kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока " Жизнь и творчество Марины Цветаевой" (11 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока по биографии Марины Цветаевой. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока " Жизнь и творчество Марины Цветаевой" (11 класс)»

Сценарий урока

Учитель: Ковальчук Оксана Владимировна.
Тема: «Жизнь и творчество Марины Цветаевой»


Цели

Развивающие: Формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УДД.

Познавательные: Открыть новые знания по биографии и творчеству Марины Ивановны Цветаевой, акцентируя внимание учащихся на историко-культурном контексте, особенностях мировоззрения поэтессы, трагической судьбе, повлиявшей на художественный мир ее лирики.

Воспитательные: Воспитывать духовно и культурно развитую личность, эстетический вкус, любовь и уважение к отечественному культурному наследию.

Планируемый результат

Личностные: Формирование социокультурной компетентности, активности, умения проявлять и отстаивать свое мнение, выражать свое отношение к процессу познания.

Метапредменые: исследовательские, проектировочные, моделирующие.

Предметные: Работа по систематизации и анализу фактов биографии поэта, формирование видения жизни и творчества поэта в историко- культурном контексте, развитие речи с использованием литературоведческих терминов, творческое осмысление мировоззрение поэта в рамках работы над групповым проектом.

Знать: Временные рамки жизни Цветаевой, их включенность в историко- культурный процесс, события и даты, повлиявшие на судьбу и творчество Цветаевой, оценку этих событий культурологами и историками, стихотворные сборники, отдельные произведения, факты личной жизни поэтессы.

Уметь: Отбирать, анализировать факты биографии поэтессы, определять их последовательность и важность для изучения творчества, устно конструировать части будущих творческих работ по теме, анализировать лирические произведения.

Основные понятия

Серебряный век, лирика, культурно-исторический контекст, стихотворение, эссе, личность поэта, лирическая героиня, жизненный период, творчество, биография, тема, эмиграция.

Межпредметные связи

История, русский язык, география, философия.

Ресурсы:

основные

Тетрадь, учебник, информационные и наглядные материалы (таблицы, карта), сборники поэзии, доска, стилизованные предметы быта изучаемой эпохи.

дополнительные

Экран, магнитофон, проектор.

Организация пространства

Фронтальная работа.


Ход урока:


1. Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь, проверьте, все ли готово к уроку. Мы продолжаем с вами изучать курс литературы 20-го века, и сегодня наша тема: «Жизнь и творчество Марины Цветаевой». Запишите дату и тему в тетрадь. Тема, которая записана на доске, очень привычна – «жизнь и творчество». Но я думаю, вы согласитесь, что первые два слова повторяются из урока в урок, а вот от имени.. , которое стоит за ними, зависит многое: каким будет это имя, таким и будет наш урок. Мы живем с вами в мире, в котором для поэзии, для чтения, для настоящего искусства нет времени. Пожалуй, это можно сказать обо всех нас. Зачем нам изучать Цветаеву? Мне хочется, чтобы вы честно ответили на этот вопрос. Напишите тот вариант (1) , который вам ближе.

2. На экране появляются варианты мотивационных установок : « Я слышал о Марине Цветаевой, но мало о ней знаю», «Я интересуюсь литературой и хочу узнавать новое и новое», «Я хочу получить хорошую оценку по этой теме», « Я хочу обогащать и развивать свой внутренний мир», «Я хочу успешно сдать экзамен по литературе», « Я хочу успешно сдать экзамен по русскому языку», « Я хочу научиться писать сочинения по языку и литературе на « 5» , «Я увлекаюсь историей, а жизнь великих людей – это часть истории», « Назовите свой вариант».
Ученики выбирают и записывают в тетрадь свою мотивацию.

Учитель: В конце урока мы вернемся к тому, что вы выбрали.

3. Учитель: Перед вами лежат опорные таблицы биографии поэтессы. Назовите первую и последнюю даты. Скажите, что это за даты.

Ученики: 1892 и 1941 годы - даты рождения и смерти Цветаевой.

Учитель: При работе над сочинением по литературе и при написании сочинения на экзамене по литературе есть требование – указать историко-литературный контекст темы, то есть, какой исторический период сопровождал ту или иную литературную тему и творчество автора. Мы достаточно много говорили о периоде конца 19 – начале 20 века…, и тем не менее, определить культурно-исторический контекст вам бывает трудно. Посмотрите на доску, сравните события с временными рамками жизни Цветаевой в таблице и ответьте, какие события пришлись на жизнь Цветаевой, а какие нужно исключить?

«Война с Наполеоном», « Отмена крепостного права», « Февральская революция», « Великая отечественная война», «Гражданская война», «Октябрьская революция», « Блокада Ленинграда», « Полет Гагарина в космос».
Ученики называют исторические события, которые пришлись на время жизни поэтессы.
4. Учитель : Итак , мы собрали события, сопровождавшие жизнь поэтессы, подберите и запишите эпитеты к этой исторической эпохе, которая досталась Цветаевой.
Ученики подбирают и записывают эпитеты к эпохе, в которую жила Цветаева.
5. Учитель: Снова работаем с опорной таблицей биографии Цветаевой . Там есть даты, события, точки на географической карте , которые не заполнены. Будьте очень внимательны, вам нужно заполнить все части таблицы, которые пока пустуют.

1892




Смерть матери Цветаевой




Сорбонна

1910





Коктебель

1912




«Генералам 12 года»



Стихи, посвященные Александру Блоку и другим писателям.


1918- 1922


Москва

1922-1938


Берлин, Париж, Прага

1941


Елабуга



6. На экране появляются семейные фотографии Цветаевых.

Учитель: Родилась Марина Цветаева в Москве, 8 октября 1892 года и считала осеннюю кисть рябины символом своего рождения и составляющей характера. Отец поэтессы был очень образованным человеком, филологом, профессором, общественным деятелем. Мама была талантливой пианисткой. В стихотворении поэтессы «Кто создан из камня…» Цветаевой также осмыслено имя Марина, в нем поэтесса видела символ своей изменчивой и неземной натуры, а еще в этом стихотворении есть страшное пророчество. Далее на экране звучат стихотворение «Кто создан из камня» и отрывок из документального фильма о поэтессе.

Учитель: Всю жизнь поэтесса пыталась восполнить этот недостаток любви. Она говорила так: « С самого детства я хотела, чтобы меня любили». Но когда она повзрослела, она стала говорить по-другому – «Мне не нужно любви, мне нужно понимание». Но вернемся в детство Марины:

На экране отрывок из документального фильма о поэтессе (поездке семьи Цветаевых за границу.)

Учитель: Поездка семьи за границу принесла сестрам Цветаевым не только боль утраты. Марина, например, совершенствовала знание немецкого и французского языков , а в 1909 году слушала курс французской литературы в Париже ,в Сорбонне. Она рано начала писать стихи, и уже в 1910 году в Москве вышел ее первый сборник, который назывался «Вечерний альбом» и был опубликован на ее карманные деньги. Стихи этого сборника были «домашними», воспоминания лирической героини о матери, пробуждение юной души, любовь, дружба- такие темы там были. Цветаеву заметили, ее стихи оценили, в том числе один из замечательных поэтов того времени - Максимильян Волошин. Он пригласил сестер погостить к себе в Крым, в Коктебель. Это было в 1910-1911 годах. Именно там произошла встреча Марины с ее будущим мужем -Сергеем Эфроном, там началась их любовь… А уже в 1912 году в Москве они обвенчались. Цветаева взрослеет не только годами, меняются ее стихи. Она делится с читателями своей любовью к русской истории и культуре. В 1913 году она написала великолепное стихотворение «Генералам 12 года», которое впоследствии было положено на музыку композитором Андреем Петровым и стало романсом.

7. Ученица исполняет романс на стихи Цветаевой «Генералам 12 года». На экране – фотографии героев войны с Наполеоном, кадры из кинофильмов.

Учитель: Мы вычеркнули из списка исторических событий «Войну с Наполеоном». А если переосмыслить, то может зря? Почему?
Ученики: «Война с Наполеоном не была частью жизни Цветаевой, но стала ее переживанием, частью души и творчества.»
8. Учитель: Цветаева имела свойство влюбляться в талантливых людей своей Родины. С 1915 по 19 18 годы поэтесса создает много произведений, посвященных любимым писателям, среди которых был Александр Блок, Анна Ахматова, а также пишет стихотворные циклы и пьесы. Наступает роковой 1918 год. Жизнь всей страны перевернулась, Почему, ребята?
Ученики: « Потому что после революции начинается гражданская война».
Учитель: Верно, все изменилось, муж Сергей Эфрон был сторонником белого движения, противником большевиков, да и сама Цветаева тоже. Муж уходит воевать с красными, Марина остается в революционной и голодной Москве одна, с двумя дочерями, им буквально нечего есть, они не знают, у кого просить помощи. Младшая дочь Цветаевой умирает, Цветаева была тогда на грани отчаяния , и все стихи с 1918 по 1922 год наполнены мотивами бездомности, тяжелыми мыслями, трагизмом.

На экране – отрывок из документального фильма о поэтессе и о революционной Москве.
Учитель :Эмиграция Цветаевой и Эфрона длилась долгих 17 лет – с 1922 по 1939 годы. Берлин, Прага, где семья прожила 3 года и где Эфрон учился в университете, Цветаева побывала в Лондоне, а потом на долгие годы… Париж… Цветаева много пишет, среди произведений этого времени я бы выделила эссе о ее любимом Пушкине, которое так и называлось «Мой Пушкин». Как ей было там? Без России? Она ведь необычная женщина, и она ведь не из « камня» и не «из глины», она вне времени и вне пространства.
8. На экране Алиса Фрейндлих читает стихотворение Цветаевой «Тоска по Родине».

Учитель: Какая в этом стихотворении главная строка? Почему? Как она связана с темой?
Ученики: «Только в последней строке раскрывается тема идея стихотворения «Тоска по Родине», она побеждает все остальные строки, опровергает их.
9. Учитель: Европа сначала горячо приняла приезд Цветаевой, но когда все узнали о сотрудничестве Сергея Эфрона с советскими властями, а ведь он действительно связался с ними и хотел вернуться на родину, от их семьи за границей почти все отвернулись. В 1939 году закончилась эмиграция, они вернулись в СССР. В том же году муж и дочь Марины Ивановны были арестованы, потому что и здесь их считали шпионами, они были чужими. На душе у поэтессы было черным- черно, это горькая, ребята, но правда, она ни в ком не находила ни утешения, ни понимания. Находясь в городе Елабуга, в эвакуации после начал Великой отечественной войны, Марина Цветаева покончила с собой. И сбылось ее пророчества из стихотворения, что не для нее - «могильные плиты». Есть памятный знак, но никто не знает, где именно погребена поэтесса. Невеселый рассказ, но мы должны помнить, что счастье творческого человека - в его творчестве, то, что не получилось в жизни, всегда в творчестве воплощается и осуществляется. Марину Цветаеву мало кто понимал. Ее влюбленности были всегда странными, ею самой придуманными. Почему так вышло, расскажет творческая группа, которая исследовала три романа Цветаевой главные в ее личной жизни.


10. Ученики презентуют свой творческий проект «Онегин и «нелюбовь» (по воспоминаниям поэтессы о посещении с матерью спектакля «Евгений Онегин»)

Звучит песня на стихи Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…»
Учитель:
Почему звучит эта песня сейчас? Что вы поняли о странностях любви Цветаевой?

Ученики: Ее любовь не могла осуществиться в реальной жизни, она могла существовать только в творчестве.
11. Учитель: У нас с вами работа по литературе с творческими проектами и драматизацией биографий идет давно, и я думаю, вы знаете, когда-то наши ученики, артисты театра «Юный актер», осуществили масштабный проект – спектакль о жизни и творчестве поэтессы «Живой дневник». Посмотрите, насколько вдохновенно они проникли в материал, и узнайте некоторые эпизоды из жизни Цветаевой. Сейчас прозвучит песня на стихи поэтессы – « Посвящение дочери», словно завещание ей.

На экране – кадры спектакля «Живой дневник».

12. Учитель: А сейчас с лирической волны мы переходим на волну практическую и проверим, как вы заполнили таблицу и что вы из нее запомнили.

Ученики работают с опорной картой по биографии Цветаевой, использую заполненную ими таблицу.
13. Учитель:
А сейчас разминка для нашей речи. Не секрет, что мы с вами испытываем некоторый речевой зажим, когда высказываемся и пишем сочинение. А в сочинении по литературе нужно кроме культурно- исторического контекста грамотно использовать термины. Я показываю термины, вы тут же формулируете с ними предложение по теме нашего урока.

« Образ», «лирическая героиня», «серебряный век», «тема», «сборник», «стихотворение», «метафора».
Ученики формулируют предложения – заготовки для сочинения по теме урока.

14. Учитель: Наш урок подходит к концу, я прошу вас найти в тетради свой вариант мотивации и решить, не прибавите ли вы к нему что-то новое после сегодняшнего урока? Если да, то запишите.
На экране повторно появляется презентация с вариантами мотивационных установок.
Ученики рассказывают о том, как изменилась их мотивация после изученного на уроке.
Учитель: Понравился ли вам урок и ваша на нем работа? За что бы вы себя похвалили, за что покритиковали?

Ученики: оценивают урок и свою работу на нем.
Учитель называет отметки.
15. Учитель: задает домашнее задание. 1. Изучить статью о жизни и творчестве Цветаевой в учебнике. 2. Изучить таблицу дат . 3. Выделить цветными карандашами в таблице события в зависимости от их эмоционального наполнения. 4.Подобрать к каждому этапу жизни Цветаевой стихотворение.
Учитель: Благодарю вас за сотрудничество на уроке.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Сценарий урока " Жизнь и творчество Марины Цветаевой" (11 класс)

Автор: Ковальчук Оксана Владимировна

Дата: 07.02.2021

Номер свидетельства: 572479


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства