Просмотр содержимого документа
«Сценарий интегрированного урока литературного чтения и окружающего мира "Соловушка"»
Автор – Ефимова В.П.
Урок внеклассного чтения и окружающего мира по рассказу В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
1 этап. Работа с текстом до чтения
1) Погружение в тему урока.
- Ребята, закройте глаза, расслабьтесь. (Звучит музыка). Представьте, что вы находитесь на лесной полянке. В голубом-голубом небе светит солнышко, вы сидите на мягкой зеленой травке. Теплый ветерок ласкает ваши лица. Теперь откройте глаза, мы снова оказываемся в своем классе. Вспомните свои ощущения. Что вы видели? (Ответы детей)
2) Нахождение ассоциации. (Работа с рисунками).
- У вас на столе лежат рисунки. Выберите, какая полянка больше похожа на ту, которую вы видели. Опишите рисунок (каждая группа по очереди рассказывает).
- Сегодня на уроке мы будем читать рассказ В.А.Сухомлинского. Как вы думаете, о чем он будет? (ответы детей).
- Да, ребята, в рассказе действительно есть полянка. Послушайте рассказ.
2 этап. Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста. (Чтение с остановками). Учитель читает рассказ:
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
-Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. -Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. (остановка)
- Ребята, как вы думаете, что ответила Лида? (ответы детей)
2) Продолжение чтения рассказа детьми.
- Давайте узнаем продолжение рассказа (Раздаю тексты) Прочтите текст до конца, начиная с красной звездочки. (дети читают)
3)Выявление первичного восприятия с помощью беседы.
- Что ответила Лида?
-Стыдно … перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
- Давайте обратимся к тексту рассказа.
- Как звали девочек?
- Куда они пошли?
- Что произошло дальше?
4) Словарная работа.
- Как вы понимаете словосочетание утомительная дорога? (дорога, приводящая в усталость, трудная дорога)
- Очарованные прекрасной песней? (околдованные, находящие под воздействием чар)
- Что обозначает слово кулек? (показ кулька)
этап. Работа с текстом после чтения
Постановка проблемного вопроса к тексту.
- как бы вы назвали рассказ? Почему?
- Какая из героинь рассказа вам больше понравилась? Почему?
- Как вы думаете, если бы девочки не услышали пение соловья, Лида оставила бы мусор под кустом, как Оля?
- Я думаю вы со мной согласитесь, что Лида в любом случае не оставила бы мусор, потому что ей стыдно перед самой собой, перед собственной совестью.
- Ребята, рассказ называется «Стыдно перед соловушкой».
Физкультминутка
4 этап. Творческая работа.
1) Нахождение фото соловья.
- Ребята, а вы видели соловья? Как он выглядит? Под каким номером находится соловей? (Показ фото птиц)
- Как соловей будет на чувашском языке? (шӑпчӑк) (На слайде несколько птиц, учитель предлагает детям выбрать из них соловья).
- Ребята, а вы слышали, как поет соловей? Давайте послушаем. (слайд с пением соловья)
- Мы можем встретить эту птицу сейчас? А когда соловьи прилетают?
2) Работа в группах.
- Давайте поработаем в группах и узнаем, как выглядит соловей, чем питается эта птица и где они живут? (раздаю папки по группам)
1 группа – как выглядит соловей?
2 группа – чем питается соловей?
3 группа – где живет соловей?
(дается … времени, кто закончит, поднимите руки. Пока дети работают, готовлю доску, вешаю дерево, кустарник, траву на доску)
3) Выступление групп (1 группа вешает соловья, 2 группа- находит пищу для него, 3 группа вешает на доску гнездо)
-Что нового узнали о соловье? (ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, почему автор Василий Александрович Сухомлинский назвал свой рассказ «Стыдно перед соловушкой»? Чем является лес для соловья?
(Лес – дом для зверей, птиц, для соловья… В доме нельзя мусорить)
- Я думаю, вы хорошо знаете, как надо вести себя в лесу и справитесь со следующим заданием. (Знаки и правила)
- Возьмите знаки, подойдите к доске и найдите правило к этому знаку. (Подходят, находят, встают в ряд и читают правила)
- Ребята, как вы думаете, если бы Оля знала эти правила, она оставила бы мусор в лесу? (Ответы детей)
- Очень хочется надеяться, что Оля осознала свою ошибку и забрала мусор.
- А теперь посмотрите на портрет В.А.Сухомлинского. Что вы можете о нем сказать, прочитав его рассказ? (ответы детей)
- Что хотел нам сказать В.Сухомлинский?
- Что бы вы хотели у него спросить? (ответы детей)
Вывод: В.А.Сухомлинский – великий советский педагог. Работал в школе учителем и директором. Много рассказов написал для детей. И каждый рассказ поучительный.
5 этап. Рефлексия.
- Ребята, посмотрите, как красиво стало на нашей полянке (показываю на доску) Но чего-то там не хватает. Ребята, как вы думаете, чего же не хватает на поляне? (ответы детей) Давайте заполним ее.
- Если вам понравился рассказ Сухомлинского и захотелось прочитать другие его рассказы, выберите грибочек.
- если на уроке узнали и открыли для себя что-то новое, выберите цветочек.
- если на уроке вы старательно работали, выберите ягоду.
А теперь приклейте ваши грибочки, ягодки и цветы на нашу поляну. (дети приклеивают)
- Хотелось бы, чтобы на вашей поляне всегда было чисто и красиво. И будьте честными перед самим собой!
- А на своей полянке я собрала грибочки и ягодки. И после урока вы можете организовать чаепитие. Всем спасибо за работу.