Стихотворение Д.Самойлова «Сороковые, роковые…». Изображение трагедии народа
Стихотворение Д.Самойлова «Сороковые, роковые…». Изображение трагедии народа
Урок знакомит учащихся со стихотворением Д.Самойлова «Сороковые, роковые…», воспитывает у детей чувство гордости за свою страну, стойко проходящую через испытания военных лет, веру в свой народ и исторический оптимизм, формирует умение находить в тексте тропы и понимать их связь со смыслом произведения, развивает способность давать оценку актёрского чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Стихотворение Д.Самойлова «Сороковые, роковые…». Изображение трагедии народа»
Предметная неделя учителей русского языка и литературы на тему: «Формирование предметных и ключевых компетенций учащихся на уроках и внеурочной работе»
Козина Т.Н. – учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного учреждения «Гимназия с углублённым изучением английского языка №8 г.Евпатории Республики Крым».
Урок литературы в 6 классе
Тема:Произведения о Великой Отечественной войне. Стихотворение Д.Самойлова «Сороковые, роковые…». Изображение трагедии народа Любовь к Родине, ответственность за нее в годы жестоких испытаний.
Цель: ознакомить учащихся с содержанием стихотворения.
Задачи: 1. Помочь учащимся представить описываемые события, ощутить трагическое положение страны и народа в годы войны.
2. Воспитывать у детей чувства гордости за свою страну, стойко проходящую через испытания военных лет, веру в свой народ и исторический оптимизм.
3. Развивать у детей навык выразительного чтения, умение находить в тексте тропы и понимать их связь со смыслом произведения, способность давать оценку актёрского чтения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Проверка д/з.
Беседа:
- О каком этапе истории нашей страны шла речь на прошлом уроке литературы?
- С чьим стихотворением мы познакомились?
- Какова его тема? Какие мысли и чувства оно вызывает у нас?
- Назовите художественные средства, которые вы выписали из стихотворения? Как они передают мысли автора?
- Почему поэты и писатели писали и пишут о войне?
- Для чего гам знать их произведения сейчас, когда войны нет?
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1.Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением о войне. Но оно написано не в те страшные годы, а через 20лет после. Понаблюдаем, какой видит войну очень молодой тогда поэт Давид Самойлов, как он описывает нам её, сравним его стихи со стихотворением К.Симонова, будем совершенствовать своё выразительное чтение и оценивать чтение актёра.
2.Запись темы. Просмотр презентации, которая содержит краткий рассказ о поэте Д.Самойлове.
3.Подготовка к выразительному чтению. Самостоятельное чтение молча.
5. Прослушаем стихотворение ещё раз в исполнении мастера художественного слова. (фонохрестоматия) Беседа:
- Сравните два исполнения стихотворения. Какое чтение вам кажется более выразительным и почему?
- Меняется ли интонация автора в ходе чтения? Как?
- Кому удалось лучше передать это изменение – ученику или актёру? Почему?
6. Словарная работа.
Вдумаемся в стихотворение. Всё ли вам понятно?
Что означают слова и словосочетания: РОКОВЫЕ, ЗАМУРЗАННАЯ УШАНКА, НЕУСТАВНАЯ ЗВЁЗДОЧКА, КИСЕТ, МУНДШТУК НАБОРНЫЙ, БАЛАГУРЮ, ПАЙКУ НАДВОЕ ЛОМАЮ?
(Записываем слова, объясняем и подбираем, где можно, синонимы.)
7.Анализ стихотворения. Беседа:
- О чём говорится в стихотворении? Какова его тема?
- Как изображает поэт войну?
- Какой художественный приём используется в первом четверостишии? Какие чувства передают эпитеты?
- Как автор изображает масштаб трагедии народа во второй строфе? Что подчёркивает повтор «погорельцы»?
- Как изображает автор себя? Что он тогда чувствовал? Какими эпитетами это передается?
- Какие синтаксические средства помогают автору передать всю полноту картины? (Однородные члены предложения, повторяющиеся союзы дают подробное описание молодого бойца, его характера и бодрого настроения).
- Почему автор использует три восклицательных предложения в одной строфе? Что они выражают? (Противоестественность войны, силу и непобедимость жизни, молодости).
- Что значат выражения «…в меня запало…», «…во вне очнулось…»? (Война оставляет в душе человека глубокий след: трагизм военных лет человек помнит всю жизнь, осмысляя его с возрастом всё глубже»). Как называется этот троп?
- Посмотрите на концовку стихотворения. Как вы понимаете, что такое «кольцевая композиция»? Почему автор использует этот приём?
- Что противопоставляет автор в двух последних строках? (Великую народную трагедию и юность, смерть и жизнь.) Какой это приём? (Антитеза).
- Каким приёмом коротко и выразительно поэт передаёт масштаб народной трагедии? («Война гуляет по России…» - олицетворение.)
8. Сделаем выводы и запишем их в тетради.
Тема стихотворения: Великая Отечественная война.
Основные мысли: 1). Война стала великой трагедией для всего нашего народа, несла нам смерть и разрушения. Миллионы людей лишились крови и испытывали страдания.
2). Но русский народ стойко выдерживает все испытания. Молодой боец хоть и ранен, но полон оптимизма: он весел, бодр и, безусловно, верит в свою победу.
Вывод: Стихотворение изображает противоестественность войны и несгибаемость духа нашего народа.
9..Работа с учебником. Чтение статьи.
- Что нового вы узнали из статьи?
10. Повторное чтение стихотворения. (Можно - по строфе)
11. Творческое задание.
Поделитесь своими впечатлениями. Что вы представляли, когда слушали стихотворение? Запишите несколькими предложениями.
12. Чтение мини-сочинений.
IY. Итог урока. Сравните стихи Симонова и Самойлова. Что у них общего и чем они отличаются?