kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сотвори добро (По рассказу А. Платонова Юшка")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок метапредметный. Рассматриваются понятия "добра" и "зла", любви к ближнему. Создаётся проблемная ситуация. Работа в группах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сотвори добро (По рассказу А. Платонова Юшка")»

Тема. Сотвори добро (По рассказу А.Платонова «Юшка»

Цели.

Образовательные: осмысление содержания рассказа А. Платонова «Юшка»;

размышление о добре и зле, любви к ближнему;

обучение умению анализировать текст художественного

произведения;

выделять основные проблемы, поднятые автором;

совершенствовать работу со словарём.

Развивающие: развитие навыков анализа эпического произведения;

развитие мышления учащихся через установление причинно-

следственных связей.

Воспитывающие: на примере литературного образа воспитывать собственные

внутренние качества доброты, внимательного отношения друг к

другу, заботу о близком человеке.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Л.Н.Толстой


Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Слово учителя:

Добро и зло… За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра и зла.

- Что такое добро?

( Это всё хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям.)

А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца? Говорят, человек появляется на свет чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие?

И я приглашаю вас к серьезному разговору о добре и зле, о нравственности и безнравственности, о плохом и хорошем в людях. И поможет нам раскрыть истинный смысл этих понятий небольшой рассказ Андрея Платонова с таким негромким и коротким названием «Юшка».

2) Посмотрите еще раз на слова темы урока и эпиграфа.

3) - Понятны ли вам эти слова? Просты ли они?

( На первый взгляд и слова просты, и сделать это легко. Но оглянёмся вокруг. Можно увидеть, что в мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть.)

Уч. Значит, творить добро умеют не все …

3. Анализ рассказа.

1) — Интересно ли было читать рассказ Платонова?

2) — Какие чувства вызвало у вас это произведение?

(Рассказ вызывает чувства грусти, жалости, сочувствия к главному герою. Жалко не только Юшку, но и людей, которые не поняли его. Для окружающих оказались недоступными такие чувства, как сострадание, сочувствие, доброта, любовь, милосердие.)

3. Словарная работа.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, милосердия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью.

Ефим – благочестивый, благожелательный, священный.

Дмитрий – (восходит к древнегреческому имени Деметра – богиня плодородия) благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносит щедрые плоды добра.

Какова, на ваш взгляд, тема рассказа? (Взаимоотношения между людьми).

4) -- Почему рассказ назван «Юшка»? (по имени главного героя)

Юшкаэто кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью.

Значит Юшка – воплощенное добро, его утрата также губительна для людей.

5) - В чём смысл и цель существования человека по рассказу Платонова? (любить людей, сострадать, проявлять милосердие)

  6) - В чём вы видите смысл человеческой жизни?

- Какие человеческие ценности Платонов считал самыми главными в жизни людей? На эти вопросы постараемся ответить в течение урока.

Уч-ль Давайте составим словарь по теме, который поможет дать ответ на поставленные вопросы.

На доске и в тетради.

Любовь жестокость

терпение насилие

искренность грубость

чуткость чёрствость

трудолюбие

7) - На основании этих слов скажите: «Каков, на ваш взгляд, основной приём построения рассказа?»

(Антитеза)

Этот приём просматривается и в поведении героев, и в их описании, и речи.

8) - Как этой мысли подчинена композиция рассказа?

Вспомните начальную и финальную сцены.

9) - Перекликаются ли они?

(Перекликаются. В начале произведения автор говорит о Юшке, о его доброте и трудолюбии, а в заключительной сцене – о доброте девушки-врача, которая бесплатно лечила людей от туберкулеза . Ее все знали, как дочь доброго Юшки).

Уч – ль. Такой прием, ребята, называется обрамление. Он помогает Платонову полнее раскрыть сущность нравственной связи между людьми: добро Юшки продолжила девушка.

Одна из несомненных удач Платонова – главный герой рассказа

10)- Найдите описание Юшки. Стр.

11) - Почему Платонов избрал главным героем своего рассказа такого непривлекательного внешне человека? Можно ли судить о человеке по внешнему виду?

(Внешне некрасивый, Юшка обладает богатым внутренним миром, добр, нельзя судить о человеке по его внешности)


- Платонов – мастер детали.

12) - Какая деталь помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа?

(Глаза). Глаза белые, как у слепца, в них влага, как неостывающие слёзы.

13) - Какие изобразительные средства использует?

(Сравнения, эпитет)

Уч-ль. Вообще, в литературе выражение глаз играет немаловажную роль.

14) - Чем называем глаза?

( Зеркалом души)

Уч – ль. С помощью глаз попытаемся заглянуть в душу героя.

15) - Что творится на душе у Юшки?

(Она плачет)

16) - От чего ?

(Ей плохо, она болит)

17) – Как он жил? Что делал?

(Выполнял незаметную, но нужную работу, питался очень скромно, одевался бедно, т.е. умел ограничивать себя в одежде и еде. )

18) – Не правда ли ценное качество?

19) – А как относились к нему окружающие?

Уч – ль. У вас было задание при чтении рассказа выделить самые значительные эпизоды и озаглавить их.

20) – Что получилось? ( Зачитывают:

1. Портретное описание Юшки («Портрет героя»)

2. Встреча Юшки с детьми. («Юшка и дети»)

3. Встреча Юшки со взрослыми («Юшка и взрослые»)

4.Тайная жизнь Юшки. («Юшка и природа»)

5. Юшка и весёлый прохожий

6. Память о добром Юшке ( «И всё-таки Юшка добрый»)

21) – Какие из этих эпизодов тематически близки друг к другу?

( 2,3,5 – это встреча Юшки с окружающим миром, реальным миром, народом)

22) - Проблемный вопрос:

– Юшка в разговоре с Дашей утверждает «Меня, Даша, народ любит!»

– Так ли это? Любит ли народ Юшку?

Уч – ль. Чтобы ответить на этот вопрос, поработаем в группах.

1 группа

«Юшка и дети»

Почему дети, которые всегда обостренно чувствуют доброго человека, издеваются над Юшкой?

(Юшка не такой, как все, он не похож на остальных, дети копируют отношение взрослых к Юшке, дети видят, как взрослые относятся к старику и также издеваются над беспомощным человеком.)


В тетради и на доске запишем своеобразную таблицу поведения, а главное – чувств, состояния героев.

Дети

…переставали играть, бежали, кричали

…поднимали ветки и бросали…

…снова окликали, бросали, трогали и толкали

…опять толкали и кидали комья земли

…сильнее толкали…кричали вокруг Юшки

…делали слишком больно

радовались

Юшка

…ничего не отвечал и не обижался

…шел тихо и не закрывал лицо

…шел и молчал

…не трогал и не отвечал

…говорил

радовался

Дети и Юшка ведут себя в этом “психологическом поединке” по-разному, а вывод одинаковый – радовались.

- Почему? (Дети радовались, что с ним можно делать все, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви, поэтому и терзают его).

- Каким предстает перед вами Юшка? (см. словарь темы) А дети? (Юшка – добрый, терпеливый. Дети – злые, жестокие, грубые).

Вообразите себя незримым свидетелем того, как “…дети кидали в Юшку комья, толкали старика и кричали вокруг него”. Как бы поступили вы?

2 группа Взрослые и Юшка

- А как относились взрослые к Юшке?

(Плохо. Они очень жестокие люди).

– Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? (Они не умеют любить. Не могут простить ему того, что он не такой как они.)

- Почему же Юшка не обижался на взрослых? (Текст)

(Он был уверен, что народ его любит, только любит без понятия. Сердце в людях бывает слепое).

(«Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.)

А как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ?

Работаем над синонимами: сострадание, сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость, соболезнование.

«Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека» (С. Ожегова).


Уч – ль. - А почему люди в этом городе такие злые? Какой жизнью живут взрослые и дети?

Жизнь города Жизнь Юшки

Пьянство Доброта

злоба всепрощение

скука понимание

ЗЛО

ДОБРО





Уч- ся. Вывод: серое существование, однообразие жизни развивало в людях злобу, в этой серости взрослые учили детей жестокости.

3 группа

- А были ли, на ваш взгляд, счастливые мгновения в жизни Юшки? (Да, это минуты, проведенные на природе).

- Перескажите, соблюдая стиль автора, эпизод, повествующий о минутах, проведенных Юшкой на природе.

- Что нового мы узнаем о Юшке?

(Очень любит природу. Среди природы ему лучше, чем среди людей. Бабочек и букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой).

- А как часто бывал Юшка наедине с природой? (Раз в год, когда ходил к девочке-сироте и относил ей деньги на учебу).

- Какие художественные средства использует автор, чтобы открыть нам тайны душевного состояния героя?

(Олицетворения – рождающиеся, умирающие, бормочущие; эпитеты – светлая теплота, сладкий воздух).

- Как это характеризует Юшку?

4 группа Юшка и веселый прохожий

– Чем помешал Юшка веселому прохожему? (Чего ты землю топчешь, божье чучело?)

Почему в первый раз осерчал Юшка?

(Он такой же как и все. В нем заговорило чувство собственного достоинства.)

Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь?

(Потому что тот впервые высказался в защиту себя.)

Переживает ли прохожий за содеянное?

(Нет, он со спокойной душой ушел домой пить чай.)

«Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся…» Почему Юшка повернулся вниз лицом? (Связать с любовью к земле, к природе.)

- Была ли на земле хоть одна душа, которая по-настоящему любила Юшку? (Прочитать: «Я никто.. всем телом и светом своего сердца».)


Так, напрасно ли прожил свою жизнь Юшка? Напрасно страдал?

Конечно же, нет. Жизнь его продолжается жизнью приемной дочери, которая

Лечит людей не только лекарствами, но и как Юшка способна сострадать, быть милосердной. И не случайно ее стали называть «дочерью доброго Юшки». Она – продолжатель его дела. Она, как и Юшка, гуманна. -

- А как вы считаете, правильно ли поступал Юшка?

- Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа?

(Конечно, Надо помнить всегда об окружающих и не причинять никому зла, быть добрым)

- Так легко ли быть добрым? Так что же в вашем понимании есть добро, а что зло? И как вы думаете, почему одним из эпиграфов к нашему уроку стали слова Л.Н.Толстого: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»

- Какие же нравственные заповеди оставил Андрей Платонов?

«Никто на земле не лишний»,

«нужно уважать в человеке человека»,

«доброта неизбывна, она согревает сердца людей, делает их жизнь светлее, усиливает веру в прекрасное».

-- Человек, делающий добро другим, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Отрадно, что ныне возрождаются такие понятия, как "доброта", "человечность", "милосердие". Многие организации, отдельные граждане осуществляют акции милосердия. А только ли в наше время стал актуальным этот вопрос?

Яхко Дарья провела социологический опрос среди учащихся нашей школы

на тему: «Основа человеческого счастья – доброта». В опросе принимали участие 46 школьников. Были предложены следующие вопросы:

Ты считаешь себя добрым?

Да -73,9%

Нет – 10,9%

Частично – 13,1%

Вокруг тебя есть добрые люди?

Да- 82,6%

Нет – 4,3%

Мало - 6,5%

Много – 6,5%

Стоит ли быть добрым?

Да - 86,9%

Нет - 4,3%

Иногда - 2,2%

Легко ли быть добрым?

Да - 43,5%

Нет - 41,3%

Наверно - 13%

Из 46 опрошенных ,на вопрос «Для чего нужно совершать добрые поступки?» ответили так:

Не знаю -12 человек

Чтобы было хорошо людям-13 человек

Чтобы тебя любили , уважали-4 человек

Чтобы иметь друзей-2 человек

Чтобы не ссориться-2 человек

Помочь людям-2 человек

Чтобы мир был добрым-2 человек

Чтобы тебе отвечали такими же поступками-2 человек

Чтобы самому было легче жить-1 человек

Просто так-1 человек

Самому приятно-4 человек

Чтобы окружающие люди совершали такие поступки-1 человек


Надо так жить каждому из нас: любить людей, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, не завидовать, не вредничать, не грубить.

В нашем современном мире такие качества, как доброта, милосердие, начали уступать место себялюбию, эгоизму , черствости, равнодушию, хамству, высокомерию. Этого нельзя допускать. Мы , будущее поколение, должны прислушаться к словам наших предков, мудрых людей и стать настоящими людьми. Слово «человек» звучит гордо. И поэтому нельзя терять человеческие качества.


Добро, человечность нельзя стереть с лица земли ни злом, ни насилием, ни глупостью. Они неподвластны времени, они подчинены наивысшему судье бессмертия – совести. «Хорошо быть ученым, поэтом, воином, но худо не быть при этом человеком», - сказал В.Г. Белинский. И мне хочется, чтоб каждый из вас нес ту частицу света, доброты, любви, которая согревала бы окружающих вас людей.

«Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе», - писал Р. Роллан.

Сегодня, ребята, ваши души прикоснулись к сердцу прекрасного человека. Хорошо и отрадно становится у нас на душе, оттого что до сих пор живут на нашей земле удивительные люди, согревающие нас своей теплотой и любовью.

Но горько и обидно другое: мы перестали их замечать, мы разучились им сострадать, мы привыкли над ними смеяться, и это, может быть, самое страшное. И все-таки, пока такие люди еще есть в нашей жизни, для нас еще не все потеряно.




Так что же в вашем понимании есть добро, а что зло? И как вы думаете, почему одним из эпиграфов к нашему уроку стали


Отсутствие любви, сочувствия, сострадания порой может оказаться губительным (смерть Юшки). Сочувствие, сострадание вызывают ответную доброту, поддерживают в жизни, дают силы (девочка-сирота).

Как важно не обмануть того, кто тебе доверился, кому ты посочувствовал, как трудно изо дня в день делать ДОБРО …


- В чём смысл и цель существования человека по рассказу Платонова? (любить людей, сострадать, проявлять милосердие)

 

4.) А в чём вообще вы видите смысл человеческой жизни?

- Какие человеческие ценности Платонов считал самыми главными в жизни людей?

 

- И взрослые и пожилые люди, видя в нём человека непохожего на них, вымещают на нём « злое горе и обиду» (обратите внимание на эпитет «злое горе», т.е. лютую ярость сердца).

Составим таблицу: Отношение жителей деревни к Юшке:

дети

взрослые

бросали ветки, камни

ударяли

толкали

швыряли комья земли

смеялись


блажной

непохожий

животное

божье чучело

били!!!

юрод негодный



Вывод:

Взрослые были более жестокие, чем дети. Для них «блажной», «убогий», «юродивый», не такой, как все, непохожий на всех.

- Какова, на ваш взгляд, тема рассказа? (Взаимоотношения между людьми).

Встреча Юшки с детьми







Задание: Рассмотрите внимательно иллюстрацию художника к рассказу «Юшка» на странице учебника. Какой эпизод изображён на ней?

Прошу ребят высказать своё мнение.

- Произошло то, чего хотели люди, - Юшка осерчал и ушёл из жизни. Признали они его «своим», «похожим»? Раскаялись?

Проститься с Юшкой пришли все, кто знал его и мучил при жизни. Прощения попросили. Но похоронили – и забыли про него.

Вновь обращаюсь к высказываниям ребят: «У Юшки, без сомнения, было доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем … Такой человек способен изменить мир».

Вместо точки в конце предложения ставлю вопросительный знак.

- Способен изменить мир Юшка?

Не ожидая ответа, ставлю вопросительный знак вместо точки после темы урока, записанной на доске.

- Нужен ли Юшка всему свету? Что изменилось в жизни людей после его смерти?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Сотвори добро (По рассказу А. Платонова Юшка")

Автор: Несмачная Любовь Ивановна

Дата: 28.12.2016

Номер свидетельства: 374168

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Открытый урок по литературе в 7 классе на тему "Жить по законам человечности. Сотвори добро в душе своей….""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_litieraturie_v_7_klassie_na_tiemu_zhit_po_zakonam_chieloviechno"
    ["file_id"] => string(6) "446815"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514306191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства