Просмотр содержимого документа
«Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. »
Конспект открытого урока по литературе.
Дата: 09.04.2015
Тема урока:
«Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Цели урока:
Познакомить с биографией и творчеством М.А.Шолохова.
Познакомить учащихся с военной тематикой в произведениях советских писателей на примере рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».
Развивать навыки самостоятельно работать с художественным текстом, умения высказывать и аргументировать свое мнение.
Воспитывать любовь к Родине, уважение к ее нелегкой истории, любовь к родному языку и литературе.
Материалы и оборудование: презентация, портрет И.А.Шолохова, текст, учебник, фильм С.Бондарчука «Судьба человека».
Ход урока.
Пословица: жизнь прожить – не поле перейти. (слайд 1). Как вы понимаете эту пословицу?
Организационный момент.
Учитель начинает урок с чтения стихотворения поэта ХХ века Николая Матвеевича Грибачёва «Условия задачи»(на экране слайд 2)
Вставал вопрос в любые времена-
Что жизнь такое? Для чего она?
Сто мудрецов на то ответ искали
У звезд, богов, земли, воды, огня.
А что известно? То же, что вначале-
На старой тайне старая броня.
Так, может, надо подойти иначе
К известно не решаемой задаче
И суть в другом аспекте изложить-
Раз есть она, то как её прожить?
Действительно, во все времена человек спрашивал себя: « Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Как стать настоящим человеком?» Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них – рассказ «Судьба человека». Сегодня нам с вами предстоит поговорить о личности Шолохова и о его рассказе.
4. Тема урока: «Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
5. А что вы можете рассказать о самом Шолохове, авторе рассказа «Судьба человека»? (Выступление учащихся с заранее подготовленной презентацией).
6. Изучение нового материала.
А теперь давайте перейдем непосредственно к рассказу «Судьба человека». Обратите внимание на композицию рассказа.
- Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения?
(Автор пользуется особым композиционным приемом – рассказ в рассказе. Сюжет произведения включает рассказ Андрея Соколова о своей судьбе. Это исповедь мужественного человека: ведь чтобы снова, в повествовании, пережить все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, необходимы огромные душевные силы.)
- Каким рисует автор своего героя при их случайной встрече на берегу реки?
( Герой рассказа Андрей Соколов - обыкновенный, простой человек. Он появляется вместе с маленьким мальчиком, которого называет своим сыном. Автор сразу замечает непонятную особенность: одежда ребенка хоть и не новая, но добротная, порванный рукав аккуратно зашит, а одежда отца зашита небрежно – сразу видно, что штопал мужчина. Автор предположил, что его случайный собеседник или овдовел, или не ладит с женой.)Это еще один из композиционных приемов, который использует автор – контраст.
- Как вы думаете, почему Андрей Соколов рассказывает историю своей жизни незнакомому человеку?
(Наверное, потому, что герой Шолохова много пережил, а близких людей у него нет, кроме усыновленного им Ванюши. Но мальчик еще маленький, к тому же он тоже хлебнул горя – потерял родителей, причем мать погибла, когда они вдвоем ехали в поезде, во время бомбежки, и приемный отец его бережет и жалеет. Да и не для малыша такой рассказ. Андрей по профессии шофер. Увидев человека, ждущего возле машины, он подумал, что тот тоже шофер – значит, «свой брат», как говорится. «Одному-то и курить, и помирать тошно», - неловко оправдывается Андрей .)
- Расскажите о жизни Соколова до войны. Каково было представление Андрея о счастье?
(За 10 лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнат, с кладовой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все впорядке.)
- Как сложился путь Андрея во время войны? Совершил ли какой-нибудь подвиг? Был ли награжден? (Воевал Андрей недолго-неполный год. Был два раза легко ранен.Затем попал в плен. В 1944 году бежал к своим. Закончил войну, как начал – рядовым. Никаких наград.)
- Чем же такой человек привлек автора? Почему Андрей Соколов стал одним из любимых героев в нашей стране? Какой же подвиг он совершил? (Андрей совершил нравственный подвиг – он не сдался врагу. Рассказ «Судьба человека» проникнут не пафосом героя-победителя, но неизбывной тоской человека, потерявшего всех, кто был ему дорог.
«Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!» - сетует Андрей Соколов.)
- Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова? Что помогло герою выстоять?
(В небольшом рассказе Шолохова переживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека»: его довоенная жизнь, уход на фронт и прощание с семьей, пленение, неудачный побег, освобождение, гибель семьи, встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном. Ему помогают выстоять душевная щедрость, человечность, сердечность, чувство ответственности.)
- Как проявляет себя герой во всех испытаниях?
(Силы Андрея Соколова кажутся безграничными, в нем заложена неистребимая воля к жизни, к борьбе за справедливость: «И я из последних сил, но пошел»; «Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живой… живой я остался!». Всегда, во всех обстоятельствах Андрей не утрачивает чувства человеческого достоинства, не сгибается перед бедами. Сила духа Соколова так велика, что изумляет даже закоренелых садистов-фашистов.
Герою пришлось выдержать и самое страшное испытание – известие о гибели жены и дочек, смерть сына в последний день войны. Кажется, сил жить не осталось, пережить такое горе невозможно. Но герой не растратил чуткость, потребность отдавать тепло и заботу другим, он сердцем чувствует свою и чужую боль.)
- Какое значение имеет эпизод «В церкви»? как проявляют себя люди? Какая позиция ближе всего Соколову? Как повел себя сам герой?
(Андрей берет на себя такую ношу: убивает человека во имя спасения других людей. Но на душе у Андрея тяжело: «До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель».)
В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других людей герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство «своего», тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого.
Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так , как велит ему совесть.)
- В каких сценах рассказа «Судьба человека» наиболее полно показано «русское достоинство и гордость»? Прокомментируйте эти сцены. (Показ фрагмента фильма «Судьба человека» С.Бондарчука ( в плену- на 55 минуте).
(Диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Победа советских войск на Волге и победа Соколова – события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная).
- Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Соколова?
(Неожиданная встреча с ребенком, случайным «осколком войны», возрождает героя. Любовь и сострадание вызывают ответный отклик в сердце мальчика. Андрей Соколов не только не покоряется судьбе, но и сам делает свою судьбу, меняет сиротскую судьбу мальчику.)
(Показ отрывка из фильма – признание А.Соколова, что он отец Вани).
- Как выражена в рассказе авторская позиция?
(Шолохов в образе своего героя раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. Авторская боль, сочувствие ощущаются в самом тоне повествования, в выборе героя – простого человека, в перипетиях его судьбы. Основной прием построения рассказа – антитеза – тоже служит выражением авторской позиции: мирная жизнь, тихое счастье – разрушительная сила войны; добро и справедливость – чудовищные изуверства, жестокость, бесчеловечность; преданность – предательство; свет – мрак. Ясно, на какой стороне автор, какие идеалы он отстаивает.)
7. Словарная работа. Разбираем значение слова “судьба” по словарю Ожегова.
Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;
Доля, участь;
История существования кого-чего-нибудь;
Будущее, то, что случится
Судьба – многозначное слово.
В каком значении оно использовано в названии рассказа? (Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера.)
Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности. (Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т. д.)
Шолохов без прикрас описывает жизнь своего героя в немецком плену. Вернувшись на родину, Андрей мучительно переживает потерю родных. Действительно, судьба этого человека, простого, ничем не выделяющегося из множества таких же простых людей, очень тяжелая.
- В чем же проявляется гуманизм рассказа?
(Несмотря ни на что, Андрей Соколов не утратил возможность к сопереживанию. Он без колебаний берет на себя заботу о маленьком Ванюше. В плену Андрей честно делится с товарищами жалкими крохами провизии, убивает предателя, решившего объявить немцам, что один из пленных был командиром взвода.
Мы видим, что исстрадавшееся сердце Андрея все еще способно искренне любить. В результате перенесенных потрясений здоровье Андрея сильно подорвалось: «…Мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?» Это тревожит Андрея, но не из-за себя, а из-за Ванюши: «…Как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять… Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда0нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку».)
- Чем поучительна история Андрея Соколова?
(Андрей Соколов, простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник жизни, ее основ, нравственных законов, складывавшихся веками. Герой Шолохова защищает смысл и правду самого человеческого существования.)
Автор не рассказывает о том, как сложилась дальше жизнь Андрея и его приемного сына. Шолохов преследовал иную цель – показать, что делает с человеческой жизнью война. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути…»
8.Подведение итогов. В этом году – 70-летие Великой Победы. Ни одну семью не обошла война. Благодаря таким солдатам, как Андрей Соколов наша страна победила. Поднимите руки у кого прабабушки , прадедушки или другие родственники воевали? Ребята, не жалейте слов благодарности для своих прадедов, не забывайте говорить им спасибо за то, что они для нас сделали. Мне хочется урок закончить небольшим стихотворением М.Львова
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мертвым и живым –
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья…
9. Домашнее задание.
- Письменно ответьте на вопрос: «Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?»