kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству К.Симонова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературный вечер знакомит с жизнью и творчеством писателя-фронтовика К. Симонова, воспитывает уважительное отношение к историческому наследию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству К.Симонова»

Сценарий  литературного вечера о жизни и творчестве К. Симонова

"Стихи, рожденные войной..."

Цели и задачи: Познакомить с жизнью и творчеством писателя-фронтовика К. Симонова

Обучающие: пробудить интерес к личности и творчеству поэта-фронтовика К. Симонова; расширить представления о значении и роли поэзии времен Великой Отечественной войны в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого;

Развивающие: развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности;

Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к историческому наследию.
Оформление помещения: Георгиевские ленточки на занавесках
Музыкальное оформление:

Аудиозаписи песен:
Музыка песни Аксёнов В. Синявский П. «Ах, эти тучи в голубом»

Оборудование: портрет К.М.Симонова, фотографии о войне, выставка произведений К.М.Симонова.
Участники: Учащиеся 7-х классов
Организация вечера:
1. Оформление сцены актового зала.
2. В зале на стульях, расставленных полукругом, сидят 7-классники, педагоги школы, администрация.
(Свет гаснет. Ведущие идут.)

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы проводим вечер, посвященный 70-летию cо дня Победы и 100-летию со дня рождения великого поэта-фронтовика Константина Михайловича Симонова. Сегодня вы познакомитесь с биографией и творчеством писателя, после завершения мероприятия просим ознакомиться с книжно-иллюстративной выставкой, где представлено творчество поэта-фронтовика и выставкой творческих работ учащихся 7-х классов.

Действующие лица:

Ведущие (1,2,3) Чтецы (3 всего)

ЧТЕЦ-1 (Дулат): 
С чего начинается память – с берез?
С речного песка? С дождя на дороге?
А если - с убийства!
А если – со слез!
А если – с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых в пыли распростертых!
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым!
И в пять,
И в пятнадцать,
И в двадцать пять лет
Войной начинается память
Здесь в этой стране,
Где не помнящих – нет,
Попробуем это представить…

Ведущий 1 (Фридрих):  В феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, газета «Правда» опубликовала лирическое стихотворение, которое сразу завоевало сердца всех солдат. Это было стихотворение «Жди меня». Солдаты вырезали его из газеты, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых бойцов. В истории русской поэзии трудно найти стихотворение, которое бы имело такое же широкое звучание в народе, как «Жди меня». Оно сделало всемирно известным офицера Советской Армии, русского поэта Константина Симонова.

Ведущий 2 (Асида):  Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился 28 (15 по старому стилю) ноября 1915 г. в Петрограде. Его мать урожденная княгиня Александра Оболенская, отец Михаил Агафангелович Симонов – дворянин, выпускник Императорской Николаевской военной академии, генерал-майор. В своих официальных биографиях К.М. Симонов указывал, что «отец погиб или пропал без вести» на фронте. Отчим – Александр Григорьевич Иванишев, бывший полковник царской армии, преподаватель военного училища. Он усыновил и воспитал мальчика. Правда, фамилию и отчество сыну мать сохранила.

Ведущий 3 (Анзор): О своем детстве Константин Симонов вспоминал: «Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Существовал твердый распорядок дня, все делалось по часам, в ноль-ноль, опаздывать было нельзя, возражать не полагалось, данное кому бы то ни было слово требовалось держать, всякая ложь презиралась.»

Ведущий 1 (Фридрих):  Весной 1930 г., окончив в Саратове семилетку, Симонов пошел учиться на токаря. В 1931 г. семья переезжает в Москву, и будущий поэт устраивается на работу на авиационный завод. В эти же годы он начал писать стихи, и в 1934 г. поступил в Литературный институт. В 1936 г. первые стихи молодого поэта были опубликованы в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь».

Ведущий 2 (Асида):  В 1939 г. Симонов уезжает в Монголию на Халхин-Гол военным корреспондентом. Незадолго до отъезда он сменил свое настоящее имя Кирилл на псевдоним Константин. Он картавил, не выговаривал буквы и произнести свое имя ему было трудно. Вскоре имя Константина Симонова приобрело популярность. Когда началась Великая Отечественная война поэту было 25 лет.

Ведущий 3 (Анзор):  Первая военная командировка Константина Симонова была в действующую армию на Западный фронт, которому пришлось принять на себя главный удар немецких танковых частей. 20 июля в газете «Известия» появился первый репортаж Симонова о войне – очерк «Горячий день» о сражении под Могилевом на Буйническом поле. За годы войны Симонов написал три пьесы, повесть «Дни и ночи» и две книги стихов: «С тобой и без тебя» и «Война».

Ведущий 1 (Фридрих):  Симонов знал войну как никто. Наверное, и не было среди военных писателей человека, превосходившего его объемом этих горьких знаний. Многие  пережили больше, многим на фронте досталось больше, а знал он больше. А потом, уже в послевоенную пору, он пополнял свои и без того универсальные знания со свойственным ему упорством и трудолюбием.  И писал, писал, писал…

Ведущий 2 (Асида):  Писал о том, что видел: писал в газеты, создавал стихи, пьесы, рассказы, повести.

Ведущий 3 (Анзор):  Нельзя без волнения читать страницы записок о выходивших из окружений, о беженцах на дорогах, о самолетах над дорогами, о танках, вдруг прорывавшихся в тыл отступающим, об июльской пыльной жаре, неразберихе, путанице, об ощущении огромного горя, которое разом обрушилось и которое разрасталось.

Ведущий 1 (Фридрих):  Пробираясь на драном пикапе по проселкам Могилевщины и Смоленщины, молодой горожанин, корреспондент столичной и армейской газет, впервые близко увидел деревню, деревенскую жизнь, деревенских людей. Увидел в беде и горе.

Ведущий 2 (Асида):  «Я понял, насколько сильно во мне чувство Родины, - напишет Симонов, - насколько я чувствую эту землю своей и как глубоко корнями ушли в нее эти  люди, которые живут на ней… Было чувство острой жалости и любви ко всему находившемуся здесь: к этим деревенским избам возле дороги, к траве, к березам, ко всему русскому». Это из дневника, опубликованного значительно позже. А тогда, в 41-м, Симонов свои чувства выразил в стихах. В сильных стихах.

Звучит фоновая музыка «Родина»

ЧТЕЦ-1 (Дулат):
Родина
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

Ведущий (3):  Строки этого стихотворения сжимают сердце и сегодня. А тогда в 41-м, 42-м?

Ведущий 1 (Фридрих):  Константин Симонов еще до сорок первого года внес в литературу некое предощущение войны, обратившись к теме мужества, героизма, человеческой причастности к событиям эпохи. В дни войны стихи Симонова стали для всей страны учебниками любви, верности, ненависти к врагу. Фронтовые песни на его стихи звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт.
Ведущий 2 (Асида):  Любовная лирика неожиданно заняла тогда в поэзии важное место, стала пользоваться необычайной популярностью. Стихотворения Симонова строились на доверительном обращении к очень близкому человеку - жене, любимой, другу или на задушевном разговоре с хорошо понимающим тебя собеседником. В них мы не находим патетики, потому что она в таких произведениях неуместна, невозможна, фальшива...
Ведущий 3 (Анзор):  Когда речь заходит о лучших лирических произведениях поэзии военных лет, мы, не задумываясь, называем "Землянку" Алексея Суркова и "Жди меня" Константина Симонова. Твардовский, строгий и даже придирчивый ценитель поэзии, сказал, что "именно эти стихи о самом главном, именно они являют собой "души откровенный дневник".

Ведущий 2 (Асида):  Строки стихотворения «Жди меня..» посвящены актрисе Валентине Серовой, в которую поэт был влюблен. Симонов написал стихотворение в июне 1941 г. под Москвой в перерыве между командировками на фронт.

Ведущий 1 (Фридрих):  9 декабря 1941 года «Жди меня» впервые прозвучало по радио. Симонов случайно оказался в Москве и прочёл стихотворение сам, успев к эфиру буквально в последнюю минуту. В январе 1942 года «Жди меня» было опубликовано в «Правде».

Историки Великой Отечественной войны считают, что для победы в войне стихотворение «Жди меня» сыграло не меньшую роль, чем разгром немцев под Москвой.

(Загорается свет. Звучит фоновая музыка под стихи «Жди меня» Освещается часть сцены, где сидят солдаты и солдатки около костра и тихо разговаривают. Один боец (Ваня – 7В) отходит и начинает читать стихотворение К.Симонова "Жди меня" на фоне тихой музыки).
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино на помин 
души...
Жди и выпить заодно с ними 
не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: "Повезло!"
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Камила: «Действительно. Ведь дома нас ждут наши близкие, и мы верим, что мы обязательно вернемся, ведь здесь нас оберегают любовь и воспоминания»
(Ученики Альви и Камила 7А) исполняют песню
«Ах, эти тучи в голубом». Автор текста (слов): Аксёнов В. Синявский П. Композитор (музыка): Журбин А. 

Хореографическая сценка "Военный вальс". Солдаты и солдатки танцуют вальс.

Звучат звуки взрывающихся бомб, и они убегают

Ведущий 3 (Анзор):  Все годы войны Симонов поражал своей работоспособностью. По свидетельству Николая Тихонова, он писал «в походе, на машине, в блиндаже между двух боев, в ходе случайного ночлега под обгорелым деревом, занося в блокнот виденное».

Ведущий 1 (Фридрих):  Во фронтовом дневнике Симонов рассказывал, как «без отлучки от колес» сочинял «Корреспондентскую застольную». Ехал в открытом «виллисе», сидел закутавшись в бурку. На холодном ветру неохота даже вытащить руку. И он бубнил себе под нос, сочинял, а потом зубрил только что сочиненные строфы, чтобы закрепить в памяти их все, начиная с первой. Водитель решил, что подполковник тронулся умом – всю дорогу громко разговаривал сам с собой. По приезду водитель сигнализировал в санчасть  штаба полка.
Недоразумение было выяснено. А мы с вами давайте послушаем, что писал поэт в дороге.
(Фоном звучит аудиозапись мелодии песни «Корреспондентская застольная» (муз. М. Блантера, сл. К. Симонова).)

Чтец –2(2 человека):   

Чтец-1: От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли,
С «лейкой» и блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
Без друзей, товарищ,
Песню не напишешь,
Так давай друзей всех вспомним мы!
Вспомним мы писавших,
Вспомним мы снимавших,
Вспомним мы шагавших под огнем.
Вспомнить есть нам повод –
За военный провод,
За «У-2», за «эмку», за успех…
Как пешком шагали,
Как плечом толкали,
Как мы поспевали раньше всех.
Чтец-2: Там, где мы бывали,
Там танков не давали,
Репортер погибнет – не беда.
Но на «эмке» драной
И с одним наганом
Мы первыми въезжали в города.

От ветров и водки
Хрипли наши глотки,
Но мы скажем тем, кто упрекнет:
«С наше  покочуйте,
С наше поночуйте,
С наше повоюйте хоть бы год».
Помянуть нам впору
Мертвых репортеров.
Стал могилой Киев им и Крым.
Хоть они порою
Были и герои,
Не поставят памятника им.
Так выпьем за победу,
За свою газету,
А не доживем, мой дорогой,
Кто-нибудь услышит,
Снимет и напишет,
Кто-нибудь помянет нас с тобой.

Ведущий 2 (Асида):  Симонов прошел всю войну, дошел до Берлина, был корреспондентом московской газеты «Красная звезда». На его долю выпала непростая фронтовая судьба: он был в осажденной Одессе, участвовал в боевом походе подводной лодки, ходил в атаку с пехотинцами, с группой разведчиков высаживался в тыл немцев, в Феодосии попал под бомбежку, которая длилась целые сутки. В 1942 г. он был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а в 1943 г. ему было присвоено звание подполковника.

Ведущий 3 (Анзор):  Кончилась война. По окончании войны в течение трёх лет К.М. Симонов находился в многочисленных зарубежных командировках: в Японии (1945-1946), США, Китае.
В 1946-1950 годах он занимает пост редактора одного из ведущих литературных журналов «Новый Мир». В 1950-1954 годах - редактор «Литературной газеты». С 1946 по 1959 годы, а затем с 1967—по 1979 год — секретарь Союза писателей СССР. За период с 1942 по 1950 годы К.Симонов получает шесть Сталинских премий – за пьесы «Парень из нашего города», «Русские люди», «Русский вопрос», «Чужая тень», роман «Дни и ночи» и сборник стихов «Друзья и враги».

Ведущий 1 (Фридрих):  Первый роман Симонова «Товарищи по оружию», посвящённый событиям на Халхин-Голе, увидел свет в 1952 году. По первоначальному замыслу автора, он должен был стать первой частью задуманной им трилогии о войне. Однако получилось иначе. Чтобы полнее раскрыть начальный этап войны, понадобились другие герои, другой масштаб изображаемых событий. «Товарищам по оружию» суждено было остаться лишь прологом к монументальному произведению о войне.

     В 1955 году, ещё в Москве, Константин Михайлович Симонов приступает к работе над романом «Живые и мёртвые».

Ведущий 2 (Асида):  В 1958 году Симонов уехал жить и работать в Ташкент в качестве собственного корреспондента «Правды» по республикам Средней Азии.

В 1961 году Симонов привозит в Москву из Ташкента уже законченный роман. Он стал первой частью большого правдивого произведения о Великой Отечественной войне. Автором были найдены герои, с которыми читатель пройдет путь от первых дней отступления до разгрома немецкой армии под Москвой.

Ведущий 3 (Анзор):  В 1965 году Симонов закончил свою новую книгу «Солдатами не рождаются», которая является новой встречей с героями романа «Живые и мёртвые». Сталинград, неприукрашенная правда жизни и войны на новом этапе - одолении науки побеждать. В дальнейшем писатель предполагал довести своих героев до 1945 года, до конца войны, но в процессе работы стало очевидно, что действие трилогии завершится в тех местах, где оно и начиналось. Белоруссия 1944 года, наступательная операция «Багратион» - эти события легли в основу третьей книги, которую Симонов назвал «Последнее лето». Все три произведения объединены автором в трилогию под общим названием «Живые и мертвые».

Ведущий 1 (Фридрих):  По сценариям К. Симонова были поставлены фильмы «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943—1944), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш. Спааком и Э.Триоле), «Живые и мёртвые»(1964), «Двадцать дней без войны» (1976).

    Ведущий 2 (Асида):  В 1970 году К.М.Симонов побывал во Вьетнаме, после чего издал книгу «Вьетнам, зима семидесятого...» (1970-71).

Большую документальную ценность имеют мемуары Симонова «Дневники военных лет» и последняя его книга — «Глазами человека моего поколения. Размышления о Сталине» (1979 г., издана в 1988 году).

Ведущий 3 (Анзор):  Помимо писательской деятельности, множеством разных дел занимался Симонов. По его инициативе и при его содействии были организованы в доме писателей выставки Петрова-Водкина, Пиросмани, Татлина, создан музей-квартира Блока в Петербурге, сохранена квартира Маяковского в Москве; созданы памятники Арсеньеву и Яшину, и многое, многое другое.

Ведущий 1 (Фридрих):  По инициативе и стараниями Симонова были выпущены в свет или переизданы после долгого перерыва «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, романы Ильфа и Петрова, стихи О. Мандельштама, произведения И. Эренбурга и другие.

Ведущий 2 (Асида):  И помогал, и помогал людям: ветеранам войны, начинающим писателям, просто человеку, обратившемуся к нему за помощью.

Ведущий 3 (Анзор):  Непрерывность труда была стилем и смыслом жизни Симонова. И, пожалуй, самым печальным днем для этого человека был день в июле 1979 года, когда он почувствовал, что не может работать. В тот день на телеграфном бланке, найденном позже среди его бумаг, возможно, лишь для себя, Симонов записал: «Я уже ничего не могу доделать. Что сделано, то сделано, что задумано и не додумано, тоже не в моей власти. Я могу только, если потребуется, привести в порядок не приведенное в него».
И мужественно готовясь к концу, привел в идеальный порядок свой огромный архив…

Ведущий 1 (Фридрих):  Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года.
По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле под Могилевом, откуда он чудом выбрался живым, тогда, в июле сорок первого. Симонов писал: «Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, — поле под Могилевом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…»

Ведущий 3 (Анзор):  Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на котором высечено «Константин Симонов», а в каких-нибудь ста метрах – обелиск воинам 388-го полка, почти целиком полёгшего под Могилевом.
Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегда.
(Под тихую музыку Ваня считает стихотворение К. Симонова «Тот самый длинный день»).

Тот самый длинный день в году 
С его безоблачной погодой 
Нам выдал общую беду 
На всех, на все четыре года. 

Она такой вдавила след 
И стольких наземь положила, 
Что двадцать лет и тридцать лет 
Живым не верится, что живы. 

А к мертвым, выправив билет, 
Все едет кто-нибудь из близких, 
И время добавляет в списки 
Еще кого-то, кого нет… 
И ставит, 
ставит 
обелиски.

Учитель: Этими прекрасными строками мы завершаем наш литературный вечер. Спасибо за внимание.



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству К.Симонова

Автор: Рахметова Толкын Кудайбергеновна

Дата: 06.09.2016

Номер свидетельства: 342528


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства