kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стихи Н.А.Некрасова о любви. «Панаевский цикл»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вы узнаете больше остихах Некрасова   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стихи Н.А.Некрасова о любви. «Панаевский цикл»»

Тема: Стихи Н.А.Некрасова о любви. «Панаевский цикл»

Эпиграф: Да, наша жизнь текла мятежно,

Полна тревог, полна утрат…

Цели и задачи:

1.Познакомить учащихся со стихами «Панаевского цикла», историей их создания;

2.Продолжить работу над анализом стихотворения,

3.Раскрыть богатство, сложность, противоречивость стихов «Панаевского цикла»;

4.Теория: повторить художественные средства выразительности (тропы).

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя:

Мы привыкли к тому, что Некрасов-поэт-гражданин, демократ, защитник униженных и оскорблённых ,обездоленных. И немногие знают, что у него есть замечательные стихи о любви

Любовь - великая сила, вдохновляющая человека на творение прекрасного. Самые проникновенные строки продиктованы любовью: к матери, к женщине, к родине. Любовь к женщине создала такие шедевры лирической поэзии, как «Я встретил вас» Тютчева, «Мадона», «Явас любил» Пушкина, «Средь шумного бала случайно…»А.К.Толстого. У каждого человека любовь индивидуальна, неповторима, незабываема. Она может быть счастливой и несчастной, взаимной и безответной, мгновенной и на всю жизнь. Но она всегда обогащает душу человека.

В русской поэзии 19 века огромное число образцов любовной лирики. Каждый из наших классиков пережил и сумел, благодаря своему таланту, передать нам, сегодняшним читателям, неисчислимое множество оттенков любовного чувства. В каждом стихотворении - неповторимый, особенный образ женщины.

2.Подготовленные ученики читают стихи.

«Я вас любил», «Мадона», «На холмах Грузии» А.С.Пушкина;

«Прости, мы не встретимся боле» М.Ю.Лермонтова;

«О, не тревожь меня укорой справедливой», «Я очи знал…», «Последняя любовь» Ф.И.Тютчева.

Беседа:

- Какой предстаёт любовь в прозвучавших стихах?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ:

(Для Пушкина любовь - божественный дар, женщина -«чистейшей прелести чистейший образец»;

Для Лермонтова любовь -горечь, разочарование. Герой обманут в своих ожиданиях, не находит нигде родственной души;

Для Тютчева любовь-«союз души с душой родной,…поединок роковой», борьба неравная двух сердец. Любовь обрекает на страдания и героя, и героиню.

3.Каков же образ женщины в стихах Н.А.Некрасова?

Подготовленные ученики читают стихи Н.А.Некрасова: «Да, наша жизнь текла мятежно», «Застенчивость», «Ты всегда хороша несравненно», «Я не люблю иронии твоей», «Мы с тобой бестолковые люди».

-Кому же адресованы стихи поэта?

Учитель:

Известное суждение И.С.Тургенева, что «стихи Некрасова, собранные в один фокус, жгутся», отнесено к лирике Некрасова, к его единственной Музе - Авдотье Яковлевне Панаевой и известны под названием «панаевский цикл».Создавались они не только на протяжении многих лет их трудного «незаконного» романа, но даже и после его окончания.

4.Сообщение ученика о Музе поэта.

Авдотья Яковлевна Панаева по рождению и воспитанию принадлежала к артистической среде. Она родилась в Петербурге 12 августа 1819 года в семье актёров Императорского театра. Их дом был всегда полон знаменитостей, собирались актёры, проводились литературные чтения, репетиции. Крёстным отцом Авдотьи был князь Шаховской, драматург и театральный деятель. Она была посвящена в театральную жизнь с детства, училась в балетной школе, её художественному развитию способствовало слушание опер в театре, восприятие драм и водевилей, в которых играли знаменитые актёры. Панаева видела Щепкина и Шумского, на протяжении многих лет дружна с композитором Глинкой М.И.

Выйдя в 18 лет замуж за литератора И.И.Панаева, она попадает в литературный мир. Л.Толстой и Достоевский, Герцен и Писемский, Доролюбов и Белинский, Фет и Тургенев, Гончаров и Островский - не только знакомые, но и гости их дома в Москве и Петербурге. Побывал у Панаевых и Дюма, путешествуя по России…

Круг писателей, посещавших их, значительно расширился после того, как Панаев становится владельцем журнала, а Некрасов - редактором. Вот так и пересеклись жизненные дороги Поэта и его Музы.

Это случилось в 1845году, когда Некрасов почти ежедневно по делам «Современника» бывал в доме Панаевых. Авдотья Яковлевна, будучи хозяйкой, должна была не только принимать гостей, но и занимать их, участвовать в разговорах, в обсуждении литературных и редакционных дел. В это время она была в расцвете молодости и покоряла сердца многих. Поэт А.Фет так описывает хозяйку: «Небольшого роста, не только безукоризненно красивая, но и привлекательная брюнетка…» . В.Сологуб называет Панаеву «одной из самых красивых женщин Петербурга». Достоевский заметил, что «жена Панаева умна и хорошенькая, вдобавок пряма донельзя».

Некрасов, увидев Панаеву, влюбился. День встречи поэт называет самым счастливым днём, от которого он начинает отсчёт своей настоящей жизни. Панаева была замужем, и поэт долго боролся с охватившим его чувством, но бесполезно…Влечение было обоюдным. В 1846 году Некрасов вступает в гражданский брак с Авдотьей Яковлевной и поселяется в квартире с Панаевыми. В этой же квартире находилась редакция журнала «Современник».

Здесь прошли счастливые и мучительные 15 лет их совместной жизни. И хотя документальных свидетельств почти не сохранилось: письма Некрасова Панаева сожгла, осталось лишь одно его письмо и четыре её,- мы можем по стихам поэта восстановить весь этот необычный роман… «ПАНАЕВСКИЙ ЦИКЛ» отличает жгучая исповедальность, биографичность; в нём запечатлены многие эпизоды, «случаи» из их жизни, ссоры, примирения, жажда понимания и счастья.

5.Звучат стихи «Панаевского цикла». Просмотр презентации.

«Когда горит в твоей крови», «Поражена потерей невозвратной», Так это шутка, милая моя…», «Давно отвергнутый тобою».

6. Выразительное чтение и анализ стихотворения «О, письма женщины, нам милой».

А) Какова тема стихотворения? Идея? От чьего имени ведётся повествование?

Б) Композиция:

-Стихотворение разделено на 2 неравные части. Какие художественные средства помогают понять противоречия в стихотворении?

- Почему присутствует пробел между столбцами? (История любви : Любовь-равнодушие-злоба). Но герой продолжает любить вопреки строгому взгляду и холодному голосу рассудка.

-Что свидетельствует о том, что чувство живо? (Бережёт письма).



В) Художественные средства выразительности:

Проследим за развитием характера литературного героя.

- Что обозначают слова и выражения: «душа уныла, усмешка ленивая, злоба ревнивая»? Эмоционально-оценочные зпитеты: душа любила, затем отказ от любви ради корысти и денег. Герой зол, тоскует, лжёт сам себе.

-Как вы понимаете метафору: сын больной больного века со сломленной погнувшейся душой? ( Равнодушен не только к любимой, но и к судьбе народа и страны).

-Какой художественный приём, кроме эпитетов, метафор помогает понять противоречивость героя? (антитеза: пламя страсти- благоразумье строгой власти; с усмешкою ленивой - злобою ревнивой).

-Найдите риторические обращения, восклицания, разговорные слова. Какова их роль в понимании характера героя?(помогает понять внутреннее состояние ).

Г) Что свидетельствует о том, что герой- представитель целого поколения «больного века»? (Предложение с подлежащим ВЫ, определённо-личное предложение начнёшь- кончишь, с обобщающим значением).

Д) Какой предстаёт перед вами героиня стихотворения? (Вывод)

7.Рассказ учителя о развитии отношений между А.Я.Панаевой и Н.А.Некрасовым.

Стихи «Панаевского цикла»- это своеобразный роман, имеющий начало и конец. В нём влюблённые встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, пишут и сжигают письма, вспоминают и пытаются забыть…

В этом романе утверждается идеал заботливой, ласковой женщины-подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, целительницы в неуравновешенном состоянии поэта, испытывающего творческие и сердечные муки. Некрасов писал, что «когда Авдотья Яковлевна была здорова, тогда трудно приискать лучшего товарища для беспечной жизни». Но со временем у Панаевой развиваются и нарастают пессимистические настроения. Их усиливает не только двойственное положение жены-любовницы, но и смерть детей, рождённых в браке с Панаевым, а затем – с Некрасовым (умерла дочь Панаева и сыновья Некрасова). Некрасов посвящает этим трагическим событиям самое горькое стихотворение «Поражена потерей невозвратной…»

Поражена потерей невозвратной,

Душа моя уныла и слаба:

Ни гордости, ни веры благодатной-

Постыдное бессилие раба!

Ей всё равно-холодный сумрак гроба,

Позор ли, слава, ненависть, любовь,-

Погасла и спасительная злоба,

Что долго так разогревала кровь.

Я жду,… но ночь не близится к рассвету,

И мёртвый мрак кругом… и та,

Которая воззвать могла бы к свету-

Как будто смерть сковала ей уста!

Лицо без мысли, полное смятенья,

Сухие, напряженные глаза-

И кажется, зарёю обновленья

В них никогда не заблестит слеза.

(1848)

«Потеря невозвратная»- смерть ребёнка. Отсюда – состояние подавленности, полной окаменелости души, не способной ни радоваться, ни страдать, ни любить, ни ненавидеть.

Герой и героиня стихотворения не способны помочь друг другу в горе - так оно безмерно.

Стихотворение проникнуто ощущением смертного холода и беспросветного мрака. Мрак, холод и безразличие души дают возможность почувствовать невосполнимость понесённой утраты. Стихотворение воспринимается как жизненная драма. Это чувство продолжается и в других стихах поэта. Но такие несмотря на ни на что поэт продолжает любить, он считает дни, проведённые с Панаевой, счастливыми, наполненными жизненной энергией. А когда они расставались (а это бывало часто), он считал дни мрачной тоски и страданий вычеркнутыми из жизни. Вот один из эпизодов (учитель читает стихотворение «Расстаться было неизбежно»).

Расстаться было неизбежно-

И за тебя теперь я рад.

Но с той поры, как всё кругом пустынно,

Отдаться не могу с любовью ничему,

И жизнь скучна, и время длинно,

И холоден я к делу своему.

Одно из самых серьёзных расставаний произошло в 1855 году. Панаева тогда подарила Некрасову тетрадь для стихов. На первой странице написала: «Без клятв и общественного принуждения я всё сделала во имя любви, что может сделать любящая женщина». Некрасов тяжело пережил этот временный разрыв. Его даже посещали мысли о самоубийстве. В стихотворении «Давно отвергнутый тобою»(звучит стихотворение) он вспоминает о любовной драме. Будучи в Ярославле, на родине, бродя по берегам Волги, он вспоминал, как бывал здесь с любимой, но теперь…

Теперь один, забыт тобою

Чрез много роковых годов,

Брожу с убитою душою

Опять у этих берегов.

И та же мысль приходит снова-

И на обрыве я стою,

Но волны не грозят сурово,

А манят в глубину свою.

После этих событий пройдёт ёщё долгих 10 лет их сближений и расставаний. Когда у Некрасова в 1857 году открылась болезнь горла, Панаева сопровождала его в Вене, Риме, Париже, где поэт консультировался с европейскими докторами.

В 1862 году внезапно умер И.И.Панаев. Положение Авдотьи Яковлевны в их общем доме стало ещё более неопределённым. Её мучило отношение Некрасова, вымещавшего на ней свою хандру, возникли проблемы с наследством Панаева.

Умом Некрасов понимал, до какого состояния довели их сложные отношения его любимую женщину, как она изменилась внутренне и внешне с тех пор, как они познакомились. Он каялся в стихах перед ней:

Страдалица! Стоишь ты предо мной

Прекрасным призраком с безумными глазами!

Упали волосы до плеч,

Уста горят, румянцем рдеют щёки,

И необузданная речь

Сливается в ужасные упрёки,

Жестокие, неправые…Постой!..

Не я обрёк твои младые годы

На жизнь без счастья и свободы,

Я друг, а не губитель твой!

Но ты не слушаешь…

Объяснить метаморфозы отношений любящих не может по-настоящему никто, хотя многие наблюдали роман Некрасова и Панаевой. Литератор Скабичевский утверждает, что Некрасов не был создан для быта и семьи, в мелочах повседневности «он весь как-то опадал, им овладевало уныние, он делался угрюм, раздражителен, жёлчен…». Такие настроения поэта Панаева испытывала на себе не раз, о чём писала позже в «Воспоминаниях».

Как бы то ни было, Панаева Авдотья Яковлевна была женщиной, которую поэт обессмертил в своих стихах. Даже после окончательного расставания, когда она вышла замуж за публициста А.Ф. Головачёва, она не стала для Некрасова чужой. В сердце поэта сохранились чувства сострадания к ней и вины за несостоявшееся семейное счастье , в нём жила и непреходящая любовь. Уже после разрыва написаны лучшие стихи (1877) «Панаевского цикла»- «Три элегии» (термин «элегия» на доске).

8. «Три элегии». Выразительное чтение элегий подготовленными учениками.

Обсуждение.

«Три элегии»- самостоятельный цикл. Даже ощущение приближающейся смерти не может истребить « мечту любви, не знающей конца».

А)Первая элегия особенно жгуча: «Ах, что изгнанье, заточенье!».

(Соткана из противоречивых ощущений утраты и близости любимой.

Прочтите последние строки -здесь ответ).

Б) Вторая элегия: «Бьётся сердце беспокойное».

(Воспоминание и мечта о встрече с любимой в «земле обетованной», грусть, тоска).

В)Третья элегия- самая скорбная :«Разбиты все привязанности, разум».

(Нет буйства страстей. Основная мысль – «Всё кончено». Здесь же предчувствие близкой смерти, предрешение судьбы.)

Вывод: Сердце не мирится с утратами, ждёт и надеется.

9.Выразительное чтение стихотворения «Прости».

Стихотворение венчает этот долгий, счастливый и мучительный роман:

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья,-

Не помни бурь, не помни слёз,

Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь,-

Благослови и не забудь!

1856

10.Выводы и заключение по уроку.

Интимная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она разрушала привычные представления о любовных стихотворениях, поскольку у некрасовского лирического героя был свой особый интимный мир, своё отношение к любимой женщине. В лирике Некрасова возлюбленная выступает не только как объект обожания, поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всём. Новым стало и то, что на первый план выступало сложное любовное чувство: противоречивое, непредсказуемое. Некрасов «опоэтизировал прозу любви». Любовная лирика стала более усложнённой, насыщенной, эмоционально многоголосой. Всю гамму сложных чувств и переживаний, смену настроений поэт сумел передать необычайно ёмко, ярко, кратко, выразительно, доверительно и откровенно, используя всё богатство родного языка.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Стихи Н.А.Некрасова о любви. «Панаевский цикл»

Автор: Гречишкини Галина Анатольевна

Дата: 28.01.2020

Номер свидетельства: 537632


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства