kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стихотворение Д.Самойлова «Сороковые, роковые…». Изображение трагедии народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит учащихся со стихотворением Д.Самойлова «Сороковые, роковые…», воспитывает у детей чувство гордости за свою страну, стойко проходящую через испытания военных лет, веру в свой народ и исторический оптимизм, формирует умение находить в тексте тропы и понимать их связь со смыслом произведения, развивает способность давать оценку  актёрского чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стихотворение Д.Самойлова «Сороковые, роковые…». Изображение трагедии народа»


Предметная неделя учителей русского языка и литературы на тему: «Формирование предметных и ключевых компетенций учащихся на уроках и внеурочной работе»

Козина Т.Н. – учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного учреждения «Гимназия с углублённым изучением английского языка №8 г.Евпатории Республики Крым».


Урок литературы в 6 классе


Тема: Произведения о Великой Отечественной войне. Стихотворение Д.Самойлова «Сороковые, роковые…». Изображение трагедии народа Любовь к Родине, ответственность за нее в годы жестоких испытаний.


Цель: ознакомить учащихся с содержанием стихотворения.

Задачи: 1. Помочь учащимся представить описываемые события, ощутить трагическое положение страны и народа в годы войны.

2. Воспитывать у детей чувства гордости за свою страну, стойко проходящую через испытания военных лет, веру в свой народ и исторический оптимизм.

3. Развивать у детей навык выразительного чтения, умение находить в тексте тропы и понимать их связь со смыслом произведения, способность давать оценку актёрского чтения.



Ход урока

I. Организационный момент.


II. Актуализация знаний. Проверка д/з.

Беседа:

- О каком этапе истории нашей страны шла речь на прошлом уроке литературы?

- С чьим стихотворением мы познакомились?

- Какова его тема? Какие мысли и чувства оно вызывает у нас?

- Назовите художественные средства, которые вы выписали из стихотворения? Как они передают мысли автора?

- Почему поэты и писатели писали и пишут о войне?

- Для чего гам знать их произведения сейчас, когда войны нет?


III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением о войне. Но оно написано не в те страшные годы, а через 20лет после. Понаблюдаем, какой видит войну очень молодой тогда поэт Давид Самойлов, как он описывает нам её, сравним его стихи со стихотворением К.Симонова, будем совершенствовать своё выразительное чтение и оценивать чтение актёра.

2.Запись темы. Просмотр презентации, которая содержит краткий рассказ о поэте Д.Самойлове.


3.Подготовка к выразительному чтению. Самостоятельное чтение молча.


4.Чтение вслух. Учащиеся читают стихотворение вслух.


5. Прослушаем стихотворение ещё раз в исполнении мастера художественного слова. (фонохрестоматия) Беседа:

- Сравните два исполнения стихотворения. Какое чтение вам кажется более выразительным и почему?

- Меняется ли интонация автора в ходе чтения? Как?

- Кому удалось лучше передать это изменение – ученику или актёру? Почему?


6. Словарная работа.

Вдумаемся в стихотворение. Всё ли вам понятно?

Что означают слова и словосочетания: РОКОВЫЕ, ЗАМУРЗАННАЯ УШАНКА, НЕУСТАВНАЯ ЗВЁЗДОЧКА, КИСЕТ, МУНДШТУК НАБОРНЫЙ, БАЛАГУРЮ, ПАЙКУ НАДВОЕ ЛОМАЮ?

(Записываем слова, объясняем и подбираем, где можно, синонимы.)


7.Анализ стихотворения. Беседа:

- О чём говорится в стихотворении? Какова его тема?

- Как изображает поэт войну?

- Какой художественный приём используется в первом четверостишии? Какие чувства передают эпитеты?

- Как автор изображает масштаб трагедии народа во второй строфе? Что подчёркивает повтор «погорельцы»?

- Как изображает автор себя? Что он тогда чувствовал? Какими эпитетами это передается?

- Какие синтаксические средства помогают автору передать всю полноту картины? (Однородные члены предложения, повторяющиеся союзы дают подробное описание молодого бойца, его характера и бодрого настроения).

- Почему автор использует три восклицательных предложения в одной строфе? Что они выражают? (Противоестественность войны, силу и непобедимость жизни, молодости).

- Что значат выражения «…в меня запало…», «…во вне очнулось…»? (Война оставляет в душе человека глубокий след: трагизм военных лет человек помнит всю жизнь, осмысляя его с возрастом всё глубже»). Как называется этот троп?

- Посмотрите на концовку стихотворения. Как вы понимаете, что такое «кольцевая композиция»? Почему автор использует этот приём?

- Что противопоставляет автор в двух последних строках? (Великую народную трагедию и юность, смерть и жизнь.) Какой это приём? (Антитеза).

- Каким приёмом коротко и выразительно поэт передаёт масштаб народной трагедии? («Война гуляет по России…» - олицетворение.)


8. Сделаем выводы и запишем их в тетради.

Тема стихотворения: Великая Отечественная война.

Основные мысли: 1). Война стала великой трагедией для всего нашего народа, несла нам смерть и разрушения. Миллионы людей лишились крови и испытывали страдания.

2). Но русский народ стойко выдерживает все испытания. Молодой боец хоть и ранен, но полон оптимизма: он весел, бодр и, безусловно, верит в свою победу.

Вывод: Стихотворение изображает противоестественность войны и несгибаемость духа нашего народа.

9..Работа с учебником. Чтение статьи.

- Что нового вы узнали из статьи?


10. Повторное чтение стихотворения. (Можно - по строфе)


11. Творческое задание.

Поделитесь своими впечатлениями. Что вы представляли, когда слушали стихотворение? Запишите несколькими предложениями.


12. Чтение мини-сочинений.

IY. Итог урока. Сравните стихи Симонова и Самойлова. Что у них общего и чем они отличаются?

Y. Домашнее задание:

Выучить стихотворение наизусть.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Стихотворение Д.Самойлова «Сороковые, роковые…». Изображение трагедии народа

Автор: Козина Татьяна Николаевна

Дата: 15.01.2016

Номер свидетельства: 277299


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства