Просмотр содержимого документа
«Спасет ли наш мир красота? (по сказке А.И. Куприна "Синяя звезда")»
«Спасёт ли наш мир красота?» (урок по сказке Куприна «Синяя звезда»
Что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н.Заболоцкий.
Цель урока: проанализировать сказку и выяснить - о какой красоте говорит нам автор, ответить на проблемный вопрос урока.
Проблема урока: «Толерантное отношение к внешности. Что это такое?» Задачи урока: 1) работать над умением отвечать на проблемные вопросы, работать над выразительным чтением, 2)воспитать толерантное отношение к внешности других людей, 3) расширить свой кругозор, узнав о том, какое представление о красоте есть у разных народов. Ход урока:
Организационный момент. 2. Целеполагание урока. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о красоте. Давайте запишем тему урока. Эпиграфом нам послужат строчки из стихотворения Николая Заболоцкого. Сегодня нам предстоит завершить разговор о сказке Куприна "Синяя звезда", ответить на главный вопрос урока: какая красота может спасти мир, сделать ее лучше? 3. Беседа о красоте: - Как вы понимаете слово «красота»? - Что мы называем красивым? В какую бы точку мира мы не приехали, всюду жители разной местности на наш вопрос о том, что они считают красивым, ответят, что это природа, окружающая их. И неважно, будет ли это морской берег, бескрайняя степь или берёзовая роща. О том, что родная природа – это самая милая сердцу картина, говорят и поэты. Любимое всегда красиво. Но что такое красота? Склонённая над речкой ива? Резьба кленового листа? …Или раскованность разлива? Иль светлая печаль берёз? Не знаю. Для меня красиво Всё то, что дорого до слёз. - Всегда ли мы вкладываем одинаковый смысл в слова «красота», «красивый» - или употребляем их в различном значении в зависимости от ситуации? 4. Словарная работа. Обсуждение и запись определений: Красивый - 1) доставляющий удовольствие взору, слуху, приятный внешним видом, производящий приятное впечатление (например, «красивый цветок»); 2) полный внутреннего содержания, высоконравственный (например, «красивый поступок»); 3) привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный (например, «красивые слова»). На предыдущих уроках мы уже говорили о том, что красота бывает внешней и внутренней. Далеко не всегда форма по своей красоте соответствует содержанию. Поэтому понятие красоты связано с понятием гармонии. Гармония – согласованность, стройность, равновесие в сочетании чего-либо. Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Сегодня мы должны будем решить проблему: «Толерантное отношение к внешности. Что это такое?» И ещё расширим свой кругозор сведениями о том, какие представления о красоте были у разных народов мира. Сделать всё это поможет нам баллада о тех событиях, которые описал Куприн в своей сказке-легенде. А мы время от времени будем включаться в повествование. Слушайте внимательно. Мы древнюю балладу Слыхали много лет О той стране далёкой, Что в нашем мире нет. Увы, но наша песня Прервётся много раз, Поможете ли, братья, Продолжить наш рассказ? В горах страна сокрыта, И тайнами полна, И именем героя Когда-то названа. - Почему никто из большого мира не знал о существовании загадочной страны? - Чем понравилась рыцарям страна, в которую они попали? (Суровым воинам очень понравилась открытая ими страна с ее кротким народом, умеренно теплым климатом, вкусной водой и плодородною землей. И они решили навсегда в ней поселиться. Для этого совсем не надо было ее покорять, ибо обитатели не ведали ни зла, ни орудий войны...). – Эрн Великий Скажите, братья, кто же, Храбр сердцем, чист душой, Чудесный град построил С высокою стеной? Кто племена ремёслам, Наукам обучил, Кто дикарей наивных Всем сердцем полюбил? - О ком идёт речь? Кого в сказке «Синяя звезда» называли Великим? - Прочтите строки, где говорится о том, чему Эрн Великий обучил свой народ. Это он, мудрый Эрн, научил жителей Эрнотерры хлебопашеству, огородничеству и обработке железной руды. Он открыл им письменность и искусства. Он же дал им начатки письменности и закона: религия заключалась в чтении молитвы на непонятном языке, а основной закон был всего один: в Эрнотерре никто не смеет лгать. Да, братья, так и было, Свершив сто добрых дел, Он правил Эрнотеррой, Пока не поседел. Потомки Эрна долго, Покорно чтя закон, С любовью, с чувством долга Удерживают трон. Их подданные рады Таким царям служить, Мир, счастье – вот награда. Честь – в Эрнотерре жить. Нет заговоров подлых, Нет зависти и дрязг, Их воины не помнят Своих доспехов лязг. - Каким был народ Эрнотерры? - Почему огорчались жители Эрнотерры. Глядя на портреты своего Великого предка? (И надо сказать, что все эти три портрета, сделанные с большой любовью и великим искусством, были предметом постоянного огорчения жителей, обожавших своего первого монарха. Судя по ним, не оставалось никакого сомнения в том, что великий, мудрый, справедливый , святой Эрн отличался исключительной, выходящей из ряда вон некрасивостью, почти уродством лица, в котором, впрочем, не было ничего злобного или отталкивающего. А между тем жители Эрнотерры всегда гордились своей национальной красотою и безобразную наружность первого короля прощали только за легендарную красоту его души). - Послушаем, что случилось в Эрнотерре?» Но всё же, братья, вскоре –Нет счастья без беды – Увы, случилось горе у царственной четы. Мать, разглядев дочурку, Рождённую вчера, Печально приказала: «Убрать все зеркала!» «Моя принцесса, Эрна, - Сказала нежно мать, -Ты про своё уродство
Не будешь, дочка, знать. Как ты, дитя, похожа на первого царя! То воля бога…Что же, Всё ж я люблю тебя». - Какие слова произнесла мать Эрны, увидев свою дочку? (- Ах, боже мой, какая дурнушка! - И залилась слезами. Но, впрочем только на минутку. А потом, протянувши руки сказала: - Нет, нет, дайте мне поскорее мою крошку, я буду любить ее вдвое за то, что она бедная так некрасива). - Почему королева-мать решила, что будет любить свою некрасивую дочь вдвое больше? Принцесса подрастала И странный взгляд подруг Нередко замечала, Вставая с ними в круг. Танцуя в хороводе, Смеялась, веселясь, С простыми горожанами Пускалась лихо в пляс. Все дамы обожали Её за нрав простой, От бед остерегали и берегли покой. Навечно можно ль было Укрыть такой секрет? И время наступило Пролить на тайну свет. - За что народ любил свою принцессу? - Замечали ли люди страны её некрасивую внешность? - Что отвечали Эрне её сверстницы, когда она спрашивала о том, красива ли она? (- Скажите мне, дорогие подруги, красива я или нет? И так как в Эрнотерре никто не лгал, то придворные девицы отвечали ей чистосердечно: - Вас нельзя назвать красавицей, но бесспорно вы милее, умнее и добрее всех девушек и дам на свете). - Как Эрна узнала о том, что некрасива? Продолжим, братья, песню Об Эрне молодой, К истоку водопада с кипучею водой Пришла принцесса плакать Над горькою судьбой. Но под скалой отвесной Израненный стонал, Из дали неизвестной Сюда он прискакал. Пришельцу-иноземцу Принцесса помогла, Печаль свою забыла, Исчезла горя мгла. Как только чужестранец Открыл свои глаза, Сказал, на Эрну глядя: «Ты Синяя Звезда!» - Вспомним, почему Шарль назвал Эрну Синей звездой? Какое предсказание вспомнил он, увидев Эрну? - Что общего между Эрной и чужеземцем? Был некрасив тот рыцарь, Но Эрна влюблена И с Шарлем-чужеземцем Венчается она. К финалу песнь подходит Про Синюю Звезду И Эрну муж увозит В далёкую страну. Там Эрну воспевают И в песнях, и в стихах, Богинею считают И носят на руках. - Всё это – ложь? Стремленье Утешить, дать покой? Ах, Шарль, они смеются, Наверно, надо мной? - Почему Эрна не может понять, искренне ли люди восхищаются ею? - О чём гласила надпись, вырезанная Эрном на стене охотничьей комнаты? ( Она была сделана на старом латинском языке и вот что гласила: " Мужчины моей страны умны, верны и трудолюбивы: женщины - честны, добры и понятливы. Но - прости им бог - и те и другие безобразны "). - Как относился Шарль к жителям Эрнатерры , ведь, по его мнению, они были некрасивы? - Что значит быть толерантным по отношению к внешности других людей? Сравнение двух сказок: «Синяя звезда» и «Гадкий утёнок» - Можно ли сказать, что две сказки очень похожи? В чём сходство? (Общая тема) - Похожи ли главные герои: Эрна была «гадким утёнком» в своём королевстве. -Можно ли сказать, что есть и отличия? (Жители страны Эрны хорошо к ней относились, даже любили её, несмотря на уродство, а обитатели птичьего двора были жестоки к утёнку, даже мать и братья желали ему смерти). Обратимся к тем записям, что есть в наших тетрадях. Толерантность. Герои какой сказки были более толерантны по отношению внешности друг друга? …. «Синяя звезда». - Немного отличаются финалы. В настоящей сказке о жителях Эрнотерры говорится, о надписи на портрете Эрна Великого о том, что, по его мнению, это жители Эрнотерры были уродливы. - Что прелесть? Что уродство? Кто может дать ответ? Об этом спорят люди Уже немало лет. Их спор продлится вечно. С ответом не спеши, Всего ценнее сердце И красота души. Баллада спета, братья, И Синяя звезда, Как символ мира, счастья Горит на небесах. Почему люди всегда будут спорить о красоте? Потому что каждый народ представляет её по-своему. Что для одних – ангельская внешность, для других – уродство.
Представление о красоте разных народов во все времена. Ярким примером тому служит японский «лепесток золотого лотоса». В древней Японии главным критерием красоты являлась маленькая ножка. И девочкам с раннего возраста обматывали ногу специальными бинтами и надевали особую обувь, не позволяющую ножке расти в длину. Не говоря уже о том, что такая остановка роста, вероятно, весьма болезненна, девушка с такими ногами с трудом передвигалась и не могла долго стоять. Посмотрите, какие изящные маленькие туфельки, чуть больше сигаретной пачки. Это, по-вашему, красиво? Однако, в 1912 году официальным приказом японского правительства «золотой лепесток лотоса» был запрещён, потому что женские ноги в угоду красоте изувечены на всю жизнь. «Индейцы из племени майа в давние времена считали идеалом красоты дракона, поэтому бинтовали головы младенцев так, чтобы она напоминала по форме голову этого фантастического ящера». А вот по части растягивания определенных частей тела безусловные лидеры-жительницы Бирмы, прозванные женщинами - жирафами. Медные кольца, число которых растет год от года, вытягивают шеи их обладательниц до 50 сантиметров! Возможно, раньше металл защищал шею женщины от тигра, который мог броситься на нее, когда она работала в поле. Ритуал раскрашивания лица существует и у женщин Уганды, использующих в качестве красителей кору и плоды деревьев, а также цветную глину. Девушки из эфиопских племен сурма и музи «раскатывают» себе губу: вживляют в нее глиняный диск, постепенно увеличивая его размер. Это ужасное с точки зрения европейца украшение сулит невесте и ее семье немалую выгоду: Чем больше губа, тем больше скота даст семья жениха, когда настанет пора выходить замуж. Красота мира состоит в его разнообразии, поэтому мы должны принимать представления о красоте других народов, ведь иначе даже из этого спора может вырасти война. Например, троянская война, по преданию, началась из-за Прекрасной Елены, а яблоком раздора был вопрос о красоте. Вернёмся к эпиграфу Вывод. Мы привыкли к тому, что замечаем чаще лишь внешнюю красоту, то есть тот «сосуд», который, возможно, заполнен, только большинству современных людей неинтересно содержимое. А ведь это тот самый «огонь, мерцающий в сосуде», о котором и пишет поэт. Внутренняя красота проявляется незаметно, её невозможно увидеть невооружённым глазом. Но стоит присмотреться к поступкам, действиям, поведению человека, поговорить с ним, и сразу становится понятным, чем живёт его душа, какую сторону красоты он «обожествляет», чем живёт, что замечает… Нет, красота – не «сосуд… в котором пустота», она – «огонь, мерцающий в сосуде». «Красота – доброта, вот в чём суть! И считай, что недаром ты Жизнь свою прожил, Если даже чуть-чуть Красоту в этом мире умножил!» Поэтому, если вдруг вам захочется сказать что-нибудь неприятное о внешности сверстника, вспомните о двух сказках - о «Синей звезде» и «Гадком утёнке». Вспомните и остановитесь». Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Какого человека я могу назвать красивым?"