kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока литературы в 7 кл на тему «Кто виноват в смерти чиновника?» (по рассказу А.П.Чехова «Смерть чиновника»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  нацелен на формирование функциональной (читательской)грамотности  обучающихся, в том числе с использованием цифровых ресурсов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока литературы в 7 кл на тему «Кто виноват в смерти чиновника?» (по рассказу А.П.Чехова «Смерть чиновника»)»

Методическая записка

Вид деятельности

Учитель

Тип урока

Комбинированный урок

Форма проведения урока

Урок-погружение

Целеполагание-образовательный результат

На материале рассказов А.П.Чехова разграничить понятия «норма жизни» и «отклонение от нормы»; ответить на вопрос о том, что является признаком жизни нормальной, гармоничной; определить модель поведения.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Совершенствовать навыки анализа и интерпретации сплошного и несплошного текста.

2.Совершенствовать умение определять тему и идею произведения, выделять авторскую позицию.

3.Расширять культуроведческий кругозор по теме.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию воображения, логического мышления, внимания и памяти.

  2. Формировать коммуникативные навыки учащихся и умение аргументировано доказывать свою точку зрения; оценить степень актуальности творчества А.П.Чехова в современной жизни.

  3. Развивать умение обращать внимание на художественные детали, помогающие раскрыть  идею рассказа.

4. Развивать творческие способности.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство ответственности за работу всей группы и за свою часть задания.

2. Воспитывать чувство собственного достоинства, справедливого и уважительного отношения к людям.

Проектирование образовательных результатов

Предметные: понимание ключевой проблемы изучаемого произведения; понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в нем вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: формулировать его тему, идею; характеризовать героя, увидеть в герое эволюцию образа «маленького человека»; определение в произ­ведении элементов сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе произ­ведения; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской лите­ратуры и культуры; понимать и интерпретировать авторскую позицию; формулировать свое отношение к произведению лите­ратуры.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; владение навыками смыслового чтения; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации в тексте художественного произведения; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравствен­ного поведения; совершенствование духовно-нравственных качеств личности; понимание определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Информационно-образовательная среда урока

Средства обучения:

- рабочие листы с текстом рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника» и формулировками заданий,

- Ожегов, Сергей Иванович.
Толковый словарь русского языка [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. - 907, [1] с.; 27 см.; ISBN 5-85632-007-7,

-Абрамов, Н. (Переферкович Н. А.) Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: около 5000 синонимических рядов, более 20 000 синонимов / Н. Абрамов. - 8-е изд., стер. - М. : Русские словари [и др.], 2008. - 667 c.

Электронные средства обучения:

-мультимедийное оборудование,

-планшеты.

Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока

Для актуализации знаний по изученным произведениям А.П.Чехова обучающимся предложено задание, связанное с анализом лирических текстов, написанных по мотивам рассказов «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев», «Хамелеон». Знакомство с данными текстами происходит посредством использования QR кодов. На этапах первичного усвоения новых знаний и первичного восприятия новых знаний целесообразно использовать фрагменты короткометражного фильма «Смерть чиновника» с участием И.Ильинского как общепризнанного мастера художественного слова. Просмотр небольших фрагментов фильма способствует погружению читателя и зрителя в эпоху, развивает культурологический кругозор. Анализ и интерпретация несплошного текста осуществлялась за счет работы с оригиналом исторического документа «Табель о рангах», 1722 года. С помощью QR кода обучающиеся получили возможность изучить данный архивный документ.

Методические приемы, технологии с учетом формирования развития функциональной грамотности

Используемые технологии в рамках урока:

  1. технология критического мышления,

  2. информационно-коммуникационные технологии.

Используемые методы и приемы

Поисковый, эвристический метод; составление опорного конспекта, чтение с остановками, комментированное чтение, выразительное чтение по ролям, составление кластера, написание сочинения-миниатюры по данному началу.

Форма организации познавательной деятельности:

- групповая,

- индивидуальная.





Сценарий урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1.Организационный этап

Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность в группе, создаёт условия для включения учащихся в учебный процесс, создает эмоциональный настрой на работу на уроке.


Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Личностные УУД: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Познавательные УУД: осознают познавательную задачу.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия



-Добрый день, дорогие ребята. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что этот день принесет нам радость общения друг с другом.  Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А.П.Чехова.



2. Целеполагание и мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.


1. Предлагает ученикам поразмышлять над смыслом эпиграфа. Обращает внимание учащихся на ключевые слова высказывания, озвучивает проблемный вопрос.2.Предлагает изобразить в рабочих тетрадях отклонение от нормы и норму жизни в виде двух башен: Пизанской и Эйфелевой. 3.Создаёт условия для определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации. 4.Организует работу обучающихся по формулировке и уточнению темы урока на основе анализа и интерпретации названия рассказа. 5.Организует самостоятельную работу со словарями (толковыми, синонимов) по выяснению значения слов «чиновник», «смерть физическая», «смерть духовная».

6.Подводит к формулировке проблемного вопроса урока: «Какова главная причина смерти чиновника?»







1.Анализируют эпиграф урока, находят ключевые слова, способствующие формулировке проблемного вопроса урока. 2.Приступают к составлению опорного конспекта с использованием графических символов (Пизанская башня-отклонение от нормы жизни, Эйфелева башня-норма жизни человека).

3.На основе опорной схемы формулируют цель урока. 4. На основе анализа и интерпретации названия рассказа предполагают тему урока.

5. Работают в группах с толковым словарем и словарем синонимов: выясняют значения слов «чиновник», «смерть физическая», «смерть духовная».

6.Самостоятельно формулируют проблемный вопрос, вытекающий из самого названия рассказа.





Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности, формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

ПознавательныеУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение видеть в тексте ключевые слова, формулировать проблему; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.





-В письме Алексею Николаевичу Плещееву Чехов заметил: «Цель моя — убить сразу двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь и кстати показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы» (слайд 1)

- Как вы понимаете смысл высказывания? Что значит жизнь отклонилась от нормы?







-Предлагаю схематично изобразить в рабочих тетрадях отклонение от нормы и норму жизни в виде двух башен: Пизанской и Эйфелевой башни.



Слайд 2







-В произведениях А.П.Чехова мы зачастую имеем дело с отклонениями от нормы явными, грубыми и нелепыми. На них он отвечает смехом. Хотя есть и другие отклонения, почти неощутимые, микроскопические, и тем не менее и они должны быть показаны, считает писатель. Иначе, как определить ту единственно верную норму жизни, к которой должен стремиться человек?

Ребята, попробуйте определить цель нашего урока.







-Проблему нормальности и ненормальности жизни А.П.Чехов продолжает в рассказе «Смерть чиновника». Как вы думаете, почему рассказ называется «Смерть чиновника»? Объясните смысл названия рассказа. Выясните значение слов, включенных в название рассказа, с помощью толкового словаря. Подумайте, на что делает акцент писатель уже в самом названии рассказа.

-Какой проблемный вопрос вытекает уже из самого названия рассказа?

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишем ее в рабочих тетрадях.
























-А.П.Чехов в своих произведениях указал на существующие недостатки человеческой личности и общества в целом. В современном обществе утрачена грань между такими понятиями, как «норма жизни» и «отклонение от нормы жизни».



Изображают в тетрадях Пизанскую и Эйфелеву башню.



























-Цель урока: разграничить понятия «норма жизни» и «отклонение от нормы», ответить на вопрос о том, что является признаком жизни нормальной, гармоничной.




- В названии рассказа писатель акцентирует внимание читателя на то, что умер не отдельный человек, личность, а чиновник. Возможно, речь идет не столько о физической смерти, сколько о духовной.





-Какова причина смерти чиновника? Кто виноват в его смерти?

- Предположительно, тема урока будет звучать в виде проблемного вопроса: «Кто виноват в смерти чиновника?»

3.Актуализация и пробное учебное действие.


Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог: предлагает учащимся вспомнить названия ранее прочитанных рассказов А.П.Чехова, перечислить и записать пороки (или недостатки) человеческой личности, которые высмеиваются писателем в этих произведениях, рядом с Пизанской башней (к примеру, двуличие, подхалимство, чинопочитание, бесчестие, самоуправство, угодничество).


Вспоминают названия ранее прочитанных рассказов А.П.Чехова, перечисляют и записывают пороки (или недостатки) человеческой личности, которые высмеиваются писателем в этих произведениях, рядом с Пизанской башней.




Личностные УУД: нравственно — этическое оценивание содержания прочитанных произведений, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД: выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; прогнозировать предстоящую работу (составлять план) выполнять пробные учебные действия.

Познавательные УУД: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); определять и формулировать проблему

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; высказывать свое мнение (точку зрения); анализировать и делать выводы; строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; дополнять, уточнять высказанные мнения; отвечать на вопросы учителя.


-Ребята, прежде чем познакомиться с рассказом «Смерть чиновника», вспомните, какие пороки (или недостатки) человеческой личности Чехов высмеивает в своих произведениях. Каждая группа с помощью QR кода знакомится со стихотворением по мотивам одного из рассказов А.П.Чехова и выявляют человеческие пороки.



















Запишите выявленные пороки человеческой личности рядом с Пизанской башней.

1группа работает с басней С.Михалкова «Толстый и тонкий»( https://qr-online.ru/qrfiles/de0d90562da0d1e99127cd26481bc5ac.svg )






2 группа анализирует стихотворение А.Забавиной «Люди-хамелеоны» ( https://stihi.ru/2013/08/25/4559 )







3 группа знакомится со стихотворением Н.Ледакова «Унтер Пришибеев» (https://stihi.ru/2020/07/14/6047)










Записывают: двуличие, подхалимство, чинопочитание, бесчестие, самоуправство, угодничество.

4.Первичное усвоение новых знаний

1.Способствует организации деятельности учащихся по открытию нового знания через восприятие фрагмента фильма «Смерть чиновника» и его интерпретацию. 2. Организовывает групповую исследовательскую деятельность, связанную с

1) наблюдением за внутренним состоянием героя в 1-м фраменте текста на основе анализа средств выразительности (прекрасный экзекутор-прекрасный вечер) и внимательного отношения к детали (второй ряд кресел),

2) работой с толковым словарем по выяснению значения слова «экзекутор» и

3) анализом исторического документа «Табель о рангах».


1.Смотрят 1-й фрагмент фильма «Смерть чиновника». Определяют, где и когда происходит действие рассказа и кто является его главным героем.

Групповая работа

1. Работают с толковым словарем по выяснению значения слова «экзекутор».

2. Анализируют исторический документ «Табель о рангах», отвечают на вопрос: «Какое место в «Табели о рангах» и обществе занимает чиновник Червяков?»

3. Наблюдают за внутренним состоянием героя в 1-м фрагменте текста на основе анализа средств выразительности.

4.Делают самостоятельные выводы и обобщения.


Личностные УУД: нравственно — этического оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД: сознательно организовывать свою познавательную деятельность; оценивать свои учебные достижения, поведение; организовать выполнение заданий учителя в группе;

делать выводы по результатам работы;

Познавательные УУД: формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; соотносить информацию, представленную в разных формах; извлекать необходимую информацию из текста; структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

строить рассуждения; выдвигать предположения и обосновывать их; формулировать проблему.

Коммуникативные УУД: формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; оформлять свои мысли в устной форме; высказывать свое предположение; сотрудничать, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение




-Ребята, обратите внимание, что текст рассказа распечатан на отдельных листах и разбит на отдельные фрагменты, которые обозначены цифрами.

Я предлагаю посмотреть небольшой фрагмент фильма по рассказу «Смерть чиновника». Рассказ читает народный артист СССР И. Ильинский (https://yandex.ru/video/preview/5716979273238003719).Определите, где и когда происходит действие рассказа. Кто является его главным героем?

1.Просмотр видеофрагмента

В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг... (первая остановка)

-Где происходит действие рассказа? О каком герое идет речь?

-Кто такой «экзекутор»? Выясните значение этого слова в толковом словаре Ожегова. С помощью QR кода познакомьтесь с оригиналом исторического документа времен Петра Великого «Табель о рангах» и определите, какое место в иерархии чинов занимает экзекутор.

-В каком настроении пребывает главный герой рассказа? Докажите примерами из текста. Какие детали обращают на себя внимание, подчеркивают настроение Червякова?

-Какой спектакль смотрит чиновник Червяков? («Корневильские колокола»-оперетта французского композитора 17 века Робера Планкета)











-Интересует его то, что происходит на сцене? Какая деталь обращает на себя внимание?
































- Главный герой рассказа-экзекутор И.Д.Червяков, который наслаждается спектаклем в театре.

Экзекутор-младший чиновник в канцелярии, заведовавший хозяйственной частью (СОШ)

Экзекутор в «Табели о рангах» (https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/5706/1/Табель%20о%20рангах.pdf)- чиновник 10 класса (незначительный чин).















- Настроение Червякова превосходное. Это подчеркивает дважды употребляемый эпитет «прекрасный», фраза «чувствовал себя на верху блаженства». Кроме того, чиновник занимает место во втором ряду, надо полагать, что билеты стоят недешево, а мелкий чиновник сумел позволить себе такую роскошь.































-Вряд ли, он глядит, но не всецело поглощен происходящим, хочет произвести впечатление «значительного» человека.

5. Первичная проверка понимания

1. Организовывает представление результатов наблюдений и самооценку деятельности каждого члена группы.

2. Побуждает к анализу говорящей фамилии героя и составлению ассоциативного ряда слов, раскрывающих характер, поведение И.Д.Червякова, выстраивают предположения насчет его дальнейшей судьбы.

3. Подводит учащихся к пониманию типичности образа маленького человека в литературе 19-начала 20 вв.


1.Озвучивают результаты мини-исследования и отмечают работу каждого участника группы в специальных оценочных листах.

2. Вспоминают понятие «говорящая фамилия», составляют ассоциативный ряд слов, раскрывающих характер, поведение И.Д.Червякова, выстраивают предположения насчет его дальнейшей судьбы.

3. Образ Червякова соотносят с типическим образом маленького человека в литературе 19-начала 20 вв.


Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации  и поступки героя художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.


Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль; контролировать и корректировать свою деятельность.

Познавательные УУД: систематизировать, обобщать изученное;

структурировать учебный материал, выделять в нем главное; преобразовывать информацию в ассоциативную схему; формировать умения соотносить образ главного героя произведения с типическим образом «маленького человека» в литературе, прослеживать эволюцию образа «маленького человека».


Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.




-Назовите фамилию главного героя? (Червяков) Можно ли эту фамилию считать говорящей? Что значит говорящая фамилия? Предположите, какими чертами характера обладает Червяков? Запишите их в тетрадь, оформите в виде кластера.

-Можно ли Червякова отнести к типу маленького человека? В каких произведениях встречается тип маленького человека?



– Последняя фраза фрагмента не завершена («Но вдруг..»). Как вы думаете, почему? Какой эффект достигается автором с помощью слова вдруг?

Червяков

ничтожный, слабый, беззащитный, скользкий, маленький человек

-Говорящая фамилия «Червяков» указывает на то, что мы имеем дело с человеком маленьким, ничтожным.



-Тип маленького человека встречается в произведениях А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя.





- Создается эффект неожиданности, значит, что-то должно произойти впечатляющее.

6.Первичное восприятие текста произведения.


Организовывает деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности:

1. Комментированное чтение смысловых частей по ролям и самостоятельно, восприятие текста через художественное чтение фрагмента учителем.

2.Беседа по вопросам, касающихся содержания смысловых фрагментов рассказа.

3.Толкование лексического значения слов: «сконфузился», «статский генерал», «ехидство», «антракт» и др.

4.Анализ исторического документа «Табель о рангах».

5.Интерпретация деталей: «как вежливый человек», «помучивать», «чихнул-с» и др.

6.Выявление роли средств выразительности в понимании авторской позиции и идейного содержания рассказа.


1.Знакомятся с последующими фрагментами рассказа.



2.Отвечают на вопросы, касающиеся содержания смысловых фрагментов произведения.

Групповая работа

1.Толкование лексического значения слов: «сконфузился», «статский генерал», «ехидство», «антракт» и др.

2.Анализируют исторический документ «Табель о рангах» (статский генерал)

3.Интерпретируют художественные детали: «как вежливый человек», «помучивать», «чихнул-с» и др.

4.Выявляют роль средств выразительности в понимании авторской позиции и идейного содержания рассказа.

5.Дополняют опорную схему словами: самоунижение, отсутствие человеческого достоинства, лесть, угодничество, страх.


Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации  и поступки героя художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей


Регулятивные УУД: выдвигать свои предположения на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; сотрудничать в группе.

Познавательные УУД: формировать навыки смыслового чтения, поисковой, исследовательской деятельности; планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения.







-Выскажите ваши предположения о том, что могло произойти с чиновником в театре?







Смотрим следующий фрагмент.

2.Просмотр видеофрагмента от слов «В рассказах часто встречается это «но вдруг» и до слов «Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо» (https://yandex.ru/video/preview/5716979273238003719).

-Какие чувства испытал Червяков?

-Что значит «сконфузился»?

-Почему он испытал неловкость? Докажите примерами из текста.

-Вновь обратимся к историческому документу «Табель о рангах» и выясним, какое место в иерархии чинов занимал статский генерал. Были ли причины у Червякова для беспокойства?



-Нужно ли извиниться? Вы бы как поступили на месте Червякова?

-Понаблюдаем, как поступит Червяков.

3-й фрагмент текста прочитаем по ролям (от слов «Червяков кашлянул» до слов «Теперь не подумает, так после подумает!..»).

-Сколько здесь действующих лиц? Назовите их.



- Спасибо, ребята. Каким вы увидели Червякова?

-С помощью каких слов и словосочетаний автор изображает поведение Червякова?

-Что изменилось в поведении и настроении главного героя. Докажите примерами из текста.

Кашлянул (зачем?) - подготовился, собрался с мыслями.

Подался туловищем и зашептал.

Сконфузился (Как изменилось значение этого слова?) - окончательно растерялся;

Глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену, не чувствовал блаженства, т. е. настроение испортилось.

Начало помучивать (Почему помучивать?) - появилось чувство тревоги.

Подошел, походил (Почему не сразу подошел?) - волнуется, боится

Поборовши робость, пробормотал, простите.

-Обратите внимание на внутренний монолог героя. О какой черте характера Червякова можно судить?

-Как вы считаете, подозрительность - положительное или отрицательное качество? С какой башней можно соотнести это качество?

-Посмотрим, что произойдет с чиновником дальше.

4.Учитель читает наизусть 4-й фрагмент рассказа

Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась.

— А все-таки ты сходи, извинись, — сказала она. — Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!

— То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то странно... Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать (четвертая остановка)

-Успокоился ли Червяков после разговора с женой?



-С чиновником могла произойти какая-нибудь неприятность. Может быть, ему неожиданно стало плохо или встретился с начальником, который его отсчитал за какую-нибудь оплошность.















-Конфуз, смущение, стыд.

- Смутился, испытал неловкость.


- Обрызгал статского генерала Бризжалова .


По QR коду (https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/5706/1/Табель%20о%20рангах.pdf ) анализируют документ «Табель о рангах» и делают вывод о том, что Бризжалов выше чином, могут быть неприятные последствия.




-Вежливый человек ненавязчиво бы попросил прощения.








-Чиновник Червяков и генерал Бризжалов.

Чтение фрагмента по ролям.



-Червяков жалок, навязчив, смешон.


- «Червяков сконфузился, глупо улыбнулся», « пробормотал», «ваше — ство... простите...».



-Он окончательно растерялся, настроение испортилось.



Совместно с учителем анализируют психологические детали в произведении.



















- Подозрительный, неравнодушен к мнению окружающих.



-Подозрительность-плохое качество, соотносимое с недоверием.


























-Разговор с женой еще в большей степени убедил Червякова в необходимости извиниться.

7.Первичное закрепление, самостоятельная работа.


1. Организовывает представление результатов наблюдений и самооценку деятельности каждого члена группы.

2.Побуждает к обсуждению проблемных вопросов: 1) Как умер чиновник? На что делает акцент писатель? 2) Почему Червяков умер? Кто виноват в его смерти? 3) Кто виноват в том, что наша жизнь уклонилась от нормы?

3.Дополнение опорной схемы «Пизанская башня» результатами наблюдений: самоуничижение, отсутствие человеческого достоинства, лесть, угодничество, страх.


1.Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы; отвечают на проблемные вопросы, оценивают работу товарищей в группе.

2.Дополняют опорную схему словами: самоунижение, отсутствие человеческого достоинства, лесть, угодничество, страх.



Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации  и поступки героя художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей

Регулятивные УУД: выдвигать свои предположения на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; сотрудничать в группе.

Познавательные УУД: находить в художественном тексте ответы на проблемные вопросы (находить и выделять необходимую информацию), понимать авторскую позицию; обобщать и структурировать материал, преобразовывать изученный материал в опорный конспект.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения.


-Предлагаю посмотреть следующий фрагмент фильма (от слов «На другой день Червяков надел новый вицмундир» до слов «лег на диван и … помер» https://yandex.ru/video/preview/5716979273238003719 ).

-Почему Червяков так настойчиво извиняется перед генералом?









-Почему умер чиновник? Кто виноват в его смерти?

-Какие черты характера Червякова высмеивает Чехов? Дополните нашу схему.

-Кто виноват в том, что наша жизнь уклонилась от нормы?




Смотрят последний фрагмент фильма







1.Причина-страх перед лицом значительным, боязнь последствий

2.Причина-привык пресмыкаться, хочет, чтобы на него обратили внимание, оценили его рвение, чтобы человек, занимающий высокое положение в обществе снизошел до него, обратил внимание.



- Сам виноват в своей смерти, сам довел себя до такого состояния; им всем его существом овладел страх перед вышестоящим чином.

-Самоунижение, отсутствие человеческого достоинства, лесть, угодничество, страх.



Высказывают свои предположения.


8. Информация о

домашнем задании,

инструктаж по его

выполнению

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания: размышление над смыслом фразы «В жизни по-разному можно жить» в форме небольшого сочинения или стихотворения.



Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы, касающиеся особенностей выполнения творческой работы.

Личностные УУД: осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм

Регулятивные УУД: выдвигать свои предположения на основе учебного материала.

Познавательные УУД: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные УУД: строить письменное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.


9.Рефлексия и подведение итогов.


Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся, совместно с обучающимися находит ответ на проблемный вопрос: «Какие черты характера считаются нормой?» Заполнение поля «Эйфелева башня» положительными качествами


Отвечают на проблемный вопрос, заполняют поле «Эйфелева башня» положительными качествами, выполняют творческое задание.


- Обратите внимание, что мы указали только пороки человеческой личности. Какие черты характера считаются нормой? Заполните поле «Эйфелева башня» положительными качествами.











-Что нужно сделать для того, чтобы наша Пизанская башня «выпрямилась», чтобы жизнь человека стала нормальной и гармоничной?» (написание участниками групп миниатюр в 2-3 предложения и презентация).



- Ребята, оцените свое эмоциональное состояние на уроке с помощью выбора карточки-символа: 1) бабочка («я понял идею произведения, мне захотелось работать над собой, развиваться и самосовершенствоваться»), 2) червяк (идейное содержание произведения осталось для меня непонятным, у меня еще остались вопросы).

-Мне хотелось бы поблагодарить вас, ребята, за «роскошь человеческого общения»! Завершить наш урок мне хотелось бы словами А.П.Чехова: «Надо себя дрессировать!» Дрессируйте себя, изменять мир начните с работы над самим собой. Спасибо за урок.


Заполняют в тетрадях поле «Эйфелева башня» положительными качествами:

достоинство, правда, честь, совесть.



Выполняют творческое задание: «Что нужно сделать для того, чтобы наша Пизанская башня «выпрямилась», чтобы жизнь человека стала нормальной и гармоничной?»

Презентация участниками групп миниатюр в 2-3 предложения.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке с помощью выбора карточки-символа: 1) бабочка («я понял идею произведения, мне захотелось работать над собой, развиваться и самосовершенствоваться»), 2) червяк (идейное содержание произведения осталось для меня непонятным, у меня еще остались вопросы).


Личностные УУД: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

Регулятивные УУД: оценивать коллективную работу и свой вклад; контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных листов; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные УУД: применять полученные знания и личный опыт при выполнении нестандартных заданий.

Коммуникативные УУД: аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала;

выступать публично; строить устное и письменное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Майер Ольга Николаевна

Дата: 07.02.2024

Номер свидетельства: 645261


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства