kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока по технологии развития критического мышления "К.Д.Бальмонт Сведения из биографии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий  урока по технологии  развития критического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по технологии развития критического мышления "К.Д.Бальмонт Сведения из биографии"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Тулунский аграрный техникум»























МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ «К. Д. БАЛЬМОНТ СВЕДЕНИЯ ИЗ БИОГРАФИИ»


СОКОЛОВОЙ ЕЛЕНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ, ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ВЫСШЕЙ КВ. КАТЕГОРИИ









Тулун, 2019г.


ГБПОУ «Тулунский аграрный техникум»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ от « » _______ 2019г.

По дисциплине (ПМ) ЛИТЕРАТУРА

Для групп_1курса: Повар,кондитер

ТЕМА: К. Д. Бальмонт Сведения из биографии

ЦЕЛИ-образовательная: познакомить обучающихся с личностью и творчеством поэта, используя приёмы развития критического мышления. Показать необычный мир его поэзии, отношение к жизни. Используя проектную деятельность, обозначить основные черты поэтики К.Д. Бальмонта; формировать умение частичного художественного анализа поэтического текста через исследование стихотворений «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце», «Я мечтою ловил уходящие тени».

развивающая: содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия художественного текста. Развивать устную озвученную речь обучающихся, через устные ответы.

воспитательная: активизировать интерес обучающихся к литературе и писателю. Формировать нравственные убеждения обучающихся.

Вид занятия: УРОК.

Тип занятия: изучение нового материала.

Формируемые ОК: ОК2,ОК3,ОК4

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация Power point, видеозапись со стихами, информационные листы с заданием (перепутанная логическая цепочка), тексты со стихами, задание фрейм, ватманы, карандаши.























Ход занятия:

К.Д.Бальмонт- самое лучшее, что дал в конце старый мир. М.И.Цветаева.

I. Вызов.

1.Актуализация имеющихся знаний.

Сегодня мы с вами на уроке будем изучать поэта, чья судьба неразрывно связана с символизмом. А символизм – это … кто сможет продолжить?

(Символизм –это литературное течение, возникшее в конце 20 века (примерно 1895-1910гг.) Основоположником данного течения является Дмитрий Сергеевич Мережковский. Причем сначала были старшие символисты (Валерий Брюсов Николай Минский (Виленкин), Константин Бальмонт, Федор Сологуб (Тетерников), Зинаида Гиппиус, Мирра Лохвицкая и др.) Валерий Брюсов и К.Бальмонт были лидерами старших символистов. "Старших символистов" нередко называют импрессионистами и декадентами. Причем старшие символисты опирались на зарубежный импрессионизм. Импрессионизм, т.е. опиравшийся на мимолётные впечатления и ассоциации.

Цель символизма была? … продолжить (создать новую философию культуры, создать новую форму искусства, которая могла бы объединить людей). И заслуга поэтов-символистов в том, что они сумели на практике наполнить стихи художественной формой, содержательностью и сделали искусство более личностным.


2.Пробуждение интереса к получению новой информации, ожидание.

Как вы знаете, К.Д.Бальмонт был символистом. Кто он этот Бальмонт?

3. Постановка учеником собственных целей обучения.

Как вы думаете? Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? ( Бальмонт - кто это?) Что это за личность, какой это поэт? Что можно сказать о его жизненном пути. Что можете сказать о творческом пути?) (варианты ответов)

Мы попытаемся сегодня с вами прикоснуться к тайнам поэзии К.Д. Бальмонта, этого яркого, порывистого и очень талантливого поэта, перелистаем страницы жизни большого поэта;

увидим его поэтическую индивидуальность, попытаться понять его мировосприятие и то, как оно преломилось в его творчестве – необыкновенно ярком и своеобразном.

Работать вы сегодня будете в парах, в группах, у вас в группе будет главный, который вас будет наставлять, и в конце урока вы сами себя оцените.

4. Таблица ЗХУ

знаю

хочу узнать

узнаю




II стадия.

1.Получение новой информации.

Преподаватель.

В слякотные и дождливые рождественские дни 1942 года в Нуази-ле-Гран близ Парижа, оккупированного гитлеровскими войсками, когда солнце весны и солнце свободы, казалось бы, надолго закатилось над милой Францией, в её чужую, холодную землю лёг навеки ещё один отверженный сын России. Надгробная надпись лаконична и печальна. Константин Бальмонт. Поэт русский. Ушёл кумир целого поколения.


