kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стихотворение Н.М.Рубцова "Звезда полей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок литературы в 6 классе по теме: Стихотворение Н.М.Рубцова "Звезда полей" (урок-исследование)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стихотворение Н.М.Рубцова "Звезда полей"»

Урок литературы в 6 классе (урок – исследование)

Тема родины в творчестве Н.М.Рубцова. Анализ стихотворения

«Звезда полей».

Цель – развитие читательского восприятия и понимания литературных текстов.

Задачи:

Образовательная: расширить знания о жизни и творчестве Н.Рубцова; уметь анализировать поэтический текст; уметь выразительно читать стихотворение.

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения.

Воспитывающая: прививать любовь к малой родине.

Оборудование:

  1. Портрет поэта

  2. Карточки – задания для групповой работы

  3. Словарик литературоведческих терминов

  4. Толковый словарь С.Ожегова

  5. Аудиозапись стихотворения «Звезда полей»

  6. Звездочки для рефлексии

  7. Ф.Шопен. Вальс си - минор.

Эпиграф к уроку: Малая моя родина!

Реки, река, соловьи...

Мать здесь моя похоронена

В детские годы мои...

Н.М.Рубцов

Ход занятия:

Приветственное слово учителя.

-Добрый день, дорогие ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Я очень рада всех видеть.

Игра «Выполни задание»

Улыбнитесь все те , у кого сегодня хорошее настроение.

Моргните правым глазом те, кто любит ходить в школу.

А теперь пожмите плечами те, кому нравятся уроки литературы.

Похлопайте в ладоши 2 раза все те, кто любит своих родителей.

Погладьте себя по голове все те, кто любит свою малую родину.

Попрыгайте на левой ноге все те, кто умеет помогать детям и взрослым. Сядьте на стульчики все те, кто готов учиться.


- Все готовы учиться! Тогда в путь.

1.Создание эмоционального настроения. На фоне музыки (Ф. Шопен. Вальс си-минор) звучит слово учителя.

« 1962 год. Жаркий летний день. В редакцию журнала «Знамя» зашёл молодой человек. Лицо его было худое, на нём выделялся большой лоб и глубоко запавшие глаза. Обут он в дешёвые сандали. С первого взгляда видно, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.

- Здравствуйте! – сказал он со стеснительным достоинством. – Я стихи хочу вам показать.

Поэт Станислав Куняев взял стихи и начал читать:

Я запомнил, как диво,

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо

Меж звериных дорог…

Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет…

С каждой избою и тучей,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Я оторвал от рукописи лицо и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие глаза смотрели на меня пытливо и настороженно.

- Как вас зовут?

- Николай Михайлович Рубцов».

-Ребята, как вы думаете о ком сегодня на уроке пойдет речь?

Слайд №1 (Портрет Н.М.Рубцова)

- Обратите внимание на годы жизни этого человека. Что вы заметили? (Мне приятно, что вы обратили внимание на юбилей поэта. Пусть ваша активная работа на занятии станет своеобразным подарком Н. Рубцову).

2.Целеполагание

- Как вы думаете кем был Н.Рубцов и чем он занимался?

- Давайте определим цель урока и поставим задачи, которые мы должны решить. (Познакомиться с биографией поэта и его творчеством, научиться выразительно читать стихотворение, сделать анализ одного из стихотворений).

- Какую главную задачу мы ставим в работе с любым текстом? (Понять, что хочет сказать автор).

-Давайте определим тему урока.

- Кто попробует это сделать? Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти слова?

- Тема нашего сегодняшнего урока «Тема родины в творчестве Н.М.Рубцова. Анализ стихотворения «Звезда полей».

Слайд №2 (Тема )

- Сегодня мы с вами будем исследователями. У каждого из вас на столе лежат исследовательские карты. Возьмите их, заполните первые 3 пункта (фамилия и имя, дата и тема урока).

3. Знакомство с биографией поэта.

- Дома вы должны были по группам провести исследовательскую работу. Предоставим слово библиографам, которые расскажут вам о жизни поэта.

Сообщения учащихся, получивших индивидуальные задания (презентация):


1 группа.

Детство Н.Рубцова


1 ученик

«Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Емецк Архангельской области. В 1940 г. всей семьей переезжают в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мать – Александра Михайловна, отец – Михаил Андриянович. Детей было 7 человек. Николай был пятым ребенком в семье. Отец ушел на фронт в 1941 году. Мать поэта умерла в самом начале войны, в 1942 году. Детей раздали в разные детские дома. Коля попал в детский дом села Никольского Тотемского района Вологодской области в 1943 году. Детство и юность прошли в детском доме села Никольского на Вологодчине, которое и стало настоящей родиной».


