого прохожего»?(«Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…А по надобности все равны»).
- Как вы понимаете слова Юшки?(Все имеют право на жизнь. Она дана нам свыше, и никто не имеет право отнять ее).
-Как называл взрослый человек Юшку?Взрослый же человек называл Юшку «животное такое», «Божье чучело», «юрод негодный»).
Слов. работа:Выясним лексич. значение слов: юрод и блаженный.Юрод – блаженный человек – аскет, обладавший, по мнению верующих, даром прорицания слайд - 7
Блаженный:1.В высшей степени счастливый. 2. Не совсем нормальный.3.То же, чтосвятой
- За что «весёлый прохожий» убивает Юшку?(«Как ты смеешь меня с собой равнять, юрод негодный!», «хоть бы ты помер, может, веселее бы стало жить без тебя, а то я боюсь соскучиться»). (Скажите, какой смысл вложен в слово «весёлый»? Можно ли было обойтись без него? – дополнительны в-с)
- Был ли прав взрослый человек, называя Юшку юродом?Ученики: Да, прав. У Юшки, как и у юродивых, была некрасивая внешность, старая одежда и изношенная обувь. Он с кротостью сносил издевательства над собой и так же любил тех, кто над ним издевался.Он так же отказывал себе в еде и одежде …
Эвристическая беседа .Юшка умер. Вот так трагически закончилась его жизнь.
- Как стали жить люди без Юшки?«Без Юшки жить людям стало хуже». Почему?(Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство»).
- Посмотрим значение имени главного героя. Что означает слово «юшка»?Юшка- это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Слайд - 8
Юшка - воплощенное добро, утрата его губительна для людей.
- Что же получается? Зачем жил этотчеловек? Зачем мучился? - Ведь у Юшки была какая-то тайна. Какая? Добро, к сожалению, не всегда побеждает в жизни. Но Добро, Любовь не иссякают после смерти человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Юшка живет в докторше.
Вот, оказывается, в чем был смысл жизни для Юшки.
V. Итоги урока. - Нашли ли мы ответы на вопросы, которые задавали себе? Ребята, «Юшка»– последний рассказ Платонова, который он писал, уже будучи тяжело больным. Он подарил его девочке Маше Платоновой. Получилось своеобразное завещание. Обычно люди завещают своим детям материальные ценности. - Вот и мы попробуем оставить своё слово в сегодняшнем разговоре. Напишите, что значит быть человеком (звучит музыка)- слайд-9
Чтение работ
Вывод учителяС обидой очень трудно жить. Она приносит намного больше вреда обиженному человеку, нежели обидчику. Люди часто носят обиду в себе, копят ее, и сами при этом страдают и мучаются. А нужно просто поблагодарить обидчика за боль и простить его, потому что в прощении мудрость, сила и любовь. Завершить наш урок я хотела бы формулой жизни по А.Платонову(стих. Елены Туррка.Читает ученица) слайд - 10
Благодарить? Благодарить... За боль? За боль еще важнее!
Простить обидчика?Простить...
Он слаб и в страхе. Ты сильнее.
Принять скорбящего?
Принять его все скорби и тревоги... Поднять упавшего?
Поднять...Он твой собрат. Один из многих.
Благословить? Благословить... И проклинающих?
Их тоже...Любить жестокий мир?
Любить...Его спасти ЛЮБОВЬ лишь может...
Мне хотелось бы, чтобы эта формула жизни писателя стала и вашей!Спасибо за труд