kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Спор нельзя решать железом". (по роману Б.Пастернака "Доктор Живаго")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для знакомства с романом "Доктор Живаго" Б.Пастернака

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Спор нельзя решать железом". (по роману Б.Пастернака "Доктор Живаго")»

Тема урока: «Спор нельзя решать железом…» - роман Б.Л.Пастернака

«Доктор Живаго» как духовное завещание автора

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок – исследование

Цели урока.

Образовательная: подчеркнуть, что для автора важно было поведать о «самом

дорогом и важном, земле и небе, большом горячем чувстве,

духе творчества, жизни и смерти...", раскрыть художественное

своеобразие романа Пастернака, когда духовные, социальные,

природные связи, разобщенные в романе, выстраиваются в

единое целое в «Стихах Юрия Живаго», подчеркнуть

христианские мотивы как основополагающие для романа

Развивающая: формировать умение обобщать, сравнивать, сопоставлять,

делать выводы; развивать аналитическое мышление,

творческие способности, монологическую речь.

Воспитательная: воспитание любви к творчеству поэтов, чья гражданская позиция,

твердость и мужество способствовали нравственному

оздоровлению общества, развитию духовности.

Оборудование урока: выставка книг, тексты произведений, мультимедийный

проектор, видеосюжет о Гефсиманском саде и

стихотворении Б.Пастернака на сайте video.mail.ru 

Опережающие задания: сообщения учащихся:

«Я пишу сейчас большой роман в прозе …» - история создания

романа «Доктор Живаго»

«Все названо, просто, прозрачно…» О смысле названия

романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

Все распутано, все названо, просто, прозрачно, печально.

Еще раз, освеженно, по-новому даны определения

самому дорогому и важному, земле и небу, большому

горячему чувству, духу творчества, жизни и смерти..."

Б.Пастернак. Из письма Н. Табидзе. 1955


Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: "Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.
Б. Пастернак. «Гефсиманский сад»

План урока.

1. Вступительное слово учителя: «Потребовалась целая жизнь…» - о сути и

значении романа «Доктор Живаго»

2. Сообщение учащегося: «Я пишу сейчас большой роман в прозе …» - история

создания романа «Доктор Живаго»

3. Сообщение учащегося: «Все названо, просто, прозрачно…» О смысле названия

романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

4. Продолжение лекции учителя: "Я решил, что буду писать, как пишут письма…»

- о жанре «Доктор Живаго»

5. Общая характеристика романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»:

о фабуле, сюжете и композиции

6. «Спор нельзя решать железом…» - роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

как духовное завещание автора

7. О лирическом герое романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

8. Заключение: «Силу подлости и злобы одолеет дух добра».

Проблемные вопросы:

  • В чем художественное своеобразие романа Пастернака?

  • Почему роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» называют духовым завещанием, «духовной автобиографией автора» (Д.С.Лихачев)?

  • Что объединяет отрывок из ч.4. гл 11в прозе и стихотворение «Гефсиманский сад»? Как соотносятся проза и стихи в романе?

  • Какая мысль Иисуса, высказанная перед учениками

в Гефсиманском саду, особенно дорога автору?

  • Какое место в романе занимают христианские мотивы?

1. Вступительное слово учителя: «Потребовалась целая жизнь…» - Пастернак о творческом замысле романа «Доктор Живаго»

«У народа, лишенного общественной свободы, литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести, - заметил Герцен А. И. Такой книгой «возмущенной совести», книгой – исповедью, манифестом, духовным завещанием народу стала книга Пастернака «Доктор Живаго»

В письме к известному музыковеду П. П. Сувчинскому (1958), Пастернак, характеризуя творческий замысел романа «Доктор Живаго», написал следующее: "Потребовалась целая жизнь, ушедшая на то, что называлось модернизмом, на фрагментаризм, на формы: политические, эстетические, мировоззрительные формы, на направления, левые и правые, на споры направлений...

И жалки те, кто хранит верность бесполезной косности старых определившихся принципов, соперничеству идей и велениям былой, на пустяки растраченной новизны, а не смиряется перед простодушием и младенческой неиспорченностью свежего, едва народившегося, векового содержания. Надо было именно перестать принимать во внимание привычное, установившееся и в своем значении сплошь такое фальшивое, надо было душе с ее совестью, способностями познания, страстью, любовью и нелюбовью дать право на полный, давно назревший переворот, который перевел бы ее из ее неудобной, вынужденной скрюченности в более свойственное ей, свободное, естественное положение. Вот в чем, собственно говоря, вся суть и значение "Доктора Живаго"".

Вот так – распрямиться душе, избавиться от «скрюченности», т.е. страха – это задача по плечу только человеку большого гражданского мужества, истинному Мастеру. Таким и был Пастернак. Такой и стала его книга – о «духе творчества, жизни и смерти..."

  • Как же она создавалась? Почему так дорога автору?

  • Кто её герои? Как они размышляют о жизни и смерти?

Как они любили?

  • Чьим заветам они следовали?

  • Что считали нравственным и что безнравственным?

  • Можно ли считать книгу развернутой метафорой Евангелия?

  • Какая мысль Иисуса, высказанная перед учениками

в Гефсиманском саду, особенно дорога автору?

Ответить на эти и другие вопросы – цель нашего урока.

2. Сообщение учащегося: «Я пишу сейчас большой роман в прозе …» - история создания романа «Доктор Живаго»

«Физическая мечта о книге», которая «есть кубический кусок горячей, дымящейся совести - и больше ничего», владела Пастернаком с первых шагов в литературе. "Стихи значат гораздо меньше для меня, чем Вы, по-видимому, думаете, - писал Пастернак в мае 1956 г. одной из своих корреспонденток, возражая против трактовки его как поэта по преимуществу. - Они должны уравновешиваться и идти рядом с большой прозой…"

В 1930–1940 годы эта мечта усиливается. И вот с 1945 по 1955 годы (10 лет работал автор над романом) - в муках, не пишется – рождается роман «Доктор Живаго», во многом автобиографическое повествование о судьбе русской интеллигенции в первой половине ХХ века. Произведение, в котором, по словам автора «все распутано, все названо, просто, прозрачно, печально, еще раз освеженно, по-новому даны определения…»

После очередных нападок - публикации грубого стихотворного фельетона

Я. Сашина "Запущенный сад" в "Литературной газете" (15 марта 1947 года), высмеивающего стихи Пастернака, - поэт, привычно не обратив никакого внимания, пишет одной из своих корреспонденток:

"… Я пишу сейчас большой роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским и Есениным, может быть). Он умрет в 1929 году. От него останется книга стихов, составляющая одну из глав второй части. Время, обнимаемое романом, 1903-1945 гг. По духу это нечто среднее между Карамазовыми и Вильгельмом Мейстером".

Вот такой видит будущую книгу автор: она будет состоять из двух книг,

(заканчивать вторую книгу будет книга стихов главного героя), её главным героем будет поэт, по профессии доктор, события книги будут повествовать о самом трагическом периоде русской истории с 1903 по 1945 год.

  • Почему свой роман Пастернак считает главным делом жизни?

Вывод: Пастернаку хотелось оставить произведение, в котором был бы передан дух эпохи, размышления о «самом дорогом и важном»

3. Сообщение учащегося: «Все названо, просто, прозрачно…» О смысле

названия романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

Если рассмотреть варианты заглавия романа Пастернака: «Мальчики и девочки», взятое из стихотворения А.Блока «Вербная суббота», «Опыт русского Фауста», «Смерти не будет», «Из неопубликованных бумаг семьи Живаго», «Нормы русского благородства», «Зимний воздух», «Живые, мертвые и воскресающие», «Свеча горела», то просто простое их перечисление уже свидетельствует о проблематике, о главных темах, которые волновали автора.

В 1948 году, наконец, появилось окончательное название - «Доктор Живаго».

По свидетельству писателя В.Шаламова, Б.Пастернак так объяснял выбор фамилии для своего героя: “Фамилия моего героя? Это история непростая. Ещё в детстве я был поражён, взволнован строками из молитвы церковной Православной Церкви: «Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго». Я повторил эту строчку и по-детски ставил запятую после слова «Бога». Получилось таинственное имя Христа «Живаго». Но не о живом Боге думал я, а о новом, только для меня доступном его имени «Живаго». Вся жизнь понадобилась на то, чтобы это детское ощущение сделать реальностью — назвать именем героя моего романа” (Разговор о самом главном // Переписка Б.Л. Пастернака и В.Т. Шаламова // Юность. 1988. № 10).

Фамилия «Живаго» этимологически связана со словом «живой». Живаго — форма родительного и винительного падежей слова «живой» в древнерусском языке. Живаго - хранитель жизни, сберегатель её, ведь и профессия главного героя - доктор - тоже связана с сохранением жизни.

  • Как работа над выбором названия романа помогает определить,

выявить его смысл? (см. начало п.3)

4. Продолжение лекции учителя: "Я решил, что буду писать, как пишут письма…» - о жанре «Доктор Живаго»

В письме к В. П. Полонскому (1921), оценивая внутренние мотивы повести "Детство Люверс" Пастернак пишет: "...Я решил, что буду писать, как пишут письма, не по-современному, раскрывая читателю все, что думаю и думаю ему сказать, воздерживаясь от технических эффектов, фабрикуемых вне его

поля зрения и подаваемых ему в готовом виде..."

В 1935 году при встрече с критиком А. К. Тарасенковым заметил: «…Я хочу добиться сжатости Пушкина. Хочу налить вещь свинцом фактов. Факты, факты... Вот возьмите Достоевского - у него нигде нет специальных пейзажных кусков,- а пейзаж Петербурга присутствует во всех его вещах, хоть они и переполнены одними фактами. Мы с потерей Чехова утеряли искусство прозы. Очень трудно мне писать настоящую прозаическую вещь, ибо кроме личной поэтической традиции здесь примешивается давление очень сильной поэтической традиции XX века на всю нашу литературу. Моя вещь будет попыткой закончить все мои незаконченные прозаические произведения. Это продолжение "Детства Люверс". Это будет дом, комнаты, улицы - и нити, тянущиеся от них повсюду. Нужны факты жизни, ценные сами по себе...»

Сравним характеристику стилистических поисков Юрия Живаго в романе: "Всю жизнь мечтал он об оригинальности сглаженной и приглушенной, внешне неузнаваемой и скрытой под покровом общеупотребительной и привычной формы, всю жизнь стремился к выработке того сдержанного, непритязательного слога, при котором читатель и слушатель овладевают содержанием, сами не замечая, каким способом они его усваивают...»

Думается, что эти эстетические посылы в полной мере определены в романе «Доктор Живаго», жанр которого академик Д.С. Лихачёв, например, определяет

«большое лирическое произведение», «духовную автобиографию Пастернака», в которой объединились лирическое и эпическое начала. (Д.С. Лихачёв. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»// Новый мир. 1988. N 1).

  • Каковы особенности жанра романа в произведении Пастернака?

Вывод: Жанр романа в произведении Пастернака приобретает новые черты -

роман - исповедь, манифест, духовное завещание народу. Его можно так же определить как роман - связующая нить «порвавшихся времен», роман - «судьбы скрещенье», роман - житие.

5. Общая характеристика романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»: о фабуле,

сюжете и композиции

(В заданиях ЕГЭ – 2010 есть немало заданий, связанных с теорией

литературы, есть смысл, некоторые понятия освежить.)

5.1 Фабула - (от лат. fabula - рассказ, повествование) - цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета.

Роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на

фоне самого драматического периода русской истории и хронологически охватывает почти полвека: с 1903 по 1929, а с эпилогом – до начала 50-х годов

В центре романа судьба лирического героя Юрия Андреевича Живаго, врача по образованию, философа, поэта, за которым мы следим на протяжении четверти века:

в 1903 году мы видим его 10 - летним «курносым» мальчишкой, а расстаемся с ним уже в 1929 году – в неполные сорок лет - измученным, умирающим, не принимающим новых реалий страны.

За «двенадцать лет школы, средней и высшей» Живаго получил образование, характерное для его круга, основанное на идеях христианства, свободы личности и «дворянского чувства равенства со всем живущим». Трагедия поколения Живаго в том, что они стали свидетелями «страшных лет России», когда все понятия, усвоенные в детстве, подверглись жесткой ревизии. Столкновения с разрушительной стихией революции Юрий Живаго не выдерживает, он умирает, оставив после себя тетрадь с 25 стихотворениями, в которых в поэтической форме дается оценка всего происходящего, обновляется нарушенная целостность мира

Произведение густо «населено». Крупным планом даны портреты историка и философа Веденяпина, ученого-химика Громеко, промышленника и мецената Кологривова, беспринципного адвокат Комаровского и многих других.

Роман пронизан высокой поэтикой и затрагивает сокровенные вопросы человеческой жизни — тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, «земли и неба, большого горячего чувства, духа творчества…»

«Это роман о том, как «отдельная человеческая жизнь стала Божьей повестью, наполнила своим содержанием пространство вселенной”.

  • Судьба какого героя составляет основу фабулы романа?(см. выше)

    1. Сюжет (от франц. sujet - предмет) - событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, "образ события или цепи событий", в котором выделяют такие структурные элементы, как завязка, развитие действия, кульминация и развязка

  • Какие сюжетные линии вам запомнились? Какие из них показались важными?

  • В чем своеобразие сюжета романа «Доктор Живаго»?

Вывод: Уже в начале романа перед читателем возникает плотный сюжетный узел, в котором сплетаются незримо судьбы большинства основных персонажей романа: Юрия Живаго, его дяди Николая Николаевича Веденяпина, которому отдана
роль главного толкователя исторических событий; Лары, возлюбленной
Юрии Живаго и жены Павла Антипова - Стрельникова, Ники Дудорова, чей путь пунктиром прослеживается до конца романа.
   В поезде, идущем по равнине вблизи усадьбы, в которой живет Ника Дудоров, совершается самоубийство отца Юрия Живаго, свидетелем которого становится другой персонаж, Миша Гордон, а также будущий революционер Тиверзин, с которыми также будет связана судьба Юрия. В этом же поезде едет «плотный, наглый, гладко выбритый и щеголеватый адвокат» Комаровский, сыгравший злую роль в судьбе Лары и Юры, ставший почти прямым виновником самоубийства
отца Юрия.

   Создается впечатление, что сюжетные линии автором переплетены искусственно, слишком много совпадений. Но при ближайшем рассмотрении понимаешь, что все эти совпадения нужны автору для того, чтобы выстроить причинно-следственные явления в их непрерывной цепи.

Если следовать традиционной структуре сюжета, то можно следующие элементы:

завязка: часть 3, гл.10 - в рождественский вечер еще совсем юные
Павел Антипов и Лара говорят о своей судьбе в полутемной комнатке при зажженной свече в Камергерском переулке. Эту свечу замечает с улицы Юрий Живаго, еще совсем не знакомый с ними, и с этого увиденного пламени свечи («Свеча горела на столе, свеча горела») начинается роковое притяжение героев друг к другу, начинается творчество, поэзия.

развитие действия: ч. 4 – 16 - изображение «страшных лет России»

через призму человеческих душ, переживания творческой личности, которая попала на перекрёсток зла и насилия, и смогла сохранить в себе свободу и живой дух.

кульминация: ч.15 гл 12 - сцена смерти Живаго.

В трамвайном вагоне у доктора начинается сердечный приступ. «Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья...» Перед нами воплощение задохнувшейся жизни, задохнувшейся оттого, что попала в ту полосу исторических испытаний и катастроф, которая вошла в жизнь России с 1917 года. Эта кульминация подготовлена всем развитием романа, когда и герой, и автор все острее воспринимали события как насилие над жизнью.

развязка: 17 ч романа – стихи Юрия Живаго как духовное завещание своим потомкам, уход в бессмертие.
5.3 Композиция - (от лат. compositio - составление, соединение, сложение) - построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора. В самом общем виде выделяют линейную (например, роман И.А. Гончарова "Обыкновенная история"), инверсионную (например, рассказ И.А. Бунина "Легкое дыхание"), кольцевую (например, рассказ В. Набокова "Круг") и т. д. К.

Роман состоит из двух частей: прозаической и поэтической. Шестнадцать частей романа повествуют о людях, событиях большой истории, трагических судьбах Юрия Живаго, Тони, Лары Гишар -Антиповой, Павла Антипова - Стрельникова и других героев, о России в предреволюционные и послереволюционные годы. В последней, семнадцатой части, весь этот обширный материал как будто заново повторяется, но на этот раз уже в поэзии.

Кольцевая композиция романа

Композиция цикла стихов напоминает композицию романа, который построен по принципу контрапункта.

Контрапункт – это объединение относительно независимых сюжетных линий, которые сходятся и расходятся между собой и развиваются с разной скоростью.
Принцип контрапункта дает возможность художнику слова отразить картину дисгармонии мира. Но Пастернак нашёл форму не только романного, но и поэтического контрапункта в цикле «Стихи Юрия Живаго». Казалось бы, отдельно развиваются евангельская тема, линия любви, изменения в природе, но в поэзии контрапункт отражает не только общий распад, а и обновляет нарушенную целостность мира. Духовные, социальные, природные связи, которые не могли объединиться в романе, выстраиваются в «Стихах Юрия Живаго». Идея гармонии в противовес разорванным связям очень важна для автора.

Сравните с текстом в романе: «Он еще с гимназических лет мечтал о прозе, о книге жизнеописаний, куда бы он в виде скрытых взрывчатых гнезд мог вставлять самое ошеломляющее из того, что он успел увидать и передумать…»


  • Что такое контрапункт?

  • Из каких частей состоит роман?

  • В чем особенности композиции романа и как она помогает раскрыть

важнейшие проблемы романа? (см. выше)

6. «Спор нельзя решать железом…» - роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

как духовное завещание автора

А теперь мы обратимся к главной теме нашего урока, к поэтике романа и посмотрим, как, из каких «кирпичиков» строит свой роман Пастернак, как выражает дорогие для себя мысли


  • Перечитайте отрывки из ч. 11, гл 4

«Партизанская цепь, в которой застигнутый огнем доктор залег рядом с телеграфистом отряда, занимала лесную опушку. За спиною партизан была тайга, впереди - открытая поляна, оголенное незащищенное пространство, по которому шли белые, наступая.

Они приближались и были уже близко. Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. Это были мальчики и юноши из невоенных слоев столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. Но тон задавали первые, молодежь, студенты первокурсники и гимназисты восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы.

Доктор не знал никого из них, но лица половины казались ему привычными, виденными, знакомыми. Одни напоминали ему былых школьных товарищей. Может статься, это были их младшие братья?

Все его сочувствие было на стороне героически гибнувших детей.

Но телефонист был мертв. Чтобы в этом удостовериться окончательно, Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. Оно не работало.

На шее у убитого висела ладанка на снурке. Юрий Андреевич снял ее. В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стершаяся по краям сгибов бумажка. Доктор развернул ее наполовину распавшиеся и рассыпающиеся доли.

Бумажка содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника от повторения к повторению. Отрывки церковно-славянского текста были переписаны в грамотке по-русски.

В псалме говорится: Живый в помощи Вышнего. В грамотке это стало заглавием заговора: "Живые помощи". Стих псалма: "Не убоишися... от срелы летящия во дни (днем)" превратился в слова ободрения: "Не бойся стрелы летящей войны". "Яко позна имя мое", - говорит псалом. А грамотка: "Поздно имя мое". "С ним есмь в скорби, изму его..." стало в грамотке "Скоро в зиму его".

Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль.

От телефониста Юрий Андреевич перешел на поляну к телу убитого им молодого белогвардейца. На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания. "Зачем я убил его?" - подумал доктор.

Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул ее полы. На подкладке по каллиграфической прописи, старательно и любящею рукою, наверное, материнскою, было вышито: Сережа Ранцевич, - имя и фамилия убитого.

Сквозь пройму Сережиной рубашки вывалились вон и свесились

на цепочке наружу крестик, медальон и еще какой-то плоский золотой футлярчик или тавлинка с поврежденной, как бы гвоздем вдавленной крышкой. Футлярчик был полураскрыт. Из него вывалилась сложенная бумажка. Доктор развернул ее и глазам своим не поверил. Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности».

Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных

не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых

прикалывали на поле.

  • На чьей стороне было сочувствие доктора?

  • Что автор подчеркивает в описании белых?

  • В чем символичность находки доктора - извлечения из девяностого псалма –

грамотки, найденной и у воина – красноармейца, и у представителя белой армии?

  • Каково отношение автора к братоубийственной войне? К какому выводу подводит читателя Пастернак, какая мысль ему особенно дорога? В чем мысли Пастернака совпадают с позицией Волошина. Цветаевой, Булгакова?

Вывод: «Где свой, где чужой?» - вопрошала в своем стихотворении М.Цветаева.

Булгаков в романе «Белая гвардия» попытался занять объективную позицию - встать «над схваткой». Максимилиан Волошин в стихотворении «Гражданская война» утверждал:

В тех и в других война вдохнула

Гнев, жадность, мрачный хмель разгула… Шолохов в романе «Тихий Дон» призывал: «Не осудите братья брата…». Продолжая традиции русской классики, Пастернак говорит о ценности каждой человеческой жизни, о том, что у белых и у красных общие нравственные, христианские традиции. Братоубийственная война, когда «озверение воюющих к этому времени достигло предела» (ч. 11, гл. 4), «человеческие законы цивилизации кончились…» (ч. 13, гл. 2), «во все места стали назначать комиссаров с неограниченными полномочиями, людей железной воли, вооружённых мерами устрашения и наганами” (ч. 6, гл. 9) – безнравственна, противоречит законам жизни, христианской морали.

"Зачем я убил его?"- задает себе вопрос главный герой романа. «Зачем русские люди убивают друг друга?» - спрашиваем мы вслед за автором.

  • Перечитайте стихотворение «Гефсиманский сад» из 17ч. романа «Стихи Юрия Живаго»:

ГЕФСИМАНСКИЙ САД
Мерцаньем звезд далеких безразлично

Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.

Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.

В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: "Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной".

Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.

Ночная даль теперь казалась краем

Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.

И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца.

Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле.

Он разбудил их: "Вас Господь сподобил
Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников себя предаст".


И лишь сказал, неведомо откуда

Толпа рабов и скопище бродяг,

Огни, мечи и впереди - Иуда
С предательским лобзаньем на устах.


Петр дал мечом отпор головорезам

И ухо одному из них отсек.
Но слышит: "Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.

Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы мне сюда?
И, волоска тогда на мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.


Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты".

  • Что такое Гефсима́ния, Гефсима́нский сад?

  • Какое средство художественной выразительности и с какой целью применил автор в строках «Мерцаньем звезд далеких безразлично //Был поворот дороги озарен»?

  • Как вы понимаете строки «Седые серебристые маслины// Пытались вдаль по воздуху шагнуть»? Какой вид тропа использует здесь автор?

  • Для чего, по мнению автора, Иисус «отказался без противоборства,//Как от вещей, полученных взаймы…»

  • Почему он решил быть «теперь, как смертные, как мы»?

  • В каких строках, по – вашему, выражена главная мысль?

  • Какую мысль Пастернак хотел подчеркнуть в последней строфе?

  • Что объединяет отрывок из ч.4. гл 11в прозе и стихотворение «Гефсиманский сад»? Как соотносятся проза и стихи в романе?

Историческая справка:

Гефсима́ния (греч. Γεθσημανί; от ивр. גת שמנים‎, гат шманим; арам. גת שמנא, гат шамна — букв. «масличный пресс») — местность (или село) у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, восточнее Старого города Иерусалима (в Восточном Иерусалиме), в Израиле.

Гефсима́нский сад — в настоящее время небольшой сад (47 x 50 м) в Гефсимании, традиционно почитается как место моления Иисуса Христа в ночь ареста. Здесь растут восемь очень древних олив, возраст которых, по некоторым данным, превышает 2000 лет. В евангельские времена так называлась вся долина, лежащая у подошвы Елеонской горы и гробницы Богородицы.
Вывод: Гефсиманский сад – это место размышлений Христа о людях, о мире и своей Божьей обречённости, место, где в минуту замешательства, слабости он обратился к Богу «…чтоб эта чаша смерти меня миновала…». Сравните со строками из первого стихотворения цикла «Стихи Юрия Живаго» «Гамлет»:

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронести

Чаша смерти - открытая евангельская реминисценция: “Да минует меня чаша сия!” Слова из молитвы Христа в Гефсиманском саду перед тем, “как возложили руки на Иисуса Христа и взяли его. И отошед немного, пал на Лице Свое, молился и говорил: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия»” (Мф. 26, 39).

Инверсия «звезд далеких» и наречие « безразлично», олицетворение «Седые серебристые маслины //Пытались вдаль по воздуху шагнуть…» создают пространственную картину стихотворения. Сравнительный оборот «И был теперь, как смертные, как мы» позволяет говорить о муках и сомнениях Христа, который своим примером хочет подбодрить своих учеников, решает «в добровольных муках в гроб сойти» во имя веры и спасения людей. Главная же мысль стихотворения заключена в строках:

Но слышит: "Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек
.
Так звучат слова Христа, обращенные к апостолу Петру, защищавшему мечом Иисуса от тех, кто при­шел его схватить и предать мучительной смерти. Христос говорит, что «Спор нельзя решать железом»; и потому Иисус приказывает Петру: «Вложи свой меч на место, человек». Перед нами, в сущности, оценка Юрием Живаго тех событий, которые происходят в его стране и во всем мире. Это отказ «железу», оружию в воз­можности решить исторический спор, установить ис­тину.

Об этом же и свидетельствует прозаическая часть романа - ч.4. гл.11. – «Зачем я убил его?». Это тоже призыв «вложить свой меч» как недостаточный аргумент для решения споров и выяснения истины.

Цикл «Стихи Юрия Живаго», в который и входит стихотворение «Гефсиманский сад» – это свидетельство его размышлений о своем времени и о себе. Перед нами не просто небольшой сбор­ник стихотворений, но цельная книга, имеющая собственную строго продуманную кольцевую композицию: открывается книга стихо­творений стихотворением «Гамлет» - темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности, а заканчивается стихотворением «Гефсиманский сад» - темой доброволь­ного их принятия и искупительной жертвы. Духовные, социальные, природные связи, которые не могли объединиться в романе, выстраиваются в «Стихах Юрия Живаго». Цент­ральным же образом книги является образ горящей свечи, той свечи, с которой Живаго начался как поэт

Дома попробуйте самостоятельно соотнести следующие отрывки прозы и поэзии

с важными для автора проблемами и мыслями:

Проза

Поэзия

Гл 17. «Стихи Юрия Живаго»

Тема

«Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон.

Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало. "Свеча горела на столе. Свеча горела..." - шептал Юра про себя начало чего-то смутного неоформившегося, в надежде, что продолжение придет само собой, без принуждения…»

Ч.3, гл.10

Стих. 15 «Зимняя ночь»

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.


Тема творчества как божьего света

“Она была наполовину в снегу, наполовину в обмёрзших листьях и ягодах, и простирала две заснеженные ветки вперёд навстречу ему. Он вспомнил большие белые руки Лары, круглые, щедрые, и, ухватившись за них, притянул дерево к себе. Словно сознательным ответным движеньем рябина осыпала его снегом с головы до ног...” (часть 12, гл. 9)

Стих. 17. «Свидание»

Деревья и ограды

Уходят вдаль, во мглу,

Одна средь снегопада

Стоишь ты на углу

Образ женщины как «самого недосягаемыого и сложного из всего, что мог себе представить Юра»

«Что же мешает мне служить, лечить и писать? Я думаю, не лишения и скитания, не неустойчивость и частые перемены, а господствующий в наши дни дух трескучей фразы... вот это самое: заря грядущего, построение нового мира, светочи человечества». (ч. 9, гл. 7)

Стих 22. «Дурные дни»

И темными силами храма

Он отдан подонкам на суд,

И с пылкостью тою же самой,

Как славили прежде, клянут

Человек и история, человек и власть


7. О лирическом герое романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» - Юрии Живаго

  • Под влиянием каких людей формировалось мировоззрение лирического героя?

  • Как отразились на его судьбе катаклизмы начала века

  • Какой он увидел Гражданскую войну?

  • Что значит для него творчество?

  • Что значит для него любовь?

Вывод: В десятилетнем возрасте он, «курносый мальчишка» остается сиротой – умирает мать (с её похорон начинается роман), а отец, бывший владелец мануфактуры, банка, дома давно уже «просадивший и развеявший по ветру их миллионное состояние», кончает жизнь самоубийством, выбросившись на ходу из курьерского

поезда. Опекуном мальчика становится Николай Николаевич Веденяпин, «расстриженный по собственному прошению священник», брат покойной, дядя Юры, которого мальчик уважал, за то, что «он был похож на маму», «был человеком свободным, лишенным предубеждения против чего бы то ни было непривычного», имел «дворянское чувство равенства со всем живущим». Дядя привозит Юру в Москву и поселяет в семье профессора Громеко, где и происходит взросление мальчика.

«Он чувствовал себя стоящим на равной ноге со вселенною...» В1908 году Живаго поступает в университет на медицинский факультет В университете он увлекся философией и поэзией. За год до окончания университета, «Юра писал свое ученое сочинение о нервных элементах сетчатки на соискание университетской золотой медали». «Все эти двенадцать лет школы, средней и высшей, Юра занимался древностью и законом Божьим, преданиями и поэтами, науками о прошлом и природе, как семейной хроникой родного дома, как своей родословной... все вещи были словами его словаря. Он чувствовал себя стоящим на равной ноге со вселенною...» То есть он получает образование, характерное для его круга, основанное на идеях христианства, свободы личности и «дворянского чувства равенства со всем живущим»

1911 год (за год до окончания университета) стал переломным в жизни Юрия Живаго. О нем рассказано в третьей части романа «Ёлка у Свентицких».

Именно тогда он начинает осознавать, что Тоня Громеко, с которой они «прожили шесть лет бок о бок начало отрочества и конец детства», «знали друг друга до мельчайших подробностей», «оказалась женщиной», «самым недосягаемым и сложным из всего, что мог себе представить Юра». «И он преисполнился к ней тем горячим сочувствием и робким изумлением, которое есть начало страсти». Они поженились. В этом же году он во второй раз увидел Лару,

«представительницу самой жизни, самого существования», вместе с которой в его жизнь входят размышления о судьбе России, о революции, природе. Глубокое чувство к Ларе он пронесет через всю свою жизнь.

«Мы – дети страшных лет России».

Вскоре привычное течение жизни Юрия и его поколения было взорвано - он становится свидетелем «страшных лет России». Не успев толком повидать родившегося сына, оказался врачом на фронте. Живаго видит развал армии, бесчинство анархиствующих дезертиров. Именно Первая мировая война, по мнению героев и самого автора, явилась причиной «всех последующих, доныне постигающих наше поколение несчастий» - революции и Гражданской войны.

Вернувшись в Москву в апреле 1917 года, Живаго застал ещё более страшную разруху. Увиденное и пережитое заставило доктора многое пересмотреть в своем отношении к революции. Оно у него поначалу было восторженным – «какая великолепная хирургия!», но вскоре резко меняется в критическую сторону: «Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь». Во время Гражданской зимой 1918года, спасаясь от голода и разрухи, он вместе с женой, сыном и тестем уезжает на Урал, в бывшее имение деда Тони Варыкино. недалеко от Юрятина. Здесь партизаны красного отряда его «принудительно мобилизуют как медицинского работника». В плену у партизан он проводит более года, видит чудовищные реалии войны, когда «озверение воюющих к этому времени достигло предела, пленных не доводили до места назначения, неприятельских раненых прикалывали в поле». «Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не привиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножили».

Диагноз доктора Живаго

Жизнь после Гражданской войны не заладилась сразу. Потеряв связь с Тоней и Ларой, Живаго постепенно теряет связь с жизнью. В новой власти его все раздражает, особенно, когда под «мыслями разумеется одна их видимость, словесный гарнир к возвеличению революции и властей предержащих»

Как доктор он ставит точный диагноз себе и времени: «В наше время очень участились микроскопические формы сердечных кровоизлияний. Они не все смертельны. В некоторых случаях люди выживают. Это болезнь новейшего времени. Я думаю её причины нравственного порядка. От огромного большинства из нас требуют постоянного криводушия. Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь, распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастие…»

Символична сама смерть Юрия Живаго, произошедшая в августе 1929 года

«в неисправном вагоне, на который все время сыпались несчастия». Он умер, потому что его положение оказалось не совместимо с жизнью.

После его смерти обнаружились несколько полукустарных книжек со статьями Юрия Андреевича и 25 его стихотворений. Именно эти стихотворения продлили духовную жизнь доктора Живаго, раскрыли подвиг русского интеллигента, сумевшего сохранить в трагических испытаниях XX столетия свой внутренний мир.

8. Заключение: «Силу подлости и злобы одолеет дух добра».

В 1958 Пастернак был удостоен Нобелевской премии – «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». С этого момента началась травля писателя на государственном уровне. Вердикт партийного руководства гласил: «Присуждение награды за художественно убогое, злобное, исполненное ненависти к социализму произведение – это враждебный политический акт, направленный против Советского государства». Пастернака исключили из Союза советских писателей, что означало литературную и общественную смерть.
   От почетной награды поэт вынужден был отказаться. В России Доктор Живаго был напечатал лишь в 1988, спустя почти 30 лет после смерти автора 30 мая 1960 в Переделкине.

Поставив точку в романе, Пастернак подвел и итог своей жизни: «Все распутано, все названо, просто, прозрачно, печально. Еще раз... даны определения самому дорогому и важному, земле и небу, большому горячему чувству, духу творчества, жизни и смерти...». «Столетья поплывут из темноты…» - пророчески написал сам поэт. Пастернак и вечность – это слова одного ряда.
Итоги урока.

Д/З: прочитать 2 – 3 рассказа В.Шукшина по выбору



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Спор нельзя решать железом". (по роману Б.Пастернака "Доктор Живаго")

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 07.04.2022

Номер свидетельства: 604374


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства