kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Спецкурс: Литературное краеведение Ульяновской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа краеведческой деятельности по литературе и литературному краеведению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития  и вопитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразователього учреждения примерной программы изучения литетуры родного края.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Спецкурс: Литературное краеведение Ульяновской области»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 10»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По _______________литературному краеведению ______

учебный предмет

__________________________2017 – 2018 учебный год___________________

учебный год

_________________________7 класс ( 1 час в неделю)________________

класс, количество часов в неделю

За год – 34 ч.

количество учебных часов за год


основное общее образование



Учебный комплект:


Планирование составлено на основе программы спецкурса для 5-11 классов «Литературное краеведение Ульяновской области» (авторы: Т.Н. Васильчикова, Г.Л. Коровкина, Л.Н. Курошина)- Ульяновск.: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования , 2008






Составил: Соколова В.В.- учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории









Ульяновск

2018





Содержание


Разделы

стр.

1

Планируемые результаты освоения учебного предмета

3

2

Содержание учебного предмета

7

3

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

11




































Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая программа по спецкурсу «Литературное краеведение » для 7 класса составлена на основе программы спецкурса для 5-11 классов «Литературное краеведение Ульяновской области» (авторы: Т.Н. Васильчикова, Г.Л. Коровкина, Л.Н. Курошина)- Ульяновск.: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования , 2008. Программа составлена с учетом требований Учебного плана МБОУ СШ № 10 на 2015-2016 учебный год.


Цели и задачи учебного предмета:

- знакомство с выдающимися людьми нашего края и осмысление их роли и места в развитии общественно-культурной жизни России, приобщение школьников к культурному наследию края;

- осмысление важности и необходимости использования краеведческого материала в педагогической деятельности;

- знакомство с произведениями писателей, поэтов Симбирска-Ульяновска, их художественным мастерством;

- приобщение учащихся к исследовательской деятельности, творческой работе.


Основными результатами изучения предмета «Литературное краеведение являются:

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);


Предметные результаты:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы по краеведению для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание литературы по краеведению как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.



Планируемые результаты изучения программы


Обучающийся научится


• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы по краеведению; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Обучающийся получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).







































Раздел II.

Содержание предмета «Литературное краеведение» ( 7 класс)


Мир детства


  1. Введение. Детство как важнейший период формирования личности.

Интерес писателей к этой поре человеческой жизни. Писатели – «тоже родом из детства». Богатство и многообразие художественных произведений о детстве. Автор и герои.


  1. Н.М. Карамзин. «Рыцарь нашего времени».

«Волга, родина, беспечная юность» автора в романе. Влияние родителей, «друзей семейства», книг, окружающей «натуры», обстоятельств жизни для становления души главного героя.

Литературно-художественные особенности произведения.

Теория литературы: понятие о сентиментализме.


  1. С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»

Автобиографичность повести. Картины «малой» родины в произведении. «Детские годы Багрова-внука» - история формирования личности, история открытия мира юным существом. Герои, рассказчик и автор. Особенности языка произведения.

Теория литературы: жанр автобиографической повести как вид эпической литературы. Жизненный материал и художественный сюжет.


  1. Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».

Слово о писателе. Социальные контрасты в повести. Чистота души и трагичность судьбы Пети. Гуманизм автора.

Теория литературы: Идея произведения.


  1. Д.Д. Минаев. Стихотворения: «В детском кругу», «На баррикаде».

Интерес к детской литературе «взрослого» поэта: книги для детей, сотрудничество в журнале «Задушевное слово».

Поэт об антиестественности «сословных различий в среде детей» (стихотворение «В детском кругу»).

Нравственная чистота и мужество главного героя стихотворения «На баррикаде». Гражданственность и гуманизм автора. Особенности стихотворений Минаева: эпичность, образность, эмоциональность языка.

Теория литературы: сюжет в поэтическом произведении.


  1. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы», «Гимназисты».

Слово о писателе. Мир детства в его произведениях. Этапы формирования характера главного героя в повести «Детство Тёмы». Тёма и сверстники. Мир детства и мир взрослых в повести.

Галерея детских портретов в повести «Гимназисты».

Теория литературы: система образов литературно-художественного произведения.


  1. А.А. Коринфский. Стихотворения: «Моя мать», «Детский мир», «Малолетка».

Странички симбирского детства поэта. Поэзия для детей – важнейшая часть творчества Коринфского. Страстная проповедь бережного отношения к миру детства в стихотворении «Детский мир». Гуманизм и патриотизм автора в стихотворении «Моя мать». Стихотворение «Малолетка» - проникновенный рассказ о прекрасной поре детства вопреки жизненным «метелям» и «туманам». Богатство изобразительных средств.

Теория литературы: тропы.


  1. А.Н. Толстой. «Детство Никиты».

Волшебный мир детства в автобиографической повести А. Толстого. Апофеоз детства как высшего состояния человека, идеальный, гармоничный мир человеческих и природных связей. Волнующий образ Родины, авторское воплощение поэтических начал бытия русской деревни, очарования невозвратной поры детства.

Художественные особенности авторской манеры повествования: пластичность изобразительных средств, подкупающая лиричность, реалистическая красочность, живость, образность, выразительность языка, юмор.

Теория литературы: юмор.


  1. А.С. Неверов. «Ташкент – город хлебный».

Слово о писателе. «Взрослое» детство в повести. Противостояние нравственной красоты юной души страшным реалиям большого мира. Гуманизм писателя и оптимизм его мировосприятия. Самобытность авторского языка.

Теория литературы: сюжет, фабула.


  1. А.И. Царёв. «Неслух».

Слово об авторе. Чудесный мир мальчишек и девчонок в повести, их дружба и мечты. Деятельность и активность как основа характеров героев.

Теория литературы: повесть как эпический жанр.


  1. Л.Л. Фомин. «Белая рыбка», «Повесть о Ёлке и сером волке».

Слово об авторе. Мир детства конца 60-х г.г. Повседневное и героическое, грустное и забавное в повестях. Нравственный поиск героев.

Теория литературы: повесть как эпический жанр.


  1. Мир детства в стихотворениях современных поэтов края (А. Царёва, А. Белова и др.)

Чтение и анализ стихотворений.

  1. Экскурсии по литературным места Ульяновска или области.

  2. Конкурс знатоков ( на краеведческом материале)



























III Тематическое планирование с определением основных видов деятельности


Тема занятия

Количество часов

Литературоведческое понятие

Основные виды деятельности


1

Введение. Тема детства в художественных произведениях

1


-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


2

Н.М. Карамзин. «Рыцарь нашего времени». Чтение и обсуждение отрывков. Тематика произведения. Литературно-художественные особенности.


3

Сентиментализм

3

С.Т. Аксаков. «Детские года Багрова-внука.». Автобиографичность повести. Чтение и анализ отрывков из произведения.

Особенности языка повести. Жанр автобиографического произведения как вид эпической литературы.

Жизненный материал и художественный сюжет.

3


4

Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Слово о писателе. Чтение и анализ рассказа.

Гуманизм автора.


3

Идея произведения

5

Д.Д.Минаев. Стихотворения. Чтение и анализ стихотворений «В детском кругу», «На баррикаде».

Сотрудничество Д.Д. Минаева с журналом «Задушевное слово».

Своеобразие языка стихотворений.


3

Сюжет в поэтическом произведении

6

Н.Г. Гарин-Михайловский. Слово о писателе. «Детство Тёмы», «Гимназисты». Чтение и анализ эпизодов из произведений. Галерея детских портретов.


3

Система образов художественного произведения

7

А.А. Коринфский. Симбирское детство поэта.

Стихотворения («Моя мать», «Детский мир», «Малолетка»). Чтение и анализ.

Богатство изобразительных средств.

Разнообразие тропов.

2


8

А.Н.Толстой. «Детство Никиты». Автобиографичность повести.

Чтение и анализ фрагментов.

Художественные особенности авторской манеры повествования.

3

Юмор в произведении

9

А.С. Неверов. Слово о писателе. «Ташкент – город хлебный». Чтение и анализ фрагментов.

Красота детской души и страшный реализм окружающего мира.

Самобытность авторского языка.

3

Сюжет.

Фабула

10

А.И. Царёв. Слово об авторе.

«Неслух». Чтение и анализ фрагментов повести. Жизненная активность как основа характеров героев.

3

Повесть как эпический жанр

11


Л.Л. Фомин. Слово об авторе.

«Белая рыбка», «Повесть о ёлке и сером волке». Чтение и обсуждение отрывков из повестей.

Нравственный поиск героев.


3

Закрепление понятия повести как эпического жанра


12

Мир детства в стихотворениях современных поэтов края. А. Царёв, А. Белова, В.Дворянсков и др. (по выбору).

Чтение и анализ стихотворений.

1


13

Обобщающие занятия

Экскурсия по литературным местам Ульяновска или области.

2


14

Конкурс знатоков (на краеведческом материале).

1


Итого

34







Раздел IV. Учебно-методическое , материально-техническое и

информационное обеспечение образовательной деятельности


Литература


2

  1. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза. Повести. – М., 1976.

  2. Карамзин Н.М. Избранное. – М., 1991.

  3. Косулина А.Г. Подвиг честного человека. // «Литература в школе», № 6, 1995.

  4. Писатели нашего края 18-19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 5-17.

  5. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 12-15.

  6. Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновский «Дом печати». 1998.

  7. Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 88.

  8. Родное слово (фольклор, язык, литература). Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2001, с. 72.


3

  1. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. – М., 1990.

  2. В.А. Кошелев. Время Аксаковых. - // «Литература в школе», № 4, 1993, с. 9.

  3. Писатели нашего края 18-19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 29-37.

  4. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 91-100.

4

  1. Григорович Д.В. Повести и рассказы. – М., 1973.

  2. Русские писатели. Библиографический словарь – том 1, 1990, М.

  3. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 177-178.

5

  1. Писатели нашего края 18-19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 65-76.

  2. Русские писатели. Библиографический словарь – том 2, 1990, М., с. 35-38.

  3. Русская поэзия детям. – Л., 1989, с. 211-216, 696.

  4. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 51-56.

  5. Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 180.


6

  1. Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Тёмы. Гимназисты, - Минск, 1985.

  2. Русские писатели. Библиографический словарь – том 1, 1990, М.

  3. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 180-182.


7

  1. Русская поэзия детям. – Л., 1989, с. 400-421.

  2. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 69-70, 186.

8

  1. Толстой А.Н. Детство Никиты. – М., 1989.

  2. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 156-161.

9

  1. Неверов А.С, Ташкент – город хлебный. Рассказы, повести. – М., 1983.

  2. Русские писатели. Библиографический словарь – том 2, 1990, М., с. 66-67.

  3. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 162-174.

10

  1. Ульяновские писатели – детям. Памятка читателю. – Ульяновск, 1971, с. 21-23.

  2. Царёв А.И. Неслух. – Ульяновск, 1963.

11

  1. Ульяновские писатели – детям. Памятка читателю. – Ульяновск, 1971, с. 17-20.

  2. Фомин Л.Л. Белая рыбка. – Саратов, 1967.

  3. Фомин Л.Л. повесть о Ёлке и сером волке. – Саратов. 1970.


Интернет-ресурсы

Государственный архив Ульяновской области

Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Родина В.И. Ленина"

Департамент по культурному наследию

Ленинский мемориал

Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области

НИИ истории и культуры Ульяновской области им. Н.М. Карамзина

Российский краевед

Ульяновская областная научная библиотека им. В.И. Ленина

Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова

Ульяновский областной художественный музей

Ульяновское Отделение Русского Географического общества (РГО)

Электронная библиотека Дворца книги

Безопасный Интернет

Дети России Онлайн

Интернет-игра "Через дикий лес Интернета"

Интернет-канал Лиги безопасного интернета

Федеральная программа детского безопасного интернета "Гогуль"

Библиотеки

Библиогид

Веб-Ландия. Страна лучших детских ресурсов

Национальная электронная детская библиотека

РГДБ ТВ. Первый книжный

Российская государственная детская библиотека



12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Спецкурс: Литературное краеведение Ульяновской области

Автор: Соколова Валентина Васильевна

Дата: 01.06.2018

Номер свидетельства: 471850


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства