Тема | Стихотворение Л.Филатова «Апельсины цвета беж» |
Цели на достижение результата | Личностные: способность к самооценке на основе прочитанного, коррекция собственного отношения к миру. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в письменной и устной форме; уметь отвечать на вопросы, обращаться за помощью, делать выводы. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию, проводить анализ, делать выводы. |
Планируемый результат | Предметные: Знать содержание прочитанного произведения, о юморе и приёмах смешного. Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать прочитанный текст. Личностные: Научиться проводить самооценку на основе прочитанного и использовать возможность изменить себя . Формировать осознанное понимание чувств другого человека. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие. (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Юмор, приёмы смешного, лирический герой. |
Ресурсы | - Учебник. Литература. 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв… - Компьютер -Фонохрестоматия, 5 класс |
Формы работы на уроке | Фронтальная работа, работа парах, групповая работа, индивидуальная работа. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемые результаты |
I. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. | Приветствие. - Мы продолжаем изучать произведения, в которых писатели улыбаются, причём по-доброму, мягко и терпимо к недостаткам. Как называется такой вид смешного? (Юмор). - Какое произведение будем читать? (Юмористическое). - Какой фрукт иначе называют «золотое китайское яблоко»? - Как вы думаете, о чём будет стихотворение автора, с которым пока незнакомы? Каким будет настроение прочитанного произведения? | Учащиеся отвечают на вопросы, делятся размышлениями. (Стихотворение будет об апельсинах, настроение радостное, счастливое). Записывают термины в тетрадь. | Коммуникативные УДД. Готовность к уроку, психологический, эмоциональный настрой |
II. Формулирование темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса. | Из данного ряда слов сформулируйте и правильно запишите тему урока: апельсины, Филатов, беж, цвета, Леонид, стихотворение. Сформулируйте вопросы к теме. Они и будут целями урока. Поставьте цели урока повествовательными предложениями. (Познакомиться с Л.Филатовым и его стихотворением). Об апельсинах ли стихотворение? | 1.Формулируют и записывают тему: Стихотворение Леонида Филатова «Апельсины цвета беж». 2. Формулируют вопросы: Кто такой Л.Филатов? О чём всё-таки его стихотворение? Формулируют проблемный вопрос на основе сказанного. | Регулятивные УУД. Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие согласно поставленной задаче. |
III. Подготовка к восприятию стихотворения. | - Послушаем сообщение об авторе стихотворения. Будьте готовы дать рецензию на подготовленное выступление. | Слушают сообщение, знакомятся с талантливой личностью поэта, оценивают сообщение согласно требованиям к рецензии. | Личностные УУД. Умение выражать свои мысли. |
IV. Прослушивание фонохрестоматии «Апельсины цвета беж». Впечатление от произведения? | - Сядем прямо (плечи и позвоночник выпрямить), руки положим на колени, закроем глаза и послушаем стихотворение. - Понравилось ли стихотворение? Что в нём необычно? Какие картины представлялись в воображении, когда слушали текст? Какой образ более всего запомнился? Чем? | Слушают стихотворение, развивают воображение, укрепляют здоровье. Делятся впечатлениями, связно, самостоятельно отвечают на вопросы. | Коммуникативные УУД. Умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме |
V. Анализ текста. Работа по теме урока, осмысление и понимание прочитанного. Физкультминутка | Самостоятельное чтение текста стихотворения. Анализ первой строфы. - Где происходят события? (Москва: Дзержинка? Манеж?) - Что происходит? (Лирический герой стоит у окна и любуется городским пейзажем). - Найдите и объясните смысл сравнения? (Окно как холст, на котором череда картин). | Выразительно читают стихотворение. Отвечают на вопросы, делают выводы. | Познавательные УУД. Ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте. |
VI. Самостоятельная практическая работа в парах. Цель этапа: уметь работать с текстом, тренировать способность к анализу и обобщению | (Выполняется письменно). 1) Что видит лирический герой из окна? Перечислите картины. 2)Выпишите словосочетания со словами, обозначающими цвет. Какому настроению соответствуют эти цвета? 3) Выпишите предложение, которое передаёт настроение лирического героя? 4)На ваш взгляд, что за человек, лирический герой стихотворения? Назовите 2-3 черты его личности. Объясните, почему так решили. | Работают самостоятельно, преобразовывают информацию. | Коммуникативные УУД. Формирование навыков речевой деятельности,освоение способов совместной деятельности. Регулятивные УУД. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы, делать выводы. Личностные УУД. Умение выражать свои мысли. |
VII. Редактирование письменных работ. Решение проблемы | Устные выступления учащихся с коррекцией ответов учителем. 1. 8 картин Восход над Москвой. Кот на мосту… 2. 6 словосочетаний -зелёный восход, -стесняется белизны (негр) ( Юмористический приём несоответствия. Настроение радостное, доброе, чудесное.) (Идея стихотворения: мир кажется красивым, потому что у героя хорошее настроение). 4.Лирический герой: - любит Москву, патриот своего города: хорошо знает, любуется им; - есть чувство юмора: «ужасно смешно наблюдать в окошко мир» (примеры); - любит жизнь, радуется ей: «мне любые чудеса по плечу»; - простой, обычный, как все, свой, о чём говорит речь: «рубали»… (не простоватый!) - Об апельсинах ли стихотворение Л.Филатова? (Об отношении к жизни: нужно уметь радоваться самым обычным вещам, стараться быть оптимистом). | Выступают, высказывают свою точку зрения, Осуществляют самопроверку, редактируют ответы Отвечают на проблемный вопрос, используя знания, полученные на уроке в ходе обсуждения. | Познавательные УУД. Делать выводы, обобщения. Коммуникативные УУД. Умение слушать других и уважать чужое мнение |
VIII. Домашнее задание. Цель этапа: осознание своей учебной деятельности. IX. Выставление оценок.
Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности X. Рефлексия. Приём «Круги на воде». | Разноуровневое домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Какой образ стихотворения является главным? Обоснуйте выбор автора? (или «Почему стихотворение вызывает улыбку?») (Устное размышление). Сочинение-миниатюра «У окна стою я, как у холста…» (Создать зарисовку своей улицы, выразив настроение с помощью цвета.) - Кто лучше всех работал на уроке? Прокомментируйте оценку? Оценивается и отредактированная практическая работа (можно выборочно). - Групповая работа. Используя полученные знания, составьте ассоциативный ряд к слову «юмор». (Например, Ю – юность М – мир О – отношение Р - радость | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Подводят итоги. Объективно оценивают свой труд. Осуществляют коррекцию собственного отношения к окружающему миру. | |