kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко История болезни»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: посредством анализа художественного текста выявить те средства, с помощью которых писатель М.М. Зощенко реализует категорию комического в рассказе; определить вид комического в этом произведении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко История болезни»»

Урок по литературе на тему «Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко "История болезни"»

Цель:  посредством анализа художественного текста выявить те средства, с помощью которых писатель М.М.Зощенко реализует категорию комического в рассказе; определить вид комического в данном произведении.

Оборудование: портрет М.М.Зощенко, иллюстрации к эпизодам рассказа; компьютер.

На  доске: эпиграф к уроку:

Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень острое и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого...

М. Горький

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель:Почему вы смеялись? Что вызвало смех?
Конечно же, в данном контексте присоединение таких прилагательных кажется смешным, т.к., во-первых, они не соответствуют ситуации в тексте; во-вторых, не соответствуют стилю текста.
Именно такое НЕСООТВЕТСТВИЕ (несогласованность, расхождение, противоречие, различие; противоестественность, неестественность, неправильность) и создает ситуацию комического.
Комическое – это средство раскрытия жизненных противоречий через осмеяние. В основе комического – несоответствие норме.

Добрый смех, незлобная насмешка – это…
Скрытая насмешка, создание комического эффекта от намеренного употребления слов со значением, противоположным тому, что желает сказать автор – это….
Изобличение и гневное осмеяние того, что противоречит нравственным законам – это…
Язвительная насмешка, едкая издевка – это…

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель: Давайте вернемся к тексту, который мы вместе с вами создали, и посмотрим, какой вид комического мы использовали (Конечно же, юмор)
– Ну что же, мы с вами попытались создать юмористическое произведение, используя для этого незамысловатые средства. Конечно же, нам трудно состязаться в этом умении с истинными мастерами комического, такими, например, как Михаил Михаилович Зощенко. Обратимся к его творчеству и выясним…

– А что же мы попытаемся выяснить?  Попробуйте сформулировать тему нашего урока, опираясь на ключевые слова: комическое, виды комического, средства создания смешного, рассказ, текст М.Зощенко

– Итак, тема нашего урока: «Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко "История болезни"» 


– Итак, рассказ носит интересное название – «История болезни».
– Какие ассоциации возникают у человека при слове «болезнь»?
– А что вызвало ваш смех после прочтения рассказа, что показалось смешным?
– Как же можно в одном рассказе сочетать комическое и трагическое? С помощью каких средств удается писателю заставить читателей улыбаться, смеяться? Вы можете ответить на этот вопрос?

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Вопросы для каждого из членов группы 

1. Выпишите фразы, предложения, словосочетания, характеризующие деятельность медицинского персонала, больницы.
Например: плакат: «Выдача трупов от 3-х до 4-х»
Выпишите данные слова и фразы
2. Проанализируйте речь героев в данном отрывке. Выпишите просторечные, разговорные слова, слова-паразиты, пословицы, фразеологизмы.
Например:  хворать, дома и солома едома.
Выпишите данные слова и фразы
3. Выпишите слова высокого стиля, канцеляризмы.  Например: предпочитаю, воззвание, тогда и критикуйте..

4. Обратите внимание на синтаксис, используемый автором в данном отрывке. Определите, какие предложения преобладают: простые или сложные, короткие или длинные? Выпишите эти короткие фразы. Посмотрите, есть ли вводные слова и словосочетания. Выпишите такие слова.
Например: и тут сестричка подскочила.  Как говорится,
5. Обратите внимание на описание мимики, жестов героев. Выпишите слова, характеризующие их.
Например:  закачался на ногах.
V. Обсуждение результатов работы каждой группы. Защита своих работ. Анализ

Каждая группа вывешивает свои сводные таблицы, комментирует выбор средств и делает вывод: к какому типу комического можно отнести рассказ М.М.Зощенко.

VI. Подведение итогов. Рефлексия

– Проанализировав средства создания комического в рассказе, давайте ответим на вопросы:
– Что или кого высмеивает Зощенко в этом рассказе?
– О какой болезни идет речь?
– Можем мы теперь определить: что использовал Зощенко в своем рассказе:  юмор, иронию или сатиру?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко История болезни»

Автор: Глазкова Наталья Петровна

Дата: 17.04.2022

Номер свидетельства: 605010


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства