Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» как отклик на очередную годовщину Бородинского сражения. Образ русского солдата.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» как отклик на очередную годовщину Бородинского сражения. Образ русского солдата.
Урок по теме стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» посвящен событиям 1812 года. Лермонтов всегда восхищался сильными, мужественными людьми, готовыми к подвигу во имя счастья своего отечества. В процессе урока учащимся предстоит выяснить, кто является предметом национальной гордости.
В конспекте представлена работа учащихся в группах, создание общего проекта «Образ русского солдата в стихотворении».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» как отклик на очередную годовщину Бородинского сражения. Образ русского солдата.»
Тема урока: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» как отклик на очередную годовщину Бородинского сражения. Образ русского солдата.
Цели урока:
1. Образовательные:
- показать историческое значение события, изображенного в произведении;
- изображение героев событий 1812 года;
- научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;
- научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию.
2. Развивающие:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения, познавательный интерес обучающихся;
- расширять активный запас слов учащихся; развивать речь;
- воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;
- совершенствовать духовно-нравственные качества личности;
- воспитывать чувство любви к Родине;
- воспитывать уважительное отношение к русской литературе.
Формирование и развитие универсальных учебных действий:
1. Личностных: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
2. Метапредметных:
- регулятивных: постановка учебной задачи; умение работать в группе;
- познавательных: использование различных источников информации;
- коммуникативных: умение слушать и вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
3. Предметных: освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.
Виды деятельности:
-познавательная деятельность;
- беседа;
- работа в группах;
- развитие навыков выразительного чтения;
- работа с репродукциями картин.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор; компьютер; экран,
- компьютерная презентация «Бородино»;
Ход урока:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы.
М.Ю.лермонтов
Слово учителя.
Прежде чем мы определим тему сегодняшнего урока, я хочу обратить ваше внимание на строки, написанные справа на доске. Как называется такое оформление?(эпиграф)
Обратимся к 1 строчке. Как вы понимаете «наше» время? (когда они были молодыми)
Время в жизни играет важную роль.
- А какие значения слова время вы знаете? (Ответы учащихся).
- Откуда взяты строки эпиграфа?
О чем пойдет речь на уроке? О каких событиях будем говорить?)
О ком пойдет речь ?
Проблема: Кто является предметом национальной гордости русского народа?
- Какие исторические события нашли отражение в произведении «Бородино»?
Работа групп.
Группа «Историки».(Примерный вариант ответа учащегося). 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Отступление русских войск продолжалось два месяца. 26 августа 1812 года под Бородином произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, обещал удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы.
А в русской армии, которой командовал М. Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.
«Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве»,- любил повторять Наполеон. Его военная сила почти втрое превосходила русские войска. Наполеон рассчитывал мощным ударом разгромить русские войска еще на границе, но не смог.
Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли от 50 до пятидесятивосьми тысяч человек. Сломить русское войско врагам не удалось. Весь русский народ встал на защиту своей Родины и прогнал французов с русской земли.
Группа «Эксперты» (оценивает рассказы учащихся).
-Встречались ли вам в стихотворении незнакомые слова, которые в наше время не употребляются.
Группа «Лингвисты».
кивер – высокий головной убор военных из твердой кожи;
-А как сейчас называется головной убор солдат ?
булат – оружие булатной стали, сабля;
лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
улан, драгун – солдаты конных полков;
редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;
картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии; бивак – стоянка войск под открытым небом.
Группа «Эксперты».
- Обратимся к произведению .
Задания по вариантам
На партах лежат задания.
Найдите в тексте стихотворения «Бородино» и прочитайте выразительно эпизоды, изображающие:
- настроение русской армии перед боем;
- расположение русских войск перед сражением;
- сцена Бородинского сражения;
- как сражались солдаты .
-Автор интересно описывает события?
Расскажите, с помощью каких изобразительных средств Лермонтову удалось так передать события в стихотворении.
Группа « Литературоведы».
Мы нашли сравнения: «французы двинулись, как тучи» , оно помогает увидеть нам несметные полчища врагов, «носились знамена, как тени» - здесь передается быстрота боя,
«земля тряслась, как наши груди» тут показана тяжесть сражения, невыносимые усилия, потребовавшиеся в этом бою от каждого солдата.
Мы нашли примеры народных слов в стихотворении :«…Французы тут как тут…», «…угощу я друга!»,
пословицу- «у наших ушки на макушке», значит, русские солдаты внимательны, все держат под контролем.
В стихотворении много глаголов: двинулись, промелькнули, носились, смешались, пролетали , они помогают передать быстроту происходящего, напряженность описываемого боя.
Группа «Эксперты».
- М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Бородино» передал события войны 1812 года.
- А в каких видах искусства можно еще передать события? ( в живописи), а музыка может передать напряженность боя или радость победы?
Группа «Художники» (учащиеся представляют свои рисунки).
-Рассмотрим, как художники изобразили события 1812 года (слайды).
Беседа с классом по вопросам:
- От чьего лица ведется повествование? (От лица старого солдата, который был участником героического сражения, “дядя” - старый солдат, выступающий в роли рассказчика. Солдат-рассказчик – артиллерист, т. к. имеет дело с пушками).
- Что еще Лермонтов говорит о русских солдатах (Старый солдат не отделяет себя от своих товарищей, таких же простых солдат. Он не называет их даже по именам, потому что их было много, сотни, тысячи. Себя и всех своих товарищей он называет словом «Мы». Он говорит от имени всех участников Бородинского сражения, всего русского народа. Солдат находился в гуще событий, видел все своими глазами, пережил все. Мы как будто сами присутствуем на поле боя).
Создание проекта «Образ русского солдата в стихотворении».
Напишите несколько слов, каким вы представляете солдата?
Итог.
- Кто составляет предмет национальной гордости русского народа? (Предмет гордости русского народа – это и русский солдат, и исторические события, в которых русский народ проявил патриотизм, героизм, смелость: боевые сражения, победы в многочисленных войнах).
Стихотворение «Бородино» Лермонтова – восхищение подвигом солдат, это и завещание нам, потомкам).
- Кто такой патриот? (Патриот (греч. patriotеs – земляк, соотечественник) – тот, кто любит Родину, предан Отечеству).
- Актуально ли это произведение в наше время? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»?