Пожалуй, трудно найти человека читающего, который бы не слышал о таком литературном направлении как футуризм. Многие сразу вспомнят только Владимира Маяковского. Да и творчество этого гения русской литературы во многом, моим сверстникам, непонятно и закрыто. …Желтая кофта, туалетная бумага, Лиля Брик, какие-то «паспартины», «штанины», «звезды-плевочки», трудночитаемые рифмованные строчки… Но ведь этим не исчерпывается творчество самого Маяковского, не говоря уже о поэтах-футуристах, которые не уходили от действительности и не призывали никого уйти от нее. Они стремились создать искусство будущего, пропагандируя не культуру пастушков и пастушек, сельскую идиллию, а хотели воспеть город, урбанизацию людей, индустриализацию промышленности. Они пытались соединить реальность и фантастику, вырабатывая и создавая свой язык, собственные позиции, характерные черты своего литературного направления.
Вопросами русского футуризма как направления в литературе занимались писатели и критики М.Горький, Ю.Тынянов, Т.Бек, М.Аксенова и другие. Они считали, что это «вовремя рожденные ребята,… зовущие к новой жизни» (М.Горький), со своей идеологической платформой и принципами.
Поэтому цель: определение существенных позиций поэтов-футуристов, их стремление «выделиться» из окружающего мира.
Объект: формирование интереса к творчеству футуристов на занятиях литературы.
Предмет: определение наиболее интересных аспектов в развития принципов футуристов, освещение наиболее интересных группировок и направлений футуристов в России.
Футуристы считали, что крушение старого (у Маяковского «старья»), рождение нового искусства неизбежно. Художественное творчество должно стать не подражанием, а продолжением самой природы, которая через волю, стремления человека создаст новый мир, доселе никем не виданный и не изведанный. Поэт может изобретать новые слова, любыми способами и возможностями расширять диапазон русского литературного языка от «самовитого» слова «вне быта и жизненных польз» (В.Хлебников) до слова, отражающего прямое социальное действие, как писал В.Маяковский, «нужного для жизни». Их произведения отличались резкими контрастами трагического и комического, лиризма и бунта, фантастики и газетной злободневности, что приводило к смешению стилей, жанров, которые в произведениях футуристов отличались необычайным единством, приобретали статус новой стилистики.
Свои позиции они подкрепляли издаваемыми декларациями, манифестами, в которых выступали против существующего социального устройства, против культурных традиций и современного искусства. Отвергали Пушкина, Толстого, Достоевского и всю современную литературу, начиная от символистов и кончая М. Горьким, который относился к их творческим «изысканиям» вполне терпимо, считая, что каждый поэт и писатель должен пройти пору становления личности, выработать собственный стиль и кредо.
Это направление претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта (хотя с нигилистическими проявлениями в русской литературе мы уже встречались в сложном романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»). И так уж ли необходим опыт всеобщего отрицания, мы в полной мере не смогли убедиться. Многих не все устраивало в концепции Евгения Базарова. Почему-то возникал вопрос: не приближается ли эпоха Шариковых с их программой: «Взять всё, да и поделить».
Внутри направления параллельно существовали достаточно разнородные, но и в чем-то схожие, группировки. Это:
1.Кубофутуристы(Д.Бурлюков, В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский, Е.Гуро, А.Кручёных и Б.Лившиц);
2.Эгофутуристы (помимо Игоря Северянина в группу вошли поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский) и другие);
3.«Мезонин поэзии»(В.Шершеневич, Р.Ивнев (М. Ковалев), С. Третьяков, К. Большаков, Б. Лавренев и целый ряд других молодых поэтов);
4.«Центрифуга» (С Бобров, Б.Пастернак, и Н.Асеев, Божидар (Б.Гордеев), Г.Петников, И.Аксенов и другие).
Кубофутуристы шокировали внешним видом, эпатажными выходками, скандальными манифестами и резкими полемическими выпадами против литературных оппонентов. В «Пощечине общественного вкуса» звучали призывы «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода современности».[7,121] В этом манифесте высказывались идеи о путях дальнейшего развития искусства. В чём-то их бравада была чисто внешней, т.к. Хлебников объяснял фразу о Пушкине так: «Будетлянин (от глагола «будет») – это Пушкин в освещении мировой войны, в плаще нового столетия, учащий праву столетия смеяться над Пушкиным XIX века». Публикация была воспринята общественностью отрицательно, как факт безнравственности и дурного вкуса. По мнению В.Хлебникова, слово лишается смыслового значения, приобретая субъективную окраску: «Гласные мы понимаем, как время и пространство (характер устремления), согласные – краска, звук, запах». Все это проявлялось в нарочитой нестыковке фраз, в замене необходимого по смыслу слова противоположным ему по значению.
Эгофутуристы культивировали ощущения, использовали новые иноязычные слова, демонстрировали показное себялюбие («Я гений Игорь-Северянин», «ветропросвист», «стрекот», «в вечернем воздухе – в нём нежных роз духи!», «по волнам озера – как жизнь без роз сера» и т.д.). Представители эгофутуристов издают несколько листовок и манифестов, сформулированных в абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля — реставрация спектра мысли»). Свои стихотворения участники группы называли «поэзы».
История «Мезонин поэзии» - несколько месяцев зимы 1913-1914гг. Если вдуматься в значение слова мезонин – (сразу вспоминается рассказ А.П.Чехова «Дом с мезонином») это надстройка над средней частью дома, почти всегда с балконом, почти всегда имеющая форму многогранника. Это высшая точка, пик, вершина, проявленная именно футуризмом, как думали создатели, даже не выпустившие своего манифеста. В своих произведениях предпочитали смысл логике и науке. В.Шершеневич и Большаков заявляли: «…футуризм - общественное течение, рожденное большим городом, который сам уничтожает всякие национальные различия. Поэзия грядущего космополитична».[4, 389]
«Центрифуга», организованная С.Бобровым в 1914 году, существовала несколько лет. Особенностью их было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова перемещался на интонационно-ритмические структуры. В их творчестве органично соединялось экспериментаторство и опора на традиции. Это подметил Валерий Брюсов, который в обзоре 1914 года «Год русской поэзии» писал: «Пока кружок «городского издательства «Лирика» был еще единым, он издал альманах стихов «Лирика», сборники стихов С. Боброва, Б. Пастернака, Н. Асеева и несколько других книжек. Хотя эти издания нигде не были названы «футуристическими», однако на их участников влияние футуристических идей было несомненно. Но футуризм поэтов «Центрифуги» имеет особый оттенок и сочетается со стремлением связать свою деятельность с художественным творчеством предшествовавших поколений».[8,60] Представители указывали на отстранение от высоких чувств, которые отжили и ушли в прошлое, на смену должна прийти техника, перегрузки, которые сделают человека более выносливым и закаленным, технически более подкованным и совершенным.
Русские футуристы пытались по-новому осмыслить окружающий мир. Развитие мира рассматривалось как движение к воссоединению. Современный мир - это движение, устремленность в будущее. Они жили им. Идти в будущее означало творить его.
Свои усилия и старания футуристы направляли на:
1. Увеличение словаря поэта авторскими неологизмами.
2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. «С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы».
4. «Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования».
Разобравшись в основах усилия футуристов, можно сказать, что их существенные позиции определяло:
— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы, которые проявлялись в розовых сюртуках и пучках редиски, в скандальных манифестах и резких полемических выпадах против литературных оппонентов;
— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее, основами которого был «заумный» язык;
— поиски раскрепощенного, самоценного слова, эксперименты по созданию «заумного» языка, что отчетливо звучит в цикле из трёх стихотворений, первое из которых начинается знаменитой строкой «дыр булщыл», опубликованного Кручёных в авторском сборнике «Помада» (1913). Это первое стихотворение процитировано также в подписанном А.Е.Кручёных и В.В.Хлебниковым манифесте «Декларация слова как такового»;
— культ техники, индустриальных городов, звучит в стихотворениях для передачи ритма и огромного размаха современного города, войны, движения многомиллионных революционных масс;
— пафос эпатажа, который был отчётливо выражен на публичных выступлениях: К.Малевич читал стихи под удары гонга; В.Маяковский – в женской желтой блузке; А.Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку; В.Каменский выходил с разрисованным лицом и писал стихи на обратной стороне обоев; Черный рояль, подвешенный к потолку театра, шествие по улицам под грохот консервных банок.
При всех своих внутренних противоречиях футуризм сыграл определенную роль в становлении принципов творчества таких крупнейших советских поэтов, как В. Маяковский, В.Хлебников, Б.Пастернак, Н.Асеев.
Дальнейшее развитие русского футуризма пробрело некоторую цикличность: если 20-60 гг. в советском искусстве было не принято выражать свои мысли открыто, демонстративно, то конец ХХ века предоставил творческой личности свободу в выражении своих мыслей, чувств и желаний.
Конец ХХ века - начало ХХI века новый этап в развитии футуризма, исследование основных черт и направлений которого данная работа не предусматривает.
Литература
1. Аксенова М. Д. «История русского искусства». Т.9. - М.: «Аванта+», 2001
2. Бек Т. А. Серебряный век русской литературы.- М.:ООО «Издательство АСТ», «Олимп», 2002
3. Винокур Г.О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. - М.: Наука, 1990.
4.В.В. Маяковский. Стихотворения, поэмы, статьи 1912-1917. – М.: Директ-Медиа, 1936.