kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий читательской конференции по повести Вл. Богомолова «Иван»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эпиграф: « И мы склоняем головы перед его подвигом» Сценарий читательской конференции по повести Вл. Богомолова «Иван» «Давно ушли в запас солдаты, Но боль о ней всегда жива, Мы знать должны, какой была Война когда-то, Когда-то…» (Песня из к\ф «Командир счастливой «Щуки») Слайды о Великой Отечественной войне. Учитель: Дорогие ребята, в этом году наша страна отмечает 65-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Это страшная война, которая унесла миллионы человеческих жизней, среди которых и молодые студенты, и среднее поколение, и старики, и женщины, и дети. Да, да, дети, которые сражались бок о бок со взрослыми на заводах, партизанских отрядах, в разведотрядах, в тылу у немцев, проходили там, где взрослые пройти не могли. Как бы трудно им не было, они сражались за освобождение родной земли, мстили фашистам за родных и близких. Именно о таком маленьком герое и пойдет у нас сегодня речь. Мы проведем читательскую конференцию по книге Владимира Богомолова «Иван» и ответим на вопросы, которые вы видите на доске. На доске вопросы для конференции: 1.Какой вам представляется война? Какая картина возникает перед глазами? 2. Как в повести В. Богомолова описана война? 3. Кто такой Иван и можно ли его назвать героем? 4. Героизм – устаревшее или современное понятие? 5. Надо ли нам знать о минувшей войне? Учитель:Владимир Осипович Богомолов родился в 1926 году в деревне Кирилловке Московской губернии. Ученик: В 1941 году окончил семь классов средней школы. Участник Отечественной войны. В Действующей армии был последовательно рядовым, командиром отделения, помощником командира взвода, командиром взвода - стрелкового, автоматчиков, пешей разведки, - в конце войны исполнял должность командира роты. Награжден орденами и медалями. Ученик: Автор получивших широкую известность и переведенных на десятки языков романа "Момент истины", повестей "Иван", "Зося" и рассказов. Книги В.Богомолова входят в учебные программы для чтения средних школ, гимназий и лицеев ряда стран и, в первую очередь, России и Беларуси. По мотивам повести "Иван" кинорежиссером Андреем Тарковским был поставлен известный фильм "Иваново детство" (1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля "Золотой лев". Роман "Момент истины"("В августе сорок четвертого.") и повесть "Иван" выдержали более сотни изданий и, согласно данным библиографов, лидируют по количеству переизданий среди многих тысяч других современных литературных произведений, опубликованных соответственно в последние 25 и 40 лет. Умер 30 декабря 2003 года, похоронен на Ваганьковском кладбище. Учитель: Писатель Владимир Богомолов, создавший повесть «Иван», воевал совсем юным, был ранен, не раз награжден. Его творчество посвящено военной юности. Жизнь Владимира Осиповича Богомолова оборвалась в январе 2004 года. Очевидно, в облике Гальцева многое – от самого автора. Он рассказывает о войне так правдиво, чтобы те, кто вернулся и не вернулся, не смогли упрекнуть его в неправде. Он хочет, чтобы все мы, живущие в мирное время, сильнее ощутили, как много мужества и духовной стойкости потребовала от человека война, какую бездну горя она принесла миру. – Какой вам представляется война? Какая картина возникает перед вашими глазами? (Ответы) – Вы прочитали повесть Владимира Богомолова «Иван», написанную в 1957 году. Как в этой повести описана война? (Нет сцен боя, грохота, скрежета танков) Вывод: У Богомолова – другая война, тихая, но показана она через судьбу ребенка, которого безжалостно уничтожила. И от этого она еще более губительна, более страшная. – От чьего лица ведется повествование? (от 1-го лица, «я» – молодой старший лейтенант Гальцев) – Что нам известно о Гальцеве? (стр.14, стр.38) – А зачем нам знать о минувшей войне? (ответы детей) – А вправду, ребята, было ещё страшнее, настолько страшно, что мы, ныне живущие, даже и представить не в силах. Давайте обратимся к тексту повести. (переправа, с. 40) - Как Гальцев познакомился с Иваном? (ответы) Найдите в тексте портретное описание Ивана (читают, с.7,8) - Как автор говорит о состоянии Ивана? Выберем детали