Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного урока литературы на тему "По дорогам Сказочной страны"»
КГУ «Общеобразовательная школа №15»
Разработка урока
внеклассного чтения
на тему
«По дорогам Сказочной страны»
(5 класс )
Провела учитель русского языка
и литературы
Жумабекова А.Д.
г. Сатпаев
Тема: По дорогам Сказочной страны
Цель: обобщить и систематизировать знания о жанре фольклора – сказках
Задачи: 1. Обобщить и систематизировать знания о сказках, видах сказок;
2. Развивать навыки определения видов сказок, сказочных героев и деталей сказок;
3. Прививать любовь чтению сказок, любознательность.
Тип: урок повторения и обобщения
Форма проведения: литературная викторина
Наглядность: картинки, А3, фломастеры, слайд-шоу, юрта с секретом, задания из конверта
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, объявление темы, цели урока, психологический настрой. Экран настроений. Пожелание друг другу.
2. Актуализация прежних знаний
Вход в сказочный мир. Расскажите о видах сказок. Распределите сказочные картинки по видам сказок. Составьте кластер, отвечая на вопросы:
Что такое сказка?
Какие сказки бывают?
1гр. – волшебные сказки
2 гр. – бытовые сказки
3гр. – сказки о животных
3. Повторение и обобщение
Угадайте героев (сказочные герои)
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)
3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)
4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)
5. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)
Загадки для второй команды.
1. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)
2. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)
3. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. ( Маша из сказки «Маша и Медведь»)
4. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)
5. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)
По деталям угадать сказки.Игра «Из какой это сказки?» (в юрте спрятаны детали сказок, нужно отгадать из какой сказки предмет)
Задания из конверта
«Отгадай, какая это сказка»
Отворили дверь козлята-
И пропали все куда – то
Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат ведра
На окошке он студился,
Прыг с окна и укатился.
Заигралась сестрица
Унесли братишку птицы
Мышка дом себе нашла
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет, бедняжка.
Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто – то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей?
2. ДОГОВОРИ СЛОВЕЧКО:
Кощей….
Баба……..
Мышка….
Лягушка…..
Курочка……
Гуси…………….
Лисичка…….
Василиса…….
Царевна………
Зайчик……..
Сестрица………
Братец…………
Тянут……………
Жили…………
Иван…….
Угадай, кто из главных героев сказал эти слова.
Уж не знаю, в кого ты такой ленивый уродился. Я всю свою жизнь с работой дружен был, своими руками всё хозяйство нажил, а ты даже рубля заработать не
можешь.
Молочная река - кисельные берега! Куда гуси – лебеди полетели?
Ах, братец мой, Иванушка! Тяжел камень на дно тянет, шелкова трава ноги спутала, желтые пески на грудь легли.
Эй, приятель, что ты ищешь?
Ну, братцы, - говорит Иван, - заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди на дозор ходить, чтоб чудо-юдо через Калинов мост не пропустить.
«Если я не буду протирать звезды каждый вечер — думал он — они обязательно потускнеют».
4. Исправь ошибки.
В названиях следующих сказок есть ошибки, найди их:
«Петушок Ряба»
«Утки – лебеди»
«Волк и семеро ягнят»
«Даша и медведь»
«По рыбьему велению»
«Потраченный рубль»
«Мальчик – обманщик»
« Как ежик с медвежонком чистили посуду»
«Иван-царевич и Чудовище»
5. Нужно отгадать, о какой сказке говорится в стихотворении.