2. Повторение материала | Метод: опрос Прием: фронтальный опрос - Ребята, вам дома необходимо было ознакомиться с теоретическим материалом в ваших учебниках литературы. (Теоретический материал размещен с четвёртой страницы по шестую). Вам необходимо будет ответить на несколько вопросов, а затем мы перейдём к чтению и анализу стихотворения. Итак, ответьте на вопросы: - Лермонтову открылась правда о войне: не только её жестокость, беспощадность. Но и мужество, самоотверженность защитников родной земли. | Слушание: детальное, критическое, рефлексивное Примерные ответы учащихся: Рассказы участников отечественной войны 1812 года Лермонтов слышал с детства. Отец его был в ополчении. Принимал участие в военных действиях. Гувернёр, француз по национальности, Лермонтова был офицером Наполеоновской гвардии. Братья бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой проявили себя в этой войне храбрыми и опытными военачальниками. Один из них, Афанасий Алексеевич. Имя бабушки Лермонтова – Елизавета Алексеевна Арсеньева. Рассказы Афанасия Алексеевича Елизавета Алексеевна не могла слушать без слёз. Эти рассказы были о военных действиях Отечественной войны 1812 года. Маленького Лермонтова называли Мишель. Юный Лермонтов видел разрушенный Кремль, орудия, отнятые у неприятеля, по дороге в Москву видел разорённые сёла. | |
3.Выразительное чтение стихотворения артикуляционная разминка. | Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя + оценочное слово учителя - Ребята, вы хорошо поработали с теоретическим материалом дома. Молодцы! Теперь мы с вами перейдём к выразительному чтению стихотворения, но прежде, чем его выразительно читать, мы проведём артикуляционную разминку. Проводим мы её для того, чтобы звуки у нас произносились чётко и не скомкано. Артикуляционная разминка «Разговор леса» Ветер в лесу – ш-ш-ш. Уж ползет по траве – с-с-с. Прилетел жук – ж-ж-ж. Запел комарик – з-з-з. Пролетела птица – шух-шух. Засопел ежик – пых-пых-пых. Просим тишины – ц-ц-ц. Разгоним крикливых птиц – кш-кш-кш. Дуем на одуванчик – ф-ф-ф. Журчит вода в ручейке – дз-дз-дз. Зажужжала пчела – дж-дж-дж. Загудел в поле трактор – р-р-р. - Хорошо! Теперь перейдём к выразительному чтению стихотворения. По ходу чтения обращаем внимание на сноски, выясняем значение военных терминов. | Слушание: детальное, критическое, рефлексивное. Ребята выразительно читают стихотворение. | |
4. Словарная работа | Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя + оценочное слово учителя - Хорошо. Я думаю, что дома, когда вы читали стихотворение, вы обратили внимание на сноски. Давайте теперь поработаем с незнакомыми словами (со словами в сносках). Обратите внимание на слайды. Итак, на первом слайде мы видим изображение редута. Обратите внимание на ударение. Ударение на последнем слоге. На втором слайде - толкование слова сеча. На третьем слайде - толкование слова картечь. Ударение на последнем слоге. На четвёртом слайде изображение лафета. Ударение на последнем слоге. На пятом слайде – толкование слова бивак. Ударение на последнем слоге. На шестом слайде – изображение кивера. На седьмом слайде - толкование слова хват. Ударение на первом слоге. На восьмом слайде – изображение булата. Ударение на последнем слоге. На девятом слайде – толкование слова улан. Ударение на последнем слоге. На десятом слайде – толкование слова драгун. Ударение на последнем слоге. На одиннадцатом слайде - толкование слова басурманы. Ударение на предпоследний слог. | Слушание: детальное, критическое, рефлексивное. | На экране появляются слайды. |
6. Анализ стихотворения 6.1. Наблюдение над формой повествования. 6.2. Анализ эпизода, изображающего бой. | Метод: опрос Прием: фронтальный опрос - Перейдём к анализу стихотворения. В чем особенность композиции данного стихотворения? (оно построено в форме диалога и монолога). Скажите, от чьего лица ведется повествование в произведении? (позиции старого рядового солдата). Каким мы увидели рассказчика, повествующего нам о Бородинском сражении? Почему очень часто использовано местоимение МЫ, и редко Я? (потому что солдат рассказывает от имени всего народа, а не от себя лично) . Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя - Ну, а теперь поработаем по тексту стихотворения. - Правильно, и вот уже в следующей части мы видим картину готовящегося боя. Я думаю, что уместно вам напомнить толкование литературных терминов: эпитет и сравнение, гипербола и олицетворение. Эпитет - это художественное определение, помогающее ярче представить особенности изображаемого предмета или явления, понять чувства рассказчика, его отношение к изображаемому. В стихотворении М. Ю. Лермонтова встречаются эпитеты: «дым летучий», «русский бой удалой». Почему поэт назвал дым «летучим»? Видимо, потому, что он лёгкий и быстро распространяется по всему обширному полю боя. В этом случае изображённый эпитет помог поэту точно передать картину битвы с участием артиллерии и огнестрельного оружия. Эпитет «удалый», соединённый со словами «русский бой», выражает восхищение поэта отвагой русских солдат. Прочитаем следующие строчки стихотворения: Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Перед нами уже не эпитет, а сравнение. Сравнение - это сопоставление одного предмета или явления с другим, оборот поэтической речи, придающий ей выразительность. Сравнение французских полков с тучами позволяет не только мысленно увидеть грозную силу неприятельского войска, но и представить положение защитников редута. Второе сравнение: «носились знамена, как тени...» дополняет картину напряжённого боя с участием артиллерии. От многочисленных выстрелов, дыма, копоти день стал серым, всё вокруг потемнело, и яркие знамёна казались мелькающими тенями в гуще сражения. С помощью сравнения выделяются такие свойства и особенности предмета, которые помогают писателю точно и ярко изобразить то или иное событие или явление, а читателю помогают представить это событие. Сравнение может начинаться не только со слова как, но и со слов будто, словно, точно. Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, напр. «я говорил это тысячу раз». Олицетворение - изобразительно-выразительное средство художественной речи: изображение неодушевлённо предмета как одушевлённого, напр. «картечь визжала». | Слушание: детальное, критическое, рефлексивное Примерные ответы школьников 1.Данное стихотворение построено в форме диалога. 2.Повествование в произведении ведётся от лица старого рядового солдата. 3.Рассказывая о тех событиях, он мысленно переносится в прошлое, заново переживает давно минувшие события; его вновь охватывают чувства, пережитые много лет назад: стыд и досада за отступление, неумолимое желание дать отпор врагу, не позволить захватчикам топтать родную землю, отомстить за гибель товарищей. Но при этом он достаточно миролюбив, к французу обращается «И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою»: нет резких слов и фраз в его речи) Потому что солдат рассказывает от имени всего народа, а не от себя лично. Ликование у французов, т.к. они привыкли к лёгким победам и считали себя уже победителями. А в лагере русской армии царит тишина. Солдаты сосредоточены, серьёзны, заняты подготовкой к предстоящему сражению. Слушание: детальное, критическое, рефлексивное. Ребята записывают основные моменты в тетрадь. С помощью глаголов движения - засветилось, зашевелилось, сверкнул. Как мы с вами уже сказали, картина возникающая перед нами на протяжении всего стихотворения подвижная, это происходит благодаря глаголам движения. Эпитеты: «схватки боевые», «большое поле», «леса синие верхушки», «поле грозной сечи», «русский бой удалый», «протяжный вой». Сравнения: «Умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали!», «Французы двинулись, как тучи...», «Земля тряслась - как наши груди...», «Носились знамена, как тени...». Олицетворения: «звучал булат, картечь визжала». Гипербола: «гора кровавых тел». «гора кровавых тел», «рука бойцов колоть устала», «смешались в кучу кони, люди» (нагромождение образов, созданное перечислением). Звуки орудий. «Звучал булат, картечь визжала» - мы слышим резкий отрывистый звук пролетающих мелких, но многочисленных пуль. Завывание орудий слышится во фразе «слились в протяжный вой», так поэт передаёт нам звуки боя. | |
7. | Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя - Стихотворение «Бородино» прочитано. Теперь ответьте на вопросы: о чём оно и в чём его смысл? Уже само название стихотворения подсказывает нам, что изображаются в нём не все события Отечественной войны 1812 года, а лишь Бородинское сражение. Тема - это то, о чём рассказывает писатель, что изображает он: события, факты, явления жизни. Но зачем, с какой целью автор вспоминает события Бородинской битвы? Какие чувства и мысли об этом событии он стремится передать читателям? Это искреннее восхищение подвигом русских воинов – в этом смысл, или идея, стихотворения. Идея – это основной смысл произведения, его обобщающая мысль, выражающая отношение автора к описанным событиям и персонажам. | Слушание: детальное, критическое, рефлексивное. Это стихотворение о Бородинской битве, поэтому Бородинская битва является темой стихотворения. | |