Господь, господь.

Внемли, я плачу,

я тоскую,

Тебе молюсь в вечерней мгле.

Зачем ты даровал мне душу

Неземную -

И приковал меня к земле.


2.Задание:

ПРИЁМ ИНСЕРТ. (Чтение с пометами).

Приготовьтесь составить словесный портрет К.Д.Бальмонта.

Какой был Бальмонт? Можно зачитать, т.к. мы приводим для подтверждения слова выдающихся людей.

ТЕКСТ.

О Константине Бальмонте современный читатель знает мало или понаслышке, между тем, без него картина Серебряного века была бы неполной.

Лучшие художники писали портреты К. Бальмонта. Но, пожалуй, интереснее всего словесные портреты поэта. В них живее схвачен его образ, манера поведения, привычки. Один из самых подробнейших портретов оставил нам А. Белый:

"Легкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее, точно из пространства попадает Бальмонт на землю - в салон, на улицу. И порыв переламывается в нем, и он, поняв, что не туда попал, церемонно сдерживается, надевая пенсне, и испуганно озирается по сторонам, поджимает сухие губы, обрамленные красной, как огонь, бородкой. Глубоко сидящие в орбитах почти безбровые его карие глаза тоскливо глядят, коротко и недоверчиво; они могут глядеть и мстительно, выглядывая что-то беспомощное в самом Бальмонте. И от того весь облик его двоится. Надменность и бессилие, величие и вялость, дерзновение, испуг - все это чередуется в нем, и такая тонкая прихотливая гамма проходит на его источенном лице, бледном, с широко раздувающимися ноздрями! И как это лицо может казаться незначительным. И какую неуловимую грацию порой излучает это лицо!"

Возможно, этот портрет может нас приблизить к пониманию Бальмонта-человека. Очевидно, он обладает притягательной силой, облик его выделяется среди толпы, не оставляя равнодушным даже случайного прохожего.


Илья Эренбург в книге “Люди, годы, жизнь” писал, что в Париже трудно кого-то удивить, но на него оглядывались. Посредине мостовой шествовал рыжий чудак: рыжая борода, рыжие кудри, спадающие на спину, бледное лицо. Вот этот рыжий чудак шёл с головой, поднятой кверху, к серому небу.

А вот Марина Цветаева, близко знавшая его, подчеркнула величественность Бальмонта – человека: “В присутствии Бальмонта всегда чувствуешь себя, как в присутствии высшего”. Для неё он был олицетворением самой поэзии. “На каждом Бальмонтовском жесте, слове – клеймо – печать – звезда - поэта”. И действительно, этот чувствительный человек не хотел и не мог быть никем иным, как поэтом.

Из воспоминаний А. Белого:

А.Белый

«… К.Д. Бальмонт выступал, весь обвешанный дамами, точно бухарец, надевший двенадцать халатов: халат на халат.


… Он много работал, прочитывая библиотеки, переводя и слагая книгу за книгой; впав в мрачность, из дому бежавши, прихрамывающей походкой врывался в передние добрых знакомых… красноносый и золотоглазый… с серым мешком холстяным под рукой; вынимались бутылки из недр мешка; и хозяйка шептала: «Не знаю, что делать с Бальмонтом».


… Раз он в деревне… полез на сосну: прочитать всем ветрам лепестковый свой стих; докарабкался до вершины; вдруг, странно вцепившись в ствол, он повис, неподвижно, взывая о помощи, перепугавшись высот; за ним лазили; едва спустили: с опасностью для жизни. Однажды, взволнованный отблеском месяца в пенной волне, предложил он за месяцем ринуться в волны. И он подал пример: шёл в воде – по щиколотки, шёл – по колено, по грудь; шёл – по горло, - в пальто, в серой шляпе и с тростью; и его звали и звали, пугаяся; и он вернулся: без месяца.


…Я бы мог без конца приводить факты этого рода, весьма обыденные в жизни Бальмонта; весьма удивительно: не горел, не тонул и с сосны не низвергся».

3.Проверка задания: как составили словесный портрет К.Д.Бальмонта. Какой был Бальмонт?

Можно зачитать по тексту, т.к. мы приводим для подтверждения слова выдающихся людей.

Вывод:

Им восторгались, пророчили великое будущее, о нём спорили, его возносили, низвергали, над ним подтрунивали, им любовались.

2. Корректировка обучающимися поставленных целей обучения.

4.Задание: ПРИЁМ «ПЕРЕПУТАННАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА» Установить последовательность в этой перепутанной цепочке. Работа в паре. См.приложение 3.

К.Д.БАЛЬМОНТ. СВЕДЕНИЯ ИЗ БИОГРАФИИ. Установите порядок.



Проверка задания. Озвучить, как вы справились с заданием « Логическая цепочка». Читаете левую сторону таблицы, вкратце говорится соответствующая информация с правой стороны.


5.Работа над стихотворением. СЛУШАНИЕ видеозаписи. Текст стихотворений на столах. См. приложение 2.


Прослушать видеозапись 2 стихотворения:

1.«Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…»


2.Я мечтою ловил уходящие тени»




6. Задание:

1 команда - Текст стихотворения «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…»

Составить кластер. Приготовиться: к заданию «Мысли по кругу».


2команда - Текст стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени»

Составить фишбоун. Приготовиться: к заданию «Мысли по кругу».


7.Проверка задания: как составили кластер и фишбоун.

Задание: приём: «Мысли по кругу» 1 команда

Примерные высказывания:

  1. К.Д.Бальмонт опускает материальные ценности и обращает внимание на духовность. Поэт возвышает человеческую душу и право на свободу.


2.К.Д.Бальмонт кажется, что он пришел из века рыцарей и дам, а его произведения пропитаны романтизмом, он рыцарь по своей натуре, как будто рожден совершенно в другое время. Его стихи отличаются особой мелодичностью и уносят нас в мир фантазий. Он не похожий ни на кого поэт, необычный человек.


3. Как философ поэт уверен, что все ответы на вопросы можно найти только в себе. Он мечтает и странствует в мире своих фантазий. Такая самокритичность не была распространена в том обществе.


4. Он считает, что созерцая окружающий мир, ты обретаешь власть. Он говорит о том, что истинное богатство - это природа. И что человек сам себе властелин. Он призывает не унижать человеческое достоинство. Истинное богатство - это впечатления и эмоции от свободы.


5.Солнце у него символизирует смысл жизни, и в нашей жизни занимает центральное место. И человек все в жизни может изменить.


6.В образе Солнца Бальмонт подразумевает человека. Он задается вопросом, что он будет делать, если закончится день и солнце перестанет светить? Тогда он будет вспоминать о нем, жить им, петь о нем.


7.Поэт знает, любому ушедшему из жизни человеку, воспоминания о нем продлевают его жизнь. Возможно, когда его не станет, в будущем потомки и поклонники его творчества будут цитировать стихи. И таким образом, будут продлевать ему жизнь. Вот в этом автор видит бессмертие и бесконечность своего существования.


8.Проверка задания: «Мысли по кругу» 2 команда

2 команда

Примерные высказывания:

1.Это стихотворение увидело свет в 1895 году. Это был своеобразный гимн человеческим стремлениям. Людям всегда свойственно движение от тьмы к свету, к славе и признанию. Бальмонт смог ярко передать особенности этого восхождения. Поэтому в стихотворении слова Небеса и Земля написаны с большой буквы, будто это имена собственные.


2. В стихотворении сочетается яркая наглядная красота и скрытая отвлеченность, художественная образность. Очертания теней изображены поэтом неясными и нераспознанными. Их как бы нужно разогнать, чтобы добраться до вершины лестницы. Образ лестницы является символичным - это жизненный, творческий путь. Ступени - это определенные цели, которые преодолевает человек на пути к главному.


3.Лирический герой — романтик, он стремится познать мир, жизнь, разгадать секреты мироздания. Он хочет выйти из тени и приблизиться к свету.

4. Его произведения отличаются музыкальностью и напевностью. А в этом стихотворении ярко показана особенность всего творчества К. Бальмонта. Перекликаясь, переплетаясь, строки выстраиваются в стройную композицию, показывают глубину, сущность того, о чем повествуется.


5.Гармония звуков из шипящих, свистящих и сонорных добавляет красоту, таинственность речи.


6.От чтения данного стихотворение поднимается настроение. Оно учит не останавливаться и идти к намеченной цели. Вот лирический герой достиг истины, она открылась ему. Тогда он стремится донести главную мысль и до других людей, кто только начинает этот путь.

Преподаватель:

На фоне, будто вылинявшей поэзии конца девятнадцатого века яркие стихи Бальмонта вспыхнули как Солнце. Войдя в число основоположников символизма, нового, тогда только ещё нарождающегося литературного течения, поэт раскрылся весьма вовремя. Кто же он? Поэтическое дарование, гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии русских поэтов.

К его внешности, как и к творчеству, не было однозначного отношения. Но многие отмечали самобытность и неординарность внешности поэта. Попытаемся дополнить наше с вами восприятие от воспоминаний современников.

К,Д.Бальмонт – символист. А символисты жизнь рассматривают как путь поэта. “Я” стояло в центре, автор как бы раскрывал страницы дневника. У Бальмонта это принимало порой крайние формы:


Какие именно?



Примерные ответы обучающихся:

  • уверенность в своей солнечности

  • восторженное отношение к самому себе;

  • позу стихийного гения;

  • эгоцентризм;

  • удивление перед богатством мира,

  • безразличие к условиям быта и морали;

  • радость открытий в себе и других;

  • бравурное самоудовлетворение;

  • владыка собственного мира;

  • “Не для меня законы, раз я гений”.


Преподаватель:

К.Бальмонт творил собственную биографию, стремясь создать поэму из своей жизни. Это стремление принимало порой экстравагантные формы:

В.Брюсов, один из лидеров символизма, находил объяснение и оправдание житейскому поведению Бальмонта в самой природе поэзии: “Он переживает жизнь, как поэт, и как только поэты могут ее переживать, как дано это им одним: находя в каждой минуте всю полноту жизни. Поэтому его нельзя мерить общим аршином”. Но существовала и зеркальная точка зрения, пытавшаяся объяснить творчество поэта через его личную жизнь: “Бальмонт своей личной жизнью доказал глубокую, трагическую искренность своих лирических движений и своих лозунгов”.

М.Цветаева отметила, что “Бальмонт – самое лучшее, что дал в конце старый мир”.


- Любое мнение, ребята, имеет право быть. Самое главное, что поэзия К. Бальмонта не оставляет нас равнодушными, она заставляет нас думать, размышлять. Неповторимый, величайший, романтичный, мечтательный, гениальный, он писал: «Мне близки и звёзды, и волны, и горы. Мне близки звери и герои. Мне близки красивые и некрасивые… мне близки все, мне понятно и дорого всё». Он принимает все мгновения жизни, все явления для него достойны внимания: красота и уродство, жизнь и смерть, любовь и ненависть – всё имеет значение:

Мир должен быть оправдан весь,

Чтоб можно было жить!

Душою – там, я сердцем – здесь…


Закончить разговор о К.Д.Бальмонте я бы хотела словами М.Цветаевой:

«Если бы надо было назвать Бальмонта одним словом, я бы, не задумываясь, сказала – ПОЭТ, так как кроме поэта в нем ничего не было».


9.Заполнить ФРЕЙМ: (См.приложение 4)

III.Стадия. Рефлексия.


1.Осознание нового знания. Заполнить третий столбик.


Таблица ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

узнал




Зачитать, что заполнили в третий столбик.


2.Синквейн. К.Д.Бальмонт (охарактеризовать как личность или как поэта)

1.К.Д.Бальмонт

2.

3.

4.

5.

Зачитать свой синквейн (каждый).


3.Постановка учеником новых целей обучения.

Что мне хочется узнать на следующем уроке?

4.Анализ и оценка итогов работы на уроке.

Как вы оцените свою работу на уроке? Согласны вы с такой оценкой? (обсуждение)


5.Задание для самостоятельной работы: Выбрать любое стихотворение К.Бальмонта, выучить и рассказать.

Подготовила: преподаватель: Соколова Е.Г.

Литература:

1.Александрова Т.Л. Константин Бальмонт. М., 2015.

2.Петрова, Т. С. «Певучая сила» поэта Константина Бальмонта: сб. ст. / Т. С. Петрова. — Иваново: Издатель Епишева О. В., 2014.

3.Сабанеев Л. Л. Воспоминания о России. «Декаденты» — М.: Классика, 2015.

Тэффи Н.А. Бальмонт. Воспоминания о серебряном веке.- М.: Республика, 2014.


Интернет-ресурсы:

1.silver-century.narod.ru/balmont.htm

2. http://feb-web.ru/ (электронная библиотека)

3.https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/05/26/kdbalmont

4.https://pda.litres.ru/andrey-belyy/balmont/chitat-onlayn/page-3/

5. https://studydoc.ru/doc/5098371/urok-«poe-ziya-kak-volshebstvo


































Приложение 1.


Константин Дмитриевич Бальмонт. (Воспоминания современников).

О Константине Бальмонте современный читатель знает мало или понаслышке, между тем, без него картина Серебряного века была бы неполной.

Лучшие художники писали портреты К. Бальмонта. Но, пожалуй, интереснее всего словесные портреты поэта. В них живее схвачен его образ, манера поведения, привычки. Один из самых подробнейших портретов оставил нам А. Белый:

"Легкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее, точно из пространства попадает Бальмонт на землю - в салон, на улицу. И порыв переламывается в нем, и он, поняв, что не туда попал, церемонно сдерживается, надевая пенсне, и испуганно озирается по сторонам, поджимает сухие губы, обрамленные красной, как огонь, бородкой. Глубоко сидящие в орбитах почти безбровые его карие глаза тоскливо глядят, коротко и недоверчиво; они могут глядеть и мстительно, выглядывая что-то беспомощное в самом Бальмонте. И от того весь облик его двоится.

Надменность и бессилие, величие и вялость, дерзновение, испуг - все это чередуется в нем, и такая тонкая прихотливая гамма проходит на его источенном лице, бледном, с широко раздувающимися ноздрями! И как это лицо может казаться незначительным. И какую неуловимую грацию порой излучает это лицо!"

Возможно, этот портрет может нас приблизить к пониманию Бальмонта-человека. Очевидно, он обладает притягательной силой, облик его выделяется среди толпы, не оставляя равнодушным даже случайного прохожего.


Илья Эренбург в книге “Люди, годы, жизнь” писал, что в Париже трудно кого-то удивить, но на него оглядывались. Посредине мостовой шествовал рыжий чудак: рыжая борода, рыжие кудри, спадающие на спину, бледное лицо. Вот этот рыжий чудак шёл с головой, поднятой кверху, к серому небу.

А вот Марина Цветаева, близко знавшая его, подчеркнула величественность Бальмонта – человека: “В присутствии Бальмонта всегда чувствуешь себя, как в присутствии высшего”. Для неё он был олицетворением самой поэзии. “На каждом Бальмонтовском жесте, слове – клеймо – печать – звезда - поэта”. И действительно, этот чувствительный человек не хотел и не мог быть никем иным, как поэтом.


Из воспоминаний Андрея Белого:

«… К.Д. Бальмонт выступал весь обвешанный дамами, точно бухарец, надевший двенадцать халатов: халат на халат.


… Он много работал, прочитывая библиотеки, переводя и слагая книгу за книгой; впав в мрачность, из дому бежавши, прихрамывающей походкой врывался в передние добрых знакомых… красноносый и золотоглазый… с серым мешком холстяным под рукой; вынимались бутылки из недр мешка; и хозяйка шептала: «Не знаю, что делать с Бальмонтом».


… Раз он в деревне… полез на сосну: прочитать всем ветрам лепестковый свой стих; докарабкался до вершины; вдруг, странно вцепившись в ствол, он повис, неподвижно, взывая о помощи, перепугавшись высот; за ним лазили; едва спустили: с опасностью для жизни. Однажды, взволнованный отблеском месяца в пенной волне, предложил он за месяцем ринуться в волны. И он подал пример: шёл в воде – по щиколотки, шёл – по колено, по грудь; шёл – по горло, - в пальто, в серой шляпе и с тростью; и его звали и звали, пугаяся; и он вернулся: без месяца.


…Я бы мог без конца приводить факты этого рода, весьма обыденные в жизни Бальмонта; весьма удивительно: не горел, не тонул и с сосны не низвергся».




























Приложение 2.

К.Д.Бальмонт « Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…»


Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

И выси гор.


Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море,

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.


Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.


Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то.

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.


Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

А если день погас,

Я буду петь... Я буду петь о Солнце

В предсмертный час! (1903г.)

К.Д.Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени»

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.


И чем выше я шел, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вдали раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.


Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.


И внизу подо мною уж ночь наступила,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.


Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И все выше я шел, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня. (1895г.)

































Приложение 3


К.Д.БАЛЬМОНТ. СВЕДЕНИЯ ИЗ БИОГРАФИИ. Перепутанная логическая цепочка. Установите порядок.

1.Происхождение поэта.

2.Учился в Шуйской гимназии. Из 7-го класса в 1884 году был исключен, по обвинению в государственном преступлении (принадлежал к революционному кружку), но через два месяца был принят во Владимирскую гимназию, где кончил курс, прожив, как в тюрьме, полтора года под надзором классного наставника, в квартире которого ему было приказано жить. Гимназию проклинал всеми силами. Он считал, что гимназия надолго изуродовала его нервную систему.

Затем, в 1886 году поступил в Московский университет, на юридический факультет. Юридическими науками занимался весьма мало, но усиленно изучал немецкую литературу и историю Великой французской революции. В 1887 году, как один из главных организаторов студенческих беспорядков, был привлечен к университетскому суду, исключен, и после трехдневного тюремного заключения выслан в Шую. Через год снова был принят в Московский университет. Вышел из университета через несколько месяцев, благодаря нервному расстройству. Через год поступил в Демидовский лицей в Ярославле. Снова вышел через несколько месяцев и более уже не возвращался к казенному образованию. Своими знаниями в области истории, философии, литературы и филологии обязан только себе. Впрочем, первый и сильный толчок дан был Бальмонту его старшим братом, который очень увлекался философией. В юности более всего увлекался общественными вопросами. Мысль о воплощении человеческого счастья на земле ему была очень дорога.

2.Образование

  • одиночество;

• языки;

• поглощал целые библиотеки;

• ему мы обязаны знакомству с литературной планетой.

Много путешествовал по Европе (особенно поразила Англия, Испания и Италия)."

3. Творческая деятельность

Гриднинский (в журнале Ясинского “Ежемесячные сочинения”) и Лионель (в журнале “Северные цветы”).

4. Он любил:

1. Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 июня 1867 года в деревне Гумнищи, Шуйского уезда, Владимирской губернии. Отец-председатель земской управы в г.Шуе, Владимирской губернии, помещик. Мать очень много делала в своей жизни для распространения культурных идей в глухой провинции, и в течение многих лет устраивала в Шуе любительские спектакли и концерты.

По семейным преданиям, предками Бальмонта были какие-то шотландские или скандинавские моряки, переселившиеся в Россию. Фамилия Бальмонт очень распространенная в Шотландии. Дед Бальмонта, со стороны отца, был морской офицер, принимал участие в Русско-Турецкой войне и заслужил личную благодарность Николая Первого своей храбростью. Предки его матери (урожденная Лебедева) были татары. Родоначальником был князь Белый Лебедь Золотой Орды. Быть может, этим отчасти можно объяснить необузданность и страстность, которые Бальмонт унаследовал от матери. Отец матери (тоже военный, генерал) писал стихи, но не печатал их. Все сестры матери (их много) писали стихи, но не печатали их. Мать тоже писала, но не стихи, а заметки и небольшие статьи, в провинциальных газетах. Мать оказала сильное влияние на мировоззрение будущего поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории. Она научила постигать «красоту женской души».

5.Псевдонимы.

Начало литературной деятельности было сопряжено со множеством мучении и неудач. В течение 5-ти лет ни один журнал не хотел печатать Бальмонта. Первый сборник его стихов, который он сам напечатал в Ярославле (правда, слабый), не имел, конечно, никакого успеха, 1-й его переводной труд (книга норвежского писателя Генрика Неира о Генрике Ибсене) была сожжена цензурой. Близкие люди своим отрицательным отношением значительно усилили тяжесть первых неудач. Дальнейшие работы, переводы Шелли, сборник стихов "Под северным небом", переводы Эдгара По имели значительный успех. Участвовал почти во всех главных журналах. В 1894 году вышел первый сборник стихов Бальмонта 1894г.-“Под северным небом”, 1895г.-сборник “В безбрежности”, 1898г- Тишина” ,в 1900-м – “Горящие здания”, 1903г-“Только любовь”, в 1903г-–сборник “Будем как Солнце”, книга, принесшая ему поистине всероссийскую славу. “Я – изысканность русской медлительной речи, - писал он, - предо мною другие поэты – предтечи, я впервые открыл в этой речи уклоны, перепевные, гневные, нежные звоны. Я – внезапный излом, я – играющий гром, я – прозрачный ручей, я – для всех и ничей…” И действительно, не было в те годы поэтического имени более известного. На фоне будто вылинявшей поэзии конца девятнадцатого века яркие стихи Бальмонта вспыхнули как Солнце. Войдя в число основоположников символизма, нового, тогда только ещё нарождающегося литературного течения, поэт раскрылся весьма вовремя. Гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии русских поэтов, экстравагантный, а порой чудаческий и скандальный, то, что впоследствии назовут “бальмонтовщина” заслонило образ самого поэта.

6.Один из самых знаменитых поэтов своего времени в России.

Бальмонт написал 35 книг стихов, то есть 3750 печатных страниц, 20 книг прозы, то есть 5000 страниц. Перевел, сопроводив статьями и комментариями: Эдгара По—5 книг—1800 страниц, Шелли — 3 книги—1000 страниц, Кальдерона—4 книги—1400 страниц. Бальмонтовские переводы в цифрах представляют более 10 000 печатных страниц. Среди переводимых имен: Уайльд, Кристофер Марло, Шарль ван Лерберг, Гауптман, Зудерман, объемистая “История скандинавской литературы” Йегера (сожженная русской цензурой). Словацкий, Врхлицкий, “Витязь в тигровой шкуре” Ш. Руставели, болгарская поэзия, югославские народные песни и загадки, литовские народные песни, мексиканские сказки, драмы Калидасы и многое другое.

7.Творческое наследие поэта.









Самый читаемый и почитаемый из гонимых и осмеянных декадентов. Его окружали восторженные поклонники и почитательницы. Создавались кружки бальмонтистов и бальмонтисток, которые пытались подражать ему и в жизни, и в поэзии. В 1896 году Брюсов уже пишет о “школе Бальмонта”, причисляя к ней Мирру Лохвицкую и еще нескольких небольших поэтов. “Все они перенимают у Бальмонта внешность и блистательную отделку стиха, щеголяние рифмами, созвучиями,— и самую сущность его поэзии” .

Не случайно многие поэты посвящали ему свои стихотворения.







ФРЕЙМ Приложение 4


Заполнить фрейм:

1.К.Д.Бальмонт родился………………………………………………………………

2. По семейным преданиям предками К.Бальмонта были………………………….

3. Мать оказала сильное влияние на ………………………………………………...

4.В 1886 году поступил……………………………………………………………….

5.В 1887году, как один………………………………………………………………..

6.Начало творческой деятельности…………………………………………………..

7.Первый сборник его стихов………………………………………………………...

8.В 1894 году………………………………………………………………………….

9.В1895г………………………………………………………………………………..

10.В1898г………………………………………………………………………………

11.В 1900г……………………………………………………………………………...

12.В 1903г……………………………………………………………………………...

13.Самый читаемый и почитаемый…………………………………………………

14.Наследие К.Д.Бальмонта…………………………………………………………..

15.Ко всему сказанному я добавлю………………………………………………



































ФРЕЙМ Приложение 4


Заполнить фрейм:

1.К.Д.Бальмонт родился……………………………………………………………………………

2. По семейным преданиям предками К.Бальмонта были………………………………..

3. Мать оказала сильное влияние на ………………………………………………………….

4.В 1886 году поступил……………………………………………………………………………

5.В 1887году, как один……………………………………………………………………………

6.Начало творческой деятельности……………………………………………………………….

7.Первый сборник его стихов……………………………………………………………………..

8.В 1894 году………………………………………………………………………………………

9.В1895г……………………………………………………………………………………………

10.В1898г……………………………………………………………………………………………

11.В 1900г……………………………………………………………………………………………

12.В 1903г…………………………………………………………………………………………....

13.Самый читаемый и почитаемый………………………………………………………………

14.Наследие К.Д.Бальмонта…………………………………………………………………………

15.Ко всему сказанному добавлю………………………………………………………………










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Соколова Елена Григорьевна

Дата: 24.02.2019

Номер свидетельства: 501123


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства