«Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко История болезни»
«Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко История болезни»
Цель: посредством анализа художественного текста выявить те средства, с помощью которых писатель М.М. Зощенко реализует категорию комического в рассказе; определить вид комического в этом произведении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко История болезни»»
Урок по литературе на тему «Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко "История болезни"»
Цель: посредством анализа художественного текста выявить те средства, с помощью которых писатель М.М.Зощенко реализует категорию комического в рассказе; определить вид комического в данном произведении.
Оборудование: портрет М.М.Зощенко, иллюстрации к эпизодам рассказа; компьютер.
На доске: эпиграф к уроку:
Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень острое и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого...
М. Горький
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
II. Актуализация знаний
Учитель:Почему вы смеялись? Что вызвало смех? Конечно же, в данном контексте присоединение таких прилагательных кажется смешным, т.к., во-первых, они не соответствуют ситуации в тексте; во-вторых, не соответствуют стилю текста. Именно такое НЕСООТВЕТСТВИЕ (несогласованность, расхождение, противоречие, различие; противоестественность, неестественность, неправильность) и создает ситуацию комического. Комическое – это средство раскрытия жизненных противоречий через осмеяние. В основе комического – несоответствие норме.
Добрый смех, незлобная насмешка – это… Скрытая насмешка, создание комического эффекта от намеренного употребления слов со значением, противоположным тому, что желает сказать автор – это…. Изобличение и гневное осмеяние того, что противоречит нравственным законам – это… Язвительная насмешка, едкая издевка – это…
III.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель: Давайте вернемся к тексту, который мы вместе с вами создали, и посмотрим, какой вид комического мы использовали (Конечно же, юмор) – Ну что же, мы с вами попытались создать юмористическое произведение, используя для этого незамысловатые средства. Конечно же, нам трудно состязаться в этом умении с истинными мастерами комического, такими, например, как Михаил Михаилович Зощенко. Обратимся к его творчеству и выясним…
– А что же мы попытаемся выяснить? Попробуйте сформулировать тему нашего урока, опираясь на ключевые слова: комическое, виды комического, средства создания смешного, рассказ, текст М.Зощенко.
– Итак, тема нашего урока: «Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко "История болезни"»
– Итак, рассказ носит интересное название – «История болезни». – Какие ассоциации возникают у человека при слове «болезнь»? – А что вызвало ваш смех после прочтения рассказа, что показалось смешным? – Как же можно в одном рассказе сочетать комическое и трагическое? С помощью каких средств удается писателю заставить читателей улыбаться, смеяться? Вы можете ответить на этот вопрос?
IV.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Вопросы для каждого из членов группы
1. Выпишите фразы, предложения, словосочетания, характеризующие деятельность медицинского персонала, больницы. Например: плакат: «Выдача трупов от 3-х до 4-х» Выпишите данные слова и фразы 2. Проанализируйте речь героев в данном отрывке. Выпишите просторечные, разговорные слова, слова-паразиты, пословицы, фразеологизмы. Например: хворать, дома и солома едома. Выпишите данные слова и фразы 3. Выпишите слова высокого стиля, канцеляризмы. Например: предпочитаю, воззвание, тогда и критикуйте..
4. Обратите внимание на синтаксис, используемый автором в данном отрывке. Определите, какие предложения преобладают: простые или сложные, короткие или длинные? Выпишите эти короткие фразы. Посмотрите, есть ли вводные слова и словосочетания. Выпишите такие слова. Например:и тут сестричка подскочила. Как говорится, 5. Обратите внимание на описание мимики, жестов героев. Выпишите слова, характеризующие их. Например: закачался на ногах. V. Обсуждение результатов работы каждой группы. Защита своих работ. Анализ
Каждая группа вывешивает свои сводные таблицы, комментирует выбор средств и делает вывод: к какому типу комического можно отнести рассказ М.М.Зощенко.
VI.Подведение итогов. Рефлексия
– Проанализировав средства создания комического в рассказе, давайте ответим на вопросы: – Что или кого высмеивает Зощенко в этом рассказе? – О какой болезни идет речь? – Можем мы теперь определить: что использовал Зощенко в своем рассказе: юмор, иронию или сатиру?