Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1.Организационный этап | Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность в группе, создаёт условия для включения учащихся в учебный процесс, создает эмоциональный настрой на работу на уроке. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Личностные УУД: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Познавательные УУД: осознают познавательную задачу. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия |
-Добрый день, дорогие ребята. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что этот день принесет нам радость общения друг с другом. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А.П.Чехова. | |
2. Целеполагание и мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | 1. Предлагает ученикам поразмышлять над смыслом эпиграфа. Обращает внимание учащихся на ключевые слова высказывания, озвучивает проблемный вопрос.2.Предлагает изобразить в рабочих тетрадях отклонение от нормы и норму жизни в виде двух башен: Пизанской и Эйфелевой. 3.Создаёт условия для определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации. 4.Организует работу обучающихся по формулировке и уточнению темы урока на основе анализа и интерпретации названия рассказа. 5.Организует самостоятельную работу со словарями (толковыми, синонимов) по выяснению значения слов «чиновник», «смерть физическая», «смерть духовная». 6.Подводит к формулировке проблемного вопроса урока: «Какова главная причина смерти чиновника?» | 1.Анализируют эпиграф урока, находят ключевые слова, способствующие формулировке проблемного вопроса урока. 2.Приступают к составлению опорного конспекта с использованием графических символов (Пизанская башня-отклонение от нормы жизни, Эйфелева башня-норма жизни человека). 3.На основе опорной схемы формулируют цель урока. 4. На основе анализа и интерпретации названия рассказа предполагают тему урока. 5. Работают в группах с толковым словарем и словарем синонимов: выясняют значения слов «чиновник», «смерть физическая», «смерть духовная». 6.Самостоятельно формулируют проблемный вопрос, вытекающий из самого названия рассказа. | Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности, формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию ПознавательныеУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение видеть в тексте ключевые слова, формулировать проблему; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
-В письме Алексею Николаевичу Плещееву Чехов заметил: «Цель моя — убить сразу двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь и кстати показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы» (слайд 1) - Как вы понимаете смысл высказывания? Что значит жизнь отклонилась от нормы? -Предлагаю схематично изобразить в рабочих тетрадях отклонение от нормы и норму жизни в виде двух башен: Пизанской и Эйфелевой башни. Слайд 2 -В произведениях А.П.Чехова мы зачастую имеем дело с отклонениями от нормы явными, грубыми и нелепыми. На них он отвечает смехом. Хотя есть и другие отклонения, почти неощутимые, микроскопические, и тем не менее и они должны быть показаны, считает писатель. Иначе, как определить ту единственно верную норму жизни, к которой должен стремиться человек? Ребята, попробуйте определить цель нашего урока. -Проблему нормальности и ненормальности жизни А.П.Чехов продолжает в рассказе «Смерть чиновника». Как вы думаете, почему рассказ называется «Смерть чиновника»? Объясните смысл названия рассказа. Выясните значение слов, включенных в название рассказа, с помощью толкового словаря. Подумайте, на что делает акцент писатель уже в самом названии рассказа. -Какой проблемный вопрос вытекает уже из самого названия рассказа? -Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишем ее в рабочих тетрадях. | -А.П.Чехов в своих произведениях указал на существующие недостатки человеческой личности и общества в целом. В современном обществе утрачена грань между такими понятиями, как «норма жизни» и «отклонение от нормы жизни». Изображают в тетрадях Пизанскую и Эйфелеву башню. -Цель урока: разграничить понятия «норма жизни» и «отклонение от нормы», ответить на вопрос о том, что является признаком жизни нормальной, гармоничной. - В названии рассказа писатель акцентирует внимание читателя на то, что умер не отдельный человек, личность, а чиновник. Возможно, речь идет не столько о физической смерти, сколько о духовной. -Какова причина смерти чиновника? Кто виноват в его смерти? - Предположительно, тема урока будет звучать в виде проблемного вопроса: «Кто виноват в смерти чиновника?» |
3.Актуализация и пробное учебное действие. | Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог: предлагает учащимся вспомнить названия ранее прочитанных рассказов А.П.Чехова, перечислить и записать пороки (или недостатки) человеческой личности, которые высмеиваются писателем в этих произведениях, рядом с Пизанской башней (к примеру, двуличие, подхалимство, чинопочитание, бесчестие, самоуправство, угодничество). | Вспоминают названия ранее прочитанных рассказов А.П.Чехова, перечисляют и записывают пороки (или недостатки) человеческой личности, которые высмеиваются писателем в этих произведениях, рядом с Пизанской башней. | Личностные УУД: нравственно — этическое оценивание содержания прочитанных произведений, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Регулятивные УУД: выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; прогнозировать предстоящую работу (составлять план) выполнять пробные учебные действия. Познавательные УУД: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); определять и формулировать проблему Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; высказывать свое мнение (точку зрения); анализировать и делать выводы; строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; дополнять, уточнять высказанные мнения; отвечать на вопросы учителя. |
-Ребята, прежде чем познакомиться с рассказом «Смерть чиновника», вспомните, какие пороки (или недостатки) человеческой личности Чехов высмеивает в своих произведениях. Каждая группа с помощью QR кода знакомится со стихотворением по мотивам одного из рассказов А.П.Чехова и выявляют человеческие пороки. Запишите выявленные пороки человеческой личности рядом с Пизанской башней. | 1группа работает с басней С.Михалкова «Толстый и тонкий»( https://qr-online.ru/qrfiles/de0d90562da0d1e99127cd26481bc5ac.svg ) 2 группа анализирует стихотворение А.Забавиной «Люди-хамелеоны» ( https://stihi.ru/2013/08/25/4559 ) 3 группа знакомится со стихотворением Н.Ледакова «Унтер Пришибеев» (https://stihi.ru/2020/07/14/6047) Записывают: двуличие, подхалимство, чинопочитание, бесчестие, самоуправство, угодничество. |
4.Первичное усвоение новых знаний | 1.Способствует организации деятельности учащихся по открытию нового знания через восприятие фрагмента фильма «Смерть чиновника» и его интерпретацию. 2. Организовывает групповую исследовательскую деятельность, связанную с 1) наблюдением за внутренним состоянием героя в 1-м фраменте текста на основе анализа средств выразительности (прекрасный экзекутор-прекрасный вечер) и внимательного отношения к детали (второй ряд кресел), 2) работой с толковым словарем по выяснению значения слова «экзекутор» и 3) анализом исторического документа «Табель о рангах». | 1.Смотрят 1-й фрагмент фильма «Смерть чиновника». Определяют, где и когда происходит действие рассказа и кто является его главным героем. Групповая работа 1. Работают с толковым словарем по выяснению значения слова «экзекутор». 2. Анализируют исторический документ «Табель о рангах», отвечают на вопрос: «Какое место в «Табели о рангах» и обществе занимает чиновник Червяков?» 3. Наблюдают за внутренним состоянием героя в 1-м фрагменте текста на основе анализа средств выразительности. 4.Делают самостоятельные выводы и обобщения. | Личностные УУД: нравственно — этического оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Регулятивные УУД: сознательно организовывать свою познавательную деятельность; оценивать свои учебные достижения, поведение; организовать выполнение заданий учителя в группе; делать выводы по результатам работы; Познавательные УУД: формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; соотносить информацию, представленную в разных формах; извлекать необходимую информацию из текста; структурировать учебный материал, выделять в нем главное; строить рассуждения; выдвигать предположения и обосновывать их; формулировать проблему. Коммуникативные УУД: формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; оформлять свои мысли в устной форме; высказывать свое предположение; сотрудничать, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение |
-Ребята, обратите внимание, что текст рассказа распечатан на отдельных листах и разбит на отдельные фрагменты, которые обозначены цифрами. Я предлагаю посмотреть небольшой фрагмент фильма по рассказу «Смерть чиновника». Рассказ читает народный артист СССР И. Ильинский (https://yandex.ru/video/preview/5716979273238003719).Определите, где и когда происходит действие рассказа. Кто является его главным героем? 1.Просмотр видеофрагмента В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг... (первая остановка) -Где происходит действие рассказа? О каком герое идет речь? -Кто такой «экзекутор»? Выясните значение этого слова в толковом словаре Ожегова. С помощью QR кода познакомьтесь с оригиналом исторического документа времен Петра Великого «Табель о рангах» и определите, какое место в иерархии чинов занимает экзекутор. -В каком настроении пребывает главный герой рассказа? Докажите примерами из текста. Какие детали обращают на себя внимание, подчеркивают настроение Червякова? -Какой спектакль смотрит чиновник Червяков? («Корневильские колокола»-оперетта французского композитора 17 века Робера Планкета) -Интересует его то, что происходит на сцене? Какая деталь обращает на себя внимание? | - Главный герой рассказа-экзекутор И.Д.Червяков, который наслаждается спектаклем в театре. Экзекутор-младший чиновник в канцелярии, заведовавший хозяйственной частью (СОШ) Экзекутор в «Табели о рангах» (https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/5706/1/Табель%20о%20рангах.pdf)- чиновник 10 класса (незначительный чин). - Настроение Червякова превосходное. Это подчеркивает дважды употребляемый эпитет «прекрасный», фраза «чувствовал себя на верху блаженства». Кроме того, чиновник занимает место во втором ряду, надо полагать, что билеты стоят недешево, а мелкий чиновник сумел позволить себе такую роскошь. -Вряд ли, он глядит, но не всецело поглощен происходящим, хочет произвести впечатление «значительного» человека. |
5. Первичная проверка понимания | 1. Организовывает представление результатов наблюдений и самооценку деятельности каждого члена группы. 2. Побуждает к анализу говорящей фамилии героя и составлению ассоциативного ряда слов, раскрывающих характер, поведение И.Д.Червякова, выстраивают предположения насчет его дальнейшей судьбы. 3. Подводит учащихся к пониманию типичности образа маленького человека в литературе 19-начала 20 вв. | 1.Озвучивают результаты мини-исследования и отмечают работу каждого участника группы в специальных оценочных листах. 2. Вспоминают понятие «говорящая фамилия», составляют ассоциативный ряд слов, раскрывающих характер, поведение И.Д.Червякова, выстраивают предположения насчет его дальнейшей судьбы. 3. Образ Червякова соотносят с типическим образом маленького человека в литературе 19-начала 20 вв. | Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации и поступки героя художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль; контролировать и корректировать свою деятельность. Познавательные УУД: систематизировать, обобщать изученное; структурировать учебный материал, выделять в нем главное; преобразовывать информацию в ассоциативную схему; формировать умения соотносить образ главного героя произведения с типическим образом «маленького человека» в литературе, прослеживать эволюцию образа «маленького человека». Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
-Назовите фамилию главного героя? (Червяков) Можно ли эту фамилию считать говорящей? Что значит говорящая фамилия? Предположите, какими чертами характера обладает Червяков? Запишите их в тетрадь, оформите в виде кластера. -Можно ли Червякова отнести к типу маленького человека? В каких произведениях встречается тип маленького человека? – Последняя фраза фрагмента не завершена («Но вдруг..»). Как вы думаете, почему? Какой эффект достигается автором с помощью слова вдруг? | Червяков ничтожный, слабый, беззащитный, скользкий, маленький человек -Говорящая фамилия «Червяков» указывает на то, что мы имеем дело с человеком маленьким, ничтожным. -Тип маленького человека встречается в произведениях А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя. - Создается эффект неожиданности, значит, что-то должно произойти впечатляющее. |
6.Первичное восприятие текста произведения. | Организовывает деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности: 1. Комментированное чтение смысловых частей по ролям и самостоятельно, восприятие текста через художественное чтение фрагмента учителем. 2.Беседа по вопросам, касающихся содержания смысловых фрагментов рассказа. 3.Толкование лексического значения слов: «сконфузился», «статский генерал», «ехидство», «антракт» и др. 4.Анализ исторического документа «Табель о рангах». 5.Интерпретация деталей: «как вежливый человек», «помучивать», «чихнул-с» и др. 6.Выявление роли средств выразительности в понимании авторской позиции и идейного содержания рассказа. | 1.Знакомятся с последующими фрагментами рассказа. 2.Отвечают на вопросы, касающиеся содержания смысловых фрагментов произведения. Групповая работа 1.Толкование лексического значения слов: «сконфузился», «статский генерал», «ехидство», «антракт» и др. 2.Анализируют исторический документ «Табель о рангах» (статский генерал) 3.Интерпретируют художественные детали: «как вежливый человек», «помучивать», «чихнул-с» и др. 4.Выявляют роль средств выразительности в понимании авторской позиции и идейного содержания рассказа. 5.Дополняют опорную схему словами: самоунижение, отсутствие человеческого достоинства, лесть, угодничество, страх. | Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации и поступки героя художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Регулятивные УУД: выдвигать свои предположения на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; сотрудничать в группе. Познавательные УУД: формировать навыки смыслового чтения, поисковой, исследовательской деятельности; планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
-Выскажите ваши предположения о том, что могло произойти с чиновником в театре? Смотрим следующий фрагмент. 2.Просмотр видеофрагмента от слов «В рассказах часто встречается это «но вдруг» и до слов «Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо» (https://yandex.ru/video/preview/5716979273238003719). -Какие чувства испытал Червяков? -Что значит «сконфузился»? -Почему он испытал неловкость? Докажите примерами из текста. -Вновь обратимся к историческому документу «Табель о рангах» и выясним, какое место в иерархии чинов занимал статский генерал. Были ли причины у Червякова для беспокойства? -Нужно ли извиниться? Вы бы как поступили на месте Червякова? -Понаблюдаем, как поступит Червяков. 3-й фрагмент текста прочитаем по ролям (от слов «Червяков кашлянул» до слов «Теперь не подумает, так после подумает!..»). -Сколько здесь действующих лиц? Назовите их. - Спасибо, ребята. Каким вы увидели Червякова? -С помощью каких слов и словосочетаний автор изображает поведение Червякова? -Что изменилось в поведении и настроении главного героя. Докажите примерами из текста. Кашлянул (зачем?) - подготовился, собрался с мыслями. Подался туловищем и зашептал. Сконфузился (Как изменилось значение этого слова?) - окончательно растерялся; Глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену, не чувствовал блаженства, т. е. настроение испортилось. Начало помучивать (Почему помучивать?) - появилось чувство тревоги. Подошел, походил (Почему не сразу подошел?) - волнуется, боится Поборовши робость, пробормотал, простите. -Обратите внимание на внутренний монолог героя. О какой черте характера Червякова можно судить? -Как вы считаете, подозрительность - положительное или отрицательное качество? С какой башней можно соотнести это качество? -Посмотрим, что произойдет с чиновником дальше. 4.Учитель читает наизусть 4-й фрагмент рассказа Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась. — А все-таки ты сходи, извинись, — сказала она. — Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь! — То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то странно... Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать (четвертая остановка) -Успокоился ли Червяков после разговора с женой? | -С чиновником могла произойти какая-нибудь неприятность. Может быть, ему неожиданно стало плохо или встретился с начальником, который его отсчитал за какую-нибудь оплошность. -Конфуз, смущение, стыд. - Смутился, испытал неловкость. - Обрызгал статского генерала Бризжалова . По QR коду (https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/5706/1/Табель%20о%20рангах.pdf ) анализируют документ «Табель о рангах» и делают вывод о том, что Бризжалов выше чином, могут быть неприятные последствия. -Вежливый человек ненавязчиво бы попросил прощения. -Чиновник Червяков и генерал Бризжалов. Чтение фрагмента по ролям. -Червяков жалок, навязчив, смешон. - «Червяков сконфузился, глупо улыбнулся», « пробормотал», «ваше — ство... простите...». -Он окончательно растерялся, настроение испортилось. Совместно с учителем анализируют психологические детали в произведении. - Подозрительный, неравнодушен к мнению окружающих. -Подозрительность-плохое качество, соотносимое с недоверием. -Разговор с женой еще в большей степени убедил Червякова в необходимости извиниться. |
7.Первичное закрепление, самостоятельная работа. | 1. Организовывает представление результатов наблюдений и самооценку деятельности каждого члена группы. 2.Побуждает к обсуждению проблемных вопросов: 1) Как умер чиновник? На что делает акцент писатель? 2) Почему Червяков умер? Кто виноват в его смерти? 3) Кто виноват в том, что наша жизнь уклонилась от нормы? 3.Дополнение опорной схемы «Пизанская башня» результатами наблюдений: самоуничижение, отсутствие человеческого достоинства, лесть, угодничество, страх. | 1.Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы; отвечают на проблемные вопросы, оценивают работу товарищей в группе. 2.Дополняют опорную схему словами: самоунижение, отсутствие человеческого достоинства, лесть, угодничество, страх. | Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации и поступки героя художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Регулятивные УУД: выдвигать свои предположения на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; сотрудничать в группе. Познавательные УУД: находить в художественном тексте ответы на проблемные вопросы (находить и выделять необходимую информацию), понимать авторскую позицию; обобщать и структурировать материал, преобразовывать изученный материал в опорный конспект. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения. |
-Предлагаю посмотреть следующий фрагмент фильма (от слов «На другой день Червяков надел новый вицмундир» до слов «лег на диван и … помер» https://yandex.ru/video/preview/5716979273238003719 ). -Почему Червяков так настойчиво извиняется перед генералом? -Почему умер чиновник? Кто виноват в его смерти? -Какие черты характера Червякова высмеивает Чехов? Дополните нашу схему. -Кто виноват в том, что наша жизнь уклонилась от нормы? | Смотрят последний фрагмент фильма 1.Причина-страх перед лицом значительным, боязнь последствий 2.Причина-привык пресмыкаться, хочет, чтобы на него обратили внимание, оценили его рвение, чтобы человек, занимающий высокое положение в обществе снизошел до него, обратил внимание. - Сам виноват в своей смерти, сам довел себя до такого состояния; им всем его существом овладел страх перед вышестоящим чином. -Самоунижение, отсутствие человеческого достоинства, лесть, угодничество, страх. Высказывают свои предположения. |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Дает инструктаж по выполнению домашнего задания: размышление над смыслом фразы «В жизни по-разному можно жить» в форме небольшого сочинения или стихотворения. | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы, касающиеся особенностей выполнения творческой работы. | Личностные УУД: осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм Регулятивные УУД: выдвигать свои предположения на основе учебного материала. Познавательные УУД: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Коммуникативные УУД: строить письменное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. |
9.Рефлексия и подведение итогов. | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся, совместно с обучающимися находит ответ на проблемный вопрос: «Какие черты характера считаются нормой?» Заполнение поля «Эйфелева башня» положительными качествами | Отвечают на проблемный вопрос, заполняют поле «Эйфелева башня» положительными качествами, выполняют творческое задание. | |
- Обратите внимание, что мы указали только пороки человеческой личности. Какие черты характера считаются нормой? Заполните поле «Эйфелева башня» положительными качествами. -Что нужно сделать для того, чтобы наша Пизанская башня «выпрямилась», чтобы жизнь человека стала нормальной и гармоничной?» (написание участниками групп миниатюр в 2-3 предложения и презентация). - Ребята, оцените свое эмоциональное состояние на уроке с помощью выбора карточки-символа: 1) бабочка («я понял идею произведения, мне захотелось работать над собой, развиваться и самосовершенствоваться»), 2) червяк (идейное содержание произведения осталось для меня непонятным, у меня еще остались вопросы). -Мне хотелось бы поблагодарить вас, ребята, за «роскошь человеческого общения»! Завершить наш урок мне хотелось бы словами А.П.Чехова: «Надо себя дрессировать!» Дрессируйте себя, изменять мир начните с работы над самим собой. Спасибо за урок. | Заполняют в тетрадях поле «Эйфелева башня» положительными качествами: достоинство, правда, честь, совесть. Выполняют творческое задание: «Что нужно сделать для того, чтобы наша Пизанская башня «выпрямилась», чтобы жизнь человека стала нормальной и гармоничной?» Презентация участниками групп миниатюр в 2-3 предложения. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке с помощью выбора карточки-символа: 1) бабочка («я понял идею произведения, мне захотелось работать над собой, развиваться и самосовершенствоваться»), 2) червяк (идейное содержание произведения осталось для меня непонятным, у меня еще остались вопросы). | Личностные УУД: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения. Регулятивные УУД: оценивать коллективную работу и свой вклад; контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных листов; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные УУД: применять полученные знания и личный опыт при выполнении нестандартных заданий. Коммуникативные УУД: аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала; выступать публично; строить устное и письменное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. |