kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы ВОв

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические технологии:  технология развития критического мышления, технология учебной деловой игры, технология обучения в сотрудничестве, технология личностно ориентированного  развивающего обучения.

Методы обучения: исследовательский, метод проблемного изложения, творческий.

Формы обучения: путешествие, практическая и самостоятельная работа.
Цель: приобщение учащихся к художественному наследию М. Шолохова, развитие познавательной активности учащихся через поисково-исследовательскую деятельность на уроке  литературы; глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни, стремление задуматься о вечных нравственных ценностях, о судьбе человеческой, о величии подвига нашего народа, о значении Великой Победы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы ВОв»

Технологическая карта урока литературы


Учитель: Безродная Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ Школы № 165 г.о. Самара

Предмет: литература

Класс: 9 Б

Программа: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. «Программа основного общего образования по литературе». М: Просвещение, 2014

Учебник: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М: «Просвещение» , 2017 г.

Тема урока: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны (урок – размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)

Место проведения: МБОУ Школа № 165 г.о. Самара

Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология учебной деловой игры, технология обучения в сотрудничестве, технология личностно ориентированного развивающего обучения.

Методы обучения: исследовательский, метод проблемного изложения, творческий.

Формы обучения: путешествие, практическая и самостоятельная работа.
Цель:
приобщение учащихся к художественному наследию М. Шолохова, развитие познавательной активности учащихся через поисково-исследовательскую деятельность на уроке литературы; глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни, стремление задуматься о вечных нравственных ценностях, о судьбе человеческой, о величии подвига нашего народа, о значении Великой Победы.

Задачи:

Образовательные: показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», помочь обучающимся осмыслить идейно-художественное своеобразие произведения, его глубокую нравственную сущность, выявить особенности композиции, прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа.

Развивающие: развивать интеллектуальные и познавательные способности, навыки самостоятельной работы с текстом, анализа отдельных эпизодов, рефлексии и самооценки, умение выказывать и аргументировать свое мнение; развивать монологическую речь школьников, исследовательские учебные действия, проблемное и операционное мышление, сосредоточенное внимание.

Воспитательные: воспитание патриотизма, восхищения героическим прошлым своей страны, уважения к его истории, воспитание подлинной любви к человеку и гуманного отношения к миру, неприятия идей нацизма и шовинизма, воспитание любви к родному языку и литературе, формирование чувства ответственности за результат коллективной работы.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. монологического и диалогического высказывания.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие   умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Оборудование: портрет М.Шолохова, текст рассказа «Судьба человека», иллюстрации к рассказу «Судьба человека», таблицы с опорными словами, презентация, мультимедийный проектор, А.Твардовский «Прошла война» https://clck.ru/EaUzL

Отрывок из фильма «Судьба человека» С.Бондарчука (1959) (встреча с Ванюшкой) https://clck.ru/EaUpV



Этап урока

Формы организации

Деятельность

учителя

Деятельность

Обучающихся

Планируемые результаты

1.Оргмомент

1 мин

Цель: организовать направленное внимание на начало урока; проверить готовность рабочих мест; создание положительного настроя учащихся на урок

Фронтальная


Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация.

- Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца теплым, добрым чувством

Приветствуют учителя.
Настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности.



Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные:
волевая саморегуляция

Личностные:

самоопределение

2.Целеполагание и мотивация учебной деятельности

1 мин

Цель этапа:

Включение учащихся в деятельность.

Вступительное слово учителя

А.Твардовский «Прошла война»


https://clck.ru/EaUzL


Фронтальная

Слайд 1

- Ребята! Мы с вами живем в мирное время, но мы никогда не должны с вами забывать о том страшном времени и о тех испытаниях, которые выпали на долю нашего народа в годы ВОв, о тех, кому мы обязаны своей жизнью.

Была война,

Прошла война, но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!


Обучающиеся включаются в тему урока, слушают учителя.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные:
волевая саморегуляция

Личностные:

Самоопределение

Работа с эпиграфом

1 мин

Цель этапа: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели

Фронтальная


Слайд 2

- На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведениями, которые возвращают нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне.

"Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", - так писала одна английская газета.

- Как вы считаете, о чем мы будем говорить?

- Какова цель нашего урока?

- Прочитайте эпиграф.

- Согласны ли вы с мнением автора?

егодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова – «Судьба человека». В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.

Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.

Б. Васильев




Обучающиеся анализируют эпиграф, выражают свое отношение, высказывают свое мнение, формулируют цель урока



Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
Познавательные:
умение структурировать знания, постановка и формулировка темы урока, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

9 мин


Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.





















Фронтальная



Индивидуальная

Слайд 3,4






Групповая

Слайд 5


















Фронтальная

Слайд 6


1.Организует повторение знаний, закрепление умений.

- А что вы можете рассказать о самом М.А.Шолохове и истории создания рассказа «Судьба человека»?






- Каким рисует автор своего героя при их случайной встрече на берегу реки?


- Как вы думаете, почему Андрей Соколов рассказывает историю своей жизни незнакомому человеку?



- Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова?









2.Создает проблемную ситуацию.

- Сформулируйте проблемный вопрос .

– Чтобы ответить на него, отправимся в 20 век



Выступление учащихся с медиапрезентацией

-Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М.А.Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Маховского…

Работа с текстом рассказа, иллюстрациями. Устное словесное рисование

-Наверное, потому, что герой Шолохова много пережил, а близких людей у него нет… «Одному-то и курить, и помирать тошно», - неловко оправдывается Андрей.

-В небольшом рассказе Шолохова переживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека»: его довоенная жизнь, уход на фронт и прощание с семьей, пленение, неудачный побег, освобождение, гибель семьи, встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном.

Проблемный вопрос: «Что помогло герою выстоять?»


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества,

умение выражать свои мысли; развитие монологической, диалоговой речи,

обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества

Познавательные: осуществлять межпредметные связи, применять полученные знания на практике

Регулятивные:

выделение и осознание усвоенного;

волевая регуляция в ситуации затруднения

Личностные:

формирование нравственно-эстетических ценностей

4. Применение знаний и умений.

Работа в группах.


12 мин

Цель этапа:

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
















Групповая


Индивидуальная


Слайд 7-13








Организует исследовательскую работу в группах по анализу эпизодов рассказа.

Эпизоды:

1.Довоенная жизнь. «Я соседка Соколовых, уроженка города Воронеж. Жили мы…»

2.Прощание на вокзале. «Провожала я, горемычная, мужа на фронт, и со мной…»

3.Плен. В церкви. «Я взводный Крыжнева. Когда мы…»

4 Плен. У коменданта. «Я офицер германской армии. Однажды у коменданта мы пили за…»

5. Плен. В бараке. « Я сосед №331 по нарам. Когда его вызвали к коменданту…»

6. В Урюпинске. « Я буфетчица в чайной, куда часто…»


Творческое задание: представить себя в роли участников событий, изображённых в рассказе, и от их лица рассказать об Андрее Соколове и его семье.

В группах ребята

-исследуют каждый отдельный эпизод произведения, систему образов рассказа, его композицию;

-отбирают и систематизируют литературный материал;

 -обрабатывают результат: обсуждают план сообщения, выбирают ответственных,   которые будут представлять результаты классу.

По окончании работы выступают спикеры групп с результатами работы, затем следует обсуждение выступления групп (анализируются результаты, оценивается работа групп)

Познавательные:

решение проблемы,

построение логической цепочки рассуждений;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Коммуникативные:

обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества;

управление поведением партнёра;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

развитие монологической речи

Регулятивные:

Выделение и осознание усвоенного

Личностные:

Формирование нравственно-эстетических ценностей;

самоопределение


Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Встреча Соколова с Ванюшкой.

Анализ эпизода

https://clck.ru/EaUpV



3 мин

Фронтальная


Слайд 14

- Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши?

- Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении?

-Каково цветовое значение этого образа?

- Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)

- Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд?

- Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью.

- Куда они идут и зачем?

-Две сироты, жизни которых искорежены войной






-«светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя».

- Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Ярко - жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика

- Показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни.



-Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку — школа.

Познавательные:

решение проблемы,

построение логической цепочки рассуждений;

Коммуникативные:

обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

развитие монологической речи

Регулятивные:

Выделение и осознание усвоенного

Личностные:

Формирование нравственно-эстетических ценностей;

самоопределение


5.

Обобщение и систематизация знаний

12 мин


Цель этапа:

подготовка обучающихся к обобщённой деятельности


Фронтальная

Индивидуальная




Слайд 15















































Слайд 16

1 Обобщение.

-Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения?




2. Словарная работа


-Подберите синонимы к слову «судьба».

-Какова лексическое значение этого слова в толковом словаре С.Ожегова?

-В каком значении оно использовано в названии рассказа?

-Именно в этом значении употребил Шолохов данное слово.

Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его не ставила жизнь.




-  Как проявляет себя герой во всех испытаниях?




























3 Ответ на проблемный вопрос.

-Что же помогло герою выстоять?


-Рассказ имеет кольцевую композицию (3 части):

-авторский зачин (экспозиция),

-повествование Андрея Соколова

-авторская концовка.


-Участь, жребий, рок, доля, предназначение

«Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или народом, государством»

-Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера.


-Силы Андрея Соколова кажутся безграничными, в нем заложена неистребимая воля к жизни, к борьбе за справедливость: «И я из последних сил, но пошел»; «Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живой… живой я остался!». Всегда, во всех обстоятельствах Андрей не утрачивает чувства человеческого достоинства, не сгибается перед бедами. Сила духа Соколова так велика, что изумляет даже закоренелых садистов-фашистов.

Герою пришлось выдержать и самое страшное испытание – известие о гибели жены и дочек, смерть сына в последний день войны. Кажется, сил жить не осталось, пережить такое горе невозможно. Но герой не растратил чуткость, потребность отдавать тепло и заботу другим, он сердцем чувствует свою и чужую боль.

- Патриотизм, стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта

Коммуникативные:

обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

развитие диалоговой речи;

развитие монологической речи;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные:

Выделение и осознание усвоенного;

выделение и осознание усвоенного

Личностные:

Формирование нравственно-эстетических ценностей;

формирование нравственно-эстетических ценностей

6. Инструктаж по выполнению домашнего задания (разные уровни)

2 мин


Индивидуальная

Слайд 17



Учитель выставляет оценки за урок, задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовки обучающихся.

Сочинение – миниатюра:

1)«Тема войны в творчестве писателей - «лейтенантов» (тех, кто сам воевал);

2)«Величие духа русского человека»;

3)«Война в судьбе ребёнка» (о Ванюшке)

Обучающиеся выбирают уровень домашнего задания сочинения-миниатюры

Регулятивные:

осознание обучающимися того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция


7. Рефлексия деятельности

3 мин

Анализ и содержание итогов работы, формирова-

ние выводов по изученному материалу

Цель этапа:

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


Фронтальная



Организует рефлексию, организует самооценку результатов обучающихся.

- Какую цель ставили?

- Удалось достичь поставленной цели?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что вызвало особые затруднения?

- Где можно применить новые знания?

- Называют ключевые слова темы






Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Отвечают на вопросы.


Коммуникативные:

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Личностные:

самооценка на основе успешности;

адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы ВОв

Автор: Аладина Наталья Николаевна

Дата: 10.12.2020

Номер свидетельства: 566487


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства