kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 7 классе знакомит с творчеством Шолохова, с военной тематикой писателя на примере рассказа "Судьба человека." На данном уроке используются интерактивные методы обучения: работа в парах, в группах, деловая игра, творческое задание. Учащиеся сопоставляют судьбу главного героя с судьбой всего народа, знакомятся с произведениями казхстанских авторов о Великой Отечественной войне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека») »

Урокилитературы в 7 классе

Дата урока: 28.11

Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)

Тип урока: комбинированный

Цели:

Образовательные: познакомить обучающихся с творчеством М.А.Шолохова; знать содержание рассказа «Судьба человека»; уметь вести беседу и анализировать эпизоды; дать характеристику главному герою – Андрею Соколову; выявить особенности этого литературного персонажа; сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего советского народа, на чью долю выпали тяготы Великой Отечественной войны; знать литературу казахстанских авторов о войне; углубить у учащихся знания об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе этой войны; раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях.

Развивающие: развивать умение работать с художественным текстом; развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом; учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.

Воспитательные: воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости за страну; воспитывать гражданскую позицию обучающихся.

Оборудование: мультимедийный проектор; экран, портрет М.А.Шолохова; художественный текст рассказа «Судьба человека»

Мультимедийное сопровождение: музыка, презентация, отрывки из кинофильма «Судьба человека» (режиссёр С.Бондарчук)

Методы: словесные, наглядные, компьютерные технологии, интегративный метод

Технологии: учебный диалог, элементы педагогической мастерской, технология продуктивного и разноуровнего обучения.

Основная часть урока

Что делают

Содержание этапов урока

Учитель

Ученик

I.Организация класса

Предлагает записывать дату урока и тему урока.

Записывают дату урока и тему урока.

II.Мотивационный этап.


1.Знакомство с жизнью и творчеством М.Шолохова. Обсуждение сюжета рассказа, определение композиции: кольцевая, рассказ в рассказе. Портрет героя.

2.Ролевая игра. Цель: проверить знания уч-ся биографии Шолохова

Подготовленный ученик рассказывает о писателе в сопровождении презентации


2.Корреспондент и писатель (для сильных учащихся)

III. Актуализация знаний.


1)Работа с эпиграфом:

Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны все чаще.

И если патриот вы настоящий,

Большой отдачи ждет от вас страна.

- как вы понимаете слова?

2) Работа со словарем Ожегова

-Как вы понимаете слово «патриот»? «патриотизм», «патриотичный»?



















- В каких ситуациях патриотические качества раскрываются лучше всего?



3) Работа над ассоциациями

- Как вы понимаете слово «война»?

4) Чтение стихотворения Владислава Занадворова

Назовите слова, которые определяют понятие «война» (социализация)

война на земле появляется тогда, когда вырастает поколение тех, кто о войне ничего не помнит и не знает.

Как связаны рассказ Шолохова и война?

1)Высказываются, отвечают на вопросы.









2) Индивидуальная работа (сильный ученик) работает со словарём. Определение по словарю Ожегова

Патриот – 1.Человек, проникнутый патриотизмом

2. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь

Патриотизм- преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу

-В экстремальных жизненных ситуациях, на войне

3) Записывают в тетради свои ассоциации

4) Чтение стихотворения под музыку «Журавли» Р.Гамзатова

Смерть Блиндаж Обстрел

Поле сражения Головная боль Отвага

IV.Определение темы и цели урока.

Предлагает определить цель урока.


Определяют цель урока

V. Этап применения изученного.























































































VI.Подведение итогов урока























Рефлексия







Домашнее задание

1. На сколько частей можно разделить жизнь Соколова (на три)

-Какие?

Предлагает прочитать отрывки из рассказа в подтверждении сказанному.



2.Даёт слово историку. Говорит о сходстве и различии истории и литературы.







3.Даёт слову краеведу.









4.Война в жизни героя

- Почему Андрею не довелось повоевать? ( по тексту)Андрей в плену

Только благодаря стойкости, мужеству, выносливости советских людей была одержана первая победа – отстояли Москву.

Испытания на войне были не в бою, но и в нечеловеческих условиях плена, который прошел главный герой рассказа.

- Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в условиях полной несвободы? (предатель Крыжнёв, взводный, военврач)

-Какая позиция ближе Андрею Соколову?

- Почему Соколов убивает предателя? (текст)

-Как проявляются человеческие качества Андрея в плену?

5.Послевоенная жизнь

- Все отняла война у Соколова. Нет семьи, родной дом разрушен. Сломала ли война жизнь Андрею? Сломался ли он внутренне?

Послевоенная жизнь Андрея Соколова

Страна одержала победу, но война обездолила многих , принесла горе людям. Среди них герои рассказа – Андрей Соколов и маленький Ванюшка.

Просмотр отрывка из кинофильма С.Бондарчука «Судьба человека» . (Встреча с Ванюшей) 1ч-29 мин 40сек

Анализ эпизода:

-Почему Соколов решается усыновить Ванюшу? Что общего в их судьбах?

-В чем теперь смысл жизни для Андрея?

- Как вы думаете, вырастит ли Андрей достойного гражданина? (работа по тексту)

- Почему рассказ назван «Судьба человека»?

-Как вы понимаете слово «судьба»

Судьба –

1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, предопределяющий все, что происходит в жизни (энциклопедия «Кирилла и Мефодия»).

2. Участь, доля, жизненный путь (словарь русского языка).

-Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?

-Патриот ли Андрей Соколов?

Просит высказать своё мнение об уроке







1.Составить рабочий план к сочинению: «Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?» (Руслан, Жаныбек, Амина,) 2.Исследовательская работа: «Мои родственники в годы войны» (интервьюирование: Руслан, Алина) Задание: возьмите интервью у родственников.

-Где вы находились в годы ВОВ? Сколько вам было лет? Чем вы занимались?

-Какие события вы запомнили как самые важные? Самые горькие? Самые радостные?

-Какие свидетельства военных лет сохранились у вас? Чем они дороги вам?



3.Подготовить материал о поэзии Великой Отечественной войны (стр129-132) (все остальные)

1.Работа в группах: после обсуждения рассказывают о жизни героя

1-Довоенная жизнь (с113 хр)

2- война (с115 хр)

2.Ученик выступает в роли историка, рассказывает об основных сражениях ВО войны. (историческая справка в учебнике стр127-128)

3.Краевед: рассказ о дивизии Панфилова, произведениях Момышулы и Джамбула.

Чтение отрывков подготовленными учащимися.(приложение)

4.Коллективная работа Анализ эпизода «Поединок Андрея с лагерфюрером Мюллером» (хрестоматия стр.123)

Анализ эпизода «В церкви – первая ночь в плену»(хрестоматия стр120)













Делают вывод о двух этапах жизни героя.



Отвечают на вопросы.

После просмотра эпизода делают вывод о судьбе героя.

Ваня нашел отца, а Андрей обрел сына. Несмотря на то, что война сломала жизнь героев, отняв у них самое дорогое, Андрей и Ванюша, два одиноких человека оказались так нужны друг другу. Андрей Соколов обрел смысл жизни.







Чтение последних строк рассказа





Выбирают подходящее толкование.

Объясняют свой выбор. Делают вывод















Высказывают своё мнение, делятся своими впечатлениями









1 группа: Довоенная жизнь героя небогата событиями: гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе, потом шофером, женитьба, дети, домишко о двух комнатах – все это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежит Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье.



2 группа: Война в жизни героя рассказа Шолохова «Судьба человека»

Все встали на защиту нашей страны. Главный герой рассказа «Судьба человека» как и все советские люди ушел на фронт. Ему воевать не пришлось. После первого боя попадает в плен. Плен, несколько побегов, голод, холод, адский труд, удачный побег с «языком», Победа.











































Краевед: На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова, сформированная в г.Алматы. Перед ними была поставлена задача: не допустить врага на Волоколамское шоссе, ведущее к столице.

Подвиг панфиловцев: 14 танков подбили герои-панфиловцы. Остальные повернули обратно. Не успели солдаты отдохнуть, а на них уже движется новая лавина, теперь уже из 30 танков. Все ближе вражеские машины, все сильнее лязг гусениц и зловещий рокот моторов. Солдаты приготовились к обороне. И вступили солдаты в бой. Один за другим загорались танки врага. Но пули, осколки снарядов и мин не щадили и наших героев. Все меньше и меньше оставалось их в живых. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага. Бауыржан Момышулы- участник Великой Отечественной войны, Герой Советского союза, панфиловец, участник битвы за Москву, писатель.Автор произведения «За нами Москва».

Блокада Ленинграда продолжалась долгих 872 дня с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года

Жамбыл Жабаев- казахский поэт-акын. Обращение Жамбыла к ленинградцам вызвало большой патриотический подъём в городе. Жамбыла переводили многие крупнейшие русские поэты. Эти переводы сделали большое дело: они приобщили читателя к творчеству Жамбыла, донесли образы и мысли казахского акына до самых дальних уголков.







Отрывок из произведения Бауыржана Момышулы «За нами Москва».

Миленькие, родненькие, — задрожал голос женщины от подступивших слез. — Откуда вы идете, родимые?

С войны, мамаша, с войны идем, мамаша, — ответил ей Джалмухаммет.

— А немец скоро придет сюда? — спросила она.

— Завтра-послезавтра, мамаша, но мы их здесь встретим.

— Вчерась раненько он здесь бомбил, — она указала на разрушенные дома, — один раз аж в церковь угодил. Безбожники проклятые, басурманы этакие, даже церковь не пожалели! Бомбят, проклятые, бомбят...

— Откуда знать старухе, что большинство идущих — потомки мусульман, — сказал я по-казахски Толстунову.

Услышав незнакомый говор, старуха немного отпрянула от нас, пристально и вопросительно посмотрела на меня и в нерешительности спросила:

— А вы-то наши?

— Конечно, ваши, мамаша. А чьи же, думаете? — смеясь, ответил ей Бозжанов.

— Наши черноглазые казахи и киргизы, — шутил Толстунов, — да и русских тут немало, мамаша. Разве не видите? Своих не узнаете?..

— Да сохранит вас Бог, наши защитники, — сказала старуха и, отстав от колонны, долго провожала нас глазами.

Тут я вспомнил своего покойного отца, такого же малорослого, сутулого, седого.

Вспомнил наши с ним последние встречи в 1938 году, когда я через сопки Приморья, леса Уссури, пересекая полоску вечной мерзлоты у Сковородина, Волочаевки, ленту Амура, через шестьдесят тоннелей на берегу Байкала, через горы и равнины Сибири, из Владивостока пятнадцать суток пробирался к родному своему аулу у подножия Киргизского Алатау, чтобы повидаться с самым родным мне человеком — со старым моим отцом. Вспомнил, как взволнованно и ласково он встретил меня, взял мои руки в свои худые маленькие ладони, долго не отпускал, жал их, гладил, целовал….

Джамбыл Жабаев

Ленинградцы, дети мои!

Ленинградцы, гордость моя!

Не затем я на свете жил,

Чтоб разбойничий чуять смрад;

Не затем вам, братья, служил,

Чтоб забрался ползучий гад

В город сказочный, в город-сад;

Не затем к себе Ленинград

Взор Джамбула приворожил!

А затем я на свете жил,

Чтобы сброд фашистских громил,

Не успев отпрянуть назад,

Волчьи кости свои сложил

У священных ваших оград.





































Когда началась Великая Отечественная война, писателю было уже 36 лет. Он повидал многое на тот момент. Гражданская война, разорение земель на Дону.… Во время войны М.А. Шолохов уходит на фронт, работает корреспондентом. Получает ранение. В 1942 году от разрыва бомбы у него погибает 75-летняя мать. Все эти события легли в основу самых значимых его произведений: «Поднятая целина», «Донские рассказы», «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Тихий Дон». За последний роман-эпопею писатель в 1965 году получает Нобелевскую премию.

3) История создания повести «Судьба человека».

В 1946 году во время охоты М.А. Шолохов встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком, который рассказал ему историю своей жизни, приняв его за шофера. Шолохов долго работал над рассказом и только в 1956 году он был напечатан в газете «Правда»






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Ананьева Марина Зайдышевна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127566


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства