kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Страшный мир" в лирике А.Блока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Предметные:

  • формирование умения читать и анализировать художественное произведение;
  • формирование умения определять проблему текста и извлекать информацию.

Метапредметные:

  • формирование умения структурировать материал, устанавливать причинно-следственные связи;
  • формирование умения вступать в диалог, высказывать свое мнение.

Личностные:

  • формирование умения организовать учебно-познавательную деятельность, формирование самооценки, расширение словарного запаса обучающегося,
  • воспитание уважительного отношения к нашей Родине, её истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Страшный мир" в лирике А.Блока»

Тема: «Страшный мир» в лирике А. Блока


Цели:

Предметные:

  • формирование умения читать и анализировать художественное произведение;

  • формирование умения определять проблему текста и извлекать информацию.

Метапредметные:

  • формирование умения структурировать материал, устанавливать причинно-следственные связи;

  • формирование умения вступать в диалог, высказывать свое мнение.

Личностные:

  • формирование умения организовать учебно-познавательную деятельность, формирование самооценки, расширение словарного запаса обучающегося,

  • воспитание уважительного отношения к нашей Родине, её истории.

Виды учебной деятельности:

  • поисковая: самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы;

  • исследовательская: сопоставительный анализ произведений


 

Задачи урока:

  • воспитывать бережное отношение к поэтическому наследию, внимательное, уважительное отношение к слову и культуре речи;

  • продолжить знакомство с особенностями поэтического мира Александра Блока, рассмотреть средства создания образа-символа;

  • рассмотреть особенности лирики А. Блока второго периода творчества;

  • проанализировать стихотворения, относящиеся к циклу «Страшный мир», проследить развитие темы «страшного мира»;

  • совершенствовать навыки анализа стихотворного текста.


Ход урока:

I. Блиц-опрос по пройденному материалу (Д/з):

Параллельно идёт работа по карточкам


  1. С каким течением серебряного века связано раннее творчество поэта? (символизм)

  2. К какой школе символизма принадлежал Блок? (младосимволисты).

  3. Кто был теоретиком этой школы? (В.С. Соловьёв)

  4. Как назвал А.А. Блок всё своё творчество? На какие этапы он его разделил? («трилогия вочеловечения»; теза, антитеза, синтез)

  5. Чем характеризуется первый этап «трилогии вочеловечения» Блока? (утверждением добра, светлых начал в мире)

  6. Как назывался первый сборник стихотворений Блока? («Стихи о Прекрасной Даме»)

  7. В каком году вышел в свет сборник «Стихи о Прекрасной Даме»? В каком издательстве? (1905 г., издательство «Грифъ»)

  8. Кто придумал название этого сборника? (В. Брюсов)

  9. Каким представляется лирическому герою образ Прекрасной Дамы? С кем он её сравнивает? (неземное совершенство, Дева, Луна, Она. О встрече с ней мечтает поэт, но страшится не одолеть «смертельные мечты»)

  10. Кто стал прообразом Прекрасной Дамы? Чьи традиции использует Блок при его создании? (Л.Д. Менделеева, традиции В. Соловьева – Вечная Женственность, средневековая рыцарская традиция, традиции Данте и Петрарки)

  11. Какие сквозные мотивы можно обнаружить в сборнике? (мотивы ожидания, несовместимости путей, двойничества, жертвенности)

  12. Чтение наизусть стихотворений из цикла «Стихи о Прекрасной Даме»(2-3 ученика)

Работа по карточкам

Карточка 1. «Вхожу я в темные храмы...»,

Карточка 2. «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...».



  • Какова эмоциональная атмосфера стихотворения?

  • Какими средствами она создается?

  • Каковы предметный ряд стихотворения, его цветовая гамма?

  • Каким предстает лирический герой стихотворения?

  • Прорисован, ли внешний облик Прекрасной Дамы?

  • Какими средствами создается ее образ?

  • Какие важнейшие мотивы участвуют в его создании?

ОТВЕТ: Карточка 1. Таинственная, волшебная, загадочная атмосфера стихотворения создается с помощью контрастной цветовой гаммы («темные» – «красные»). Эту атмосферу подчеркивает и психологическое состояние лирического героя, переданное выразительными глаголами жду, дрожу. Герой почти неподвижен, но это неподвижность напряженного ожидания, ожидания Прекрасной Дамы. Героиня стихотворения лишена внешних черт, ее облик возникает лишь в воображении героя, («Только образ, лишь сон о ней», «Мне не слышны ни вздохи, ни речи»). Но сама обстановка храма, глубокие цвета, величественные имена, которыми наделяет поэт возлюбленную, яркие, благозвучные эпитеты и эмоциональное состояние героя – все это создает образ возвышенный, божественный, неземной. Героиня прекрасна в своей невоплощенности, поэтому столь значимы в стихотворении мотивы, создающие ощущение непроясненности, невидимости, – мотивы тени и сна.

Карточка 2. Мотив ожидания, становящегося все более напряженным по мере приближения встречи («Предчувствую тебя...»), соединяется с мотивом страха («Но страшно мне...»), что придает лирическому сюжету особый драматизм, который подчеркивается образом-символом «весь горизонт в огне», эпитетами нестерпимо, горестно, низко, контрастирующими со словами ясен, лучезарность. Страстно жаждущий вочеловечения идеала, лирический герой боится разочароваться, обмануться, ибо, обретя земное воплощение, Прекрасная Дама может оказаться несхожей с его представлениями о ней, утратит свою «идеальность», свою божественность (употребление местоимения Ты с заглавной буквы подчеркивает, что она для героя – божество). Так, рядом с желанием встречи возникают глубокие сомнения в ее осуществимости, в достижимости воссоединения земного и небесного.

II. Изучение нового материала

 

«Лирическая уединённость» Блока, в атмосфере которой создавались «Стихи о Прекрасной Даме», постепенно отступает перед явлениями реальности. В лирике Блока появляется новая тема – тема «страшного мира». И цель нашего урока – выяснить, как воплотилась и какое развитие получила эта тема в произведениях Блока (запись темы и эпиграфа):


Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагической страстей

Повествовать еще не жившим.

А.А. Блок


Как вы понимаете смысл эпиграфа? С творчеством какого поэта перекликаются строки эпиграфа?

В эпиграфе заключены трагизм мироощущения очевидца событий начала века, одиночество и назначение Блока-поэта. М.Ю.Лермонтов.

Краткая характеристика второго этапа творчества Блока

Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока. К сожалению, ее часто трактуют лишь как тему обличения «буржуазной действительности». На самом же деле это только внешняя, легко видимая сторона «страшного мира». Но есть и другая, глубинная его суть: человек, живущий в «страшном мире», испытывает его тлетворное влияние. При этом страдают и нравственные ценности, губительные страсти овладевают человеком. Под воздействие этих темных сил попадает и сам лирический герой: душа его трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости.

Лирика второго тома (1904 – 1908 гг.) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьёва, от идеала мировой гармонии, так как события окружающей жизни вторгаются в сознание поэта как стихия, вступающая в конфликт с Душой Мира (философия Соловьева для Блока была слишком категорична, устойчива и крепка. Исторические катастрофы, которые представлялись Соловьеву только в пророческих очертаниях, теперь были пережиты самим Блоком). По словам Александра Слонимского, «ветер из «открытого в будущее окна» для Блока превратился в ураган». Поэт изображает сложный, противоречивый мир людских страстей, страданий и ощущает себя сопричастным ко всему происходящему.

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, – который раз?

Происходит некое раздвоение, внутреннее душевное противоречие. Поэт видит страшный мир, бездуховную действительность. «Как человек, стоящий на рубеже двух эпох, Блок был полон постоянной, напряженной тревоги», – писал о нем А. Слонимский. Поэт, желая сохранить высоту, красоту идеала, создаёт новый образ – образ таинственной Незнакомки.


Стихотворение «Незнакомка» было написано 24 апреля 1906 года в Озерках под впечатлением от посещения привокзального ресторанчика. Это привокзальное здание сегодня не сохранилось. Блок давно приметил захолустный дачный поселок у Суздальских озер, находившийся вблизи Петербурга. К нему вела Приморская железная дорога, начинавшаяся у Большой Невки неподалеку от Строгановского моста. Здесь находился маленький деревянный вокзал. Паровик шел до Озерков полчаса. В дачный поселок съезжалась петербургская публика среднего достатка. В Озерках был старый театр «Шантеклер», концертный зал и рестораны. Блок облюбовал один маленький привокзальный ресторанчик. Он обычно садился у большого венецианского окна, заказывал вино и фрукты. Он знал толк в винах, любил, сидя за рюмкой, подолгу наблюдать за публикой. Из окна был виден шлагбаум, дачные крыши в окружении деревьев.

Но из обыденного и пошлого возникает у Блока поэзия призрачного видения. Прочтём стихотворение и обратим внимание на то, как оно построено, сколько композиционных частей в нём можно выделить.

Чтение стихотворения А.Блока «Незнакомка» подготовленным учеником


На сколько частей можно разделить стихотворение? Как называется такой художественный приём?

Стихотворение состоит из 2-х частей; художественный приём- антитеза

Первая часть рисует картину будничной дачной жизни – самодовольной, пошлой. В ней нет места духовности. Здесь всё однообразно: «И каждый вечер…».

Вторая часть – появление Незнакомки.


Разберёмся, какими средствами изображает поэт жизнь и себя в 1 части.

Какими звуками наполнена эта жизнь, каковы черты реальности?

Пьяные окрики, детский плач, скрип уключин, женский визг; приметы реальности: «ов некошеный», «платформа», «сад с кустами блеклыми».

Какие художественные средства помогают автору передать скуку и пошлость?

эпитеты («воздух дик и глух», «весенний и тлетворный дух», «окрики пьяные»), метафоры (диск луны), анафора: «И каждый вечер…».

Пошлость заражает своим тлетворным духом все вокруг. Даже луна, вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ делается плоской, как шутки «испытанных остряков».


От описания окружающей действительности поэт переходит к изображению себя. Проанализируем 5 и 6 строфы.

Каким мы видим лирического героя? О каком «единственном друге» он говорит?

Герой одинок, разочарован. Единственный друг – это его отражение, второе «я».

Обратите внимание на лексику 5 и 6 четверостишия. В чём отличия?

Лексика 5 четверостишия высокая, поэтичная, так как поэт говорит о себе. 6 четверостишие рисует окружение лирического героя, поэтому и лексика сниженная.


 Как меняется тональность повествования во второй части? Что появляется в тексте, а что исчезает?

Появляется Незнакомка, сон, мечта поэта. Исчезает сниженная лексика, появляются возвышенные интонации. В душе лирического героя возникает возвышенное любовное переживание.

Каково звуковое наполнение второй части?

Вторая часть беззвучна. В ней, в отличие от первой части, – динамика, движение, но тишина и спокойствие.

Как даётся описание Незнакомки? Она реальная женщина или мечта поэта?

В зрительном образе Незнакомки сочетаются черты вполне земные (шелка, духи, девичий стан, шляпа с перьями страуса, «в кольцах узкая рука») и неземные, "приснившиеся" («берег очарованный» за тёмной вуалью, древние поверья). Нанизывается целый ряд слов-сигналов, связывающих Незнакомку с Прекрасной Дамой.

Почему лирический герой привержен мечте? Почему встреча с Незнакомкой так необходима ему?

Эта встреча - возможность отрешиться от реальной действительности, забыться, испытать счастье и наслаждение. Появление Незнакомки усиливает конфликт стихотворения: таинственная Незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощенная Поэзия, Женственность. И она тоже «всегда без спутников, одна». Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу. Лирический герой ощущает свою посвященность в «глухие тайны», его сознание заполняет волшебный образ.

Что изменяется после появления Незнакомки: окружающий мир или сознание лирического героя?

Изменяется сознание лирического героя. Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала.

Угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни «на дальнем берегу», вдали от пошлости действительности, принимается как обретенное «сокровище». Вино становится и символом откровения, и ключом к тайнам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве.


Почему «Незнакомка» не может входить в цикл «Стихи о Прекрасной Даме»? В чём принципиальное отличие этих образов?

Сам поэт считал, что этот образ – антитеза Прекрасной Даме: «никакого перехода от одного образа в другой нет». Появление Прекрасной Дамы происходит в храме, а Незнакомка появляется в ресторане.

Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку – на картинах Врубеля:

«Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка – это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе

Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое; лиловый – тревожное.


На какой образ наталкивает образ таинственной Незнакомки?

Это – дьявольский сплав из многих миров, …….. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено...».

Найдем противоположные образы в частях стихотворения:

«Горячий воздух дик и глух» - «Дыша духами и туманами»; «женский визг» - «девичий стан»; «бессмысленный... диск» луны - «солнце»; «скука загородных дач» - «очарованная даль»; «канавы» – «излучины» души; «бессмысленный... диск» - «истина».


Вывод: Стихотворение «Незнакомка» построено на антитезе: в нём два плана (реальный, обыденный, пошлый) и идеальный,  возникающий в душе поэта. Незнакомка становится символом недосягаемой мечты. Сочетание внешнего (бытового) и внутреннего (философского) сюжетов – одна из ярких особенностей лирики Блока.

Повторное прочтение стихотворения А. Блока «Незнакомка»

Если уложимся по времени, обратимся к стихотворению «В ресторане».

Прочитаем и попытаемся найти в нём мотивы схожие с мотивами «Незнакомки».

Чтение стихотворения «В ресторане»

Какие сходные мотивы есть в этих стихотворениях?

Мотив призрачности происходящего

Встреча среди переполненного зала

Таинственная близость героев

Ряд деталей: духи, шелка.

Сравним образы лирических героев стихотворений. Где характер героя более сложный?

Во втором стихотворении переживания героя более сложны.

Контраст – основное средство создания образного ряда. В чём проявляется контраст?

Какие цвета представлены в тексте?

«Пожар зари» (красный) – «бледное небо»; «чёрная роза» – «золотое… аи».

Что символизируют эти цвета?

Чёрный – скорбь, печаль, но роза от этого не становится менее прекрасной. Это страдающая красота.

Что символизирует небо?

Небо – это вечность, гармония. И лирический герой, желая спасти Незнакомку от пошлости, посылает ей розу, прекрасную, как она сама, в золотом, как небо, вине.

Вывод: Стихотворение «В ресторане» имеет сходные мотивы со стихотворением «Незнакомка»: нереальность происходящего, таинственная близость героев, антитеза как основной приём изображения.

Работа в группах:

Цикл «Пляски смерти»: 5 стихотворений

Цикл – группа произведений, сознательно объединённых автором по жанровому, идейно-тематическому принципу или общностью персонажей. Каждое из произведений, входящих в цикл, может существовать как самостоятельная художественная единица, но, будучи извлечённой из него, теряет часть своей эстетической значимости.


1) «Как тяжко мертвецу среди людей…»

2) «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

3) «Пустая улица. Один огонь в окне…»

4) «Старый, старый сон. Из мрака…»

5) «Вновь богатый зол и рад…»


1 группа: анализ стихотворения А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

  1. В чём своеобразие композиции стихотворения?

  2. Какое представление поэта о жизни она символизирует?

  3. Как конструкция предложений, обрамляющих стихотворение, передает состояние окружающего мира?

  4. Можно ли считать детали городского пейзажа образами-символами?

  5. Какую роль играет симметричность построения произведения?

  6. Как выражено в стихотворении новое блоковское понимание сущности жизни и смерти?

ОТВЕТ: Стихотворение имеет инверсированную кольцевую композицию, что создает ощущение замкнутости, повторяемости, бесперспективности всякого движения, приводящего в конечном итоге к возвращению в исходную точку. Номинативные предложения, обрамляющие стихотворение, состоят из существительных, лишенных определений и логически не связанных между собой, что еще больше подчеркивает неподвижность, мертвенность, бескрасочность окружающего мира, утрату органической связи между его частями. Причем все образы, перечисленные в стихотворении, приобретают характер символов. Ночь здесь лишена таинственности, это мрак, хаос, пустота, в которую уходит городская улица. Аптека (деталь почти прозаическая) становится в данном контексте символом перехода из жизни в смерть. И даже фонарь не разрушает этой бесконечной тьмы, излучая «бессмысленный и тусклый свет». Конструкция стихотворения отличается удивительной симметричностью: первая строфа зеркально отражается во второй, как городской пейзаж в «ледяной ряби канала». Кажется, что человек, вглядываясь в лицо этого мертвого, страшного мира, убеждается в бессмысленности жизни («Живи еще хоть четверть века...») и обращает свой взор к каналу в поисках спасительного гибельного выхода, но и в нем видит лишь отражение все той же беспредельной скуки и приходит к парадоксальной идее бессмысленности смерти («Умрешь – начнешь опять сначала...»).

Цикл «Распутья» знаменует поворот Блока от идеального мира Прекрасной Дамы к миру земных стихий.


2 группа: анализ стихотворения А.Блока «Фабрика»

  1. На что направлен взгляд поэта в этом стихотворении?

  2. Найдите в тексте предметные детали. Какова цветовая гамма стихотворения?

  3. Какие ассоциации вызывает эпитет «жолты»?

  4. В чем своеобразие его написания?

  5. Какие образы в стихотворении связаны с миром зла?

  6. Можно ли дать логическое истолкование этим образам?

  7. Как названы в стихотворении фабричные рабочие?

  8. Почему Блок не использует в тексте слово «рабочие»?

  9. Можно ли назвать это стихотворение реалистическим?

ОТВЕТ: Если в «Стихах о Прекрасной Даме» взгляд поэта был устремлен ввысь, к церковному своду, к небу, то в этом стихотворении он смотрит вокруг себя («В соседнем доме...») и даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности («Я слышу все с моей вершины»). Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой гаммы («жолты», «черный кто-то»). Эпитет «жолтый», обрамляющий стихотворение, привносит в создаваемую картину ассоциации болезненности, нездоровой лихорадочности (именно в таком значении этот цвет нередко встречался в произведениях русской классики, особенно значима символика «желтого» у Достоевского), а благодаря необычному написанию эпитет приобретает значение символа некой зловещей силы. С миром зла связан и другой символический образ – «недвижный кто-то, черный кто-то», ассоциативно связаннный с романом А.И. Куприна «Молох». Можно представить себе страшное здание фабрики, «проглатывающее» приходящих рабочих, но эта картина не исчерпает всего содержания образа. Скорее, это символ мирового, мистического зла. Называя жертв этого зла людьми, народом, нищими, Блок не использует слово рабочие.

Стихотворение «Фабрика» можно рассматривать как символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла, воцарившейся в мире.


3 группа: анализ стихотворения А. Блока «Сытые»

  1. В чём своеобразие композиции стихотворения?

  2. Каков образ «сытых»? Какова роль сравнений в тексте стихотворения?

  3. Определите цель существования «сытых» и степень её значимости?

  4. Перечислите действия и звуки стихотворения. Какова цель снижения образов?

  5. Какова роль цветовых символов-прилагательных?

  6. Есть ли перспектива в стихотворении? В чём она выражается?


4 группа: художники-оформители

Проиллюстрировать стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» и «Фабрика»


III. Проверка выполнения задания: художники-оформители оформляют выставку; 1 представитель группы выразительно читает стихотворение; 2 - в форме связного рассказа даёт анализ стихотворения. Группа отвечает на вопросы. Участники других групп задают вопросы и оценивают работу группы.


IY. Итог урока: оценка деятельности групп и отдельных учащихся. Ответы на вопросы:

  1. Как связан «Страшный мир» с «трилогией вочеловечения»?

  2. Как изменяется поэтический мир Александра Блока? С чем связаны эти изменения?

  3. Каковы средства создания блоковских образов-символов?

Y. Выставление оценок.



YI. Домашнее задание: запись в дневник и комментарий


  1. выучить стихотворение А. Блока «Фабрика» (подготовить выразительное чтение наизусть)

  2. задание по группам: письменно проанализировать стихи А. Блока

1 группа: «Русь»

2 группа: «Родина»

3 группа: образ России в цикле «На поле Куликовом»

4 группа: образ России в поэме «Скифы»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Страшный мир" в лирике А.Блока

Автор: Шилов Анатолий Валерьевич

Дата: 13.05.2019

Номер свидетельства: 509927


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства