kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стихотворение Д.Самойлова «Сороковые, роковые…». Изображение трагедии народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит учащихся со стихотворением Д.Самойлова «Сороковые, роковые…», воспитывает у детей чувство гордости за свою страну, стойко проходящую через испытания военных лет, веру в свой народ и исторический оптимизм, формирует умение находить в тексте тропы и понимать их связь со смыслом произведения, развивает способность давать оценку  актёрского чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стихотворение Д.Самойлова «Сороковые, роковые…». Изображение трагедии народа»


Предметная неделя учителей русского языка и литературы на тему: «Формирование предметных и ключевых компетенций учащихся на уроках и внеурочной работе»

Козина Т.Н. – учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного учреждения «Гимназия с углублённым изучением английского языка №8 г.Евпатории Республики Крым».


Урок литературы в 6 классе


Тема: Произведения о Великой Отечественной войне. Стихотворение Д.Самойлова «Сороковые, роковые…». Изображение трагедии народа Любовь к Родине, ответственность за нее в годы жестоких испытаний.


Цель: ознакомить учащихся с содержанием стихотворения.

Задачи: 1. Помочь учащимся представить описываемые события, ощутить трагическое положение страны и народа в годы войны.

2. Воспитывать у детей чувства гордости за свою страну, стойко проходящую через испытания военных лет, веру в свой народ и исторический оптимизм.

3. Развивать у детей навык выразительного чтения, умение находить в тексте тропы и понимать их связь со смыслом произведения, способность давать оценку актёрского чтения.



Ход урока

I. Организационный момент.


II. Актуализация знаний. Проверка д/з.

Беседа:

- О каком этапе истории нашей страны шла речь на прошлом уроке литературы?

- С чьим стихотворением мы познакомились?

- Какова его тема? Какие мысли и чувства оно вызывает у нас?

- Назовите художественные средства, которые вы выписали из стихотворения? Как они передают мысли автора?

- Почему поэты и писатели писали и пишут о войне?

- Для чего гам знать их произведения сейчас, когда войны нет?


III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением о войне. Но оно написано не в те страшные годы, а через 20лет после. Понаблюдаем, какой видит войну очень молодой тогда поэт Давид Самойлов, как он описывает нам её, сравним его стихи со стихотворением К.Симонова, будем совершенствовать своё выразительное чтение и оценивать чтение актёра.

2.Запись темы. Просмотр презентации, которая содержит краткий рассказ о поэте Д.Самойлове.


3.Подготовка к выразительному чтению. Самостоятельное чтение молча.


4.Чтение вслух. Учащиеся читают стихотворение вслух.


5. Прослушаем стихотворение ещё раз в исполнении мастера художественного слова. (фонохрестоматия) Беседа:

- Сравните два исполнения стихотворения. Какое чтение вам кажется более выразительным и почему?

- Меняется ли интонация автора в ходе чтения? Как?

- Кому удалось лучше передать это изменение – ученику или актёру? Почему?


6. Словарная работа.

Вдумаемся в стихотворение. Всё ли вам понятно?

Что означают слова и словосочетания: РОКОВЫЕ, ЗАМУРЗАННАЯ УШАНКА, НЕУСТАВНАЯ ЗВЁЗДОЧКА, КИСЕТ, МУНДШТУК НАБОРНЫЙ, БАЛАГУРЮ, ПАЙКУ НАДВОЕ ЛОМАЮ?

(Записываем слова, объясняем и подбираем, где можно, синонимы.)


7.Анализ стихотворения. Беседа:

- О чём говорится в стихотворении? Какова его тема?

- Как изображает поэт войну?

- Какой художественный приём используется в первом четверостишии? Какие чувства передают эпитеты?

- Как автор изображает масштаб трагедии народа во второй строфе? Что подчёркивает повтор «погорельцы»?

- Как изображает автор себя? Что он тогда чувствовал? Какими эпитетами это передается?

- Какие синтаксические средства помогают автору передать всю полноту картины? (Однородные члены предложения, повторяющиеся союзы дают подробное описание молодого бойца, его характера и бодрого настроения).

- Почему автор использует три восклицательных предложения в одной строфе? Что они выражают? (Противоестественность войны, силу и непобедимость жизни, молодости).

- Что значат выражения «…в меня запало…», «…во вне очнулось…»? (Война оставляет в душе человека глубокий след: трагизм военных лет человек помнит всю жизнь, осмысляя его с возрастом всё глубже»). Как называется этот троп?

- Посмотрите на концовку стихотворения. Как вы понимаете, что такое «кольцевая композиция»? Почему автор использует этот приём?

- Что противопоставляет автор в двух последних строках? (Великую народную трагедию и юность, смерть и жизнь.) Какой это приём? (Антитеза).

- Каким приёмом коротко и выразительно поэт передаёт масштаб народной трагедии? («Война гуляет по России…» - олицетворение.)


8. Сделаем выводы и запишем их в тетради.

Тема стихотворения: Великая Отечественная война.

Основные мысли: 1). Война стала великой трагедией для всего нашего народа, несла нам смерть и разрушения. Миллионы людей лишились крови и испытывали страдания.

2). Но русский народ стойко выдерживает все испытания. Молодой боец хоть и ранен, но полон оптимизма: он весел, бодр и, безусловно, верит в свою победу.

Вывод: Стихотворение изображает противоестественность войны и несгибаемость духа нашего народа.

9..Работа с учебником. Чтение статьи.

- Что нового вы узнали из статьи?


10. Повторное чтение стихотворения. (Можно - по строфе)


11. Творческое задание.

Поделитесь своими впечатлениями. Что вы представляли, когда слушали стихотворение? Запишите несколькими предложениями.


12. Чтение мини-сочинений.

IY. Итог урока. Сравните стихи Симонова и Самойлова. Что у них общего и чем они отличаются?

Y. Домашнее задание:

Выучить стихотворение наизусть.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Стихотворение Д.Самойлова «Сороковые, роковые…». Изображение трагедии народа

Автор: Козина Татьяна Николаевна

Дата: 15.01.2016

Номер свидетельства: 277299


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства