Просмотр содержимого документа
«Сотвори добро (По рассказу А. Платонова Юшка")»
Тема. Сотвори добро (По рассказу А.Платонова «Юшка»
Цели.
Образовательные: осмысление содержания рассказа А. Платонова «Юшка»;
размышление о добре и зле, любви к ближнему;
обучение умению анализировать текст художественного
произведения;
выделять основные проблемы, поднятые автором;
совершенствовать работу со словарём.
Развивающие: развитие навыков анализа эпического произведения;
развитие мышления учащихся через установление причинно-
следственных связей.
Воспитывающие: на примере литературного образа воспитывать собственные
внутренние качества доброты, внимательного отношения друг к
другу, заботу о близком человеке.
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Л.Н.Толстой
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Слово учителя:
Добро и зло… За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра и зла.
- Что такое добро?
( Это всё хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям.)
А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца? Говорят, человек появляется на свет чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие?
И я приглашаю вас к серьезному разговору о добре и зле, о нравственности и безнравственности, о плохом и хорошем в людях. И поможет нам раскрыть истинный смысл этих понятий небольшой рассказ Андрея Платонова с таким негромким и коротким названием «Юшка».
2) Посмотрите еще раз на слова темы урока и эпиграфа.
3) - Понятны ли вам эти слова? Просты ли они?
( На первый взгляд и слова просты, и сделать это легко. Но оглянёмся вокруг. Можно увидеть, что в мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть.)
Уч. Значит, творить добро умеют не все …
3. Анализ рассказа.
1) — Интересно ли было читать рассказ Платонова?
2) — Какие чувства вызвало у вас это произведение?
(Рассказ вызывает чувства грусти, жалости, сочувствия к главному герою. Жалко не только Юшку, но и людей, которые не поняли его. Для окружающих оказались недоступными такие чувства, как сострадание, сочувствие, доброта, любовь, милосердие.)
3.Словарная работа.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, милосердия.
Дмитрий – (восходит к древнегреческому имени Деметра – богиня плодородия) благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносит щедрые плоды добра.
Какова, на ваш взгляд, тема рассказа? (Взаимоотношения между людьми).
4) -- Почему рассказ назван «Юшка»? (по имени главного героя)
Юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью.
Значит Юшка – воплощенное добро, его утрата также губительна для людей.
5) - В чём смысл и цель существования человека по рассказу Платонова? (любить людей, сострадать, проявлять милосердие)
6) - В чём вы видите смысл человеческой жизни?
- Какие человеческие ценности Платонов считал самыми главными в жизни людей? На эти вопросы постараемся ответить в течение урока.
Уч-ль Давайте составим словарь по теме, который поможет дать ответ на поставленные вопросы.
На доске и в тетради.
Любовь жестокость
терпение насилие
искренность грубость
чуткость чёрствость
трудолюбие
7) - На основании этих слов скажите: «Каков, на ваш взгляд, основной приём построения рассказа?»
(Антитеза)
Этот приём просматривается и в поведении героев, и в их описании, и речи.
8) - Как этой мысли подчинена композиция рассказа?
Вспомните начальную и финальную сцены.
9) - Перекликаются ли они?
(Перекликаются. В начале произведения автор говорит о Юшке, о его доброте и трудолюбии, а в заключительной сцене – о доброте девушки-врача, которая бесплатно лечила людей от туберкулеза . Ее все знали, как дочь доброго Юшки).
Уч – ль. Такой прием, ребята, называется обрамление. Он помогает Платонову полнее раскрыть сущность нравственной связи между людьми: добро Юшки продолжила девушка.
Одна из несомненных удач Платонова – главный герой рассказа
10)- Найдите описание Юшки. Стр.
11) - Почему Платонов избрал главным героем своего рассказа такого непривлекательного внешне человека? Можно ли судить о человеке по внешнему виду?
(Внешне некрасивый, Юшка обладает богатым внутренним миром, добр, нельзя судить о человеке по его внешности)
- Платонов – мастер детали.
12) - Какая деталь помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа?
(Глаза). Глаза белые, как у слепца, в них влага, как неостывающие слёзы.
13) - Какие изобразительные средства использует?
(Сравнения, эпитет)
Уч-ль. Вообще, в литературе выражение глаз играет немаловажную роль.
14) - Чем называем глаза?
( Зеркалом души)
Уч – ль. С помощью глаз попытаемся заглянуть в душу героя.
15) - Что творится на душе у Юшки?
(Она плачет)
16) - От чего ?
(Ей плохо, она болит)
17) – Как он жил? Что делал?
(Выполнял незаметную, но нужную работу, питался очень скромно, одевался бедно, т.е. умел ограничивать себя в одежде и еде. )
18) – Не правда ли ценное качество?
19) – А как относились к нему окружающие?
Уч – ль. У вас было задание при чтении рассказа выделить самые значительные эпизоды и озаглавить их.
20) – Что получилось? ( Зачитывают:
1. Портретное описание Юшки («Портрет героя»)
2. Встреча Юшки с детьми. («Юшка и дети»)
3. Встреча Юшки со взрослыми («Юшка и взрослые»)
4.Тайная жизнь Юшки. («Юшка и природа»)
5. Юшка и весёлый прохожий
6. Память о добром Юшке ( «И всё-таки Юшка добрый»)
21) – Какие из этих эпизодов тематически близки друг к другу?
( 2,3,5 – это встреча Юшки с окружающим миром, реальным миром, народом)
22) - Проблемный вопрос:
– Юшка в разговоре с Дашей утверждает «Меня, Даша, народ любит!»
– Так ли это? Любит ли народ Юшку?
Уч – ль. Чтобы ответить на этот вопрос, поработаем в группах.
1 группа
«Юшка и дети»
Почему дети, которые всегда обостренно чувствуют доброго человека, издеваются над Юшкой?
(Юшка не такой, как все, он не похож на остальных, дети копируют отношение взрослых к Юшке, дети видят, как взрослые относятся к старику и также издеваются над беспомощным человеком.)
В тетради и на доске запишем своеобразную таблицу поведения, а главное – чувств, состояния героев.
Дети
…переставали играть, бежали, кричали
…поднимали ветки и бросали…
…снова окликали, бросали, трогали и толкали
…опять толкали и кидали комья земли
…сильнее толкали…кричали вокруг Юшки
…делали слишком больно
радовались
Юшка
…ничего не отвечал и не обижался
…шел тихо и не закрывал лицо
…шел и молчал
…не трогал и не отвечал
…говорил
радовался
Дети и Юшка ведут себя в этом “психологическом поединке” по-разному, а вывод одинаковый – радовались.
- Почему? (Дети радовались, что с ним можно делать все, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви, поэтому и терзают его).
- Каким предстает перед вами Юшка? (см. словарь темы) А дети? (Юшка – добрый, терпеливый. Дети – злые, жестокие, грубые).
Вообразите себя незримым свидетелем того, как “…дети кидали в Юшку комья, толкали старика и кричали вокруг него”. Как бы поступили вы?
2 группа Взрослые и Юшка
- А как относились взрослые к Юшке?
(Плохо. Они очень жестокие люди).
– Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? (Они не умеют любить. Не могут простить ему того, что он не такой как они.)
- Почему же Юшка не обижался на взрослых? (Текст)
(Он был уверен, что народ его любит, только любит без понятия. Сердце в людях бывает слепое).
(«Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.)
А как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ?
Работаем над синонимами: сострадание, сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость, соболезнование.
«Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека» (С. Ожегова).
Уч – ль. - А почему люди в этом городе такие злые? Какой жизнью живут взрослые и дети?
Жизнь города Жизнь Юшки
Пьянство Доброта
злоба всепрощение
скука понимание
ЗЛО
ДОБРО
Уч- ся. Вывод: серое существование, однообразие жизни развивало в людях злобу, в этой серости взрослые учили детей жестокости.
3 группа
- А были ли, на ваш взгляд, счастливые мгновения в жизни Юшки? (Да, это минуты, проведенные на природе).
- Перескажите, соблюдая стиль автора, эпизод, повествующий о минутах, проведенных Юшкой на природе.
- Что нового мы узнаем о Юшке?
(Очень любит природу. Среди природы ему лучше, чем среди людей. Бабочек и букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой).
- А как часто бывал Юшка наедине с природой? (Раз в год, когда ходил к девочке-сироте и относил ей деньги на учебу).
- Какие художественные средства использует автор, чтобы открыть нам тайны душевного состояния героя?
– Чем помешал Юшка веселому прохожему? (Чего ты землю топчешь, божье чучело?)
Почему в первый раз осерчал Юшка?
(Он такой же как и все. В нем заговорило чувство собственного достоинства.)
Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь?
(Потому что тот впервые высказался в защиту себя.)
Переживает ли прохожий за содеянное?
(Нет, он со спокойной душой ушел домой пить чай.)
«Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся…» Почему Юшка повернулся вниз лицом? (Связать с любовью к земле, к природе.)
- Была ли на земле хоть одна душа, которая по-настоящему любила Юшку? (Прочитать: «Я никто.. всем телом и светом своего сердца».)
Так, напрасно ли прожил свою жизнь Юшка? Напрасно страдал?
Конечно же, нет. Жизнь его продолжается жизнью приемной дочери, которая
Лечит людей не только лекарствами, но и как Юшка способна сострадать, быть милосердной. И не случайно ее стали называть «дочерью доброго Юшки». Она – продолжатель его дела. Она, как и Юшка, гуманна. -
- А как вы считаете, правильно ли поступал Юшка?
- Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа?
(Конечно, Надо помнить всегда об окружающих и не причинять никому зла, быть добрым)
- Так легко ли быть добрым? Так что же в вашем понимании есть добро, а что зло? И как вы думаете, почему одним из эпиграфов к нашему уроку стали слова Л.Н.Толстого: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»
- Какие же нравственные заповеди оставил Андрей Платонов?
«Никто на земле не лишний»,
«нужно уважать в человеке человека»,
«доброта неизбывна, она согревает сердца людей, делает их жизнь светлее, усиливает веру в прекрасное».
-- Человек, делающий добро другим, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Отрадно, что ныне возрождаются такие понятия, как "доброта", "человечность", "милосердие". Многие организации, отдельные граждане осуществляют акции милосердия. А только ли в наше время стал актуальным этот вопрос?
Яхко Дарья провела социологический опрос среди учащихся нашей школы
на тему: «Основа человеческого счастья – доброта». В опросе принимали участие 46 школьников. Были предложены следующие вопросы:
Ты считаешь себя добрым?
Да -73,9%
Нет – 10,9%
Частично – 13,1%
Вокруг тебя есть добрые люди?
Да- 82,6%
Нет – 4,3%
Мало - 6,5%
Много – 6,5%
Стоит ли быть добрым?
Да - 86,9%
Нет - 4,3%
Иногда - 2,2%
Легко ли быть добрым?
Да - 43,5%
Нет - 41,3%
Наверно - 13%
Из 46 опрошенных ,на вопрос «Для чего нужно совершать добрые поступки?» ответили так:
Не знаю -12 человек
Чтобы было хорошо людям-13 человек
Чтобы тебя любили , уважали-4 человек
Чтобы иметь друзей-2 человек
Чтобы не ссориться-2 человек
Помочь людям-2 человек
Чтобы мир был добрым-2 человек
Чтобы тебе отвечали такими же поступками-2 человек
Чтобы самому было легче жить-1 человек
Просто так-1 человек
Самому приятно-4 человек
Чтобы окружающие люди совершали такие поступки-1 человек
Надо так жить каждому из нас: любить людей, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, не завидовать, не вредничать, не грубить.
В нашем современном мире такие качества, как доброта, милосердие, начали уступать место себялюбию, эгоизму , черствости, равнодушию, хамству, высокомерию. Этого нельзя допускать. Мы , будущее поколение, должны прислушаться к словам наших предков, мудрых людей и стать настоящими людьми. Слово «человек» звучит гордо. И поэтому нельзя терять человеческие качества.
Добро, человечность нельзя стереть с лица земли ни злом, ни насилием, ни глупостью. Они неподвластны времени, они подчинены наивысшему судье бессмертия – совести. «Хорошо быть ученым, поэтом, воином, но худо не быть при этом человеком», - сказал В.Г. Белинский. И мне хочется, чтоб каждый из вас нес ту частицу света, доброты, любви, которая согревала бы окружающих вас людей.
«Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе», - писал Р. Роллан.
Сегодня, ребята, ваши души прикоснулись к сердцу прекрасного человека. Хорошо и отрадно становится у нас на душе, оттого что до сих пор живут на нашей земле удивительные люди, согревающие нас своей теплотой и любовью.
Но горько и обидно другое: мы перестали их замечать, мы разучились им сострадать, мы привыкли над ними смеяться, и это, может быть, самое страшное. И все-таки, пока такие люди еще есть в нашей жизни, для нас еще не все потеряно.
Так что же в вашем понимании есть добро, а что зло? И как вы думаете, почему одним из эпиграфов к нашему уроку стали
Отсутствие любви, сочувствия, сострадания порой может оказаться губительным (смерть Юшки). Сочувствие, сострадание вызывают ответную доброту, поддерживают в жизни, дают силы (девочка-сирота).
Как важно не обмануть того, кто тебе доверился, кому ты посочувствовал, как трудно изо дня в день делать ДОБРО …
- В чём смысл и цель существования человека по рассказу Платонова? (любить людей, сострадать, проявлять милосердие)
4.) А в чём вообще вы видите смысл человеческой жизни?
- Какие человеческие ценности Платонов считал самыми главными в жизни людей?
- И взрослые и пожилые люди, видя в нём человека непохожего на них, вымещают на нём « злое горе и обиду» (обратите внимание на эпитет «злое горе», т.е. лютую ярость сердца).
Составим таблицу: Отношение жителей деревни к Юшке:
дети
взрослые
бросали ветки, камни
ударяли
толкали
швыряли комья земли
смеялись
блажной
непохожий
животное
божье чучело
били!!!
юрод негодный
Вывод:
Взрослые были более жестокие, чем дети. Для них «блажной», «убогий», «юродивый», не такой, как все, непохожий на всех.
- Какова, на ваш взгляд, тема рассказа? (Взаимоотношения между людьми).
Встреча Юшки с детьми
Задание: Рассмотрите внимательно иллюстрацию художника к рассказу «Юшка» на странице учебника. Какой эпизод изображён на ней?
Прошу ребят высказать своё мнение.
- Произошло то, чего хотели люди, - Юшка осерчал и ушёл из жизни. Признали они его «своим», «похожим»? Раскаялись?
Проститься с Юшкой пришли все, кто знал его и мучил при жизни. Прощения попросили. Но похоронили – и забыли про него.
Вновь обращаюсь к высказываниям ребят: «У Юшки, без сомнения, было доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем … Такой человек способен изменить мир».
Вместо точки в конце предложения ставлю вопросительный знак.
- Способен изменить мир Юшка?
Не ожидая ответа, ставлю вопросительный знак вместо точки после темы урока, записанной на доске.
- Нужен ли Юшка всему свету? Что изменилось в жизни людей после его смерти?