kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Тема и идея стихотворения. Эпитет и сравнение. Значение рассказчика – солдата в поэтическом повествовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является работа над анализом и выразительным чтением стихотворения «Бородино».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Тема и идея стихотворения. Эпитет и сравнение. Значение рассказчика – солдата в поэтическом повествовании»

Конспект урока по литературе


Предмет литература Класс 5

Ф.И.О. педагога: Немыкина Анастасия Александровна

Тема урока: Стихотворение «Бородино». Тема и идея стихотворения. Эпитет и сравнение. Значение рассказчика – солдата в поэтическом повествовании.

Цель урока: работа над анализом и выразительным чтением стихотворения «Бородино».

Задачи:

обучающие:

  • научить школьников понимать и анализировать лирическое произведение;

  • научить выявлять особенности текста

воспитательные:

  • содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища;

  • воспитывать патриотические чувства школьников.

развивающие:

  • развивать навык (умение) выразительного чтения лирического произведения;

  • развивать эмоциональную сферу учащихся;

  • совершенствовать устную речь учащихся;

  • увеличивать словарный запас школьников;

  • развивать зрительную и слуховую память учащихся.

Библиографический список:

1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2011.

3. Развитие речи: Школьная риторика. 6 класс: Пособие для учащихся / Т. А. Ладыженская, Л. Г. Антонова, Г. Б. Вершинина и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Дрофа, 1997. – 288 с.: ил







Ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1. Орг. момент

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы с вами продолжаем изучать творчество М. Ю. Лермонтова, продолжаем разбираться со стихотворением «Бородино». Нам важно поработать над выразительным чтением стихотворения, важно проанализировать стихотворение.

Дата и тема урока – на доске.

Откройте ваши тетрадочки, запишите дату и тему урока.

Слушание: глобальное, некритическое, нерефлексивное

Образец записи в тетрадях у ребят:

Шестнадцатое февраля

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».


На доске записана дата и тема урока.







2. Повторение материала

Метод: опрос

Прием: фронтальный опрос

- Ребята, вам дома необходимо было ознакомиться с теоретическим материалом в ваших учебниках литературы. (Теоретический материал размещен с четвёртой страницы по шестую). Вам необходимо будет ответить на несколько вопросов, а затем мы перейдём к чтению и анализу стихотворения. Итак, ответьте на вопросы:

  • в каком возрасте (когда) впервые Лермонтов услышал рассказы участников Отечественной войны 1812года? От кого он слышал эти рассказы?













  • назовите Ф.И. О. бабушки Лермонтова.



  • Чьи рассказы не могла слушать без слёз бабушка Лермонтова? О чём были эти рассказы?





  • Как называли маленького Лермонтова?


  • Какие картины (что видел) Лермонтов, бывая с бабушкой в Москве, не застроенной ещё после великого пожара?



- Лермонтову открылась правда о войне: не только её жестокость, беспощадность. Но и мужество, самоотверженность защитников родной земли.

Слушание: детальное, критическое, рефлексивное








Примерные ответы учащихся:

Рассказы участников отечественной войны 1812 года Лермонтов слышал с детства. Отец его был в ополчении. Принимал участие в военных действиях. Гувернёр, француз по национальности, Лермонтова был офицером Наполеоновской гвардии. Братья бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой проявили себя в этой войне храбрыми и опытными военачальниками. Один из них, Афанасий Алексеевич.

Имя бабушки Лермонтова – Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Рассказы Афанасия Алексеевича Елизавета Алексеевна не могла слушать без слёз. Эти рассказы были о военных действиях Отечественной войны 1812 года.

Маленького Лермонтова называли Мишель.

Юный Лермонтов видел разрушенный Кремль, орудия, отнятые у неприятеля, по дороге в Москву видел разорённые сёла.











































3.Выразительное чтение стихотворения артикуляционная разминка.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя + оценочное слово учителя

- Ребята, вы хорошо поработали с теоретическим материалом дома. Молодцы! Теперь мы с вами перейдём к выразительному чтению стихотворения, но прежде, чем его выразительно читать, мы проведём артикуляционную разминку. Проводим мы её для того, чтобы звуки у нас произносились чётко и не скомкано.



Артикуляционная разминка «Разговор леса»

Ветер в лесу – ш-ш-ш.

Уж ползет по траве – с-с-с.

Прилетел жук – ж-ж-ж.

Запел комарик – з-з-з.

Пролетела птица – шух-шух.

Засопел ежик – пых-пых-пых.


Просим тишины – ц-ц-ц.

Разгоним крикливых птиц – кш-кш-кш.

Дуем на одуванчик – ф-ф-ф.

Журчит вода в ручейке – дз-дз-дз.

Зажужжала пчела – дж-дж-дж.

Загудел в поле трактор – р-р-р.


- Хорошо! Теперь перейдём к выразительному чтению стихотворения.

По ходу чтения обращаем внимание на сноски, выясняем значение военных терминов.

Слушание: детальное, критическое, рефлексивное.

























Ребята выразительно читают стихотворение.


























4. Словарная работа

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя + оценочное слово учителя

- Хорошо. Я думаю, что дома, когда вы читали стихотворение, вы обратили внимание на сноски. Давайте теперь поработаем с незнакомыми словами (со словами в сносках).

Обратите внимание на слайды. Итак, на первом слайде мы видим изображение редута.

  • Редут – это полевое укрепление со рвом.

Обратите внимание на ударение. Ударение на последнем слоге.

На втором слайде - толкование слова сеча.

  • Сеча – сражение, битва.

На третьем слайде - толкование слова картечь.

  • Картечь – свёрток, патрон.

Ударение на последнем слоге.

На четвёртом слайде изображение лафета.

  • Лафет – станок, на котором закрепляется ствол артиллерийского орудия.

Ударение на последнем слоге.

На пятом слайде – толкование слова бивак.

  • Бивак – привал, расположение войск вне населённого пункта.

Ударение на последнем слоге.

На шестом слайде – изображение кивера.

  • Кивер – высокий круглый военный головной убор из твёрдой кожи.

На седьмом слайде - толкование слова хват.

  • Хват – здесь: удалой, смелый человек.

Ударение на первом слоге.

На восьмом слайде – изображение булата.

  • Булат – стальной клинок, меч, нож.

Ударение на последнем слоге.

На девятом слайде – толкование слова улан.

  • Улан – конный воин с пикой (пика имела значок или флажок).

Ударение на последнем слоге.

На десятом слайде – толкование слова драгун.

  • Драгун – конный воин, способный и к пешему бою. Его головной убор украшался конскими волосами.

Ударение на последнем слоге.

На одиннадцатом слайде - толкование слова басурманы.

  • Басурманы – здесь: враги.

Ударение на предпоследний слог.



Слушание: детальное, критическое, рефлексивное.












































На экране появляются слайды.

5. Закрепительное выразительное чтение стихотворения

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

- Ребята, мы разобрались с вами со словами, которые находились в сносках. Я надеюсь, что теперь значение этих слов вам понятны. Теперь мы с вами ещё раз выразительно прочитаем стихотворение, чтобы закрепить представление о бородинском сражении.

Слушание: детальное, критическое, рефлексивное.

Ребята ещё раз выразительно читают стихотворение.



6. Анализ стихотворения

6.1. Наблюдение над формой повествования.

























6.2. Анализ эпизода, изображающего бой.

Метод: опрос

Прием: фронтальный опрос

- Перейдём к анализу стихотворения.


  1. В чем особенность композиции данного стихотворения? (оно построено в форме диалога и монолога).

  2. Скажите, от чьего лица ведется повествование в произведении? (позиции старого рядового солдата).

  3. Каким мы увидели рассказчика, повествующего нам о Бородинском сражении?

  4. Почему очень часто использовано местоимение МЫ, и редко Я? (потому что солдат рассказывает от имени всего народа, а не от себя лично) .
















Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

- Ну, а теперь поработаем по тексту стихотворения.

  • Найдите эпизод, в котором показаны русские и французы накануне сражения. Что вы можете сказать о поведении русских войск и воск противника? С чем это связано?


- Правильно, и вот уже в следующей части мы видим картину готовящегося боя.

Я думаю, что уместно вам напомнить толкование литературных терминов: эпитет и сравнение, гипербола и олицетворение.

Эпитет - это художественное определение, помогающее ярче представить особенности изображаемого предмета или явления, понять чувства рассказчика, его отношение к изображаемому.

В стихотворении М. Ю. Лермонтова встречаются эпитеты: «дым летучий», «русский бой удалой». Почему поэт назвал дым «летучим»? Видимо, потому, что он лёгкий и быстро распространяется по всему обширному полю боя. В этом случае изображённый эпитет помог поэту точно передать картину битвы с участием артиллерии и огнестрельного оружия. Эпитет «уда­лый», соединённый со словами «русский бой», выражает вос­хищение поэта отвагой русских солдат.

Прочитаем следующие строчки стихотворения:

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Перед нами уже не эпитет, а сравнение.


Сравнение - это сопоставление одного предмета или яв­ления с другим, оборот поэтической речи, придающий ей выра­зительность.

Сравнение французских полков с тучами позволяет не толь­ко мысленно увидеть грозную силу неприятельского войска, но и представить положение защитников редута.

Второе сравнение: «носились знамена, как тени...» допол­няет картину напряжённого боя с участием артиллерии. От многочисленных выстрелов, дыма, копоти день стал серым, всё вокруг потемнело, и яркие знамёна казались мелькающими те­нями в гуще сражения.

С помощью сравнения выделяются такие свойства и осо­бенности предмета, которые помогают писателю точно и ярко изобразить то или иное событие или явление, а читате­лю помогают представить это событие.

Сравнение может начинаться не только со слова как, но и
со слов будто, словно, точно.


Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, напр. «я говорил это тысячу раз».


Олицетворение - изобразительно-выразительное средство художественной речи: изображение неодушевлённо предмета как одушевлённого, напр. «картечь визжала».


  • В следующей части стихотворения мы видим картину готовящегося боя. Как это передано автором? С помощью каких средств?







  • Какие средства художественной выразительности помогают нам ясно представить картину боя? Найдите их в тексте.








  • Как передана ожесточенность боя, какими выражениями?









  • Найдите в описании Бородинского сражения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» слова, которые помогают передать звуки (грохот) боя.



Слушание: детальное, критическое, рефлексивное

Примерные ответы школьников


1.Данное стихотворение построено в форме диалога.


2.Повествование в произведении ведётся от лица старого рядового солдата.

3.Рассказывая о тех событиях, он мысленно переносится в прошлое, заново переживает давно минувшие события; его вновь охватывают чувства, пережитые много лет назад: стыд и досада за отступление, неумолимое желание дать отпор врагу, не позволить захватчикам топтать родную землю, отомстить за гибель товарищей. Но при этом он достаточно миролюбив, к французу обращается «И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою»: нет резких слов и фраз в его речи)

Потому что солдат рассказывает от имени всего народа, а не от себя лично.


Ликование у французов, т.к. они привыкли к лёгким победам и считали себя уже победителями. А в лагере русской армии царит тишина. Солдаты сосредоточены, серьёзны, заняты подготовкой к предстоящему сражению.


Слушание: детальное, критическое, рефлексивное.

Ребята записывают основные моменты в тетрадь.













































С помощью глаголов движения - засветилось, зашевелилось, сверкнул. Как мы с вами уже сказали, картина возникающая перед нами на протяжении всего стихотворения подвижная, это происходит благодаря глаголам движения.


Эпитеты: «схватки боевые», «большое поле», «леса синие верхушки», «поле грозной сечи», «русский бой удалый», «протяжный вой».

Сравнения: «Умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали!», «Французы двинулись, как тучи...», «Земля тряслась - как наши груди...», «Носились знамена, как тени...».

Олицетворения: «звучал булат, картечь визжала».

Гипербола: «гора кровавых тел».

  1. «гора кровавых тел»,

  2. «рука бойцов колоть устала»,

  3. «смешались в кучу кони, люди» (нагромождение образов, созданное перечислением).

  4. Звуки орудий.

«Звучал булат, картечь визжала» - мы слышим резкий отрывистый звук пролетающих мелких, но многочисленных пуль. Завывание орудий слышится во фразе «слились в протяжный вой», так поэт передаёт нам звуки боя.


7.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

- Стихотворение «Бородино» прочитано. Теперь ответьте на вопросы: о чём оно и в чём его смысл? Уже само название стихотворения подсказывает нам, что изображаются в нём не все события Отечественной войны 1812 года, а лишь Бородинское сражение.

Тема - это то, о чём рассказывает писатель, что изобра­жает он: события, факты, явления жизни.

Но зачем, с какой целью автор вспоминает события Бородинской битвы? Какие чувства и мысли об этом событии он стремится передать читателям? Это искреннее восхищение подвигом русских воинов – в этом смысл, или идея, стихотворения.

Идея – это основной смысл произведения, его обобщающая мысль, выражающая отношение автора к описанным событиям и персонажам.

Слушание: детальное, критическое, рефлексивное.

Это стихотворение о Бородинской битве, поэтому Бородинская битва является те­мой стихотворения.


8. Выводы

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Благодаря М. Ю. Лермонтову мы смогли представить себе обстановку сражения, людей, которые в нём участвовали. Их настроение, проникнуться их переживаниями, ощутить накал битвы (хотя в небольшой степени). Главное в стихотворении – не изображение хода битвы, а раскрытие мыслей и чувств простых солдат. Отстоявших родину от врага. Размышление поэта о значении Бородинской битвы и роли простого народа.

Слушание: детальное, критическое, рефлексивное


9. Д.з.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Выучить часть стихотворения наизусть и выразительно рассказать. Подготовиться к проверочной работе.

Слушание: глобальное, некритическое, нерефлексивное



Методическое обоснование

Урок «Стихотворение «Бородино». Тема и идея стихотворения. Эпитет и сравнение. Значение рассказчика – солдата в поэтическом повествовании» - это урок раздела «Из русской литературы XIX века» 5-го класса. К этому времени учащиеся смогли овладеть многими теоретико-литературными понятиями курса литературы: знают роды литературы (эпос, лирика, драма), умеют отличать стихотворение от прозы, имеют начальные представления о жанрах литературы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа).

На уроке развиваются и отрабатываются умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить ассоциативные ряды.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Немыкина Анастасия Александровна

Дата: 17.06.2016

Номер свидетельства: 335034


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства