kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Существенные позиции поэтов футуристов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение наиболее существенных аспектов развития принципов футуристов, освещение наиболее интересных  группировок и направлений футуристов в России

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Существенные позиции поэтов футуристов»

Можайская Е. А.

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Макеевский педагогический колледж»


Существенные позиции поэтов-футуристов

Пожалуй, трудно найти человека читающего, который бы не слышал о таком литературном направлении как футуризм. Многие сразу вспомнят только Владимира Маяковского. Да и творчество этого гения русской литературы во многом, моим сверстникам, непонятно и закрыто. …Желтая кофта, туалетная бумага, Лиля Брик, какие-то «паспартины», «штанины», «звезды-плевочки», трудночитаемые рифмованные строчки… Но ведь этим не исчерпывается творчество самого Маяковского, не говоря уже о поэтах-футуристах, которые не уходили от действительности и не призывали никого уйти от нее. Они стремились создать искусство будущего, пропагандируя не культуру пастушков и пастушек, сельскую идиллию, а хотели воспеть город, урбанизацию людей, индустриализацию промышленности. Они пытались соединить реальность и фантастику, вырабатывая и создавая свой язык, собственные позиции, характерные черты своего литературного направления.

Вопросами русского футуризма как направления в литературе занимались писатели и критики М.Горький, Ю.Тынянов, Т.Бек, М.Аксенова и другие. Они считали, что это «вовремя рожденные ребята,… зовущие к новой жизни» (М.Горький), со своей идеологической платформой и принципами.

Поэтому цель: определение существенных позиций поэтов-футуристов, их стремление «выделиться» из окружающего мира.

Объект: формирование интереса к творчеству футуристов на занятиях литературы.

Предмет: определение наиболее интересных аспектов в развития принципов футуристов, освещение наиболее интересных группировок и направлений футуристов в России.

Футуристы считали, что крушение старого (у Маяковского «старья»), рождение нового искусства неизбежно. Художественное творчество должно стать не подражанием, а продолжением самой природы, которая через волю, стремления человека создаст новый мир, доселе никем не виданный и не изведанный. Поэт может изобретать новые слова, любыми способами и возможностями расширять диапазон русского литературного языка от «самовитого» слова «вне быта и жизненных польз» (В.Хлебников) до слова, отражающего прямое социальное действие, как писал В.Маяковский, «нужного для жизни». Их произведения отличались резкими контрастами трагического и комического, лиризма и бунта, фантастики и газетной злободневности, что приводило к смешению стилей, жанров, которые в произведениях футуристов отличались необычайным единством, приобретали статус новой стилистики.

Свои позиции они подкрепляли издаваемыми декларациями, манифестами, в которых выступали против существующего социального устройства, против культурных традиций и современного искусства. Отвергали Пушкина, Толстого, Достоевского и всю современную литературу, начиная от символистов и кончая М. Горьким, который относился к их творческим «изысканиям» вполне терпимо, считая, что каждый поэт и писатель должен пройти пору становления личности, выработать собственный стиль и кредо.

Это направление претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта (хотя с нигилистическими проявлениями в русской литературе мы уже встречались в сложном романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»). И так уж ли необходим опыт всеобщего отрицания, мы в полной мере не смогли убедиться. Многих не все устраивало в концепции Евгения Базарова. Почему-то возникал вопрос: не приближается ли эпоха Шариковых с их программой: «Взять всё, да и поделить».

Внутри направления параллельно существовали достаточно разнородные, но и в чем-то схожие, группировки. Это:

1.Кубофутуристы(Д.Бурлюков, В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский, Е.Гуро, А.Кручёных и Б.Лившиц);

2.Эгофутуристы  (помимо Игоря Северянина в группу вошли поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский) и другие);

3.«Мезонин поэзии»(В.Шершеневич, Р.Ивнев  (М. Ковалев),  С. Третьяков,  К. Большаков, Б. Лавренев и целый ряд других молодых поэтов);

4.«Центрифуга» (С Бобров, Б.Пастернак, и Н.Асеев, Божидар (Б.Гордеев), Г.Петников, И.Аксенов и другие).

Кубофутуристы шокировали внешним видом, эпатажными выходками, скандальными манифестами и резкими полемическими выпадами против литературных оппонентов. В «Пощечине общественного вкуса» звучали призывы «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода современности».[7,121] В этом манифесте высказывались идеи о путях дальнейшего развития искусства. В чём-то их бравада была чисто внешней, т.к. Хлебников объяснял фразу о Пушкине так: «Будетлянин (от глагола «будет») – это Пушкин в освещении мировой войны, в плаще нового столетия, учащий праву столетия смеяться над Пушкиным XIX века». Публикация была воспринята общественностью отрицательно, как факт безнравственности и дурного вкуса. По мнению В.Хлебникова, слово лишается смыслового значения, приобретая субъективную окраску: «Гласные мы понимаем, как время и пространство (характер устремления), согласные – краска, звук, запах». Все это проявлялось в нарочитой нестыковке фраз, в замене необходимого по смыслу слова противоположным ему по значению.

