Просмотр содержимого документа
««Стремление к знаниям в рассказе Кудзага Дзесова «Драгоценный подарок»»
Республика Северная Осетия-Алания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Владикавказа»
Урок осетинской литературы в 5 классе
Тема урока: «Стремление к знаниям в рассказе Кудзага Дзесова «Драгоценный подарок»
Учитель осетинского языка и литературы
Гогаева Ульяна Заурбековна
Владикавказа, 2023
Тема урока: ««Стремление крестьянских детей к знаниям»
(по рассказу Кудзага Дзесова «Драгоценный подарок»)
Тип урока:урок обобщающей работы над произведением.
Цели урока:
1.Проанализировать рассказ осетинского писателя Кудзага Дзесова «Драгоценный подарок»; провести сравнительный анализ произведений осетинского писателя Кудзага Дзесова и произведений Л.Н.Толстого «Филиппок», Н. А. Некрасова «Школьник».
2. Развитие устной речи, выразительного чтения.
3. Прививать учащимся любовь к родной и русской литературе, развивать у них стремление к учебе, учить детей ценить и любить книги.
Наглядные пособия и технические средства:
- презентация к теме урока: фотографии современной школы и фотографии школы прошлого;
- картина Богданова-Бельского «У дверей школы», картина Б.Санакоева «Будущее»; фотографии: К. Дзесов, Л. Толстого с детьми в « Ясной поляне», Н. Некрасов, М. Ломоносов, Коста Хетагуров;
- сборник стихов К.Л. Хетагурова «Осетинская лира»;
- демонстрационный материал: альчики , изображение пастушка; раздаточный материал – карточки со словами.
Эпиграф урока:
«Рохсмæ, фæсевæд, тундзетæ!.(Малити Г.)
«Молодежь, стремитесь к свету»!
Ход урока:
I. Организационый момент.
1.Мотивация учащихся в начале урока.
Определение учащимися темы урока.
Учитель демонстрирует фотографии современной школы и школы прошлого. Картины Богданова-Бельского «У дверей школы», фотографии современной школы. Учащиеся сравнивают обстановку, школьные принадлежности, одежду учащихся, учебники. Делают выводы об условиях, в которых учились дети в конце 19 – начале 20 века. Особое удивление у них вызывают школьные принадлежности.
Вопросы учителя:
- Какие учебные принадлежности более удобны для учебы?
- Какими школьными принадлежностями прошлого вы хотели бы сегодня пользоваться?
Учитель: Давайте отправимся в путешествие в школу прошлого, посмотрим, как учились ваши сверстники, какие у них были возможности и условия для учебы.
2. Дети читают и анализируют стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник».
…Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! Что за дело?
Это многих славный путь.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Вопросы учителя:
- Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?
- О каком «архангельском мужике» идет речь в стихотворении? 3 слайд: Ломоносовы къам. (Уый уыд М.Ломоносов, кæцы Архангельскæй фистæгæй фæцыд Мæскуымæ ахуыр кæнынмæ æмæ дзы рауад стыр ахуыргонд).
Это был М. Ломоносов, который пешком дошел до Москвы учиться и стал великим ученным.
- А что общего в произведениях К. Дзесова ««Æрдхæрæны лæвар», «Филиппок» Л.Н. Толстого и стихотворении «Школьник» Н.А. Некрасова?
3. Определение темы урока.
Дети самостоятельно определяют тему урока – «Стремление крестьянских детей к знаниям»
4слайд: Л. Толстой сывæллæттимæ «Ясная поляна»- йы.
Рассказать детям о том, как Толстой в «Ясной поляне» открыл школу для бедных детей, сам составил учебники, как проходили уроки в этой школе. Напомнить детям содержание рассказа Л.Толстого «Филиппок».
Почему убегает Филиппок за другими детьми в школу? (Филиппок ещё мал , и мама не отпускает его с другими в школу. Когда родители ушли на работу, он тайком туда добрался, но боялся учителя, и в кабинет не заходил. Учитель заметил его, завел в кабинет, стал о чем-то расспрашивать. С тех пор он начал ходить в школу с остальными детьми.
Читаем эпиграф. Как вы понимаете значение этого призыва? Переведите на осетинский диалект эпиграф. Что означает слово «свет»? ( Знания, хорошее будущее).
Какой был Габил? ( « Никто не мог его побороть…) 176 стр., 2 абзац.
-Куыд сахуыр кодта Гæбил дамгъæтæ?
Как он выучил буквы?
-Цæмæй балхæдта Габил лыггонд дамгъæтæ? (Хъултæй)
Как он расплатился за разрезную азбуку? ( Отдал альчики).
8 слайд: хъулты ныв. Изображение альчиков. Радзурын, Казахстаны дæр хъултæ цыкк кæй хонынц, уый. Сказать детям, что в Казахстане альчик называют цык, а у нас тоже одна сторона альчика называется также.
На доске рисунок с изображением маленького пастушка. Перед детьми прилагательные, надо выбрать те слова, которые характеризуют мальчика. ( Сильный, внимательный, непослушный, невнимательный, шустрый, ленивый, целеустремленный, послушный, воспитанный, невоспитанный, понимающий, меткий ). Выбранные слова закрепить вокруг картинки с изображением пастушка и прочитать.
VII. Æрмæг ныффидар кæнын. Закрепление новой темы.
Учитель предложил Габилу, когда у него появится свободное время, ходить в школу. Он обещал ему позаниматься с ним для того, чтобы мальчик нагнал других. Как вам кажется отпустит ли его мама?