Отрывок из фильма «Судьба человека» С.Бондарчука (1959) (встреча с Ванюшкой) https://clck.ru/EaUpV
Этап урока | Формы организации | Деятельность учителя | Деятельность Обучающихся | Планируемые результаты |
1.Оргмомент 1 мин Цель: организовать направленное внимание на начало урока; проверить готовность рабочих мест; создание положительного настроя учащихся на урок | Фронтальная | Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация. - Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца теплым, добрым чувством | Приветствуют учителя. Настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: самоопределение |
2.Целеполагание и мотивация учебной деятельности 1 мин Цель этапа: Включение учащихся в деятельность. Вступительное слово учителя А.Твардовский «Прошла война» https://clck.ru/EaUzL | Фронтальная Слайд 1 | - Ребята! Мы с вами живем в мирное время, но мы никогда не должны с вами забывать о том страшном времени и о тех испытаниях, которые выпали на долю нашего народа в годы ВОв, о тех, кому мы обязаны своей жизнью. Была война, Прошла война, но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда об этом не забудем! | Обучающиеся включаются в тему урока, слушают учителя. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: Самоопределение |
Работа с эпиграфом 1 мин Цель этапа: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели | Фронтальная Слайд 2 | - На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведениями, которые возвращают нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", - так писала одна английская газета. - Как вы считаете, о чем мы будем говорить? - Какова цель нашего урока? - Прочитайте эпиграф. - Согласны ли вы с мнением автора? -Сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова – «Судьба человека». В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера. | …Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить. Б. Васильев Обучающиеся анализируют эпиграф, выражают свое отношение, высказывают свое мнение, формулируют цель урока | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка темы урока, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания |
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 9 мин Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Фронтальная Индивидуальная Слайд 3,4 Групповая Слайд 5 Фронтальная Слайд 6 | 1.Организует повторение знаний, закрепление умений. - А что вы можете рассказать о самом М.А.Шолохове и истории создания рассказа «Судьба человека»? - Каким рисует автор своего героя при их случайной встрече на берегу реки? - Как вы думаете, почему Андрей Соколов рассказывает историю своей жизни незнакомому человеку? - Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова? 2.Создает проблемную ситуацию. - Сформулируйте проблемный вопрос . – Чтобы ответить на него, отправимся в 20 век | Выступление учащихся с медиапрезентацией -Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М.А.Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Маховского… Работа с текстом рассказа, иллюстрациями. Устное словесное рисование -Наверное, потому, что герой Шолохова много пережил, а близких людей у него нет… «Одному-то и курить, и помирать тошно», - неловко оправдывается Андрей. -В небольшом рассказе Шолохова переживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека»: его довоенная жизнь, уход на фронт и прощание с семьей, пленение, неудачный побег, освобождение, гибель семьи, встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном. Проблемный вопрос: «Что помогло герою выстоять?» | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли; развитие монологической, диалоговой речи, обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества Познавательные: осуществлять межпредметные связи, применять полученные знания на практике Регулятивные: выделение и осознание усвоенного; волевая регуляция в ситуации затруднения Личностные: формирование нравственно-эстетических ценностей |
4. Применение знаний и умений. Работа в группах. 12 мин Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Групповая Индивидуальная Слайд 7-13 | Организует исследовательскую работу в группах по анализу эпизодов рассказа. Эпизоды: 1.Довоенная жизнь. «Я соседка Соколовых, уроженка города Воронеж. Жили мы…» 2.Прощание на вокзале. «Провожала я, горемычная, мужа на фронт, и со мной…» 3.Плен. В церкви. «Я взводный Крыжнева. Когда мы…» 4 Плен. У коменданта. «Я офицер германской армии. Однажды у коменданта мы пили за…» 5. Плен. В бараке. « Я сосед №331 по нарам. Когда его вызвали к коменданту…» 6. В Урюпинске. « Я буфетчица в чайной, куда часто…» Творческое задание: представить себя в роли участников событий, изображённых в рассказе, и от их лица рассказать об Андрее Соколове и его семье. | В группах ребята -исследуют каждый отдельный эпизод произведения, систему образов рассказа, его композицию; -отбирают и систематизируют литературный материал; -обрабатывают результат: обсуждают план сообщения, выбирают ответственных, которые будут представлять результаты классу. По окончании работы выступают спикеры групп с результатами работы, затем следует обсуждение выступления групп (анализируются результаты, оценивается работа групп) | Познавательные: решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Коммуникативные: обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества; управление поведением партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; развитие монологической речи Регулятивные: Выделение и осознание усвоенного Личностные: Формирование нравственно-эстетических ценностей; самоопределение |
Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Встреча Соколова с Ванюшкой. Анализ эпизода https://clck.ru/EaUpV 3 мин | Фронтальная Слайд 14 | - Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? - Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? -Каково цветовое значение этого образа? - Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение) - Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд? - Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. - Куда они идут и зачем? | -Две сироты, жизни которых искорежены войной -«светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя». - Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Ярко - жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика - Показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни. -Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку — школа. | Познавательные: решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений; Коммуникативные: обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; развитие монологической речи Регулятивные: Выделение и осознание усвоенного Личностные: Формирование нравственно-эстетических ценностей; самоопределение |
5. Обобщение и систематизация знаний 12 мин Цель этапа: подготовка обучающихся к обобщённой деятельности | Фронтальная Индивидуальная Слайд 15 Слайд 16 | 1 Обобщение. -Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения? 2. Словарная работа -Подберите синонимы к слову «судьба». -Какова лексическое значение этого слова в толковом словаре С.Ожегова? -В каком значении оно использовано в названии рассказа? -Именно в этом значении употребил Шолохов данное слово. Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его не ставила жизнь. - Как проявляет себя герой во всех испытаниях? 3 Ответ на проблемный вопрос. -Что же помогло герою выстоять? | -Рассказ имеет кольцевую композицию (3 части): -авторский зачин (экспозиция), -повествование Андрея Соколова -авторская концовка. -Участь, жребий, рок, доля, предназначение «Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или народом, государством» -Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера. -Силы Андрея Соколова кажутся безграничными, в нем заложена неистребимая воля к жизни, к борьбе за справедливость: «И я из последних сил, но пошел»; «Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живой… живой я остался!». Всегда, во всех обстоятельствах Андрей не утрачивает чувства человеческого достоинства, не сгибается перед бедами. Сила духа Соколова так велика, что изумляет даже закоренелых садистов-фашистов. Герою пришлось выдержать и самое страшное испытание – известие о гибели жены и дочек, смерть сына в последний день войны. Кажется, сил жить не осталось, пережить такое горе невозможно. Но герой не растратил чуткость, потребность отдавать тепло и заботу другим, он сердцем чувствует свою и чужую боль. - Патриотизм, стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта | Коммуникативные: обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; развитие диалоговой речи; развитие монологической речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: Выделение и осознание усвоенного; выделение и осознание усвоенного Личностные: Формирование нравственно-эстетических ценностей; формирование нравственно-эстетических ценностей |
6. Инструктаж по выполнению домашнего задания (разные уровни) 2 мин | Индивидуальная Слайд 17 | Учитель выставляет оценки за урок, задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовки обучающихся. Сочинение – миниатюра: 1)«Тема войны в творчестве писателей - «лейтенантов» (тех, кто сам воевал); 2)«Величие духа русского человека»; 3)«Война в судьбе ребёнка» (о Ванюшке) | Обучающиеся выбирают уровень домашнего задания сочинения-миниатюры | Регулятивные: осознание обучающимися того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция |
7. Рефлексия деятельности 3 мин Анализ и содержание итогов работы, формирова- ние выводов по изученному материалу Цель этапа: Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Фронтальная | Организует рефлексию, организует самооценку результатов обучающихся. - Какую цель ставили? - Удалось достичь поставленной цели? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что вызвало особые затруднения? - Где можно применить новые знания? - Называют ключевые слова темы | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Личностные: самооценка на основе успешности; адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |