kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Стремление к знаниям в рассказе Кудзага Дзесова «Драгоценный подарок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Давайте отправимся в путешествие в школу прошлого, посмотрим, как учились ваши сверстники, какие у них были возможности и условия для учебы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Стремление к знаниям в рассказе Кудзага Дзесова «Драгоценный подарок»»

Республика Северная Осетия-Алания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Владикавказа»





Урок осетинской литературы в 5 классе

Тема урока: «Стремление к знаниям в рассказе Кудзага Дзесова «Драгоценный подарок»











Учитель осетинского языка и литературы

Гогаева Ульяна Заурбековна



















Владикавказа, 2023



Тема урока: ««Стремление крестьянских детей к знаниям»

(по рассказу Кудзага Дзесова «Драгоценный подарок»)

Тип урока: урок обобщающей работы над произведением.

Цели урока:

1.Проанализировать рассказ осетинского писателя Кудзага Дзесова «Драгоценный подарок»; провести сравнительный анализ произведений осетинского писателя Кудзага Дзесова и произведений Л.Н.Толстого «Филиппок», Н. А. Некрасова «Школьник».

2. Развитие устной речи, выразительного чтения.

3. Прививать учащимся любовь к родной и русской литературе, развивать у них стремление к учебе, учить детей ценить и любить книги.

Наглядные пособия и технические средства:

- презентация к теме урока: фотографии современной школы и фотографии школы прошлого;

- картина Богданова-Бельского «У дверей школы», картина Б.Санакоева «Будущее»; фотографии: К. Дзесов, Л. Толстого с детьми в « Ясной поляне», Н. Некрасов, М. Ломоносов, Коста Хетагуров;

- сборник стихов К.Л. Хетагурова «Осетинская лира»;

- демонстрационный материал: альчики , изображение пастушка; раздаточный материал – карточки со словами.

Эпиграф урока:

«Рохсмæ, фæсевæд, тундзетæ!.(Малити Г.)

«Молодежь, стремитесь к свету»!

Ход урока:

I. Организационый момент.

1.Мотивация учащихся в начале урока.

Определение учащимися темы урока.

Учитель демонстрирует фотографии современной школы и школы прошлого. Картины Богданова-Бельского «У дверей школы», фотографии современной школы. Учащиеся сравнивают обстановку, школьные принадлежности, одежду учащихся, учебники. Делают выводы об условиях, в которых учились дети в конце 19 – начале 20 века. Особое удивление у них вызывают школьные принадлежности.

Вопросы учителя:

- Какие учебные принадлежности более удобны для учебы?

- Какими школьными принадлежностями прошлого вы хотели бы сегодня пользоваться?

Учитель: Давайте отправимся в путешествие в школу прошлого, посмотрим, как учились ваши сверстники, какие у них были возможности и условия для учебы.

2. Дети читают и анализируют стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник».

…Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! Что за дело?

Это многих славный путь.


Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.


Вопросы учителя:

- Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?

- О каком «архангельском мужике» идет речь в стихотворении? 3 слайд: Ломоносовы къам. (Уый уыд М.Ломоносов, кæцы Архангельскæй фистæгæй фæцыд Мæскуымæ ахуыр кæнынмæ æмæ дзы рауад стыр ахуыргонд).

Это был М. Ломоносов, который пешком дошел до Москвы учиться и стал великим ученным.


- А что общего в произведениях К. Дзесова ««Æрдхæрæны лæвар», «Филиппок» Л.Н. Толстого и стихотворении «Школьник» Н.А. Некрасова?

3. Определение темы урока.

Дети самостоятельно определяют тему урока – «Стремление крестьянских детей к знаниям»

4слайд: Л. Толстой сывæллæттимæ «Ясная поляна»- йы.

Толстой с детьми в «Ясной поляне».

Радзурын сывæллæттæн , Л.Толстой мæгуыр сывæллæттæн «Ясная поляна»- йы скъола куыд скодта, ахуыргæнæн чингуытæ сын йæхæдæг куыд бацæттæ кодта, уроктæ куыд цыдысты. Зæрдыл æрлæууын кæнын Л. Толстойы радзырд «Филиппок»-ы мидис.

Рассказать детям о том, как Толстой в «Ясной поляне» открыл школу для бедных детей, сам составил учебники, как проходили уроки в этой школе. Напомнить детям содержание рассказа Л.Толстого «Филиппок».

Цæмæн лидзы Филипок скъоламæ? (Нырма гыццыл уыд , æмæ йæ мад нæ уагъта скъоламæ. Йæ ныййарджытæ куыстмæ куы ацыдысты, уæд сусæгæй алыгъд скъоламæ. Бахæццæ, фæлæ тарсти мидæмæ бацæуын, тарсти ахуыргæнæгæй .Ахуыргæнæг æй бакодта мидæмæ, æмæ уæдæй фæстæмæ райдыдта иннæтимæ цæуын . Уæдмæ йе фсымæрмæ гæсгæ базыдта дамгъæтæ.)

Почему убегает Филиппок за другими детьми в школу? (Филиппок ещё мал , и мама не отпускает его с другими в школу. Когда родители ушли на работу, он тайком туда добрался, но боялся учителя, и в кабинет не заходил. Учитель заметил его, завел в кабинет, стал о чем-то расспрашивать. С тех пор он начал ходить в школу с остальными детьми.

-Нæ зæрдыл æрлæууын кæнæм, Гæбилы стырдæр бæллиц цы уыд, уый дæр .( Скъоламæ цæуын).

Какая самая большая мечта у главного героя рассказа « Дорогой подарок» Дзесова Кудзага Габила?

Уæлдæр кæй кой ракодтам, уыдон се ппæт дæр цæмæ тырнынц? (Ахуырмæ).

К чему стремились Ломоносов, Филиппок, Габил? (К учению).

-Нæ урочы темæ сбæрæг кæнæм, цухгонд дзырд цавæр у?(Ахуырмæ)

Какое слово пропущено в названии темы?

5 слайд: Темæ.

Урочы темæ сбæрæг кæнын. «Ахуырмæ тырнындзинад Дзесты Куыдзæджы радзырд «Æрдхæрæны лæвар»-ы.

Тема урока: « Стремление к учению в рассказе Дзесова Кудзага «Дорогой подарок».

Бакæсæм эпиграф: «Рохсмæ, фæсевæд, тундзетæ!»(Малити Г.).

Куыд æмбарут ацы ныхæстæ? Ратæлмац кæнут ирон диалектмæ эпиграф. Цы нысан кæны дзырд рухсмæ? (Зонындзинæдтæм, хорз фидæнмæ).

Читаем эпиграф. Как вы понимаете значение этого призыва? Переведите на осетинский диалект эпиграф. Что означает слово «свет»? ( Знания, хорошее будущее).


Ахæццæ кæнут дарддæр æмбисонд «Ученье-свет, неученье-?(тьма)». Ирон æвзагмæ йæ ратæлмац кæнут.

Продолжить пословицу: « Ученье - свет, а неученье -…?» Перевести на осетинский язык.

lII. Хæдзармæ куыст сбæрæг кæнын.Абонмæ хъуамæ бакастаиккат Дзесты Куыдзæджы радзырд «Æрдхæрæны лæвар». Нæ зæрдыл æрлæууын кæнæм Дзесты Куыдзæджы царды хабæрттæ цыбырæй.

III. Проверка домашнего задания. Вы должны были прочитать рассказ Дзесова Кудзага « Дорогой подарок». Вспомнить биографию писателя.

6 слайд: Дзесты Куыдзæджы къамтæ. Фотография Дзесова К.

-Кæм райгуырди Дзесты Куыдзæг?

Где родился Дзесов Кудзаг?

-Цæмæн ралыгъдысты йæ бинонтæ Цæгат Ирыстонмæ?

Почему его семья переселилась в Северную Осетию?

-Цавæр зындзинæдтæ бавзæрста йæ царды?

Какие трудности он испытал в жизни?

7 слайд: дзырдуатон куыст:

Ард хæрын - давать клятву

Фыййау – пастух, пасет овец

Уæлыгæс-пастух, пасет ягнят

Хъомгæс-пастух, пасет коров

Лæскъдзæрæг- пастух, который за определенное количество овец, нанимается к кому -то на работу.

Дæс æмæ дыууиссæдз - 50

Фондзыссæдзы - 100

V. Беседæ радзырды мидисмæ гæсгæ. Беседа по содержанию рассказа.

- Чи уыд Гæбил?

Кто такой Габил?

- Цал азы уыд сæ хъæуы скъола?

Сколько лет в селе была школа?

- Цæуылнæ уыд Гæбилæн скъоламæ цæуыны фадат?

Почему Габил не ходил в школу?

- Куыд æмбарут Берозоны ныхæстæ: « Мах æрсытимæ, кæрдо нæ цæгъдæм»?

Как вы понимаете слова мамы : « Мы с медведями, груши не трясем».

- Цавæр лæппу уыд Гæбил?( «Хъæбысæй хæсты йыл уыдонæй ничи…) 176 фарс,2-аг абзацы кæрон.

Какой был Габил? ( « Никто не мог его побороть…) 176 стр., 2 абзац.

-Куыд сахуыр кодта Гæбил дамгъæтæ?

Как он выучил буквы?

-Цæмæй балхæдта Габил лыггонд дамгъæтæ? (Хъултæй)

Как он расплатился за разрезную азбуку? ( Отдал альчики).

8 слайд: хъулты ныв. Изображение альчиков. Радзурын, Казахстаны дæр хъултæ цыкк кæй хонынц, уый. Сказать детям, что в Казахстане альчик называют цык, а у нас тоже одна сторона альчика называется также.

-Куыд базонгæ Гæбил ахуыргæнæгимæ? Цы балæвар кодта ахуыргæнæг Гæбилæн?

Как познакомился Габил с учителем? Что подарил учитель Габилу?

-Цавæр адæймаг уыд Гæбилы цæсты ахуыргæнæг?

Какой был учитель по мнению Габила?

Рæстæг рацыд . Иубон Гæбил федта , адæм ныхасмæ куыд æмбырд кæнынц, уый. Цæмæн? Кæй чиныг касти ?

Прошло время. Один день Габил увидел, как люди собираются на ныхас (место собраний мужчин). Зачем? Какую книгу читал людям учитель?

9 слайд: Къостайы къам æмæ «Ирон фæндыр»-ы чиныг.

Фотография Коста Хетагурова и сборник стихов « Осетинская лира».

Куыд æмбарут Гæбилы æрвады ныхæстæ: « Къоста мах тыххæй уæззау цым лæдзæгæй ныххоста паддзахы къæсæр…»

Как вы понимаете слова родственника Габила: « Коста за нас очень сильно постучал тяжелой палкой в двери царя…».

- Гæбилы сæрæй цæуылнæ хызт Къостайы «Ирон фæндыр»?

Почему книга Коста не выходила из головы Габила?

(Чиныгæй бакæсын 186 фарсæй : «…Бады Гæбил æмæ та йæ зæрдыл æрбалæууыд «Ирон фæндыр…».)

Зачитать из книги на стр. 186: «…Сидит Габил и вспомнил про «Осетинскую лиру».

- «Ирон фæндыр» райсыны мондагæй йæ сæры цавæр хъуыдытæ фæзынд?(бакæсын 186 фарсыл «Ныр ахуыргæнæгæн зынахсæн бæх куы уаид…».

Какие мысли возникли у Габила для достижения цели, получить « Ирон фæндыр»?( Прочитать на 186 стр. « Если бы у учителя был резвый конь…»).

-Цавæр фыдбылыз æрцыд ахуыргæнæгыл? Куыд ын баххуыс кодта лæппу?

Какая неприятность случилась с учителем? Как ему помог мальчик?

-Цавæр æнкъарæнтæ уыд Гæбилмæ, ахуыргæнæг ын «Ирон фæндыр» куы радта,уæд?( бакæсын чиныгæй 190 фарс: «Ахуыргæнæг ма цыдæртæ дзырдта, фæлæ Гæбил…»).

Как повел себя Габил, когда учитель подарил ему «Осетинскую лиру»? ( Прочитать на стр.190: « Учитель еще что-то говорил, но Габил…).

-Сымахæн дæр афтæ æхсызгон вæййы, чиныг уын исчи куы балæвар кæны ,уæд?

Вам тоже бывает так приятно, когда получаете в подарок книгу?

Гæбилæн «Ирон фæндыр» у æрдхæрæны лæвар. Сымахæн та цавæр лæвар у афтæ зынаргъ?

Для Габила «Осетинская лира» очень дорогой подарок. А вам какой подарок будет также дорог?

VI. Гæбилы фæлгонц. (къордтæй бакусын). Образ Габила. Работа в группах.

Фæйнæгыл фыййау лæппуйы ныв. Сывæллæтты раз дзырдтæ, кæцытæй хъæуы равзарын, Гæбилмæ кæй ис ахæссæн, уыдон. (Тыхджын, æрхъуыдыджын, фыдуаг, æнæрхъуыды, цæрдæг, зивæггæнаг, зæрдæргъæвд, коммæгæс, æфсармджын, æнæфсарм, æгоммæгæс, рæстдзæвин, æмбаргæ). Хъæугæ дзырдтæ бакæнын фыййауы нывы алыварс æмæ сæ бакæсын.

На доске рисунок с изображением маленького пастушка. Перед детьми прилагательные, надо выбрать те слова, которые характеризуют мальчика. ( Сильный, внимательный, непослушный, невнимательный, шустрый, ленивый, целеустремленный, послушный, воспитанный, невоспитанный, понимающий, меткий ). Выбранные слова закрепить вокруг картинки с изображением пастушка и прочитать.

VII. Æрмæг ныффидар кæнын. Закрепление новой темы.

Ахуыргæнæг Гæбилæн загъта, цæмæй куы фæуæгъддæр уа, уæд скъоламæ цæуын райдайа. Куы нæ æййафа иннæты, уæд ын кæй баххуыс кæндзæн.

-Куыд уæм кæсы, йæ мад æй ауадздзæн?

Учитель предложил Габилу, когда у него появится свободное время, ходить в школу. Он обещал ему позаниматься с ним для того, чтобы мальчик нагнал других. Как вам кажется отпустит ли его мама?


Мæн фæнды, цæмæй йын баххуыс кæнæм. Сразы кæнут Берозоны, бамбарын ын кæнут, цæмæн хъæуы ахуыр, уый. Гæбилы размæ цы цæлхдуртæ ис, уыдон аиуварс кæнут!

Я хочу, чтобы мы помогли Габилу. Что бы вы сказали матери мальчика, чтобы убедить ее. Для чего нужна школа?

-Куыд уæм кæсы цавæр фидæн æнхъæлмæ кæсы Гæбилмæ?

Как вам кажется, какое будущее ждет Габила?

10 слайд: Санахъоты Б. ныв «Фидæн». Картина Б. Санакоева «Будущее». Ацы сывæллæттæй Гæбилы æнгæсæн ничи у? Кæдæм кæсынц сывæллæттæ?(Дардмæ, рухс фидæнмæ).

Вам никто из детей не напоминает Габила? Куда обращен их взор? ( В даль, в светлое будущее).

Иу хатт ма зæгъут, абон цы уацмыстыл дзырдтам,уыдоны сæйраг хъайтартæ иууылдæр цæмæ тырнынц?

Скажите еще раз, к чему стремились герои произведений, которые мы рассматривали на уроке?

Мæ зæрдæ дардзынæн, сымах дæр зонындзинæдтæ райсынмæ кæй тырнут, ууыл!

Я надеюсь, что вы тоже стремитесь получать знания в школе!

VIII.Скæнын синквейн сæйраг хъайтарæн Гæбилæн (Къордтæй куыст).

Гæбил

Сæрæн зæрдæргъæвд

Хизы тырны уарзы

Гæбилы тынг фæнды скъоламæ цæуын.

Фыййау.


Габил

Шустрый, целеустремленный

Пасет, стремится, любит

Габил очень сильно хочет учиться.

Пастух.

IХ. Рефлекси.

Мæ зæрдæмæ фæцыд урок./ Мæ зæрдæмæ нæ фæцыд урок.

Понравился урок./ Не понравился.

Ног хабæрттæ базыдтон. /Ногæй ницы базыдтон.

Узнали много нового на уроке./ Ничего нового не узнали.

Нæхимæ цы радзурон, уый ис. /Нæхимæ цы радзурон,уый нæй.

Есть ,что рассказать дома./ Нечего рассказывать.

Хъæлдзæг дæн. /Æнкъард дæн.

Мне весело./ Мне грустно.

Х. Хæдзармæ куыст раттын. «Æрдхæрæны лæвар»-хи ныхæстæй дзурын зонын. Дзуапп раттын фарстæн: « Цæмæн хъæуы ахуырмæ тырнын?».

Домашнее задание. Уметь пересказывать рассказ «Дорогой подарок» своими словами. Ответить на вопрос: «Почему нужно стремиться к знаниям»?

Сæвæрын бæрæггæнæнтæ.

Поставить оценки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Стремление к знаниям в рассказе Кудзага Дзесова «Драгоценный подарок»

Автор: Ульяна Заурбековна Гогаева

Дата: 16.06.2023

Номер свидетельства: 633843


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства