Спецкурс: Литературное краеведение Ульяновской области
Спецкурс: Литературное краеведение Ульяновской области
Рабочая программа краеведческой деятельности по литературе и литературному краеведению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и вопитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразователього учреждения примерной программы изучения литетуры родного края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
_________________________7 класс ( 1 час в неделю)________________
класс, количество часов в неделю
За год – 34 ч.
количество учебных часов за год
основное общее образование
Учебный комплект:
Планирование составлено на основе программы спецкурса для 5-11 классов «Литературное краеведение Ульяновской области» (авторы: Т.Н. Васильчикова, Г.Л. Коровкина, Л.Н. Курошина)- Ульяновск.: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования , 2008
Составил: Соколова В.В.- учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
Ульяновск
2018
Содержание
№
Разделы
стр.
1
Планируемые результаты освоения учебного предмета
3
2
Содержание учебного предмета
7
3
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
11
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа по спецкурсу «Литературное краеведение » для 7 класса составлена на основе программы спецкурса для 5-11 классов «Литературное краеведение Ульяновской области» (авторы: Т.Н. Васильчикова, Г.Л. Коровкина, Л.Н. Курошина)- Ульяновск.: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования , 2008. Программа составлена с учетом требований Учебного плана МБОУ СШ № 10 на 2015-2016 учебный год.
Цели и задачи учебного предмета:
- знакомство с выдающимися людьми нашего края и осмысление их роли и места в развитии общественно-культурной жизни России, приобщение школьников к культурному наследию края;
- осмысление важности и необходимости использования краеведческого материала в педагогической деятельности;
- знакомство с произведениями писателей, поэтов Симбирска-Ульяновска, их художественным мастерством;
- приобщение учащихся к исследовательской деятельности, творческой работе.
Основными результатами изучения предмета «Литературное краеведение являются:
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты:
осознание значимости чтения и изучения литературы по краеведению для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание литературы по краеведению как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Планируемые результаты изучения программы
Обучающийся научится
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы по краеведению; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Раздел II.
Содержание предмета «Литературное краеведение» ( 7 класс)
Мир детства
Введение. Детство как важнейший период формирования личности.
Интерес писателей к этой поре человеческой жизни. Писатели – «тоже родом из детства». Богатство и многообразие художественных произведений о детстве. Автор и герои.
Н.М. Карамзин. «Рыцарь нашего времени».
«Волга, родина, беспечная юность» автора в романе. Влияние родителей, «друзей семейства», книг, окружающей «натуры», обстоятельств жизни для становления души главного героя.
Литературно-художественные особенности произведения.
Теория литературы: понятие о сентиментализме.
С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»
Автобиографичность повести. Картины «малой» родины в произведении. «Детские годы Багрова-внука» - история формирования личности, история открытия мира юным существом. Герои, рассказчик и автор. Особенности языка произведения.
Теория литературы: жанр автобиографической повести как вид эпической литературы. Жизненный материал и художественный сюжет.
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
Слово о писателе. Социальные контрасты в повести. Чистота души и трагичность судьбы Пети. Гуманизм автора.
Теория литературы: Идея произведения.
Д.Д. Минаев. Стихотворения: «В детском кругу», «На баррикаде».
Интерес к детской литературе «взрослого» поэта: книги для детей, сотрудничество в журнале «Задушевное слово».
Поэт об антиестественности «сословных различий в среде детей» (стихотворение «В детском кругу»).
Нравственная чистота и мужество главного героя стихотворения «На баррикаде». Гражданственность и гуманизм автора. Особенности стихотворений Минаева: эпичность, образность, эмоциональность языка.
Теория литературы: сюжет в поэтическом произведении.
Слово о писателе. Мир детства в его произведениях. Этапы формирования характера главного героя в повести «Детство Тёмы». Тёма и сверстники. Мир детства и мир взрослых в повести.
Галерея детских портретов в повести «Гимназисты».
Теория литературы: система образов литературно-художественного произведения.
Странички симбирского детства поэта. Поэзия для детей – важнейшая часть творчества Коринфского. Страстная проповедь бережного отношения к миру детства в стихотворении «Детский мир». Гуманизм и патриотизм автора в стихотворении «Моя мать». Стихотворение «Малолетка» - проникновенный рассказ о прекрасной поре детства вопреки жизненным «метелям» и «туманам». Богатство изобразительных средств.
Теория литературы: тропы.
А.Н. Толстой. «Детство Никиты».
Волшебный мир детства в автобиографической повести А. Толстого. Апофеоз детства как высшего состояния человека, идеальный, гармоничный мир человеческих и природных связей. Волнующий образ Родины, авторское воплощение поэтических начал бытия русской деревни, очарования невозвратной поры детства.
Художественные особенности авторской манеры повествования: пластичность изобразительных средств, подкупающая лиричность, реалистическая красочность, живость, образность, выразительность языка, юмор.
Теория литературы: юмор.
А.С. Неверов. «Ташкент – город хлебный».
Слово о писателе. «Взрослое» детство в повести. Противостояние нравственной красоты юной души страшным реалиям большого мира. Гуманизм писателя и оптимизм его мировосприятия. Самобытность авторского языка.
Теория литературы: сюжет, фабула.
А.И. Царёв. «Неслух».
Слово об авторе. Чудесный мир мальчишек и девчонок в повести, их дружба и мечты. Деятельность и активность как основа характеров героев.
Теория литературы: повесть как эпический жанр.
Л.Л. Фомин. «Белая рыбка», «Повесть о Ёлке и сером волке».
Слово об авторе. Мир детства конца 60-х г.г. Повседневное и героическое, грустное и забавное в повестях. Нравственный поиск героев.
Теория литературы: повесть как эпический жанр.
Мир детства в стихотворениях современных поэтов края (А. Царёва, А. Белова и др.)
Чтение и анализ стихотворений.
Экскурсии по литературным места Ульяновска или области.
Конкурс знатоков ( на краеведческом материале)
III Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№
Тема занятия
Количество часов
Литературоведческое понятие
Основные виды деятельности
1
Введение. Тема детства в художественных произведениях
1
-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
2
Н.М. Карамзин. «Рыцарь нашего времени». Чтение и обсуждение отрывков. Тематика произведения. Литературно-художественные особенности.
3
Сентиментализм
3
С.Т. Аксаков. «Детские года Багрова-внука.». Автобиографичность повести. Чтение и анализ отрывков из произведения.
Особенности языка повести. Жанр автобиографического произведения как вид эпической литературы.
Жизненный материал и художественный сюжет.
3
4
Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Слово о писателе. Чтение и анализ рассказа.
Гуманизм автора.
3
Идея произведения
5
Д.Д.Минаев. Стихотворения. Чтение и анализ стихотворений «В детском кругу», «На баррикаде».
Сотрудничество Д.Д. Минаева с журналом «Задушевное слово».
Своеобразие языка стихотворений.
3
Сюжет в поэтическом произведении
6
Н.Г. Гарин-Михайловский. Слово о писателе. «Детство Тёмы», «Гимназисты». Чтение и анализ эпизодов из произведений. Галерея детских портретов.
3
Система образов художественного произведения
7
А.А. Коринфский. Симбирское детство поэта.
Стихотворения («Моя мать», «Детский мир», «Малолетка»). Чтение и анализ.
Художественные особенности авторской манеры повествования.
3
Юмор в произведении
9
А.С. Неверов. Слово о писателе. «Ташкент – город хлебный». Чтение и анализ фрагментов.
Красота детской души и страшный реализм окружающего мира.
Самобытность авторского языка.
3
Сюжет.
Фабула
10
А.И. Царёв. Слово об авторе.
«Неслух». Чтение и анализ фрагментов повести. Жизненная активность как основа характеров героев.
3
Повесть как эпический жанр
11
Л.Л. Фомин. Слово об авторе.
«Белая рыбка», «Повесть о ёлке и сером волке». Чтение и обсуждение отрывков из повестей.
Нравственный поиск героев.
3
Закрепление понятия повести как эпического жанра
12
Мир детства в стихотворениях современных поэтов края. А. Царёв, А. Белова, В.Дворянсков и др. (по выбору).
Чтение и анализ стихотворений.
1
13
Обобщающие занятия
Экскурсия по литературным местам Ульяновска или области.
2
14
Конкурс знатоков (на краеведческом материале).
1
Итого
34
Раздел IV. Учебно-методическое , материально-техническое и
информационное обеспечение образовательной деятельности
Литература
2
Н.М. Карамзин. Бедная Лиза. Повести. – М., 1976.
Карамзин Н.М. Избранное. – М., 1991.
Косулина А.Г. Подвиг честного человека. // «Литература в школе», № 6, 1995.
Писатели нашего края 18-19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 5-17.
Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 12-15.
Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновский «Дом печати». 1998.
Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 88.
Родное слово (фольклор, язык, литература). Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2001, с. 72.
3
Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. – М., 1990.
В.А. Кошелев. Время Аксаковых. - // «Литература в школе», № 4, 1993, с. 9.
Писатели нашего края 18-19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 29-37.
Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 91-100.
4
Григорович Д.В. Повести и рассказы. – М., 1973.
Русские писатели. Библиографический словарь – том 1, 1990, М.
Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 177-178.
5
Писатели нашего края 18-19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 65-76.
Русские писатели. Библиографический словарь – том 2, 1990, М., с. 35-38.
Русская поэзия детям. – Л., 1989, с. 211-216, 696.
Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 51-56.
Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 180.