Эгофутуристы культивировали ощущения, использовали новые иноязычные слова, демонстрировали показное себялюбие («Я гений Игорь-Северянин», «ветропросвист», «стрекот», «в вечернем воздухе – в нём нежных роз духи!», «по волнам озера – как жизнь без роз сера» и т.д.). Представители эгофутуристов издают несколько листовок и манифестов, сформулированных в абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля — реставрация спектра мысли»). Свои стихотворения участники группы называли «поэзы».

История «Мезонин поэзии» - несколько месяцев зимы 1913-1914гг. Если вдуматься в значение слова мезонин – (сразу вспоминается рассказ А.П.Чехова «Дом с мезонином») это надстройка над средней частью дома, почти всегда с балконом, почти всегда имеющая форму многогранника. Это высшая точка, пик, вершина, проявленная именно футуризмом, как думали создатели, даже не выпустившие своего манифеста. В своих произведениях предпочитали смысл логике и науке. В.Шершеневич и Большаков заявляли: «…футуризм - общественное течение, рожденное большим городом, который сам уничтожает всякие национальные различия. Поэзия грядущего космополитична».[4, 389]

«Центрифуга», организованная С.Бобровым в 1914 году, существовала несколько лет. Особенностью их было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова перемещался на интонационно-ритмические структуры. В их творчестве органично соединялось экспериментаторство и опора на традиции. Это подметил Валерий Брюсов, который в обзоре 1914 года «Год русской поэзии» писал: «Пока кружок «городского издательства «Лирика» был еще единым, он издал альманах стихов «Лирика», сборники стихов С. Боброва, Б. Пастернака, Н. Асеева и несколько других книжек. Хотя эти издания нигде не были названы «футуристическими», однако на их участников влияние футуристических идей было несомненно. Но футуризм поэтов «Центрифуги» имеет особый оттенок и сочетается со стремлением связать свою деятельность с художественным творчеством предшествовавших поколений».[8,60] Представители указывали на отстранение от высоких чувств, которые отжили и ушли в прошлое, на смену должна прийти техника, перегрузки, которые сделают человека более выносливым и закаленным, технически более подкованным и совершенным.

Русские футуристы пытались по-новому осмыслить окружающий мир. Развитие мира рассматривалось как движение к воссоединению. Современный мир - это движение, устремленность в будущее. Они жили им. Идти в будущее означало творить его.

Свои усилия и старания футуристы направляли на:

1. Увеличение словаря поэта авторскими неологизмами.

2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

3. «С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы».

4. «Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования».

Разобравшись в основах усилия футуристов, можно сказать, что их существенные позиции определяло:

— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы, которые проявлялись в розовых сюртуках и пучках редиски, в скандальных манифестах и резких полемических выпадах против литературных оппонентов;

— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее, основами которого был «заумный» язык;

— поиски раскрепощенного, самоценного слова, эксперименты по созданию «заумного» языка, что отчетливо звучит в цикле из трёх стихотворений, первое из которых начинается знаменитой строкой «дыр булщыл», опубликованного Кручёных в авторском сборнике «Помада» (1913). Это первое стихотворение процитировано также в подписанном А.Е.Кручёных и В.В.Хлебниковым манифесте «Декларация слова как такового»;

— культ техники, индустриальных городов, звучит в стихотворениях для передачи ритма и огромного размаха современного города, войны, движения многомиллионных революционных масс;

— пафос эпатажа, который был отчётливо выражен на публичных выступлениях: К.Малевич читал стихи под удары гонга; В.Маяковский – в женской желтой блузке; А.Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку; В.Каменский выходил с разрисованным лицом и писал стихи на обратной стороне обоев; Черный рояль, подвешенный к потолку театра, шествие по улицам под грохот консервных банок.

При всех своих внутренних противоречиях футуризм сыграл определенную роль в становлении принципов творчества таких крупнейших советских поэтов, как В. Маяковский, В.Хлебников, Б.Пастернак, Н.Асеев.

Дальнейшее развитие русского футуризма пробрело некоторую цикличность: если 20-60 гг. в советском искусстве было не принято выражать свои мысли открыто, демонстративно, то конец ХХ века предоставил творческой личности свободу в выражении своих мыслей, чувств и желаний.

Конец ХХ века - начало ХХI века новый этап в развитии футуризма, исследование основных черт и направлений которого данная работа не предусматривает.


Литература

1. Аксенова М. Д. «История русского искусства». Т.9. - М.: «Аванта+», 2001

2. Бек Т. А. Серебряный век русской литературы.- М.:ООО «Издательство АСТ», «Олимп», 2002

3. Винокур Г.О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. - М.: Наука, 1990.

4.В.В. Маяковский. Стихотворения, поэмы, статьи 1912-1917. – М.: Директ-Медиа, 1936.

5.Д.Бурлюк,В.Хлебников, А.Крученых, В.Маяковский, Б.Лившиц, Н.Бурлюк, В.Кандинский. Пощечина общественному вкусу. – М., 1913.

6.Михайлов О.А. Русский язык и литература. 11 класс. - М.: Просвещение, 2016.

7. Тынянов Ю.Н. Литература XX век. 11 класс. – М., «Дрофа», 2012

8. Ходасевич В.Ф. Поэзия Серебряного века (Сборник). – М., 1997






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Существенные позиции поэтов футуристов

Автор: Можайская Елена Александровна

Дата: 29.10.2017

Номер свидетельства: 435331


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства