3. Актуализация опорных зн Формулировка темы урока. | 1. Послушайте стихотворение и попробуйте определить, о ком мы будем говорить сегодня на уроке. Я томик Пушкина закрыла. Но сколько б ни промчалось лет, Как только это имя слышу, Встает строка: «Погиб поэт…» Погиб. Но слово не исчезло, Его успел он подхватить, Тот, кто России не позволил Про гений Пушкина забыть. Их имена сегодня рядом У каждого читатель свой. Я томик Пушкина закрыла, Чтоб вслед за ним открыть другой… - Так чей же томик мы сегодня открываем вместе с вами вслед за пушкинским? - А какие стихи М.Ю. Лермонтова вы вспомнили, готовясь к этому уроку? - Может ли кто-нибудь из вас прочесть стихи М.Ю. Лермонтова или отрывки из них наизусть? - Какое же настроение прослеживается у лирического героя этих стихотворений? - Верно, одиночество. И этот мотив напрямую связан с личностью поэта. 2. Послушайте отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова. “Не будь на то господня воля. Не отдали б Москвы”. - Откуда этот отрывок? - Какова тема стихотворения “Бородино”? О Чём оно? Кто ведёт рассказ? .- Каким событиям посвящёно стихотворение? мы видим, что - М. Ю. Лермонтов в 30-е года XIX века обращается к исторической теме. Историческое прошлое родины предстаёт перед нами и в другом произведении М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова”. Михаила Юрьевича Лермонтова всегда интересовала история родной страны, так как в современной жизни поэт не находил материала, который бы помог ему разобраться во многих нравственных проблемах. О своем поколении поэт скажет так: Печально я гляжу на наше поколенье, Его грядущее иль пусто иль темно… - Выход для себя Лермонтов находит в обращении к истории России. В 1837 году он, находясь на Кавказе, закончил поэму «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», в которой обратился к эпохе XVI века, ко времени царствования Ивана Грозного в царской Москве. Поэтому тема нашего урока – Писатели о прошлом нашей Родины. М.Ю.Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта. Эпиграфом к уроку я хочу предложить следующие слова поэта: «Минувшее проходит предо мною». Работая с текстом произведения, мы должны ответить на несколько вопросов: - Откуда поэт черпал материал для написания поэмы? (Связь с устным народным творчеством.) - Каким мы видим Ивана Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова? - Каков же образ эпохи XVI века в поэме? - Итак, о чём мы будем говорить на уроке? - Сформулируйте цель урока. | Отвечают. - Томик стихов М.Ю. Лермонтова
Ответы учащихся Учащиеся читают наизусть стихи. Это могут быть: «Тучи», «Листок», «Утес» и т.д. - Грусть, тоска, одиночество.
- “Бородино” Отвечают. - Отечественной войные1812 года Формулируют цель урока. | П3 ,П2, К2, К5, П8. Р4, Р7, К7, К 10, Р1, К1, К2, К5, |
3. Открытие нового знания. Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения. 4. Физминутка | 1. - «Песня про купца Калашникова» переносит нас в далекое прошлое царской России. Как уже было сказано, действие в произведении М. Ю. Лермонтова происходит в Москве во времена Ивана Грозного, т. е. во второй половине XVI века Попробуем мысленно перенестись на 400 с лишним лет назад и посмотреть, какой тогда была наша столица. Улочки были узкие, кривые, мощеные брёвнами. Дома – в большинстве деревянные – были огорожены высокими заборами. (Показ иллюстрации В. Г. Шварца 1862 г. из альбома “Иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова”.) В центре Москвы был Кремль и площадь. На ней против главных ворот стоял круглый помост (возвышение), называвшийся Лобным местом. С этого места оглашались царские указы; на этом помосте на виду всего народа палач казнил провинившихся, отрубая им головы на плахе – большом обрубке дерева. Во второй половине XVI века в Москве появляются опричники. Иван IV вводит опричнину из-за измен боярства, которое мешало ему в войне с Ливонией и проведении реформ, направленных на укрепление единодержавия на Руси. - Что же обозначают эти слова: опричник, опричнина? А сейчас мы обратимся к истории. Опричнина началась в декабре 1564 года, когда Иван IV со своим двором отправился на богомолье праздновать день Николы Зимнего (Чудотворца). Необычным было то, что его сопровождало много людей. Возвращение двора затянулось, а 3 января 1565 года в Москву пришло известие, что Иван IV отказывается от царства. Это вызвало панику. На церковном соборе было решено послать делегацию в Александрову слободу (ныне здесь расположен город Александров). 5 января Иван IV согласился править, но с двумя условиями: 1) казнить тех, кого он почтёт изменниками, 2) ему выделят удел (опричнину) в государстве. С возвращением царя в Москву по всей стране распространились казни. Синонимом опричнины становится кровопролитие. Опричникам было позволено всё: убивать, грабить людей, разорять монастыри. Во главе опричников стоял Малюта Скуратов. Царь часто устраивал в своём дворце пиры (трапезы) для опричников, поил их хмельным мёдом, пенящимся, как квас, дорогими заморскими винами. Показ репродукции картины И. Я. Билибина “Боярский пир времён Ивана Грозного”. - Он награждал своих слуг ценными подарками: кафтанами изпарчи; дарил аргамаков. Чтобы наше путешествие стало ярким и запоминающимся, обратимся к экранизации. Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» и понаблюдаем, как же веселятся опричники. Учащимся демонстрируется эпизод «Танец опричников». - Чем же интересен этот эпизод? На этих пирах гусляры и скоморохи развлекали пирующих песнями, рассказами, плясками. Так, еще в древней Руси певец-музыкант и актёр, исполнявший шутовские и акробатические номера и даже серьёзные поэтические произведения, назывался скоморохом. Герой Лермонтова, купец Калашников, олицетворяет собой представителя народной среды. Поэтому, М. Ю. Лермонтов вкладывает “Песню...” в уста скоморохов, которые за небольшую плату увеселяли народ плясками, пением и представлениями. Москва в XVI веке была богатым городом, где рядом с жалкими лачугами высились хорошо построенные дома бояр и купцов; напротив Кремля стоял гостиный двор – лавки купцов, или по-старинному, гостей, торговавших местными товарами или привезёнными из далёких восточных стран: дорогими бухарскими шелками, прозрачной шелковой фатой, которой женщины закрывали своё лицо, драгоценными камнями, мехом соболя. Иван Грозный поощрял торговлю, так как купцы платили государству пошлины. В старой Москве было много церквей, наполненных богато украшенными иконами. Многие церкви собирали с верующих деньги за поклонение “святым мощам”. Одним из общественных развлечений для народа были кулачные бои, происходившие зимой на льду Москвы-реки. В этих боях состязалась в силе и ловкости московская молодёжь; но иногда разгоревшиеся страсти приводили к печальному концу: кто-либо из бойцов получал увечье или даже умирал от тяжелого удара. Иллюстрация В. М. Васнецова, 1891 год Неизменным свидетелем кулачных боёв был Иван Грозный. В личности царя сливались жестокость и набожность. Известно, что после жестоких расправ он заказывал молебны по убитым. Николай Михайлович Карамзин в “Истории государства Российского”писал об Иване Грозном, что он “имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединённый с необыкновенным даром слова; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать пред ним на колена, и жестоко наказывал бедных царедворцев, которые смели лучше державного играть в шашки или карты…”. Именно эти жестокость и жесткость проявились в «Песне…». - А теперь обратимся к знаменитой картине Виктора Михайловича Васнецова “Царь Иван Васильевич Грозный”. В.М. Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный.1897. - Рассмотрите, пожалуйста, картину. - Кто изображён на картине Васнецова? - Где находится Иван Грозный? - Что можно сказать о фигуре царя? 4.Обратим внимание на лицо царя. Какое оно? - - Что привлекает внимание, когда всматриваемся в лицо царя? - Какие они? 7.Каков взгляд Ивана Грозного? 8. Какие части лица указывают на мрачность, тяжелое настроение Ивана4? 9. Как одет царь? - Что можно сказать о жестах героя картины? Что у него в руках - Удалось ли художнику передать образ Ивана Грозного? - Таким ли вы себе представляли Ивана Грозного? - Каковы характерные черты Ивана IV? Справка учителя: мнительность, недоверчивость, вспыльчивость, необузданность, властность, надменность, высокомерие. - Как вы думаете, почему Васнецова так волновала историческая тема, тема народа и «грозного» царя всея Руси? - Итак, какой же эпохе посвящена поэма М. Лермонтова «Песня про купца Калашникова - Жизнь людей того времени была связана со сводом житейских правил XVI века – “Домостроем”. Показ книги “Домострой”. Ученики записывают в тетрадях: “Домострой” - свод житейских правил XVI века. Особенно тяжелым было положение женщины, определявшееся принципом:“Жена да убоится мужа своего”. Людям было предписано поклоняться богу и царю как равному ему: “Царя бойся и служи ему верою и правдою и всегда о нём бога моли и ложно отнюдь не глаголи перед ним; но с покорением истину отвечай ему, яко самому богу, и во всём повинуйся ему”. Такова была жизнь в Москве 4 с лишним века назад. Эпоха Ивана IV соединяла в себе жестокость и набожность, богатство и убожество. Фигура Ивана IV предстаёт очень противоречивой. Но и для этого мрачного периода нашей истории характерна борьба человека за личное счастье,чувство собственного достоинства. - Почему же Лермонтов использовал именно это историческое время? 2. Прочитаем статью хрестоматии на стр. 23 | Запись в тетрадях. Отвечают. Ученики записывают в тетрадях: “Лобное место”. Показ фрагмента с картины Ф. Алексеева “Москва. Красная площадь”.
Ученики записывают в тетрадях: Малюта Скуратов.
Учащиеся высказывают свое мнение.
- В одной из палат Московского Кремля. - Величественная, гордая - Волевое, сосредоточенное, хмурое, злое
- Глаза - Холодные, мрачные. - Изучающий, задумчивый, пронизывающий. - Губы тонкие, брови густые, сросшиеся - Кафтан из парчи, отороченный мехом. На голове шапка с изображениями святых. На руках рукавицы, расшитые золотом. Обут в сафьяновые сапоги. - Скипетр, четки.
Ответы учащихся
- Источник нравственности, сохранить и передать потомкам.
- Эпохе XVI века, правлению Ивана IV. Ученики записывают в тетрадях:
- Чем страшнее время, правление, чем преступнее власть, тем героичнее, честнее, достойнее, ярче выглядит образ Калашникова. Это прославление героя, дерзнувшего в такое время защитить честь и достоинство свое и своей семьи. Читают самостоятельно. | Р1, К1, К2, К5, П8, К1, К3,4 Р2, Р5, Р7, Р8, К6, П3, |