2 ученик

Чтение стихотворения «Мать умерла…»


2 группа.

Лесотехнический техникум


1 ученик

«В Никольском Николай Рубцов закончил семилетку. В 1950 году поступил в лесотехнический техникум г.Тотьмы. Учеба в техникуме длилась по 1952 год. По воспоминаниям товарищей он был хрупким мальчиком «с черными глазами и располагающей к себе улыбкой», он хорошо играл на гитаре и гармошке, успешно учился, выделялся какой – то особой доверчивостью.

Мальчишкой, не видевшим моря, бредил им. С 1952 – 1953 г.г. он работал на Белом море кочегаром в архангельском траловом флоте.

Николай Рубцов призван в армию в 1955 году. Служил на Северном флоте до 1959 г. Служба давалась ему легко, и уже через год он стал отличником боевой и политической подготовки. Его стихи появляются в армейской печати».

2 ученик

Чтение стихотворения «На плацу»


3 группа.

Литературный институт в Москве им.М.Горького

1 ученик

«В 1962 году Н.М.Рубцов приехал в Москву и поступил в Литературный институт имени М.Горького. Закончил учебу в 1969 году. Первый сборник стихотворений «Лирика вышел в 1965 году. Позже были изданы сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Зеленые цветы» (1971)».


2 ученик

Чтение стихотворения «Воробей»


4 группа

1 ученик

«Творческий век Н.М.Рубцова оказался очень коротким. Смерть настигла его 19 января 1971 года в Вологде. Он словно торопился жить, зная, что отмерено ему судьбою немного. Выросший сиротою, он знал одну единственную мать – Россию и ей посвятил свои лучшие стихотворения».


2 ученик

Чтение стихотворения «Тихая моя Родина»



-Спасибо, ребята, за интересный рассказ. Вы отобрали самые важные факты и события из жизни поэта. Давайте подведем итоги и сделаем выводы по первому этапу нашей работы.

Беседа по вопросам:

1. Что вы узнали о Рубцове? Какие жизненные испытания, выпавшие на долю Рубцова, с вашей точки зрения, были для него самыми трудными? (Он рано потерял мать, воспитывался в детском доме. Его разлучили с братом и сестрами. Николай пережил войну, перенес бедность и скитания. У него была сложная судьба)

2. Какой была его жизнь? Смог ли Рубцов преодолеть все испытания, которые выпали на его долю? (Да, он много пережил в жизни, но не утратил любовь к родине, к людям, не ожесточился, а продолжал создавать самые задушевные строки) .

Мы познакомились с жизнью поэта, но чтобы узнать Н.Рубцова лучше, нам нужно познакомиться с его стихотворениями.

4.Подготовка к восприятию.

- Мы познакомимся со стихотворением Н. Рубцова «Звезда полей». В названии этого стихотворения звучит слово ЗВЕЗДА И ПОЛЕ.

- О чем заставляет задуматься название? Известна ли звезда с таким названием? (Нет)

Значит, нас ждет новое открытие.

- Что для вас звезда? Какие ассоциации вызывает это слово? (Тепло, свет, добро, надежда, мечта, защита, путь...)

- Случалось ли вам видеть, как падают звезды? Какие традиции с этим связаны? (Загадываем желание)

- Давайте тоже закроем глаза и загадаем желание, тогда оно обязательно сбудется.

5.Знакомство со стихотворением «Звезда полей» в исполнении В.Астраханцева.

-А сейчас слушаем стихотворение Н. Рубцова в исполнении мастеров художественного слова.

- Понравилось ли вам чтение стихотворения? А само стихотворение?

- Попробуйте одним словом назвать чувство, которое вы испытали, услышав стихотворение.(Спокойствие, волнение, грусть, свет, радость, счастье...)

- Ребята, стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией.

Слайд. Работа в исследовательских картах.

- Можем ли мы сразу сказать, какова идея стихотворения? («Нет, пока трудно ответить»)

- Читаем стихотворение еще раз (самостоятельно) на с.202

- О каком времени года и суток идет речь? (Зима, ночь)

- Какие образы увидели? (Звезда, родина, просторы полей, вечная красота родной земли)

- Какой пейзаж изображает автор? (На фоне холодного зимнего ночного пейзажа ярко и тепло горит звезда, освещая дорогу, путь людям)

5.Словарная работа.

-Какие незнакомые слова вам встретились в стихотворении? ( «мгла», «полынья», «заледенелый», «потрясение»).

Найдите значение слов в толковом словаре:

1 группа – мгла

2 группа – полынья

3 группа – заледенелый

4 группа – потрясение

Работа с исследовательской картой.

6. Видеоклип «Звезда полей».

На стихи Н.М.Рубцова написано разными композиторами более 130 песен.

-Какое впечатление произвел на вас этот романс?

7.Физминутка ( на песню А.Барыкина «Букет»).

8. Исследовательская работа по группам.

- Сколько строф в стихотворении?

1 группа - анализ первой строфы

2 группа - анализ второй строфы

3 группа - анализ третьей строфы

4 группа - анализ четвертой строфы

9.Защита по группам:

Анализ первой строфы.

- Какую картину видим? (Морозная ночь, 12 часов, зима, страна спит).

- Какие изобразительно - выразительные средства использованы? (Звезда -

олицетворение - смотрит в полынью; эпитет «заледенелой» помогает представить полынью)

- Почему строфа заканчивается многоточием? (Не все сказано о звезде, есть возможность поразмышлять читателям)

Анализ второй строфы.

- Когда горит звезда? (Всегда «под золотом осенним// над зимним серебром», но автор об этом говорит образно, используя метафоры, а также анафору)

- Строфа опять заканчивается многоточием. Почему?

- Что нового узнали о звезде? (Картина расширяется во времени по сравнению с первой строфой)

Анализ третьей строфы.

- Какая картина перед нами? (Мы видим всю страну и даже планету. Картина словно расширяется еще больше)

-Кого называем тревожными жителями? (Современные городские жители, которым некогда любоваться природой)

- Какой прием использует поэт? (Эпитет)

- Чему противопоставлена тревога жителей? (Приветливому лучу звезды)

- Почему? (Дает надежду)

- Какое прием использует поэт? (Антитеза)

Анализ четвертой строфы.

- Где ярче горит звезда? (В поле)

- Каким представляете лирического героя? (Он часть природы, вселенной)

- Почему звезда горит тихо, а не сияет, не блестит? (Это нежное чувство - тоска по родине, где родился и вырос поэт)

- Сколько раз звучит «звезда полей» и «горит»? Почему? (5 раз вместе с названием. У звезды 5 лучей, концов)

- Как называется этот прием? (Лексический повтор)


10.Выводы

- Вы выслушали ответы друг друга.

- О чем же стихотворение?

- Какова тема?(Любовь к родной природе и родине)

- Главная мысль стихотворения? (В последних строчках. Рубцов размышляет о привязанности к родному краю)

- Почему поэт дал название «Звезда полей»? («Звезда полей» - это символ родины, ее красоты, неповторимости, значимости. Звезда становится маяком для тех, кто не сумел найти верную дорогу во мраке. Значит, символ звезды - путь )

- Стихотворение Н. Рубцова о родине. Только на родине может быть счастлив человек. Звезда полей – это звезда, горящая над родиной. Это звезда, дающая надежду человеку в тяжелые минуты жизни, освещающая ему путь.

- Какой поэт мог написать такое стихотворение?

- Все творчество Рубцова посвящено теме родины. С болью, с большой любовью он пишет о своей родине.

11.Рефлексия

Подошел к концу наш урок, посвященный творчеству Н.М.Рубцова.

- Смогли вы достичь тех целей, которые ставили в начале урока?

- Какие открытия вы для себя сделали?


Для Н.Рубцова символ родины – звезда, а для вас?

На звездочке, которая есть у каждого на парте, напишите свой ответ одним словом и прикрепите на доску рядом с большой звездой.



10.Домашнее задание.

- Какое домашнее задание вы бы предложили?

Варианты: чтение наизусть, выразительное чтение, рисунок с комментарием, составление синквейнов, написание миниатюры «Надо мной горит звезда», сочинение своего стихотворения по теме урока и т. д.

Д.З.: Выучить стихотворение «Звезда полей».

11.Подведение итогов.

- Спасибо, ребята, за работу на занятии. Хочется вам пожелать, чтобы ваш жизненный путь всегда освещала звезда родного очага.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Стихотворение Н.М.Рубцова "Звезда полей"

Автор: Кузнецова Ольга Анатольевна

Дата: 27.05.2016

Номер свидетельства: 330685


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства