kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья по литературе: "На ветрах времени. Перекличка поэтов двух эпох. Н. Некрасов и Н. Зиновьев.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнительный анализ творчества двух поэтов разных эпох: Н. Некрасова и Н. Зиновьева. ЭТО СПОР ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД СУДЬБОЙ И ЭПОХОЙ. МЕЖДУ ПОЭТАМИ БОЛЬШЕ СТОЛЕТИЯ, НО, НЕ СМОТРЯ НА ЭТО, ОНИ ВСТУПАЮТ ДРУГ С ДРУГОМ В ДИАЛОГ. ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫХ КАСАЮТСЯ ПОЭТЫ, НЕ ВРЕМЕННЫЕ, А ВЕЧНЫЕ. иХ ЛИРИЗМ ГОРЕК, ВЕЛИЧЕСТВЕН, ГЛУБОК.       

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья по литературе: "На ветрах времени. Перекличка поэтов двух эпох. Н. Некрасов и Н. Зиновьев. »

С.В. Кураева, учитель русского языка и литературы





На ветрах времени.

Перекличка поэтов двух эпох

(Н.Некрасов и Н.Зиновьев)





Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных созданий

Всегда печальны и верны мечте.

И в хаосе проблем их души

вечно светят тем

Мирам, что заблудились в темноте.

«Мои стихи есть жизнь сама, порой сводящая с ума…»
Н. Черепенникова
                                                                        

«Писатель, если  только  он волн

А  океан – Россия

Не  может  быть  не   возмущен,

Когда   возмущена   стихия».
                                                                                                                                                                           Я.Полонский

















Нравы общества XIX столетия существенно отличаются от тех принципов, которые приемлемы героям XX и XXI веков. Однако общечеловеческие ценности неизменны на протяжении многих поколений. Что такое счастье? Для чего живет человек? Что может дать он людям? В чем истоки трагедии народа? И спор этот не заканчивается, а лишь начинается как разговор об ответственности человека перед судьбой, а так же перед эпохой. Пройдет совсем немного времени, и следующее поколение задастся вопросом: «Зачем я живу?». Каждый ответит на него по-своему. И, вероятно, в этом заключается глубинный смысл разумного человеческого существования в огромной Вселенной. Между поэтами Н.Некрасовым и Н.Зиновьевым больше столетия, но, не смотря на это, они вступают друг с другом в диалог. Потому что проблемы, которых касаются поэты, не временные, а вечные. Их лиризм горяч, горек, величественен, глубок. Это прекрасные души. Кроме того, их чувства необходимы и сейчас, ибо задачи, стоявшие в 70х годах XIX века, еще стоят и перед нами, живущими в XXI веке. Если говорить о народности наших поэтов XIX века, Некрасов, несомненно, ближе к обездоленному народу, его народность самой высокой пробы. Далеко не каждый из отечественных поэтов, по выражению критика Д.И.Писарева, « может быть уверен в том, что его знает Живая Россия». Поэзия Некрасова звучала из самых глубин народного сердца. «Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом». В словах Н. Некрасова, которые можно взять эпиграфом к творчеству поэта, - причина внутренних противоречий в его мировоззрении и творчестве. Поэт - лирик по сути - всю жизнь подчинял своё поэтическое творчество политическим и общественным задачам. Он не ждал для своих «песен» божественных звуков, ниспосланных свыше, а стремился учить свою музу, какой она должна быть. По мнению Некрасова, муза обязана «диктовать» поэту строки, исполненные сострадания к угнетённому и обездоленному народу, быть «музой мести и печали».

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснёшься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил –

Создал песню, подобную стону

И духовно навечно почил?

Как в далеком XIX веке поэт Некрасов прошел «тернистый путь со своей карающей лирой», так в XXI веке его собрат по перу - казачий поэт Н.Зиновьев восстал за Русь христианскую. Слезой исходит для поэта - что душа младенца поруганная - незащищенная Россия и её покорный народ. Ныне его поэтическое слово становится словно лезвие боевого клинка. Он дает острые и беспощадные характеристики своему времени. Как художник Н. Зиновьев обладает удивительной зоркостью. Он, как и Некрасов, видит в окружающей жизни страдания обыкновенных людей и находит нужным заострить на них свое внимание, убежденно полагая, что успешно бороться с равнодушием, злом можно только силой предельного откровения, силой пусть горькой, но правды. Вряд ли оставят читателя равнодушным стихи об очереди в собес, о нищенке, копающейся в мусорном контейнере, об однокласснице Катьке, вышедшей на панель... Новое время - новые приметы. Пожалуй, и не припомнишь случая, чтобы обласканные вниманием столичные поэты снизошли до мусорного ящика. У них другая забота: «пофилософствовать в скорлупке» о высоком предназначении поэзии, низвергнуть своего предшественника или современника, чтобы самому взгромоздиться на пьедестал. Н. Зиновьев глубоко оригинален и неповторим в своих мыслях и чувствах, а художественных средствах их выражения. Он обрел свой оригинальный поэтический стиль, свой меткий, образный язык, основанный на предельной простоте, лишенный подзатертых высоких слов, одинаково доступный как простому человеку, так и истинному ценителю поэзии. В подавляющем большинстве стихотворений ощутима твёрдая власть над словом, которое для Н. Зиновьева дороже любого драгоценного металла. Поэт прямо заявил о том, что является продолжателем традиций тех поэтов, которые, как и он, с любовью и болью писали о России, о её нескончаемых бедах, но с надеждой на лучшее, на то, что лихая година рано или поздно исчерпает себя. Кто же они, русские поэты, которых он осознаёт как родственные души, почитает за учителей, считает своим долгом наследовать и нести в массы их мысли и чувства? Лет пять - шесть назад на встрече с читателями Н. Зиновьев, отвечая на вопрос о своих литературных пристрастиях, назвал своими кумирами Н. Рубцова, Ю. Кузнецова, Б. Пастернака. Но, думается, линия связи с предшествующей русской поэзией тянется гораздо дальше: не только в XX, но и в XIX век. Неслучайно в сборнике (чаще всего в эпиграфах к стихам) упоминаются и Пушкин, и Лермонтов, и Некрасов, и Тютчев, и Блок. Но совершенно очевидно его родство с Н. А. Некрасовым. Оно проявляется в беспредельном чувстве любви Н. Зиновьева к России, к её великому прошлому и к запутанному и непредсказуемому настоящему. Не раз приходилось слышать, что стихи его подчас не только печальны, но и пессимистичны или попросту трагичны. Но Н. Зиновьев никогда не достиг бы больших поэтических высот, если бы не верил в Россию, если бы не находил даже самые малозаметные проблески в её мрачной современной истории, свидетельствующие о том, что рано или поздно она выйдет из затянувшегося экономического и духовного кризиса и обретёт верную дорогу. "Талант Зиновьева, - пишет Валентин Распутин, - отличен от других еще и тем, что он немногословен в стихе и четок в выражении мысли, он строки не навевает, как это часто бывает в поэзии, а вырубает настолько мощной и ударной, неожиданной мыслью, мыслью точной и яркой, что это производит сильное, если не оглушающее впечатление. В стихах Н. Зиновьева говорит сама Россия» Читаем строки Некрасова:                                             

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ,

И бросить хоть единый луч сознанья

На путь, которым Бог тебя ведет.

На смутный день вдали

Идем, но видит Бог,

Шестая часть земли

Уходит из-под ног,

Но мы еще бредем

И знает только Бог

Куда мы упадем, - вторит ему Зиновьев.

Где вы - певцы любви, свободы, мира

И доблести?… Век «крови и меча» !

На трон земли ты посадил банкира

Провозгласил героем палача… Н. Некрасов

Этот мир очень многое может,

Он устроен чертовски мудро:

Лицемерье и ненависть множит,

Умаляя любовь и добро;

Может, сладко пьянея от крови,

За убийства вручать ордена…

Что могу я сказать ему, кроме

«Отойди от меня, Сатана!» Н. Зиновьев. Рать подымается - Неисчислимая!

Сила в ней скажется Несокрушимая! Н. Некрасов.

Сидит, дымит махоркою

Небритый мужичок

Глядит с улыбкой горькою

На свой земли клочок.

Пока он на завалинке,

В нем силы - на щепоть,

Но встанет этот маленький

Не приведи, Господь!..


Н.Зиновьев.

Поэзию Н.Некрасова считали корявой, простонародной, лапотной. Она не гостила в аристократических салонах, её не пускали «в парадный подъезд». По мнению выхолощенных эстетов, от неё дурно пахло.

Блажен незлобливый поэт, В ком мало желчи, много чувства.

Ему так искренен привет

Друзей спокойного искусства,

- с затаенной усмешкой замечал Некрасов. И в тот же год с печалью признавался:


Но рано надо мной отяготели узы

Другой, неласковой и нелюбимой Музы,

Печальной спутницы печальных бедняков,

Рожденных для труда, страданий и оков...

Вот она, судьба великого среди русских народных поэтов. С гневом и горечью исторгались из груди поэта вещие строки.


Вчерашний день, в часу шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бичь свистел, играя... И Музе я сказал: Гляди!

Сестра твоя родная!

Н.Некрасов.

Эти болевые строки родила израненная душа поэта в самом начале его поэтического пути, и они стали высоким девизом некрасовского творчества.

Стиль - это человек. Поэт - это стиль. О своем стиле Некрасов сказал: «Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих!» Но на самом деле «суровость» и «неуклюжесть» - не признак поэтического бессилия, а как раз наоборот - это сознательно выработанный стиль. Традиционно в русской поэзии «суровость», тяжесть, неблагозвучие стиха были приметами гражданской поэзии. Она противопоставляется легкости, напевности, музыкальности «свободной поэзии», свободной от гражданского долга искусством исправлять общество:



Я признан был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ,

И бросить хоть единый луч сознанья

На путь, которым Бог тебя ведет.

Н. Некрасов

А он все ближе, страшный день.

Нам со стола метнут окуски,

Как будто псам. И даже тень

На землю ляжет не по-русски...

Не умирай моя страна!

Под злобный хохот иноверца.

Не умирай! Ну, хочешь, на!

Возьми мое седое сердце.

И тут же сразу вспоминаешь некрасовские строки:

В минуты унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю,

Ещё суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю. Н. Некрасов.

Ни для кого не секрет, что и XXI веке читателю подсовывают второстепенные и третьестепенные имена. Сегодня Россия переполнена «блудными» сыновьями и дочерьми, готовыми питаться с чужого стола. Для них отечественная словесность – слишком пресная пища, они ищут в книге острых ощущений, блестящих пороков. А ведь самое главное, и это высшая задача литературы, читателю предстоит, впитав в себя моральную исповедь книги, подняться в своем развитии выше, стать добрее, чище и научиться распознавать фарисейство и ложь, в какие бы одежды ни рядились и какие лозунги над головой не вздымали.



Шестое чувство позабыто

Или утрачено на век?

Не бытием, устройством быта

Всецело занят человек.

И мир с поэзией не дружен,

В бесовской он погряз гульбе

Но не грусти, Поэт!

Ты нужен

Хотя бы самому себе. Н. Зиновьев









В моей стране так мало света,

Царят в ней деньги и чины.

В моей стране мечта Поэта

Наесться вдоволь ветчины.

Мне за мечту мою не стыдно:

Я и на хлебе протяну.

Срок отведенный, но обидно,

До слёз обидно за страну. Н. Зиновьев



Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Н. Некрасов.

Считая стихи Некрасова грубыми, эстетствующие либералы западного толка отодвигали их в сторону, никогда не выпячивали. Все эти записные глашатом литературной моды и оценщики художественного слова, если не откровенно, то в душе презирали все исключительно русское и, конечно, им колола глаза исключительная русскость Некрасова. К тому же они страшились некрасовской «музы мести и печали».

И вот опять знакомые места,

Где жизнь отцов моих бесплодна и пуста,

Текла среди пиров, бессмысленного чванства

Разврата грязного и мелкого тиранства,

Где рой подавленных и трепетных рабов

Завидовал житью последних барских псов,

Где суждено мне белый свет увидеть,

Где научился я терпеть и ненавидеть.

А разве не исключительной русскостью отличаются стихи Н.Зиновьева. Этот классик XX века – наследник и продолжатель некрасовской традиции, некрасовской мощи.

Моё родное захолустье,

Ты словно создано для грусти:

Кривые хаты, в кочках луг,

На лавках сборища старух,

Прибитых немощью к безделью,

Ночами жуткий плач совы…

Ничтожным поводом к веселью

Обрадуй, Господи! Увы…





Удивительно, как перекликаются стих Н.Некрасова и Н.Зиновьева, когда каждый из поэтов обращается к поре детства.

Оба поэта делают свое «путешествие в детство» событием большой социальной значимости. Невозможно жить без надежды. Надежда Некрасова и Зиновьева – русские дети.

Равнодушно слушая проклятья

В битве с жизнью гибнувших людей,

Из-за них вы слышите ли братья,

Тихий плач и жалобы детей?

Вот идет солдат. Под мышкою

Детский гроб несет детинушка.

На глаза его суровые

Слёзы выжала кручинушка.

А как было живо дитятко,

То и дело говорилося:

«Чтоб ты лопнуло, проклятое!

Да зачем ты и уродилося?»

О трудном детстве в наши дни пишет Н.Зиновьев. О детстве, украденном войной, террором, со слезами сиротства, с невытравленным чувством страха и голода с недетской верой в победу и не по голам ранней сознательностью своей гражданской принадлежности любимой стране, своей неистребимой надеждой не её силу, с обостренной жаждой справедливости на земле, а следовательно торжества мира.



Над клумбой бабочки порхают

И небо льется синевой.

В тени песочницы играют

Солдаты Третьей мировой.

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных, то и знай, -

Сколько добрых, благородных,

Сильно любящей душой

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой.

Да, преображаются наши поэты, становятся удивительно нежными, мягкими, незлобивыми, когда дело касается женщин и детей. «Женская тема у них укрупнена, доведена до масштабов темы общенародной: поэты не просто рисуют ряд выразительных ярких портретов, но и стремятся воссоздать тип «величавой славянки» хранительницы жизни нации.

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц, -

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдет – словно солнце осветит!

Посмотрит – рублем подарит!»…

В игре её конный не словит,

В беде – не сробеет, - спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Вновь тешится ветер с ветлою

Деревня стоит у ручья.

Прошлись по деревне с метлою

Чернобыль, сивуха, Чечня.

Вдов слезы остыли в селеньях,

Но в избах полно сквозняков.

Есть женщины в русских селеньях,

Но нету уже мужиков.

В наши дни поэзия Некрасова отодвигается усерднее, чем когда-либо. Недаром же в учебниках литературы поэт затерялся где-то между Тютчевым и Фетом. А ведь величины в сущности несоизмеримые! Некрасов до сир пор считается неразгаданным в его кристально чистой русскости. А кому познавать?

Одни – стяжатели и воры,

Другие – сладкие певцы,

А третьи…третьи – мудрецы.

Их назначенье разговоры.

Выводи на дорогу тернистую!

Разучился ходить я по ней,

Погрузился я в тину нечистую

Мелких помыслов, мелких страстей.

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!



* * *

Последние дни ли настали

Что воздух так тьмою пропах?

Кумиров пусты пьедесталы,

А Бога все нету в сердцах.

В сердце только ложь и злоба,

А чаще и злоба и ложь.

Не зря из стеклянного гроба

Лукаво так щурится вождь.

У всех нас на звон колоколен

Немотствуют злые сердца.

И щурится вождь. Он доволен.

Исполнено все до конца.

Когда нам хорошо и душа поет от избытка высоких чувств, мы берем в руки томик А.С.Пушкина, когда мы грустим, вспоминая безвозвратно утраченное, и хочется в минуты душевной невзгоды тихой радости, мы тянемся к томику стихов Лермонтова. А когда душа от переизбытка гнева требует бури и мщения, на помощь приходят гневные, кровью обагренные строки Некрасова и Зиновьева.

Покажет Русь, что есть в ней люди,

Что есть грядущее у ней.

Мы песни поем, коль нам плохо

И плачем, коль нам хорошо.

Да мы не от мира. От Бога

Вы нас не заманите ужо.

Теснили нас разные орды.

Врывались к нам в сумрак избы

И конские жаркие морды,

И танков холодные лбы

И был в свое время, как НАТО,

Зело популярен Мамай,

И Гитлер, и … хватит? Не надо?

Ну то-то. Смотри, не замай!

Я примирился с судьбой неизбежною,

Нет ни охоты, ни силы терпеть.

Невыносимую муку кромешную!

Жадно желаю скорей умереть

Вам же – не праздно, друзья благородные,

Жить и в такую могилу сойти,

Чтобы широкие лапти народные

К ней проторим пути…

Сердце ноет от разлада,

Ум собой по горло сыт.

И туман на сучьях сада, как повешенный, висит.

Как привычны мысли эти,

Эта боль на склоне дня,

Если некому на свете

Помолиться за тебя. Два русских поэта, два Николая ведут бой за Души Людские.

* * *

Что общего между поэтами Н. Некрасовым и Н.Зиновьевым? И все - таки есть общий знаменатель, сближающий этих двух поэтов разных эпох. Это готовность ради России пожертвовать чем-то для себя самым дорогим, будь то рай или поэтический дар, без которого жизнь на земле для истинного стихотворца просто немыслима. Хочется особо отметить, что попытка установить кровное родство с великим предшественником сделано не для того, чтобы уличить его в подражательстве. Счастье России, ее спасение, в том, что во все времена, когда ей было трудно, где- то в ее далекой глубинке рождались талантливые люди, способные полезным делом или ярким образным словом посеять в душах людей веру в то, что она не рухнет в пропасть, не даст себя в обиду, рано или поздно обретёт истинную дорогу.

Я примирился с судьбой неизбежную,

Нет ни охоты, ни силы терпеть.

Невыносимую муку кромешную!

Жадно желаю скорей умереть

Вам же - не праздно, друзья благородные,

Жить и в такую могилу сойти,

Чтобы широкие лапти народные К ней проторили пути...

(Н.Некрасов)

* * *

Я наследник любви и печали Моих предков в аду и в раю.

То не гуси в ночи прокричали, - Предки душу узнали мою.

Леденеет ночная округа,

И хрустит под ногами листва.

Я не вырвусь из этого круга,

Круга вечной любви и родства.

И не полнись, душа моя, страхом.

И ты, сердце, не бойся: «А вдруг?»

Никогда не рассыплется прахом

Этот вечностью замкнутый круг.

Н.Зиновьев


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: КУРАЕВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА

Дата: 12.07.2015

Номер свидетельства: 222709


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства