Просмотр содержимого документа
«Стихотворение И.А. Бунина «Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет».»
Урок литературы в 5 классе.
Стихотворение И.А. Бунина «Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет».
- Какие картины называют пейзажем и почему?
- Назовите известных вам художников-пейзажистов.
Итак, пейзаж – это — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
Учитель литературы: А также пейзаж - это картины природы в художественном произведении
Вспомните, в каких произведениях литературы мы встречали описание природы?
Зачем автор может использовать пейзаж в литературном произведении? (Изображая пейзаж, писатель выражает своё отношение к природе, раскрывает её мощь, красоту, характерные черты природы данной местности, зачастую пейзаж помогает понять состояние героя произведения. Кроме того, пейзаж является яркой формой авторской речи, в которой проявляется образповествователя )
Сейчас вам предстоит провести небольшое исследование. Перед вами стих-е известного русского поэта, лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина. Это человек удивительной судьбы, пронесший через всю свою жизнь любовь к России, к русской природе. Итак, прочитайте стихотворение «Бушует полая вода…».
Ученики читают стихотворение:
Учитель литературы: Прочитаем следующее стихотворение Ивана Бунина, подумайте, чем отличаются два стихотворения? (Эмоциональный фон стихотворения, возраст автора, строки длинее, почему?)
Ученики читают стихотворение:
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет; Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут; На рассвете в долинах теплом и черемухой веет, Соловьи до рассвета поют.
Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы... Все цветет и поет, молодые надежды тая... О весенние зори и теплые майские росы! О далекая юность моя!
1900 год
Обратим внимание на то, что Бунин это стихотворение спустя почти 10 лет. Как вы думаете, изменилось ли мировосприятие Бунина за время, прошедшее между двумя стихотворениями?
Найдите строки, с помощью которых автор передает свою радость в одном и в другом стихотворении.
Какое из этих стихотворений вам понравилось больше, почему?
Какое из стихотворений вы смогли бы иллюстрировать?
Учитель ИЗО: Давайте выберем картину, которая может проиллюстрировать второе стихотворение. Объясните свой выбор.
А сейчас я вам предлагаю выполнить творческое задание: у вас на партах лежат пейзажи, выполненные в графике. Гра́фика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль) Вы должны продолжить рисунок на чистом поле листа.
- Представление готовых работ
Рефлексия:
- Понравился ли вам урок? Как вы считаете, пригодятся ли вам полученные на уроке знания в жизни?
-А сейчас мы бы хотели вас вновь поделиться своим настроением. Вспомните, с каким настроением вы пришли на урок. Изменилось ли оно?
Домашнее задание:
Иллюстрация к пейзажному стихотворению, с обратной стороны работы описать ваши чувства, которые вы испытывали при прочтении этих стих-й
Бушует полая вода, Шумит и глухо, и протяжно. Грачей пролетные стада Кричат и весело, и важно.
Дымятся черные бугры, И утром в воздухе нагретом Густые белые пары Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном Так разливаются и блещут, Что ярким солнечным пятном По залу «зайчики» трепещут.
Меж круглых рыхлых облаков Невинно небо голубеет, И солнце ласковое греет В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо. Как в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает, Крик петухов звучит порой, А ветер, мягкий и сырой, Глаза тихонько закрывает.
– Что сумел И. Бунин передать в таком маленьком стихотворении о весеннем лесе, о жизни весной?
– Какие приметы наступления весны названы в этом стихотворении?
– А замечаете ли вы красоту пробудившейся весенней природы?
– Назовите «весенние» слова. (Капель, сосульки, ледоход, половодье, ручьи, грачи, проталины, подснежники и др.)