портрета. (Ползал в воде. Ослаб. На вопросы не отвечает. Измученное лицо, настороженно- сосредоточенный взгляд. Посиневшие губы, плотно сжатые губы. Клацая зубами. Взгляд исподлобья. Слабый голос, внутреннее напряжение во взгляде. Весь дрожал) – Как эти детали раскрывают состояние и характер Ивана? (БОЕЦ, ГЕРОЙ: упорен, настойчив, храбр, немногословен, ПРЕДЕЛЬНО ТВЕРД). (РЕБЕНОК: ослаб, худенькое тельце, сил нет, ИЗМУЧЕН ПРЕДЕЛЬНО). – Какие чувства испытывает Гальцев, проснувшись? (досаду, раздражение: разбудили раньше намеченного часа) – Что почувствовал Гальцев, рассмотрев мальчика? («При виде его дрожь пробрала меня») – Какую деталь выделяет автор в портрете Ивана? (большие, необычно широко поставленные глаза) - Почему Гальцев не сразу сообщил об Иване в штаб, 51-му? ( не принимал мальчишку всерьез) – Что заставило Гальцева изменить отношение к Ивану? (требователен, точен, настойчив) – Гальцев начинает всматриваться в мальчика. Что нового открывается ему? (худенькое тельце, тонкие ноги и руки, узкоплечий, совсем ещё ребенок. У Гальцева возникает острое чувство жалости, сострадания; это несопоставимо – ВОЙНА и РЕБЕНОК). – Чем Иван удивляет Гальцева? (недетским упорством, волей, ни в чем не просит помощи для себя, узел развязывает сам). В характере и глазах Ивана – твердость взрослого, во внешности – незащищенность и детскость. Он нетерпим к тому, что Гальцев повышает на него голос, неоднократно требует позвонить в штаб армии, отвечает молчанием на вопросы лейтенанта о шраме, о том, откуда он, как попал к реке (с.11,12 – чтение). Назвать фамилии подполковника Грязнова и капитана Холина Иван решился потому, что сведения, которые он принес, нужно было срочно передать в штаб. Только поэтому мальчишка открыл Гальцеву свою тайну. Для Ивана главное – долг, дело, которым он занимается. В ожидании Холина он не улегся спать, не стал есть, а сначала сел писать донесение. Вспомните, как, согревшись, вы моментально засыпаете! Иван же, продрогнув до крайности, заставил себя работать. Это говорит о том, что у него сильная воля. Это черта характера не столько мальчика, сколько мужчины (чтение – с. 16,17). – Как изменяется отношение Гальцева к Ивану? (с.17). – И вновь в тексте – портрет Ивана(с.18). Гальцев понял, что Иван не первый раз возвращается с того берега, занятого фашистами. Он проникся уважением к этому мальчику с душой воина. Лейтенант идет проверять дозоры. А перед читателем предстает ненастная, темная, холодная октябрьская ночь 1943 года. Ночь, когда 12-летний мальчишка в одиночку переплыл Днепр. (Дети читают: с. 18,19,20) Гальцев утверждается во мнении, что Ивана на этот берег доставила лодка, он даже в мыслях не допускает, что мальчик переплыл 5-метровый днепровский плес при температуре воды +5 градусов, если переправа исключительно трудна при +15 градусах даже и для хорошего пловца. И лишь по приезде Холина Гальцев узнает, что Иван действительно переплыл сам. Вот как скупо, заново все переживая, рассказывает об этом капитану сам Иван: (с. 22,23 – чтение) – Наверное, не только у Гальцева и Холина после этих слов, но и у вас слезы сжали горло? (с.23 – чтение) – Как автор говорит о том, что Иван – испытанный боец? Ешё один портрет мальчика. (с.23 – чтение) – Какой тост предлагает Иван Холину и Гальцеву? («За то, чтобы я всегда возвращался»). Через 3 дня в роте Гальцева появился Катасонов – командир взвода разведчиков. И Гальцев расспрашивает разведчика о мальчике, потому что в эти дни Иван не выходит у лейтенанта из головы. – Что нового узнаем мы о Ванюшке, как называет мальчика Катасонов? (с.29 – чтение). «Чудный малец!» – похвала Ивану в устах лучшего разведчика армии звучит как высшая оценка качеств характера юного героя. – Катасонов 2 дня не уходит с НП, на 3-ий день приезжает Холин. Зачем? (чтобы вновь переправить Ивана в немецкий тыл) – Как относятся к Ивану разведчики? (Балуют, чувствуют себя виноватыми). потому что не детское это дело – война, с. 37,38). – Как Холин объясняет, что Иван рвется в разведку? (с. 41-42) – Что делал Иван в землянке перед отправкой в тыл к немцам? (с. 44) В который уж раз отправляется Иван в логово врага! Наши войска готовятся форсировать Днепр, командованию армии нужны свежие сведения о дислокации немецких частей, и лучше Ивана, опытного разведчика, с этим не справится никто. И вновь он – в лодке на середине Днепра. (с. 55,56) Достигнув берега, Иван в условленный час исчезает во тьме. Теперь он – один, кругом – враги. А Гальцев и Холин наблюдают за немецким дозором, идущим с той стороны, куда ушёл Иван. (с. 59) – Подумайте, почему автор так подробно описывает экипировку Холина и Гальцева, экипировку немецкого дозора? (с. 51, 59 – чтобы оттенить мужество и упорство Ивана, его выносливость. Взрослые мужчины одеты тепло и добротно, вернутся в землянку, мальчик – в плохонькой одежонке, насквозь промокнет, в тылу врага его никто не ждет. (с.52, с.64) Холин и Гальцев, возвратившись в землянку, ни на минуту не забывают об Иване, их мучает сознание своей невольной вины (с. 65) Они горюют, вспоминая своего маленького друга. (стр.65. «Я никогда…») Гальцев и Холин восхищены мужеством Ивана. Для них начались долгие дни ожидания, для Ивана – тягостная, полная лишений и опасностей жизнь бок о бок со смертью. Гальцев изготовил для Ивана десантную финку, он часто возвращался в мыслях к судьбе мальчика. - В начале ноября Гальцев встретил подполковника Грязнова. О чем узнал лейтенант? (с. 68) Неисповедимы пути человека на дорогах войны. Война катилась на запад, а лейтенант хотел хоть что-то узнать о судьбе Ивана Буслова. (с. 69) Многое изменилось за военные годы в судьбе Гальцева. (с. 67, 69) ЭТО БЫЛО 2 МАЯ 1945 ГОДА В 3 ЧАСА ДНЯ. Наши войска находились в центре Берлина.(с. 69,70,71) Вспомним, на последнее задание Иван ушел из расположения наших войск в начале ноября. Схвачен фашистами он был 21 декабря. Значит, в тылу врага он провел больше месяца, постоянно жил рядом с опасностью, рискуя жизнью, собирал нужные сведения. О последних днях жизни разведчика Ивана Буслова мы узнаём из спецсообщения начальника тайной полиции немецкой армии: (с.71,72 – читают поочередно – 7 человек) Говорить что-либо после этих слов трудно. Мы не знаем подробно, как вел себя Иван на допросах, но его поведение в разговоре с Гальцевым в начале повести дает нам возможность представить это: он был предельно собран, тверд, на все вопросы отвечал молчанием, лишь широко расставленные глаза его пылали неугасимой ненавистью к фашистам. - Почему повесть заканчивается многоточием? - Почему Гальцев ничего не добавил к немецкому документу? (слезы подступили к горлу, минута молчания, потрясен мужеством Ивана, любые слова здесь неуместны, потому что не смогут выразить боль Гальцева и его любовь к мальчику.) - Почему в повести автор использует хронологическую точность, обилие дат? (Это ещё одна возможность доказать читателю, что история жизни и подвига Ивана Буслова – не вымысел.) Это было, было в то время, когда на земле бушевала война. - Какой эпизод повести особенно запомнился вам? (ответы) Учитель: давайте ответим на последние вопросы: 4. Героизм – устаревшее или современное понятие? 5. Надо ли нам знать о минувшей войне? – На доске записаны слова, которые в повести встречаются очень часто. Каково лексическое значение этих слов? С какой целью используются они автором? (Лексика помогает создать колорит военного быта.) По желанию дети толкуют слова: НП, траншея, армии, разведчик, командир дивизии, военфельдшер, форсирование Днепра, землянка, медсанбат, батальон, маскхалат, гимнастерка, десантная финка, ракетница, автомат, пулемёт, артиллерия, плащ-палатка, патруль, минирование, тыл врага, пулеметная очередь, взять «языка», закордонник, партизаны, капитулировать. Владимир Осипович. Богомолов написал об Иване Буслове с любовью и нежностью. Писатель считал, что детям на войне делать нечего. И если там нашлось для них дело, то это – несчастье, беда, а повода для восхищения тут нет. Наши сердца, так же, как сердце автора, сжимаются от любви и горечи, от смешанного чувства жалости и гордости. Перед нами, ребята прошла короткая жизнь русского мальчика, разведчика из Гомеля Ивана Буслова, человека, который в тяжкую военную годину наравне со взрослыми встал на защиту Отечества. И мы склоняем головы перед его подвигом. (эпизоды фильма «Иваново детство» А. Тарковского по повести В. Богомолова «Иван»)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий читательской конференции по повести Вл. Богомолова «Иван»»

Эпиграф: « И мы склоняем головы перед его подвигом»

Сценарий читательской конференции

по повести Вл. Богомолова «Иван»

«Давно ушли в запас солдаты,

Но боль о ней всегда жива,

Мы знать должны, какой была

Война когда-то,

Когда-то…»

(Песня из к\ф «Командир счастливой «Щуки»)

Слайды о Великой Отечественной войне.

Учитель: Дорогие ребята, в этом году наша страна отмечает 65-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Это страшная война, которая унесла миллионы человеческих жизней, среди которых и молодые студенты, и среднее поколение, и старики, и женщины, и дети. Да, да, дети, которые сражались бок о бок со взрослыми на заводах, партизанских отрядах, в разведотрядах, в тылу у немцев, проходили там, где взрослые пройти не могли. Как бы трудно им не было, они сражались за освобождение родной земли, мстили фашистам за родных и близких. Именно о таком маленьком герое и пойдет у нас сегодня речь. Мы проведем читательскую конференцию по книге Владимира Богомолова «Иван» и ответим на вопросы, которые вы видите на доске.

На доске вопросы для конференции:

1.Какой вам представляется война? Какая картина возникает перед глазами?

2. Как в повести В. Богомолова описана война?

3. Кто такой Иван и можно ли его назвать героем?

4. Героизм – устаревшее или современное понятие?

5. Надо ли нам знать о минувшей войне?



Учитель:Владимир Осипович Богомолов родился в 1926 году в деревне Кирилловке Московской губернии.

Ученик: В 1941 году окончил семь классов средней школы. Участник Отечественной войны. В Действующей армии был последовательно рядовым, командиром отделения, помощником командира взвода, командиром взвода - стрелкового, автоматчиков, пешей разведки, - в конце войны исполнял должность командира роты. Награжден орденами и медалями.

Ученик: Автор получивших широкую известность и переведенных на десятки языков романа "Момент истины", повестей "Иван", "Зося" и рассказов. Книги В.Богомолова входят в учебные программы для чтения средних школ, гимназий и лицеев ряда стран и, в первую очередь, России и Беларуси. По мотивам повести "Иван" кинорежиссером Андреем Тарковским был поставлен известный фильм "Иваново детство" (1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля "Золотой лев". Роман "Момент истины"("В августе сорок четвертого...") и повесть "Иван" выдержали более сотни изданий и, согласно данным библиографов, лидируют по количеству переизданий среди многих тысяч других современных литературных произведений, опубликованных соответственно в последние 25 и 40 лет.

Умер 30 декабря 2003 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Учитель: Писатель Владимир Богомолов, создавший повесть «Иван», воевал совсем юным, был ранен, не раз награжден. Его творчество посвящено военной юности. Жизнь Владимира Осиповича Богомолова оборвалась в январе 2004 года.

Очевидно, в облике Гальцева многое – от самого автора. Он рассказывает о войне так правдиво, чтобы те, кто вернулся и не вернулся, не смогли упрекнуть его в неправде. Он хочет, чтобы все мы, живущие в мирное время, сильнее ощутили, как много мужества и духовной стойкости потребовала от человека война, какую бездну горя она принесла миру.

Какой вам представляется война? Какая картина возникает перед вашими глазами? (Ответы)

Вы прочитали повесть Владимира Богомолова «Иван», написанную в 1957 году. Как в этой повести описана война? (Нет сцен боя, грохота, скрежета танков)

Вывод: У Богомолова – другая война, тихая, но показана она через судьбу ребенка, которого безжалостно уничтожила. И от этого она еще более губительна, более страшная.

От чьего лица ведется повествование? (от 1-го лица, «я» – молодой старший лейтенант Гальцев)

Что нам известно о Гальцеве? (стр.14, стр.38)

А зачем нам знать о минувшей войне? (ответы детей)

– А вправду, ребята, было ещё страшнее, настолько страшно, что мы, ныне живущие, даже и представить не в силах. Давайте обратимся к тексту повести.

(переправа, с. 40)

- Как Гальцев познакомился с Иваном? (ответы)

Найдите в тексте портретное описание Ивана (читают, с.7,8)

- Как автор говорит о состоянии Ивана? Выберем детали портрета.

(Ползал в воде. Ослаб. На вопросы не отвечает. Измученное лицо, настороженно- сосредоточенный взгляд. Посиневшие губы, плотно сжатые губы. Клацая зубами. Взгляд исподлобья. Слабый голос, внутреннее напряжение во взгляде. Весь дрожал)

Как эти детали раскрывают состояние и характер Ивана?

(БОЕЦ, ГЕРОЙ: упорен, настойчив, храбр, немногословен, ПРЕДЕЛЬНО ТВЕРД).

(РЕБЕНОК: ослаб, худенькое тельце, сил нет, ИЗМУЧЕН ПРЕДЕЛЬНО).

Какие чувства испытывает Гальцев, проснувшись? (досаду, раздражение: разбудили раньше намеченного часа)

Что почувствовал Гальцев, рассмотрев мальчика? («При виде его дрожь пробрала меня»)

Какую деталь выделяет автор в портрете Ивана? (большие, необычно широко поставленные глаза)

- Почему Гальцев не сразу сообщил об Иване в штаб, 51-му? ( не принимал мальчишку всерьез)

Что заставило Гальцева изменить отношение к Ивану? (требователен, точен, настойчив)

Гальцев начинает всматриваться в мальчика. Что нового открывается ему? (худенькое тельце, тонкие ноги и руки, узкоплечий, совсем ещё ребенок. У Гальцева возникает острое чувство жалости, сострадания; это несопоставимо – ВОЙНА и РЕБЕНОК).

Чем Иван удивляет Гальцева? (недетским упорством, волей, ни в чем не просит помощи для себя, узел развязывает сам).

В характере и глазах Ивана – твердость взрослого, во внешности – незащищенность и детскость. Он нетерпим к тому, что Гальцев повышает на него голос, неоднократно требует позвонить в штаб армии, отвечает молчанием на вопросы лейтенанта о шраме, о том, откуда он, как попал к реке (с.11,12 – чтение).

Назвать фамилии подполковника Грязнова и капитана Холина Иван решился потому, что сведения, которые он принес, нужно было срочно передать в штаб. Только поэтому мальчишка открыл Гальцеву свою тайну.

Для Ивана главное – долг, дело, которым он занимается. В ожидании Холина он не улегся спать, не стал есть, а сначала сел писать донесение. Вспомните, как, согревшись, вы моментально засыпаете! Иван же, продрогнув до крайности, заставил себя работать. Это говорит о том, что у него сильная воля. Это черта характера не столько мальчика, сколько мужчины (чтение – с. 16,17).

Как изменяется отношение Гальцева к Ивану? (с.17).

И вновь в тексте – портрет Ивана(с.18).

Гальцев понял, что Иван не первый раз возвращается с того берега, занятого фашистами. Он проникся уважением к этому мальчику с душой воина. Лейтенант идет проверять дозоры. А перед читателем предстает ненастная, темная, холодная октябрьская ночь 1943 года. Ночь, когда 12-летний мальчишка в одиночку переплыл Днепр. (Дети читают: с. 18,19,20)

Гальцев утверждается во мнении, что Ивана на этот берег доставила лодка, он даже в мыслях не допускает, что мальчик переплыл 5-метровый днепровский плес при температуре воды +5 градусов, если переправа исключительно трудна при +15 градусах даже и для хорошего пловца. И лишь по приезде Холина Гальцев узнает, что Иван действительно переплыл сам.

Вот как скупо, заново все переживая, рассказывает об этом капитану сам Иван: (с. 22,23 – чтение)

– Наверное, не только у Гальцева и Холина после этих слов, но и у вас слезы сжали горло? (с.23 – чтение)

Как автор говорит о том, что Иван – испытанный боец? Ешё один портрет мальчика. (с.23 – чтение)

Какой тост предлагает Иван Холину и Гальцеву? («За то, чтобы я всегда возвращался»).

Через 3 дня в роте Гальцева появился Катасонов – командир взвода разведчиков. И Гальцев расспрашивает разведчика о мальчике, потому что в эти дни Иван не выходит у лейтенанта из головы.

Что нового узнаем мы о Ванюшке , как называет мальчика Катасонов? (с.29 – чтение). «Чудный малец!» – похвала Ивану в устах лучшего разведчика армии звучит как высшая оценка качеств характера юного героя.

Катасонов 2 дня не уходит с НП, на 3-ий день приезжает Холин. Зачем? (чтобы вновь переправить Ивана в немецкий тыл)

Как относятся к Ивану разведчики? (Балуют, чувствуют себя виноватыми).

потому что не детское это дело – война, с. 37,38).

Как Холин объясняет, что Иван рвется в разведку? (с. 41-42)

Что делал Иван в землянке перед отправкой в тыл к немцам? (с. 44)

В который уж раз отправляется Иван в логово врага! Наши войска готовятся форсировать Днепр, командованию армии нужны свежие сведения о дислокации немецких частей, и лучше Ивана, опытного разведчика, с этим не справится никто. И вновь он – в лодке на середине Днепра. (с. 55,56)

Достигнув берега, Иван в условленный час исчезает во тьме. Теперь он – один, кругом – враги. А Гальцев и Холин наблюдают за немецким дозором, идущим с той стороны, куда ушёл Иван. (с. 59)

Подумайте, почему автор так подробно описывает экипировку Холина и Гальцева, экипировку немецкого дозора? (с. 51, 59 – чтобы оттенить мужество и упорство Ивана, его выносливость. Взрослые мужчины одеты тепло и добротно, вернутся в землянку, мальчик – в плохонькой одежонке, насквозь промокнет, в тылу врага его никто не ждет. (с.52, с.64)

Холин и Гальцев, возвратившись в землянку, ни на минуту не забывают об Иване, их мучает сознание своей невольной вины (с. 65)

Они горюют, вспоминая своего маленького друга. (стр.65. «Я никогда…»)

Гальцев и Холин восхищены мужеством Ивана. Для них начались долгие дни ожидания, для Ивана – тягостная, полная лишений и опасностей жизнь бок о бок со смертью.

Гальцев изготовил для Ивана десантную финку, он часто возвращался в мыслях к судьбе мальчика.

- В начале ноября Гальцев встретил подполковника Грязнова. О чем узнал лейтенант? (с. 68)

Неисповедимы пути человека на дорогах войны. Война катилась на запад, а лейтенант хотел хоть что-то узнать о судьбе Ивана Буслова. (с. 69)

Многое изменилось за военные годы в судьбе Гальцева. (с. 67, 69)

ЭТО БЫЛО 2 МАЯ 1945 ГОДА В 3 ЧАСА ДНЯ.

Наши войска находились в центре Берлина.(с. 69,70,71)

Вспомним, на последнее задание Иван ушел из расположения наших войск в начале ноября. Схвачен фашистами он был 21 декабря. Значит, в тылу врага он провел больше месяца, постоянно жил рядом с опасностью, рискуя жизнью, собирал нужные сведения.

О последних днях жизни разведчика Ивана Буслова мы узнаём из спецсообщения начальника тайной полиции немецкой армии: (с.71,72 – читают поочередно – 7 человек)

Говорить что-либо после этих слов трудно.

Мы не знаем подробно, как вел себя Иван на допросах, но его поведение в разговоре с Гальцевым в начале повести дает нам возможность представить это: он был предельно собран, тверд, на все вопросы отвечал молчанием, лишь широко расставленные глаза его пылали неугасимой ненавистью к фашистам.

- Почему повесть заканчивается многоточием?

- Почему Гальцев ничего не добавил к немецкому документу? (слезы подступили к горлу, минута молчания, потрясен мужеством Ивана, любые слова здесь неуместны, потому что не смогут выразить боль Гальцева и его любовь к мальчику.)

- Почему в повести автор использует хронологическую точность, обилие дат?

(Это ещё одна возможность доказать читателю, что история жизни и подвига Ивана Буслова – не вымысел.)

Это было, было в то время, когда на земле бушевала война.

- Какой эпизод повести особенно запомнился вам? (ответы)

Учитель: давайте ответим на последние вопросы:

4. Героизм – устаревшее или современное понятие?

5. Надо ли нам знать о минувшей войне?



– На доске записаны слова, которые в повести встречаются очень часто. Каково лексическое значение этих слов? С какой целью используются они автором? (Лексика помогает создать колорит военного быта.)



По желанию дети толкуют слова: НП, траншея, армии, разведчик, командир дивизии, военфельдшер, форсирование Днепра, землянка, медсанбат, батальон, маскхалат, гимнастерка, десантная финка, ракетница, автомат, пулемёт, артиллерия, плащ-палатка, патруль, минирование, тыл врага, пулеметная очередь, взять «языка», закордонник, партизаны, капитулировать.



Владимир Осипович. Богомолов написал об Иване Буслове с любовью и нежностью. Писатель считал, что детям на войне делать нечего. И если там нашлось для них дело, то это – несчастье, беда, а повода для восхищения тут нет.

Наши сердца, так же, как сердце автора, сжимаются от любви и горечи, от смешанного чувства жалости и гордости.

Перед нами, ребята прошла короткая жизнь русского мальчика, разведчика из Гомеля Ивана Буслова, человека, который в тяжкую военную годину наравне со взрослыми встал на защиту Отечества.

И мы склоняем головы перед его подвигом.



(эпизоды фильма «Иваново детство» А. Тарковского по повести В. Богомолова «Иван»)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий читательской конференции по повести Вл. Богомолова «Иван»

Автор: Оразаева Надежда Дмитриевна

Дата: 14.02.2016

Номер свидетельства: 293357


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства